Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Бюро юридических услуг"»
Бюро юридических услуг
(социальный проект)
Руководители:
Филичкина Анастасия Сергеевна, социальный педагог
Кожевникова Лариса Юрьевна,
учитель обществознания
Актуальность проекта. Каждый человек в жизни рано или поздно сталкивается с проблемами, требующими правового регулирования. При этом взрослым в чем-то легче: даже если они не имеют специального юридического образования, то жизненный опыт зачастую может им придти на выручку. А как быть несовершеннолетним? Им в жизни уже приходится вступать в новые для себя общественные отношения, принимать некоторые обязательства, учиться самостоятельности и ответственности. Иногда они попадают в сложные жизненные ситуации, и не всегда по своей вине. А бывают случаи, когда подростки совершают какие-либо противоправные деяния и при этом ссылаются на то, что «не знали, что по закону это запрещено». Во многих случаях речь идет о низкой правовой культуре несовершеннолетних.Под правовой культурой понимается, прежде всего, определенный уровень знаний правовых норм и уважительное отношение к закону.
Молодым людям нужна подсказка, некая «скорая юридическая помощь». Конечно, ответы на многие волнующие их вопросы они могут получить как от своих родителей, так и на уроках обществознания. В наше время также всегда можно поискать информацию в Интернете. Но сайтов очень много, и написано там всё таким специфическим юридическим языком, что детям бывает довольно сложно во всем этом разобраться самим.
Вот и пришла такая идея: организовать деятельность школьного юридического бюро, в которое все желающие ученики школы могли бы обратиться за консультациями по интересующим их вопросам правового характера. А ученики 11 класса социально-гуманитарного профиля могли бы попробовать свои силы и попрактиковаться в юридическом деле.
Педагогическая целесообразность разработки данного социального проекта обусловлена наличием разных факторов:
некоторыми фактами отклоняющегося поведения школьников (нарушение дисциплины в школе, мелкое хищение, нанесение побоев, нарушения ПДД и др.)
интересом учащихся к правовым нормам как важным социальным регуляторам общественных отношений («а почему так?», «а где это записано?», «а что мне за это будет?»)
наличием 10-11 классов, обучающихся по социально-гуманитарному и социально-правовому профилю.
Цель проекта: создать условия для организации деятельности в школе Бюро юридических услуг.
Задачи:
Дать возможность ученикам 5-10 классов сформулировать интересующие их вопросы из сферы права.
Провести силами учащимся 11 класса, социально-гуманитарного профиля, юридические консультации для ребят 5-10 классов.
Способствовать профилактике подростковых правонарушений и развитию правовой культуры подростков.
Работа над проектом проходит в несколько этапов.
I этап. Организационный.
Организаторы: группа учеников 11 социально-гуманитарного класса в составе 15 человек.
На этом этапе необходимо сделать следующее:
Определить актуальность проекта
Определить приоритеты и характер проекта
Сформулировали цель и задачи деятельности
Наметить сроки реализации проекта
Распределить обязанности между участниками проекта
Сформировать секретариат Бюро
II этап. Подготовительный.
Основные направления деятельности:
Оформление информационного стенда в школе о предстоящем проекте
Подготовка документации проекта (Журнал регистрации вопросов (Приложение 1), Листы регистрации консультационных услуг (Приложение 2), Книга отзывов и предложений)
Проработка обязанностей секретариата, обеспечивающего непосредственное общение с клиентами бюро
Прием вопросов от школьников через почтовый ящик возле информационного стенда
III этап. Исследовательский.
Анализ вопросов учащихся и подготовка ответов.
Работа с учебниками по праву, а также с источниками права (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, семейное законодательство в Ярославской области и др.).
Секретариат проводит важную организационную работу:
Заполнение Журнала регистрации вопросов, поступивших в Бюро от школьников
Распределение вопросов между отделами накануне открытия Бюро.
Специалистам Бюро (участники проекта) необходимо распределиться на группы, специализирующиеся на различных отраслях права: Отдел №1 «Уголовное право», Отдел № 2 «Семейное право», Отдел № 3 «Трудовое право», Отдел № 4 «Административное право», Отдел № 5 «Гражданское право», Дополнительный отдел(рассматривал вопросы, регулируемые иными отраслями права).
IV этап. Практический
В Бюро может обратиться любой: и тот, кто заранее задавал вопрос, и кто не задавал вопрос, но желание такое у него появилось.
Секретариат помогает клиентам найти соответствующий их вопросу отдел. Консультации проводятся индивидуально и конфиденциально. Время консультации не ограничивается. Во время беседы при необходимости можно пользоваться цитатами из источников права или непосредственно самим текстом документа.
V этап. Подведение итогов проекта.
Подсчет количества участников и количества заданных вопросов. Создание рейтинга наиболее интересующих вопросов. Выводы о достижении цели и задач проекта.
При реализации проекта необходимо привлечь внимание ребят из разных классов, разных возрастов, особенно 7-9 классов. Это так называемый переходный подростковый возраст, время активного становления личности, самоопределения, гражданской идентификации.
Данный проект позволяет воздействовать адресно на ребят, находить индивидуальный подход к каждому обратившемуся за помощью в Бюро.
Проект способствует формированию модели законопослушного поведения.
Самый главный результат, который можно получить от проекта, что он даст свои положительные эффекты в будущем: поможет молодым людям стремиться жить по закону, уважать закон, понимать его ценность, а значит, проект имеет важный воспитательный эффект.
Приложение 1
Журнал регистрации вопросов
Количество заданных вопросов
Вопросы
Классы
5
6
7
8
9
10
Ответственный секретарь__________________________
Приложение 2
Лист регистрации консультационных услуг
№
ФИО
обучающегося
Класс
Удовлетворенность результатом полученной услуги
Подпись
да
нет
Ответственный секретарь ______________________________________