kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика работы педагога хореографа с подростковым возрастом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данной выпускной квалификационной' работы: «Специфика работы педагога-хореографа дополнительного образования с подростковым возрастом» она 'очень актуальна на сегодняшний день, потому что обучение и воспитание детей и юношества является сегодня одной из важнейших проблем образования. Этот вопрос подробнейшим образом обсуждался в 2001 году, в Москве, в Министерстве образования Российской федерации', где проходило Всероссийское родительское собрание. Его организаторами были Министерство образования, Педагогическое общество России, журнал «Воспитание школьников». Тема собрания: «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры». В собрании принимали участи представители различных регионов страны - родители, педагоги, ученые, врачи, сотрудники общественных организаций, занимающиеся проблемами семьи и детства.

Шел серьезный разговор о наболевших родительских проблемах, обмен опытом взаимодействие семьи и школы. Всех нас волнует вопрос, чем конкретно мы можем помочь, ведь, духовно- нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение - важнейшая составная общественного развития. А резкая смена ценностных ориентиров, произошедшая в обществе на рубеже 80-90х ГГ. создала ситуацию духовного вакуума, который зачастую стал заполняться низкопробными псевдоценностями, культом насилия, секса, потребительства. Сложная социально-экономическая ситуация усугубила эти процессы: в среде молодого поколения начали активно проявляться асоциальные и аморальные явления: преступления и правонарушения, наркомания, проституция и т.д. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы педагога хореографа с подростковым возрастом»

«Специфика работы педагога хореографа с
подростковым
возрастом»

Работу выполнила:

Ягант Г.А.
педагог хореограф
МБОУ СОШ №82

Литература:

  1. Н.А. Белкова, О.В. Кветная, ТВ. Пуртова «Учите детей
    танцевать»,Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
    2004г.

2. с.и. Бекина «Музыка и движение», М.: «Просвещение», 1994г.

  1. ТФ. Коренева «Музыкально- ритмические движения для детей
    дошкольного и младшего школьного возраста» Москва
    Гуманитарный издательский центр, 2001 г.

  1. Г'Франио, И.Лифиц «Методическое пособие по ритмике», Москва
    «Музыка», 1995г.

5. И.В. Лифиц «Ритмика» часть 1, Москва 1992 г.

6. И.В. Лифиц «Ритмика» часть 2, Москва 1992 г.

  1. Т Рошерс «Музыкально - ритмическое воспитание», М.:
    «Просвещение», 1994 г.

1.Введение.

1.1 Актуальность темы.

Тема данной выпускной квалификационной' работы: «Специфика работы педагога-хореографа дополнительного образования с подростковым возрастом» она 'очень актуальна на сегодняшний день, потому что обучение и воспитание детей и юношества является сегодня одной из важнейших проблем образования. Этот вопрос подробнейшим образом обсуждался в 2001 году, в Москве, в Министерстве образования Российской федерации', где проходило Всероссийское родительское собрание. Его организаторами были Министерство образования, Педагогическое общество России, журнал «Воспитание школьников». Тема собрания: «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры». В собрании принимали участи представители различных регионов страны - родители, педагоги, ученые, врачи, сотрудники общественных организаций, занимающиеся проблемами семьи и детства.

Шел серьезный разговор о наболевших родительских проблемах, обмен опытом взаимодействие семьи и школы. Всех нас волнует вопрос, чем конкретно мы можем помочь, ведь, духовно- нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение - важнейшая составная общественного развития. А резкая смена ценностных ориентиров, произошедшая в обществе на рубеже 80-90х ГГ. создала ситуацию духовного вакуума, который зачастую стал заполняться низкопробными псевдоценностями, культом насилия, секса, потребительства. Сложная социально-экономическая ситуация усугубила эти процессы: в среде молодого поколения начали активно проявляться асоциальные и аморальные явления: преступления и правонарушения, наркомания, проституция и т.д.

Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, направленная на поиск заработка, постоянные. психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

С другой стороны, современная молодежь, по сравнению с молодыми людьми 70х и даже 80х гг. более независимая, самостоятельная, критически мыслящая, она не удовлетворяется изжившими себя воспитательными мифами, ищет живого дела, приложения своих сил. Все прочнее и прочнее укореняются в молодежной среде идеалы свободы, демократии, гражданского общества. от того насколько и правильно будут освоены эти идеалы подрастающим поколением, будет зависеть их будущее. ,

Но, а пока, какие же проблемы воспитания нас волнуют? Их можно сгруппировать следующим образом: социальные, которые решаются в процессе дальнейшего развития экономики; нравственные и педагогические проблемы - ослабление роли семейного воспитания, проблемы «отцов и детей», отсутствие устойчивых нравственных ориентиров у подростков, их агрессивность, инфантилизм, взаимоотношения семьи и школы и многие другие.

, На решение этих проблем направлена деятельность системы образования на
всех уровнях, других заинтересованных ведомств.

В последнее время функции школы стали многообразнее. При этом роль школы в известной мере изменилась по сравнению с той, которая была в прошлом, поскольку возможности учащихся удовлетворять свои познавательные потребности и интересы вне школы значительно расширились.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто' малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не
на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевиденья, музыкой «диско» другими ее легкими жанрами.Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие.

. Все это затрудняет нормальное психическое и физическое развитие подростка и молодежи.

Еще одна из серьезнейших проблем - профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается нуклонным «омоложением» тех, к попал в зависимость от этого страшного недуга. По данным медико- социальных данных возраст начала употребления алкоголя снизился до 14,2 лет среди мальчиков, и 14,6 лет среди девочек.

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ превратилось с серьезную социальную педагогическую, медицинскую проблему. Наркомания приводит к тяжелеишим психическим, личностным, и поведенческим расстройствам, административным правонарушениям, и уголовным преступлениям, уходу из образовательных учреждений и ' семьи, бродяжничеству, заражению гепатитом, СПИДом и иными заболеваниями преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам.

Возникает вопрос: что делать для решения всех этих проблем. Министерство образования пошло по пути проведения ряда дискуссий, где учеными и практиками обсуждались проблемы воспитания и конкретные пути решения, а также изданием большего количества методической литературы из опыта работы с подрастающими поколениями в адрес педагогов, а также родителей.

Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды .В данной выпускной квалификационной работе будет подробнейшим образом рассмотрен подростковый возраст, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Также будут указаны особенности на которые нужно обратить внимание при

организации работы с детьми данного возраста; познакомит с тем, как искусство

(в частности хореография) влияет на человека.

Подростковый возраст - это возраст интеллектуального, нравственного и общественного самоуправления личности. В этом возрасте нормальное духовное развитие школьника зависит от того насколько глубоко происходит его интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральных убеждений. Поэтому главная задача педагога организовать такой процесс обучения и образования, который бы учитывал все эти возрастные особенности,

С этой целью в обучении и воспитании используют возрастной подход, т. е. учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психологических, социальных), а также' социально-психологических особенностей групп воспитуемых , обусловленных их возрастным составом.

Возрастные особенности образуют комплекс физиологических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека которые характерны для большинства людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются историческими, социальными, культурными изменениями, которые свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события и процессы жизни. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной

субкультуры.

Особое интегрирующее значение для воспитания имеет положение о том, которых зависит его личностное развитие. С этой целью используется возрастной подход, который призван обеспечивать условия для их эффективного решения.

Условно можно выделить три группы задач 'для. каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные; социально-психологические. Естественно-культурные задачи достижение определенного уровня биологического созревания, физиологического и сексуального развития, имеющие некоторые регионально-культурные объективные и нормативные различия.

Социально - культурные задачи (познавательные, морально-нравственные,

ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности институтами воспитания, с другой стороны существуют в. виде определенных норм и ценностей в общественной практике. Социально-психологические задачи - становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни. Помощь личности в решении эти задач может быть. оказана через развитие у нее рефлексии и саморегуляции, а также созданием условий для адекватного самопознания, личностно-значимых и социально ,приемлемых самореализации и
самоутверждения. Необходимо учить человека' ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и его личностным ресурсам; вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств; способам сотрудничества решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.

Что будет также раскрыто и отражено в данной дипломной работе.

Для начала, определение понятию специфика.

Специфика (позднелатинское -особый, особенный) отличительные особенности, характерные особенности, присущие только данному предмету,
явлению.

Так чем же подростковый возраст отличается от остальных периодов развития ребенка?

Подростковый, отроческий возраст - от 11 до 15-16 лет. Его называют переходным, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток- полуребенок и полувзрослый. детство уже ушло, но зрелость еще, не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывают все стороны развития подростка: и его анотомо -фозиологическое, и интеллектуальное, и. нравственное развитие, и все виды деятельности.

· Особенно большое влияние на становление личности ребенка на. его
развитие оказывает искусство. Но в школе оно в основном проходит по верхним этажам, не затрагивая глубоко эмоции детей, а стало быть, не становясь частью их культуры. Ученики не знают нотной грамоты и не способны на самую простую музыкальную композицию, как они пишут литературные сочинения, не промышляя стать писателями.

На уроках рисования принуждены рисовать 'с натуры, приучая тем самым к

неискренности, сковывая инициативу, вырабатывая, за известным

профессиональным ) исключением, отвращение к этому занятию.) Без воспитания эстетически и духовно развитых людей, умеющих с детских лет понимать и ценить искусство, без пробуждения у ребенка творчества невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Хореография играет здесь не последнюю роль, ведь, благодаря танцам, происходит активное общение сверстников, ведь из всех. видов увлечений танец раскрывает непосредственность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце- наиболее доступная форма познания мира окружающих людей.
Молчаливый и быстрый взгляд усваивает колоссальную по важности и объему

Информацию, интонацию речи, выразительность позы, силуэта, жеста, взгляда-всей манеры непосредственного поведения. Проявляемый в танце ритм пластический портрет его исполнителей красноречивее всяких словесных
характеристик.

А на современном этапе юношество в своей массе не обладает даже элементарными выразительными средствами танцевальной импровизации, которая противостоит проявлению в человеке его стадных инстинктов и чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздеиствиям. Отличительная особенность нервной системы ребенка - ее повышенная возбудимость, обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе ребенок, тем сильнее выражена эта особенность. Недостаточность активного внутреннего торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются вегетативная нервная и эндокринная системы. Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18-20 годам). Нарастает масса мышц и их выносливость. Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитанию и хореографии.

Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма. Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребенка в возрасте 7-9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника. Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во все

органах и системах. Погодовые сдвиги основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся регулярной функции парасимпатической нервной системы.

Приблизительно к 11-12 годам у девочек и к 14-15 года у мальчиков отмечается так называемый пубертатный скачек роста, который сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается так называемый эндокринный взрыв, вызванный значительными изменениями в деятельности гипотоламо-гипофизарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности

всего организма. Влияние гормональных перестроек на организм настолько велико, а индивидуальная чувствительность к ним И'· темпы полового созревания столь различны,что анатомо-физиологические особенности детей в большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом. Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией: чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудание или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т.д.

Показатели психического и психофизиологического развития детей .взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, в детском саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду других показателей.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Отрочество и ранняя юность является возрастом интеллектуального, нравственного и общественного самоуправления личности. В этом возрасте нормальное духовное развитие школьника зависит от того насколько глубоко
происходит его самоутверждение во всех сферах деятельности и отношений в коллективе -в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральных
убеждений.

Но какой он этот подростковый возраст? Вот как описывает его венгерский
психолог Г. Элемер в своей книге " Удивительная страна. " Удивительная страна - это страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое стоит вверх ногами.» Самое главное в этом возрасте то, что подросток уже не ребенок, он не хочет, чтобы его считали таким. Он стремится к взрослости, звонит во все колокола, требует признания его прав на взрослость.

У подростков преувеличенное представление о своих возможностях не все
взрослое ему под силу. Однако подросток не хочет этого признавать. Его притягивает все героическое, необычное, он стремиться на деле доказать свою исключительность, хотя мучается что это выражается-в форме дерзости учителю, неоправданного упрямства, ненужной бравады своими недостатками.

Адекватное и успешное обучение можно вести только при правильной оценки и учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, поэтому первая задача дать верную картину изменений организма подростка. Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого мира. Подростковый возраст переходный прежде всего в биологическом смысле.







, .

. 2.1 Анатомо-физиологические особенности развития подростка


Анатомо-физиологические особенности - это возрастные особенности строения, функций детского организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет анатомо-физиологических особенностей детей необходимы для правильной постановки обучения и воспитания- детей 'разного возраста. Возраст детей условно ограничивается
первыми 18 годами. жизни, в которых выделяют несколько периодов.

Характерные: показатели возрастных изменений физического развития

организма -масса длина и площадь поверхности тела (ее увеличение свидетельствует о -совершенствовании физического развития и указывает на степень морфофункциональной зрелости организм. Наиболее интенсивное изменение всех параметров физического развития первого года жизни. Так, если отмечается тенденция ускорения темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление

получило название акселерации.

КОЖА . Величина кожной поверхности по отношению к весу у подростка больше, чем у взрослого. Ограниченная возможность потоотделения и несовершенство сосудистых реакций затрудняет у детей терморегуляцию. Вот почему даже незначительное переохлаждение или перегрев может привести к нарушению здоровья (нарушение сердечной деятельности, потерю сознания). Переохлаждение, в первую очередь нижних конечностей, приводит к снижению сопротивляемости организма, инфекциям и развитию простудных заболеваний.


МЫШЕЧНАЯ И КОСТНАЯ СИСТЕМА

Скелет и мышцы образуют опору нашего тела и являются органами движения. Развитие мышц происходит главным образом за счет утолщения мышечных волокон. Тонус сгибателей у подростков преобладает над тонусом разгибателей. Это ведет, в частности к развитию сутулости (кифоз) и кривобокости (сколиоз). У подростков плохо развиты мышцы живота.

Следствием данного факта становится невозможность подростка долго стоять на вытяжку. Костная система развивается до 12 лет, до этого периода все новые ядра окостенения в хрящевой ткани. Рост кости у женщин прекращается в 19 лет у мужчин в 22-24 года. Форма таза у девочек и у мальчиков одинаковая до периода' полового созревания. Далее , женская фигура характеризуется некоторым расширением таза по отношению к плечевому поясу. Мужская фигура имеет обратные пропорции.


ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Носовые ходы и верхние дыхательные пути у ребенка узкие и недоразвитые миндалины в 7-

10 лет достигают своего максимального размера, а к 14 годам резко уменьшаются. Гортань, трахея и бронхи у подростков уже чем у взрослых. В ходе полового созревания у мальчиков окончательно закрепляется мужской тип дыхания":" брюшной. Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. Принято считать , что половое созревание и половая идентификация (т.е. определенная, мужская или женская , половая отнесенность). - два разведенных' во времени процесса, на самом деле они лишь две линии одного и' того же сложного процесса

психосексуального развития. В 11-14 лет) девочек начинает изменяться фигура по женскому типу, а у мальчиков - по мужскому типу.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Выворотность ног, то есть способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении еn dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.

Стопа - сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат - является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. В классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

Подъем стопы - это изгиб степы вместе с пальцами. Форма подъема

зависит от строения стопы и эластичности связок, различают три фермы подъема

стопы: высокий подъем, средний и маленький.

Соответствующее состояние степы и ее подъема - обязательное профессиональное требование для классического танца. «Балетный шаг». Под этим понятием В' хореографии подразумевается способность будущего. артиста свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назадпри выворотном положении опорной и работающеи ноги. Гибкость тела - одно из главных профессиональных требований к тем, кто

собирается заниматься хореографией. Гибкость корпуса зависит от гибкости

позвоночного столба определяется строением позвоночных хрящей. Гибкость или

прогиб назад должен быть в области нижних грудных и верхних поясничных

позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению

межпозвонковых 'дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных

мышц и связок.

Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость воздушность, полетность и поэтому является его важной составной частью. Для прыжка важно качество, обозначаемое в балете словом ballon - умение высеко и эластично прыгнуть вверх сохранить во время прыжка рисунок позы.

Музыкально-ритмическая координация - это. умение координировать

( согласовывать ) движения частей тела во времени и пространстве под музыку для решения конкретной задачи.

Устойчивость (апломб тела), степень которой зависит от координации как в статике, так и" в динамике. Основой стержнем устойчивости является позвоночник.





2.2 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережают собственно личностное развитие детей.

Подростки и юноши уже самим могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступны интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных предпосылок, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобщение. подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами. К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

МЫШЛЕНИЕ

Основная особенность мыслительной деятельности подростка нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образнным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают а сохраняются и развиваются , продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления.


ПAМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

Главной особенностью внимания так же , как и памяти в подростковом

возрасте является его произвольность и подконтрольность . В отличие от непроизвольного внимания , определяющегося ярко бросающимся в глаза или незнакомым качеством объектов, произвольное внимание полностью организуется учащимся.

Интерес к учебной деятельности в подростковом возрасте нередко падает за счет повышения интереса к другим сторонам окружающей дейстьительности к другим людям и собственному «Я». Возникает период более или менее продолжительный, когда в школу ходят не для того, чтобы учиться , а чтобы 'Встретиться с товарищами" увидеть его или ее. Поэтому от учителя требуется такт и терпение - слежка и публичное пристыжение не приносят пользы; зачастую наносят душевные травмы подростку или выливаются в скандалы. Утомление - физиологический процесс. Утомление обратимо путем переключения с одного вида деятельности на другой, включений дополнительных позитивных, положительных раздражителей снижает утомление.



ТЕМПЕРАМЕНТ

При обучении детей хореографии важно знать, к какому типу высшей

нервной деятельности относиться психика того или иного ребенка.

Свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию и развитию танцора, поэтому существенное. значение при обретает отбор детей для обучения танцу по темпераменту. Наиболее подходящими изчетырех типов темперамента принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых индивидуальных с ними занятий. Что касается меланхоликов, то их не рекомендуется принимать при отборе кандидатов.


2.3 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА

- со взрослыми. В отрочестве общение с родителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства , взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность,отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся

ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Подросток испытывает , потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремиться к

принятию на себя обязанностей. Характерным для подросткового возраста является имитация чьего- либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого человека - общение со сверстниками. В своей среде, взаимодействуя друг с другом , подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность , совместное постижение ОКРУЖ4ющего мира и друг друга становятся самоценными. Общение становится на столько интересным,

что дети забывают об урока, и домашних заданиях. Связи с родителями, стольэмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными, Подросток в категоричной форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений ,

комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых -объединениях в зависимости то общего уровня развития, и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.д, Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе, Подросток ощущает сложную потребность в сверстнике, в чувстве

«МЫ», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывать чувство растерянности и тревоги. Совсем другое когда подросток отношения со сверстниками строятся благополучно, подросток удовлетворен этим и чувствует себя счастливым.




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА

БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе типовой министерской

программы-. Охватывает возрастные рамки от 1 О до 15~ 16 лет. Первый год обучения.

Актуальность данной программы. В связи с расширением школьной программы, введения компьютеризации и т. д. способствует ограничению двигательной активности детей, а это, в свою очередь приведет к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных функциональных отклонений, таких как, нарушение, осанки, деформация

позвоночника, излишний вес и ожирение, близорукость и т.д. , а далее к возникновению и развитию различных заболеваний. Сейчас, уже объективно доказано, что правильное формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, для наивысшего раскрытия и проявления потенциальных возможностей каждого человека, его способностей и талантов.

Занятия бальным танцем открывают для этого огромные возможности, потому что-включают в себя:

- Общеразвивающие гимнастические упражнения;

- Специальные тренажные упражнения;

- Разучивание конкретных танцевальных элементов;

- Самостоятельное творчество детей .'

Все это сочетается с :

- элементами игры;

- музыкальным сопровождением, и

-эмоционально положительным настроем самого занятия;

Т.е. всем тем, что особенно привлекательно для детей. Поэтому, танец выполняет функцию психической и самотической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. К тому же занятия бальным. танцем является наиболее массовой, общедоступной формой приобщения школьников к хореографии. Занятия проводятся с каждой группой отдельно внеурочное время. Дети делятся в группы по возрасту и уровню подготовки.Продолжительность занятий - 90 минут (два академических часа). Наполняемость групп - 15 человек. .

Целью программы «Бальные танцы» является: - приобщение школьников к искусству хореографии, и бального танца в частности. Целью хореографических занятий является формирование личности школьника, идейно- нравственной направленности, его сознания в отношении к хореографической культуры, понимания ценности подлинного искусства, чтобы
они могли самостоятельно разбираться в окружающих явлениях.

Задачи программы:


- изучение основ и движений I

- развитие гибкости, координации движения, правильной осанки, красивой походки, выносливости, скоросно-силовых качеств, укрепления
ОПОРНО- двигательного аппарата;

-развития навыков актерской выразительности;

- знакомство с музыкальной грамотой, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность;

-развитие чувства коллективности, товарищности, дружбы.

Уровень освоения данной программы - общекультурный. Основным показателем танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучаемых занимавшихся по данной программе, можно считать:

- музыкальность и выразительность;

- правдивость и искренность в передаче танцевального образа;

-осмысленное отношение к танцу как к художественному

произведению, отражающему чувства и мысли человека.

Для достижения конечного результата в процессе реализации программы
необходимо использовать следующие методы:

1.Для достижения результата:

- объяснение (словесное пояснение к каждому конкретному движению)

- наглядность (показывается каждое движение);

2.Для выработки умений:

- упражнение (тренаж, многократное повторение);

3.Для закрепления: - повторение;

4.Для стимулирования учебной деятельности: - использование
игр и игровых форм;

5.Для развития познавательного интереса- метод создания
ситуаций творческого поиска.

Бальный танец сочетает в себе средства музыкального, пластического и
художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе
обучения все эти средства. взаимосвязаны, взаимообусловлены. Остановимся на
каждой характеристике каждого из них.

Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т. е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания - одной из задач обучения бальной хореографии.

Освоение бального танца связано с определенной "тренировкой тела, Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Бальный танец оказывает также большое' влияние на формирование внутренней культуры человека. Эти занятия. органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между

людьми. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный

хapaкrep , занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами,

умение считаться с их интересами . Бальный танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Отсюда возникает вопрос: какими методами происходит развитие психических функций; творческих способностей и личностных качеств обучающихся?

Для этого можно использовать метод:

-творческое задание (сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов или кроссвордов, написание стихов);

- перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для обучающихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

После разучивания основных движении, изучений комбинаций, необходим учет знаний, с этой целью можно применять такие методы:

- повседневное наблюдение за обучающимися:

- метод взаимной проверки (проверка двумя учащимися друг у друга

правильного выполнения);

- устный опрос (его можно применять при учете теоретического

материала);

- концерт (демонстрация итогов проведенной работы);

- диагностика обучения.

Процесс обучения танцу требует значительного времени и внимания. Для этого необходимо прежде всего соблюдение такого условия как приемственность в обучении: очень важно продолжение обучения . в последующие годы, так как пределу совершенствования техники исполнения танца не существует.

В кружке бального танца занимаются все желающие. Они делятся на группы с различным уровнем. подготовки, и уже в зависимости от этого регулируется темп занятия (в частности разучивание движения), а творческие

задания (одна группа уже сама придумывает комбинации, другая еще только разучивает их)


Принципы на которых строиться данная программа.

ОБЩИЕ:

  1. Наглядность

  2. Последовательность и систематичность

З. Доступность

  1. Прочность усвоения знаний

  2. Сознательности и активности

Основополагающие:

1. Принцип учета реальных возможностей и обеспечения
программы

2. Принцип ориентации на потребность в обществе и личностном
общении

3. Принцип возможности корректирования программы с учетом
изменений условий и требований к уровню образованности личности,
возможности адаптации обучающегося к современной социокультурной среде


ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН


п/п

Разделы (темы)

Общее

Кол-во часов

Теоретическое кол-во часов

Практическое кол-во часов


,

Первое полугодие






Учебно-тренировочный







1

Азбука музыкального движения

4

1

3

2

Разминка

13

0.5

12.5

3

Партерная гимнастика

7


7

4

Пластические упражнения

5


5

5

Элементы классического танца

14.5

0.5

14

6

Элементы Народного танца

7

0.5

6.5

7

Работа над репертуаром

72

2

70

8

Игровые упражнения

1.5

-

1.5

9

Организационная работа, воспитательная работа

4


4




.1

Беседы об искусстве

6

6

-

.2

Экскурсии, посещение театров, концертов, музеев

4

-

4

3

Праздничные мероприятия

6

6

-


ОБЩЕЕ

144

10.5

133.5




Второе полугодие

I

Учебно-

тренировочный




.1

Разминка

15

-

15

2.2

Партерная

гимнастика

9

-

9

3.3

Пластические упражнения

5

-

5

4.4

Элементы

классического танца

9

0.5

8.5

.5

Элементы народного танца

9

0.5

8.5

6.6

Элементы историко-бытового танца

8

0,5

7.5


Работа над КПТ

175

0.5

74.5


Организационная работа

4

-

4


Воспитательная работа



6

.1

Праздничные мероприятия

6

-


.2

Резервное время

4

-

4


ОБЩЕЕ

144

1.5

142.5


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРА.ММЫ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ: Учебно – тренировочный

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПР АЖНЕНИЯ- система специально разработанных
хореографических движений, направленная на формирование и развитие
танцевальных навыков.

Цели учебных занятий:

  1. сформировать хореографическую культуру;

  2. постоянно поддерживать хореографическую форму;

  3. воспитание единой танцевальной манеры коллектива. Весь танцевальный материал располагается в процессе обучения по
    степени сложности.

ТЕМА 1.1 Азбука музыкального движения

ЦЕЛЬ: учить детей слушать музыкальное произведение, понимать характер музыки и двигаться в соответствии г ним, выполнять образные движения, формировать предпосылки танцевального творчества; развить чувство ритма.

1. Характер музыки (веселая, спокойная, энергичная, торжественная); темп музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро).

2. Длительность, ритмический рисунок, акцент, музыкальный размер.

Воспроизвести хлопками рук и движениями ног (шагами, притопыванием) разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых. Определить музыкальный размер: 2/4,3/4, 4/4 и продирижировать в заданном размере.

3. Строение музыкального произведения: вступление, части, музыкальная
фраза,

4. Музыка маршевая и танцевальная. Особенности танцевальных жанров:
вальс, полька, галоп.

ПРАКТИКА. Движения в характере и темпе музыки. Шеренга, колонна.

Перестроение из колонны по одному, в пары на месте, -построения - круг,
сужение и расширение. Танцевальный шаг (с носка), шаг на полупальцах, легкий
бег, шаг с подскоком, танцевальные шаги и бег в образе лисицы, журавля, кошки,
мышки, медведя. Поклон мальчика, книксен у девочки.


ТЕМА 1.2 Диско-разминка.

ЦЕЛЬ: подготовить организм к дальнейшей работе, овладение школой движения;

воспитание физических качеств;

оздоровление различных органов и систем организма;
формирование правильной осанки.

1.0бщеразвивающие движения под музыку
- упражнения для рук и плечевого пояса:

Поднимание и опускание рук и плечевого пояса,

Сгибание и разгибание рук.
Повороты рук.

Круговые движения руками (поочередные, одновременные, последовательные ).

Взмахи и рывковые движения.

Упражнения в статистических положениях

Упражнения на расслабление рук и плечевого пояса
-упражнения для мышц шеи: наклоны головы 'вперед, назад, в стороны.

  1. Повороты головы налево, направо.

  2. Круговые движения головой.

-упражнения для ног и тазового пояса:

Различные виды шагов и бега:

  1. естественные бытовые шаги.

  1. Танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног.
    З. Шаркающие шаги (всей подошвой).

  2. Шаги на полупальцах при вытянутых коленях.

  3. Шаги на пальцах.

  4. Шаги с высоко поднятыми коленями и вытянутыми пальцами ног.

  5. Легкий бег.

  6. Бег с вытянутыми пальцами ног.

  7. Бег с высоко поднятыми коленями.
    1 О.Бег с подскоками.

11.Бег с выбрасыванием ног вперед на 45градусов.
12.Мелкий бег на полупальцах.
Примечание: положение рук при маршеровке:

А). руки опущены вниз, на небольшом расстоянии от корпуса, локти слегка
закруглены, кисти продолжают линию локтя;

Б) руки, согнутые в локтях, находятся на талии (локти направлены в
стороны);

В) для детей с отклонениями в осанке эти упражнения предполагают
различные комбинации положений рук.


ТЕМА: 1.2 Партерная разминка (вспомогательные и орригирующие упражнения на полу)
1. На напряжение и расслабление мышц

2. Для улучшения выворотности ног

З. ДЛЯ исправления седлообразной спины

  1. Для исправления сутулости

  2. Для исправления асимметрии лопаток

6. Для исправления Х-образных и О-образных, ног
7. Подводящие к экзерсису

Некоторые рекомендации по исполнению различных видов шагов и бега
Во время маршировки и бега особое внимание необходимо обращать:

-на симметрию частей тела;

-на умение переносить тяжесть тела с одной ноги на другую при спокойном корпусе;

-на подтянутость, легкость и собранность всей фигуры, ее устремленности вверх без излишнего напряжения, особенно без напряжения мышц шеи;

-на правильное положение ног во время движения (особенно стоп), которые должны поворачиваться пяткой наружу, то есть супинироваться;

-на правильное положение корпуса (корпус нужно держать прямо,
надплечья должны быть опущены, грудная клетка слегка развернута), голова держится непринужденно (не запрокидывается и не опускается вниз);

Некоторые рекомендации к исполнению вспомогтельных и корригирующих упражнений на полу.

Задачи подготовительных упражнений: организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все усилия на физическую нагрузку, подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся недостатки в осанке. Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног.

Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе при выпрямленных ногах, а также сидя с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях. Упражнения повторяются сначала 2-4, затем 8-16 раз. Активные упражнения выполняются учениками самостоятельно, без приложения дополнительных внешних усилий. Активно-пассивные упражнения делаются с помощью другого человека или при упоре. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учашихся той дополнительной работы как

физическои. так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении .. А упражнения на расслабление, которые чередуются с упражнениями на нагрузку, дают детям некоторый отдых. Поэтому активно-пассивные и активные упражнения на полу создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами. Упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу три цели: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность

мышц' и связок, нарастить силу МЫШЦ. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующего высокого физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

ТЕМА: 1.4 Пластические упражнения

ТЕОРИЯ.Выразительная пластика.

ПРАКТИКА. Добрый котенок, злая кошка, цирковая лошадка, усталая лошадка. Веселые барабанщики, бедный шарманщик. Крадущийся шаг. Оправдай позу, зеркало, обезьянка.

Одновременные движения рук вверх, вперед, в сторону, мягкие, жесткие. Шаг с приставкой, с координацией рук, в образах Чебурашки, солдатиков, кукол, негритят и т. д. Едем на лошадке. Спортсмены - играем в волейбол, плывем на байдарке, плаваем.

ТЕМА 1.5 Элементы классического танца

ТЕОРИЯ. Элементарные сведенья о классическом танце как азбуке танца.

Классический танец - основа балетного спектакля. Постановка корпуса, ног, рук,

правила азбуки классического танца. '

ПРАКТИКА.

1. Позиции ног: 1,2,3,5,6. Постановка тела (корпуса, ног, рук и головы) в 1 полувыворотной позиции ног.

2. Позиции рук и их постановка: 1-я, 3-я, 2-я (на середине зала).

з. Полупозиции рук (на середине зала).

4. Понятие опорной и работающей ноги.

5. Понятие вытягивания пальцев ног (носка).

б. Battement tendu из 1 позиции лицом или спиной к станку.

7. Постановка тела во 2 и З позициях у станка.

8. Повороты головы (у станка и на середине зала).

Позиции рук и их комбинации (на середине зала).

10.Demi plie.

11.Прыжки

12.Demi rond de jambe раг terre en dehors et еп d,edans.


ТЕМА. 1.б Элементы народного танца.

ТЕОРИЯ. Ознакомление с музыкой и танцами народов своей

национальности, с русским танцем.

ПРАКТИКА. Разучивание элементов русского танца. Вытягивание ноги в сторону и вперед с переводом с носка на каблук. Удары стопой по б-ой и 3-й позициям, двойной притоп. Движения рук: раскрывание рук вперед, в сторону, из положения на поясе. Положение рук в парном танце: за одну руку, накрест, за две руки. Положение рук в общем круге: подъем и опускание рук при сужении и расширении круга. Движение и повороты вправо, влево.

Основные виды ходов, «веревочка», «гормошка» .


ТЕМА. 1.7Работа над репертуаром . Историко – бытовой танец

1 «Полонез»

-основной шаг; .

- основней шаг в продвижении;

Композиция становки танца.

2. «Вальс»

- па вальса

- па балансе

- вальсова дорожка.

З. «Падеграс»

- положение в паре;

- основн й ход;

баланс -менуэт.

  1. Европейские бальные танцы .

Основные особенности развития и характер исполнения. Правила постановки корпуса. Положение в паре. Техника исполнения основных движений.

«Медленный вальс»

- правые и левые повороты .

3.ЛАТИНОАМРИКАНСКИЕ

Основные особенности развития и характер исполнения. Основные положения корпуса и рук, положение в паре.

Техника исполнения основных движений. . ,

1. «Самба»

- основной ход, поступательный ход;

- боковой самба-ход.

2 «ЧА-ча-ча»

- ОСновной ход вперед и назад;

альтернативные способы исполнения основного хода;

- .

3, «Джайв»

- основной ход;

- «фолловей-рокк»

- «смена мест» (различные варианты).


ТЕМА., 1.8. Игровые упражнения

Падают и кружаться осенние листья, снежинки и т.д. Буратино, Мальвина.

Движения в образах любимых героев мультфильмов.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.Деятельность коллектива бального танца многообразна. Она включает в себя:

- выступление с лекциями и показом танцев;

- тематические вечера-встречи по различным направлениям бальной

хореографии;

- участие в танцевальных вечерах отдыха с выступлением отдельных пар и

коллектива в частности;

- проведение открытых уроков, конкурсов, отчетных концертов как форма

пропаганды своих успехов;

- организация творческих встреч с другими коллективами, участие в творческих встречах коллектива.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Специфика работы педагога хореографа с подростковым возрастом

Автор: Ягант Галина Александровна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства