Актуальность темы исследования. Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится исследование культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, необходимо для дальнейшего развития человечества. Исследование картины мира якутов в традиционной национальной одежды вносит вклад во взаимопонимание и толерантность отношений различных этнических культур народов России. Традиционная одежда является частью вещественной стороны культуры, одним из артефактов, сохраняющим и передающим информацию о духовной культуре этноса, выраженной в универсальном семиотическом комплексе представлений – картине мира.
Объект работы – традиционная этническая культура народа Саха.
Предмет исследования традиционная национальная одежда якутской женщины
Цель - Создать сценический костюм «ДьоЬогой» для современной девушки.
Древние якуты обладали глубоко философскими взглядами на мир, на верования, и это мировоззрение нравственно очищало и умственно возвышало их. Для того чтобы сохранить традиции и не допускать ошибки при создании новых моделей одежды с национальным колоритом, нужно изучить узоры, крой, цвет, украшения одежды.
Поставленная цель, с учётом объекта и предмета исследования, выявила необходимость решения следующих задач:
Познакомится с традиционной национальной одеждой якутов
Изучить национальную одежду якутской женщины.
Исследовать традиционную одежду якутской женщины
как культурологический феномен.
Познакомится с верой бога коня – ДьоЬогой.
Темы нашего исследования касаются в основном труды и записи путешественников и исследователей якутской истории и старинной одежды, Про одежду якутов писали исследователи-этнографы: И.Биллингс, И.Георги, А.Миддендорф, Я.И.Линденау, Р.Маак, В.А.Серошевский, позже Е.Д.Стрелов, С.И.Боло, художник М.М.Носов и другие по материалам археологических раскопок. Связь одежды с верованием подчеркивалась в трудах А.П.Окладникова, А.Е.Кулаковского, Н.А.Алексеева. Е.Д. Стрелова – описание археологических находок одежды, Р.С. Гаврильевой – реконструкция, типологии и технологии изготовления одежды, Л.Н. Расторгуевой – особенности технологии, С.И. Петровой – особенности обрядовой одежды.
1 глава Традиционная национальная одежда якутской женщины.
Понятие традиционной национальной одежды
С помощью традиционной одежды человек органично (гармонично) вписывался в окружающую среду, так как на цвет материалов большое влияние оказывают природноклиматические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов и наделяются знаковым статусом. Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями. Взгляды якутов на Вселенную глубоко философичны, а их беззаветная вера в Мать-Природу — залог высокой нравственности и аналитического ума.
По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большое значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.
Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой, все: и еду, и одежду, и орудия труда они добывали у нее. Поэтому, по их понятиям, в этой бескрайней вселенной наиглавнейшей являлась Природа, затем божества и только потом — Человек. Вот это мировоззрение, свои чувства и мечты воплощали наши предки в узорах, украшениях и домашней утвари. Поэтому одежда народа саха, как часть материальной культуры, была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой, божествами. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы:
Традиционная якутская одежда (до середины XVIII века). Это период расцвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, шубы с орлом, безрукавка тангалай и т.д. Для украшения обычно применялись голубой, белый и черный бисер, узоры „ынах" („корова"), „дьураа" („полоски") и лировидные мотивы, медные украшения.
С середины XVIII века до XX века национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, фалбора, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь одежды с верованием.
Одежду предков можно разделить и по чисто функциональному применению:
ритуальная одежда, тесно связанная с религией, (кумысопитие, свадебные обряды, проводы Айыысыт, встреча Солнца, камлание шамана и т.д.);
теплая одежда для дальних поездок;
охотничья, рабочая одежда;
домашняя одежда без всяких украшений.
Из них шубы с орлом, рогатые головные уборы, высокие меховые шапки, шапки с наушниками, меховые ошейники, женская и мужская верхняя одежда - сон встречаются редко, как музейные экспонаты.
Шуба с орлом - это старейший сон.
