Просмотр содержимого документа
««Спектакль как высшая форма проявления творческих способностей обучающихся»»
Доклад
«Спектакль как высшая форма проявления творческих способностей обучающихся»
Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества. Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию.
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Долгое время театральное искусство оставалось практически неизменным, а его жанрами были комедия, трагедия и драма. Но с появлением кино, телевидения, режиссеры начали искать новый язык общения со зрителем и придумывать иные подходы к постановке. Они стали интегрировать в свои спектакли другие виды искусств: хореография, вокал, вовлекать зрителей в действие и проводить представления в необычных местах. Появились разнообразные виды театров: оперный театр, театр зверей, театр одного актер, кукольный, театр пародии
(ФОТО)
Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Детский театр нашего учреждения начинает свою историю с 1960 года. А свое название «Детский театр «Волшебники» носит с 1979 года. Название придумали сами ребята с бывшим руководителем Квасовой Н.П. А С 2003 года я являюсь руководителем, этого замечательного, творческого коллектива.
Почему выбирают наше объединение? Для кого-то это способ занять ребенка после школы, чтобы не слонялся без дела. Другие направляют ребенка в студию, чтобы он научился правильно говорить, преодолел страх публичных выступлений, получил опыт успешности. Некоторые школьники мечтают выступать на сцене. А кто-то приходит из простого любопытства…
Цель работы объединения: приобщение подростков к основам театрального искусства.
На занятиях выполняются разнообразные задачи:
• овладение практическими умениями и навыками театрального творчества;
•овладение исполнительской культурой;
•овладение комплекса принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;
•увлечение детей театральным искусством.
Творческая активность ребенка в объединении «Детский театр «Волшебники» представляет собой самостоятельную, под руководством педагога, театрализованную деятельность, облеченную в своеобразные и доступные формы.
Я стараюсь на занятиях создать для детей благоприятную, дружескую атмосферу, ощущение сотворчества обучающегося и педагога. Все это является одним из условий развития творческой активности детей. Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) .
Конечная цель обучения – постановка спектакля.
Для того, чтобы творческий продукт приносил творческую радость не только обучающимся объединения, но и зрителям на занятиях происходит:
• активизация общего интереса обучающихся к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт синтеза искусств различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д.
• укрепление мировоззренческих основ юных актеров, развитию их представлений о единстве мира и его законах, межпредметных связях;
• активизация творческой инициативы членов театрального коллектива в процессе обучения непосредственно в ходе постановки спектакля;
• развитие сферы предметно-игрового общения, совершенствованию во владении различными способами общения;
• создание предпосылок для развития умений строить логичные умозаключения, что является ступенью к овладению научным мышлением;
• развитие творческого подхода к собственной деятельности;
• созданияе у юных исполнителей-актеров установки на необходимость правдивого отображения жизни;
• вовлечение юных участников театрального коллектива в деятельность по организации работы над спектаклем, корректировке его первоначального замысла, созданию костюмов, реквизита и декораций и, в общем смысле, создания предпосылок для гармоничного развертывания процессов социальной, интеллектуальной и трудовой адаптации.
В своём объединении детском театре «Волшебники» я внесла и использую современную форму и новизну в оформлении спектакля: интеграцию музыки, света, танцевальных композиций.
Все это я применила при создании спектаклей: «Летучий корабль», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и о его работнике Балде», «Незнайка-путешественник» и многие других. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ И ВИДЕО) ИНТЕРАКТИВ
Очень важно с начальных занятий приучать ребят к мысли, что театр - искусство коллективное. Оно приучает ребенка к совместной продуктивной творческой деятельности. Театрализованная деятельность подразумевает не только актерское творчество, но и разнообразие труда. Единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, осознание того, что вместе делается одно большое и интересное дело – всё это способно принести огромную радость и педагогу, и детям.
Театрализованная деятельность определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учиться коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно – творческой деятельности, а также координировать свои функции.
Театральное «занятие» отличается от традиционного: здесь все определяется законами коллективного творчества, которое не рождается по команде, а создается атмосферой творческого поиска, спора, порождающего «творческий шум».
При выборе пьесы я учитываю следующие основные принципы:
• художественное качество произведения
• актуальность произведения
• доступность для исполнения в группе (учёт возрастных особенностей, творческих сил, материально-технических возможностей)
• наличие духовно-эмоционального отклика детей на содержание произведения.
Все занятия по театрализованной деятельности я провожу с использованием интеграции, т. е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, пение, танцы, слушание музыки, просмотр готовых спектаклей.
В совместной и самостоятельной деятельности c детьми использую такие формы работы как:
• разучивание стихов, скороговорок;
• работу над этюдами;
• разыгрывание этюдов и сценок,
• ролевые диалоги по выбранному материалу (сказки, пьесы, миниатюры),
• самостоятельные импровизации;
• просмотр спектаклей и их анализ;
• игры-драматизации;
• изготовление декораций к спектаклям,
• знакомство с различными видами театров.
В своей работе я использую театрализованные игры – это самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театральной игре обучающиеся знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром, через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
С помощью театральных тренингов обучающиеся начинают владеть своим телом, мимикой, голосом, речью, жестами. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства. Упражнения помогают развивать память, наблюдательность, воображение, эмоциональность.
Мои наблюдения показали, что верное пластическое поведение в роли требует не только общей физической подготовки, но и специальных движенческих навыков. Овладение этими навыками, в свою очередь, невозможно без специальной подготовки. Так постепенно я начала обучать детей сценическому движению. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене.
Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.
Для развития движенческих навыков применяю разнообразные методы работы:
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
- работа с веером,
- жонглирование,
- акробатике,
- работа с гимнастическими палками,
- умение сценически драться,
- цирковые (жонглирование с мячами, с поями, лентами, обручем и тд)
( ФОТО)
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Самый сложный и ответственный этап подготовки спектакля – репетиционный процесс. Отдельное место занимает поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Важна работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Немаловажным является закрепление отдельных мизансцен и работа над эпизодами, уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Использование светового оборудования, уместность декораций, реквизита, звуков на сцене… И это далеко не полный перечень моих повседневных забот, как руководителя объединения «Детский театр «Волшебники».
Постановочная работа - это главный раздел в моей дополнительной общеобразовательной общеразвивающейся программе «Театр, где играют дети», где обучающиеся могут в полной мере проявить свое творчество, начиная от создания образов персонажей, декораций, атрибутов, элементов костюмов, грима, актерского воплощения образа. Театральные постановки и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учат четко формулировать свои мысли и излагать их публично и познавать окружающий мир.
Обязательное условие создания спектакля – каждый ребенок участвует в подготовке! У каждого участника спектакля есть своя роль или своё дело. Спектакль дает возможность каждому ребенку попробовать себя в разных профессиях: почувствовать себя начинающим актером, помощником режиссера, декоратором, музыкантом, костюмером, стилистом, гримером, фотографом, оператором, аниматором и др.
Наблюдая за обучающимися, беседуя с ними, я вижу результат своей работы, ребята с большим желанием участвуют в постановке сказок, ждут с нетерпением, когда будет следующая репетиция. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Этому свидетельствует проведенный мониторинг уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Благодаря театру обучающийся познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств.
И как писал В.А. Сухомлинский «Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества и танца …» И про постановку танцев для спектаклей, которые являются неотъемлемой частью театрализованной деятельности, вам расскажет руководитель Образцового детского коллектива Тульской области хореографический ансамбль «Ровесники» Орликова Елена Сергеевна.