По материалам Р.К.Маака и В. Л. Серошевского называется сангыях.. У якутов, как и у многих народов, был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших у предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел и т.д. считались священными. Орел почитался как оберег души Человека и называли его не орлом, а иносказательно - Тойон-Зверь, Большой Зверь или Крылатый Зверь. Не разоряли его гнезда, не убивали из страха возмездия. Мужчины при встрече с орлом должны были упасть на землю, закрыв лицо руками, а женщины обязаны были одевать безрукавку тангалай. В. Л. Серошевский пишет: „Айыы Тойон с высоты своего престола созерцает Вселенную, орел дремлет у его ног..." Поэтому сангыях с орлом надевали молодые при свадебном обряде, как защиту для души. Эту шубу надевал для камлания шаман.
Затем распространяется сон-тангалай (однобортная шуба наподобие кафтана) с лировидными мотивами. Их называют кээдьи, кэдъинэ, кэдъикэ, тангалай. Эта одежда связана с культом лебедя. Одевала ее только замужняя женщина. Если невеста выезжала в дальний улус к жениху, по поверьям, она должна была оставлять через каждые девять олохов - остановок Духу местности тангалай сон, чтобы избежать всяких неприятностей по дороге".
Эта одежда применялась и как погребальная. По преставлению якутов, душа умершего человека, отправляясь в мир предков, проходила тернистый путь от пасти Большого Змея до его хвоста, сплошь устланного острыми железными шипами. Поэтому погребальная одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами, бисером.
Бууктаах сон - это шуба с меховой оторочкой. Ее одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, черного и зеленого сукна или цветной парчи. На груди располагалось украшение-оберег, по бокам - набедренные украшения. Спину украшал узор наподобие сэргэ (коновязи). Возможно, это поклонение Джесегей Айыы - покровителю, дающему не только свет Солнца, но и силу, мощь, волю. Поэтому во время праздника ысыах после Юрюнг Аар Тойона поклонялись Джесегей Айыы.
Дьабака - головной убор. Он имеет разновидности: хороох, тамаах, хаан, сирэй, кyeс дьабака. Головные уборы также тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребенка, поклонение Байанаю — Хозяину тайги, с охотой (ритуал перед умерщвлением зверя).
Наши предки трепетно относились к головному убору и не зря воспевали его в Олонхо (эпическом сказании):
Практически у всех народов ярким знаковым характером отличается женский костюм. В основном женский традиционный костюм насыщен различными знаками и символами, потому что женщина — Праматерь всего человечества, прародительница рода, племени. Она сама является воплощением Модели мира, связывающей все три мира воедино. Все цвета, узоры, орнаменты, украшения, подвески женской одежды имеют определенную смысловую нагрузку, связанную с традиционным мировоззрением.
Свадебная одежда связана с обрядом жизненного цикла, с переходом девушки из одного состояния в другое (девушка – невеста – женщина). В семантике свадебного обряда важен мотив ритуальной смерти, который встречается у многих народов. Свадебный наряд невесты XVII – середины XVIII веков состоял из шапки (ураа бэргэсэ), наличного покрывала «аннах» (амнах, андах), ровдужной рубахи, кожаных пантолонов (натазников), ноговиц (наколенников), мехового пальто «тангалай», меховой дохи «хотойдоох сон» (шуба с орлом) и торбасов.
Старинный традиционный головной убор якутской невесты XVI-XVII вв. имеет форму калфака (ураа бэргэhэ). Форма шапки повторяет форму воинского шлема, который дополняют прорезные металлические подвески со своей защитной функцией. Весь внешний облик шапки «ураа бэргэсэ» символизирует женщину как воительницу. Данный образ воительницы подтверждается существованием наличного покрывала – аннах, которое свидетельствует об архаичности свадебного наряда якутской невесты.
Образ женщины-воина также можно проследить в комплексе нательной одежды якутской невесты. Кожаные панталоны «чурумчу- сыалдьа» или натазники с широким поясом и целой системой шумящих подвесок «кыабака симэ5э», состоящих из нескольких рядов ажурных металлических пластин, чередующихся с бусами, завершающихся колокольцами. Непосредственно к панталонам привязывались ноговицы «сутуруо». Широкий пояс кожаных панталон выполнял роль семантической границы «верха – низа». Такое двухчастное деление мира отражает наиболее архаичное представление. Украшение нательного комплекса защищает открытые, не защищенные места человека, как мужской воинский костюм, доспехом. Пояс – символ воинской чести, сословный показатель известен у многих народов. В области пояса сконцентрированы особые семантические знаки-символы, с обязательным определением центра.
Поверх ровдужной рубахи невесты - саха дохристианского периода надевала меховое пальто «тангалай». По версии А.П. Окладникова, эта шуба семантически связана с культом лебедя, где рукава - крылья, которые обрезают, когда девушка выходит замуж. Этимология данной шубы свидетельствует о тесной связи с тюркскими народами, где она называется «дьагала», а у бурятов- «дьыгыл». Подобная шуба была извлечена из погребения снохи Джорхо Бая (1937 г.), и само присутствие шубы в погребении говорит также о ее погребальном значении. Одной из самых древних якутских свадебных меховых одежд была «шуба с орлом» (хотойдоох сон). Одновременно с этой шубой бытовала меховая шапка с султаном из перьев и рожками из пушного хвостатого зверька. Парадную шубу саныях одевала якутка из рода с тотемом орла.
Таким образом, костюм невесты середины XVII - первой половины XVIII вв. раскрывает архаичное мировоззрение народа. Это – двухчастное деление мира на верхний и нижний, где границей между ними выступает пояс. Присутствие мотива «ритуальной смерти» позволяет использовать свадебную одежду в качестве погребальной. Весь комплект свадебной одежды невесты воспринимается как образ женщины-воина, что связано с женщинами богатырями Олонхо, с божественным происхождением, с культом тотемного животного. Постепенную эволюцию этих представлений и образов можно проследить в одежде последующего периода.
Головной убор «дьабака» с навершием «чупчуур», декорированым символами мужского и женского начал, использовался не только в свадебной одежде. Пальто меховое «бууктаах сон» украшается серебряными пластинами, бисерными полосами и пышными меховыми опушками, которые закрывают все швы шубы.
Гривна являлась неотъемлемой принадлежностью женского праздничного костюма. Надевалась она поверх шубы, и ее подвески спускались на грудь и спину женщины. Имеются сведения, что в давние времена гривны носили и мужчины. Наиболее широко гривны (массивный витой обруч) были распространены в культуре скифо-сакских кочевых народов I тыс. до н.э., где их часто находят в больших "царских курганах". Как полагают археологи, они являлись знаком принадлежности человека к правящему царскому роду. Гривны встречаются и в богатых женских погребениях половцев XI-XII в., где они, видимо, также определяли высокий социальный статус женщины.
2 глава Культурологическое исследование традиционной одежды якутов
2.1 Семантика цвета в традиционном шитье
На различных ступенях развития человечества существовали общечеловеческие основы цветовых предпочтений. В архаических культурах символическое употребление цветов являлось своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевного состояния. Человек понимал, что в природе все взаимосвязано, все имеет смысл, объединено в гармоничную целостность.
Мифологическое, религиозное и художественно-эстетическое мировоззрение у якутов, как и у других народов, ярко выражается прежде всего в семантике цвета, в орнаментальной композиции, декоративной отделке и украшениях костюмных комплексов. Композиционное расположение меховых и суконных материалов имеет определенный ритмический порядок и цветовую семантику. Черный цвет как символ земного пространства располагается по основным опорным местам костяка человека. Красный цвет – цвет жизненной силы человека - локализуется у сердца и на уровне груди, таза, на лопатках и бедрах, на локтевых сгибах. Зеленый (и синий) цвет и их оттенки символизировали рост, пробуждающееся начало. Эти три цвета связаны с троичной семантикой души человека «кут-сур» - воздух, мать, земля. Цвет в одежде выражает ту же трехчастность мира, где красный, белый- верхний мир, зеленый, голубой - средний и черный, синий - нижний.
На основании сделанного анализа можно утверждать, что мотив трехчастности мира присутствует во всех деталях одежды. Мотив «древо жизни» встречается и в навершии шапки дьабака, в декоре пальто «бууктах сон», в обуви. Наличие в шапке символа мужского и женского начал, цветовая символика, орнаментика, все это говорит о семантической структуре мира
Якутская традиционная одежда отличается стройностью композиции, гармоничностью цветов, естественной связью декора и символик
Якуты являются самым северным тюркоязычным народом. В их этно- и культурогенезе оставили свой след многие племена. И это нашло отражение (как и в способе ведения хозяйства, языке и др.) и в цветовой символике народной одежды.
Как видно из старинных погребений хоринских якутов, обнаруженных в начале ХХ века Е.Д. Стреловым, в одежде предпочтение отдавалось синему, белому, черному цветам. Женская и мужская одежда была сшита из сине-голубой ткани типа дабы, украшена черным, белым, синим бисером и корольками, которые были датированы XVIII веком, но ряд исследователей считают, что уже с середины XVII века в шитье якутской одежды стали проникать различные мануфактурные изделия. В своей монографии, посвященной одежде народа саха конца XVII – середины XVIII века, Р.С. Гаврильева высказывает предположение, что «шелковые ткани, бисер и бусы якуты получали в результате сложной перекрестной меновой торговли с тунгусами, тунгусов с маньчжурами — которые вели торговлю с Китаем. Поэтому трехцветный фарфоровый бисер и бусы посредством обмена с тунгусоязычными племенами попадали к якутам задолго до прихода русских» (2, с. 42). В это время якуты также сами могли контактировать и с монголоязычными племенами, что потом отразилось на некоторых элементах материальной и духовной культуры. Таким образом, если на покрой древнеякутской одежды из-за климатических условий оказали влияние коренные народы (тунгусы), то на цветосочетание, возможно, — бурят-монгольские племена.
Старинные якутские платья были сшиты из сине-голубого материала. А синий цвет, как известно, был ведущим сакральным цветом в тюрко-китайской мифологии. Синий цвет также был основным цветом в костюмных комплексах у бурят. Ткань синего цвета у них была широко распространена и активно использовалась для шитья одежды. Бисер и корольки на вышивках и украшениях только трех цветов: белого, черного и голубого, встречается в виде декоративной отделки шелковая ткань желто-охристого цвета.
Белый и черный цвета занимали большое место в бурято-монгольской материальной и духовной культуре. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен как для цветового оформления одежды, так и для отделки шерстяных ковров — таар и меховых ковров — хубсар.
Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) — символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока — жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет — это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.
Синий цвет — цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) — символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) — символ женского начала. Таким образом, черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.
Таким образом, триада белый—черный—синий составляет основные точки жизненного пространства древнего человека. Известно, что в тюрко-монгольской (и многих других народов) мифоритуальной традиции число 3 обладает особой сакральностью (три мира, три души, три времени и т. д.). Это идеальная модель любого динамического процесса, которая развивается по принципу: возникновение, развитие и упадок. Все в мире появляется, развивается и исчезает.
В археологических раскопках триада белый—черный—голубой в цветовой композиции якутской одежды, как отмечает Е.Д. Стрелов, встречается только на старинных могилах до первой половины XVIII века.
Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин — кэлин кэбиhэр.
Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.
Основные цвета женской праздничной шубы — красный, желтый, зеленый, черный.
Основной фон — черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет — цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру, выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.
Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. В мифоритуальной традиции якутов красный цвет — цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.
Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.
Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.
Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.
Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии — вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.
Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление — это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов — черный—белый—синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.
Современный якутский национальный костюм богат яркими красками, различными орнаментами, причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды. Формируется своеобразный язык молодежной моды, отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.
2.2 Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье
В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Антропоморфные (человекообразные) виды орнаментов обычно не используются широко в орнаментальном искусстве якутов. Они встречаются лишь в шаманских атрибутах. Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааһын ойуу» (прямая линия), «таналай ойуу» (двухсторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «кесюр ойуу», «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).
Прямые линии «дьураа» или «курдааһын ойуу» в вышивальном искусстве якутов применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа (рис. 32)
Распространенный в якутском орнаментальном искусстве «таналай ойуу» часто используется в ручной вышивке. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды — в набедренниках, рукавицах и обуви.
Мотив «таналай» также известен узбекам, казахам и киргизам. В частности, у памирских киргизов он применяется при орна¬ментации посуды. На языке киргизов «таналай» также означает «нёбо», очертания данного орнаментального мотива у киргизов очень схожи с якутским орнаментом «таналай» (рис. 33).
О семантике лировидного мотива — «кесюр ойуу» — существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо — древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви — «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.
Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира (рис. 34).
Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента — по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов (рис. 35).
Арочные мотивы «тынырах», «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств (рис. 36).
В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ» (рис. 37).
Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста — символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.
Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции (рис. 38).
Сердцевидный узор традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца — трилистника, гоггилистника или семилистника. Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях — вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям — ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента. Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы» (рис. 39).
Круг — розетка, как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» — в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества — Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта' на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 40).
В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы — витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуор ойуу». Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками (рис. 41).
Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис. 42).
Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» — «кой муоһа, «почки» — «буэр ойуу» существует и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом-оберегом, символом защиты (рис. 43).
Треугольный мотив орнамента «ураһа» является символом, благословляющим на процветание рода, или орнаментом, свидетельствующим о происхождении носящего из знатного рода (рис. 44).
Штампованные бляшки, пришитые прямой линией, называются «муравьи» — «кымырдаЗас ойуу». Такие мотивы созданы в результате пытливого наблюдения над живой природой. Муравей, оса, паук — особо почитаемые насекомые. «Будь сильным, трудолюбивым и плодовитым, как муравей» - благословляют такие мотивы. Орнамент производился вышивкой бисером и нитками, налепкой кож или металлическими бляшками. Этим орнаментом отделывались мужская и женская одежда, охотничьи колчаны, верховая упряжь (рис. 45).
3 глава. Создание модели одежды с национальным колоритом для современной девушки. Сценический костюм «ДьоЬогой»
3.1. Культ коня.
Культ коня являлся, чуть ли не самым значимым в культуре якутов. Главнейший бог, демиург - создатель Вселенной часто видится в облике белого жеребца. Вплоть до XX в. лошадь в жизни якута имела большое значение: табуны лошадей были мерилом богатства; лошадь как транспортное средство использовалась даже далеко за полярным кругом; жеребячье мясо и внутренности употреблялись в пищу; из кобыльего молока приготовлялся кумыс, а шкура, грива и хвост использовались как материал для изготовления одежды, различные вещей и предметов быта; из копыт в древности нарезали пластины для доспехов и т.д. Множество ритуальных предметов украшено элементами коня (голова, копыта и т.д.). Во время весенне-летнего торжества природы якуты приносят свой самый драгоценный дар - коня белой масти - величайшему Юрюнг Айыы Тойону. Жеребца выпускали на свободу: кровью нельзя было осквернить Творца, устраивать в его честь кровавые жертвоприношения. С этого дня этот жеребец становился священным. Никто не мог причинить ему вред. В случае, если он попадал в беду, ему необходимо было оказывать помощь. В духовной культуре, в олонхо, из всех животных лошадь занимает одно из главных мест. Богатырский конь является обязательным спутником героя, помогает своему хозяину советами, спасает в случае опасности, он умеет летать и говорить на человеческом языке. В олонхо богатырский конь рождается для подвигов и заранее определен богами тому или иному герою. Конь, символизирующий небесного бога. В преданиях кангаласских якутов на первом Ысыахе Эллэй произносил благословение алгыс, посвящённое Юрюнг Айыы Тойону. Во время проведения обряда выпал крупный дождь. С подобным эпизодом перекликается якутская легенда «Шаман Эргис», в которой говорится, что, когда служитель культа айыы по имени Эргис проводил Ысыах, то на середине неба появилось белое облако, из которого показывался бог лошадей ДьоЬогой (у некоторых кангаласских племён ДьоЬогой приравнивался Юрюнг Айыы Тойону) в образе белого жеребца и громко ржал. После этого выпадал снег и тогда год был урожайным. На Ысыахе сразу после благословения Юрюнг Айыы Тойону главный исполнитель обрядов посвящал благословение алгыс ДьоЬогой. Как видим, жеребец наделён оплодотворяющими функциями. В легенде, записанной в 1886 г. в Баягантайском улусе В.Л. Серошевским, сообщается о том, что бог сначала сотворил коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от него родился человек. В олонхо «Сын лошади Аталами Богатырь» расказывается об одинокой лошади, которая родила человека. Таким образом, в сотворении человека принимает участие конь. В олонхо дерево-космос Аар Кудук Мас - это коновязь демиурга. Коновязь в архетипе помимо того, что это космос или мировое дерево, одновременно ещё и фаллос божественного жеребца, как элемент отцовского начала. Схожее представление существовало в Элладе, где космос представлялся в виде гигантского фаллоса. В ритуальной символике якутов вторым по значению после коновязного столба Тойон сэргэтэ (с навершием из трёхглавого орла) является сэргэ с навершием их четырёх голов лошадей, смотрящих на четыре стороны света. Подобная комзжзиция из четырёх голов лошадей перекликается с центрально-азиатским “сенегровым колесом” на оленьем камне из аймака Дзавшан (берег оз. Айринг-нур), также состоящим из четырёх голов коней, только расположенных в вихревом движении и считается символом солнца, а кони - его инкорнациями. Следует упомянуть, что у индоиранских племён колесо - это тоже символ солнца. Навершия коновязных столбов у якутов могут иметь разные количества лошадиных голов. Погребение с конём. Как постоянный спутник человека конь сопровождал умершего в потусторонний мир. У якутов конь стал обязательным элементом погребального обряда. В традиционной культуре погребальный обряд, как часть представлений о загробной жизни, является наиболее консервативным и менее подвержен изменению. Именно поэтому данный обряд представляет особый интерес, он помогает реконструировать прошлые религиозные представления. У якутов до XVIII в. сохранился погребальный обряд для представителей своей аристократии. Четырёхугольная яма с внутренней, одностенной или двустенной бревенчатой камерой, внутри которой помещалась колода с покойником, сверху устанавливалось внутреннее перекрытие - навес, покрывавшееся берестяными полотнищами. Сопроводительный инвентарь состоял из личных вещей, оружия и чаши. Вместе с хозяином на тот свет его сопровождал раб, а также лошади в отдельной камере или поблизости от могилы хозяина. Сверху над могилой вместо насыпи устанавливался чардаат - надземный деревянный низкий двускатный сруб. Вокруг могилы сооружали деревянные коновязные столбы сэргэ, увенчанные макетами белых коней или их шкурами. А начиная с XIX в. - просто коновязные столбы без лошадиных шкур или иной их имитации. Данная конструкция погребения восходит к раннему средневековью.
Конструктивные особенности конского убранства
Комплект конского убранства состоит из чепрака (албара), двух кожаных или суконных лопастей по бокам (кычым) и накидки для седла (дэпсэ). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета.
В зависимости от предназначения имеются несколько видов чепрака. Самый маленький, кулунчук чаппарааҕа, — для жеребенка. Оформляется ручной вышивкой из ниток мулине в технике «таналай анньыы», количество кисточек — три. Средние чепраки вышиваются серебряной ниткой или обрабатываются суконной аппликацией в традиционном стиле шитья «кыбытан-аттаран тигии», используется для обрядовых целей на празднике ысыах. Количество кисточек доходит до семи. Самый большой чепрак, предназначенный для убранства верхового коня невесты, вышивается сплошь цветным фарфоровым или бесцветным стекловидным бисером и серебряными бляшками круглой и квадратной формы. Количество кисточек доходит до девяти. Обычно шитье чепрака начинают со средней части, которая обычно имеет трапециевидную форму. После завершения вышивки ниткой или бисером можно приступить к построению общей конструкции чепрака. Технологический этап построения формы чепрака
3.2. Описание модели. Дизайн
Сценический национальный костюм «ДьоЬогой» состоит:
Для обработки материала нужны следующие инструменты:
Ножницы
Клей «Момент»
Плоскогубцы
Игла
Нитка
Бумага
Карандаш
Мел
1. Начертить на бумаге форму вышитой части соответствующего размера.
2. По средней линии трапеции вертикально провести линию оси симметрии.
3. На этой оси произвольно отметить точку О. Чем ниже будет находиться точка О, тем больше будет угол между двумя нижними углами чепрака.
4. С точки О по четырем углам трапеции провести лучи ОА, ОВ, ОС, ОД, на которых должны располагаться внешние углы всех трапеций.
5. На нижних крайних углах перпендикулярно линиям ОА и ОВ провести линии О1А1, О2А2 и О1В1, О2В2.
Ширина окантовки, внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Однако при этом не следует загромождать его внутреннее пространство. Таким же способом нужно сконструировать кычым и дэпсэ. Чепрак, кычым, дэпсэ должны быть оформлены в едином композиционном и технологическом решении. Атрибуты конского убранства получаются завершенными, если мастерица правильно и умело использует в своих работах пропорционально выверенное соотношение отдельных составляющих частей атрибута, сдержанный колорит в цветовом сочетании и качественную технологическую обработку.
Украшается орнаментом
Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак.
Заключение.
Тема «Модель одежды с национальным колоритом для современной девушки»
Для того чтобы сохранить традиции и не допускать ошибки при создании новых моделей одежды с национальным колоритом, изучила историю и своеобразие старинной одежды народа Саха. Тем самым узнала о мировоззрении народа.
Культурологическое изучение. Композиционное расположение меховых и суконных материалов имеет определенный ритмический порядок и цветовую семантику. Черный цвет как символ земного пространства располагается по основным опорным местам костяка человека. Красный цвет – цвет жизненной силы человека - локализуется у сердца и на уровне груди, таза, на лопатках и бедрах, на локтевых сгибах. Зеленый (и синий) цвет и их оттенки символизировали рост, пробуждающееся начало. Эти три цвета связаны с троичной семантикой души человека «кут-сур» - воздух, мать, земля. Цвет в одежде выражает ту же трехчастность мира, где красный, белый- верхний мир, зеленый, голубой - средний и черный, синий - нижний.
На основании сделанного анализа можно утверждать, что мотив трехчастности мира присутствует во всех деталях одежды. Мотив «древо жизни» встречается и в навершии шапки дьабака, в декоре пальто «бууктах сон», в обуви. Наличие в шапке символа мужского и женского начал, цветовая символика, орнаментика, все это говорит о семантической структуре мира.
Традиционной культуре якутов можно выделить о миропонимания народа следующие утверждения:
∙ бытование дуалистического мировоззрения, когда равновесие Вселенной и основа жизни людей зависят от вечного противоборства добра и зла;
∙ целостное мировоззрение якутов основано на четкой структуре мира: верхний мир (мир божества), средний мир (мир людей), нижний мир (мир злых духов), далее выделении субстанциональных начал – мать (ийэ кут), земля (буор кут) и воздух (салгын кут), взаимодействием которых в пространстве и во времени организовано единство восприятия мироздания.
Материальная культура. По половозрастному признаку старинную одежду якутов делят на мужскую, женскую и детскую, причем девичья одежда не отличалась от мужской. По функциональному назначению одежда делилась на повседневную и обрядовую. Повседневная одежда представлена комплектами для охоты, дороги, работы в доме и вне дома. Ее прагматическая функция выражена в конструкции и материале. Обрядовая одежда предназначалась для проведения ритуалов свадьбы, Ысыаха, погребения. Деление на повседневную и обрядовую одежду не касалось сакральных магических функций, т.к. и в повседневной одежде важную семантическую роль играли всевозможные обереги, талисманы.
Историческое изучение. По хронологии якутскую традиционную одежду исследователи делят на три периода: I – c XVII в. до первой трети XVIII в. – дохристианский; II – с середины XVIII в. до начало ХХ в. – христианский; III – ХХ в. – современный
Таким образом, несмотря на изученность возможны уточнения хронологии и типологии одежды, например, выделения промежуточного периода с середины XVIII в. до начала ХIХ в., когда одновременно присутствуют в одежде архаические и новые черты.
Так как я еще не умею шить, то я взяла более простой модель, которую можно просто шить.
Поставленная цель выполнена, модель сценический костюм «ДьоЬогой» для современной девушки сделано. Костюм принял название «ДьоЬогой» что означает небесный бог. Культ коня являлся, чуть ли не самым значимым в культуре якутов. Главнейший бог, демиург - создатель Вселенной часто видится в облике белого жеребца. Украшен орнаментом«айа ырбата», функционирует как оберегающий и предупреждающий.
Сценический костюм «ДьоЬогой» шит из замши. Состоит из: топика, юбки «Чепарак», наколенника, начельника (Бастына) и из чешки. Так как мы поем народную песню «ДьоЬогой» костюм вполне соответствует своему образу, сделан на традиционных тонах .
Использованная литература.
1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
2. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
3. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
4. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985. Наука, 1999.
5. Народное искусство Якутии. Под. Ред. Каплан Н.И. Л. 1981
6. Неустроев Б.Ф.. Саха оhуора. Якутск. 1990.
7. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.
8. Носов М.М. Художественно- бытовые изделия якутов 18-20 вв. Якутск. 9. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков.