kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, как классный руководитель, вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 41»

603070, г. Нижний Новгород, ул. С.Есенина, дом 11А
телефон/факс: (831) 243-60-44







СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ







Выполнил:

учитель английского языка, классный руководитель 7 А класса

Городжанова Ольга Михайловна

тел. 8-906-369-31-09











г.Нижний Новгород

2015 г.

Время предъявляет нам новые требования: наш выпускник должен быть способен внутренне меняться, уметь быстро и адекватно реагировать на все внешние воздействия, анализировать возникающие проблемы и предлагать свои решения. Новые и нестандартные, как и сами проблемы.

На всё вышеперечисленное способен только человек творческий, самостоятельный в познавательной и практической деятельности и (обязательно!) нравственно ответственный. Формирование такой личности и есть цель современного воспитания. Эту же стратегическую цель как педагог ставлю перед собой и я.

Но приблизиться к достижению её можно лишь с помощью решения основной стратегической задачисоздания условий для раскрытия всех потенциальных задатков ребенка.

Я, как классный руководитель, вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, должна стать планомерная поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей нашего города– ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, создание видеофильмов-интервью, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, - позволит не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроет значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через наши сердца, сердца современных школьников, каждого участника проекта. Привлечение родителей к гражданско-патриотическому воспитанию считаю особенно важным.

«Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - писал наш великий соотечественник Н. А. Добролюбов.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особенно важно гражданско-патриотическое воспитание в контексте современной политической ситуации. Необходимо видеть тонкую грань между патриотизмом и национализмом. И в год 70-летия Победы появляются огромные воспитательные возможности для патриотического воспитания. Именно в подростковом возрасте формируются основные ценностные ориентиры, поэтому очень важно применять основные принципы гражданско-патриотического воспитания при планировании воспитательной работы.

Социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы города, проблемы других людей.

Применение проектных технологий в социально – педагогической работе, включающей детей в социально-значимую деятельность, развитие у них учебно- исследовательских (проектных) навыков работы в области социально – значимых проблем, как своего города, так и страны в целом, на мой взгляд, является инновационной составляющей социально – педагогического образования и воспитания в нашей школе. Технология социального проектирования имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду (эту традицию мы реализуем в нашем проекте). Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Виды социальных проектов воспитанников:

  • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

  • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации)

  • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

  • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

  • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования – привлечение внимания воспитанников к актуальной социальной проблеме, сохранения исторической памяти в семье и школе; включение детей в реальную практическую деятельность по реализации данной цели.

Мне бы хотелось поделиться опытом организации социального проекта гражданско-патриотической направленности «Наследники Победы» в 6-а классе в 2014 – 2015 учебном году.

Цель проекта: Установление тесной связи поколений, оказание действенной практической помощи ветеранам. Формирование знаний на основе проектно-исследовательской деятельности школьников.

Задачи проекта:

• воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с родного города;

• приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах;

• развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

• формирование толерантности и стремления к проявлению постоянного внимания и заботы к старшему поколению.

Значимость проекта:

Работа над проектом, претворение его в жизнь имеет большое значение в плане воспитания у обучающихся интереса к истории Отечества, к людям – участникам этих событий, живущим в нашем районе, воспитания в подрастающем поколении чуткости, доброты, внимательности к пожилым людям; формирование активной жизненной позиции.

Тип проекта: долгосрочный

Срок исполнения: сентябрь 2014 - май 2015

Участники проекта: учащиеся и родители 6-а класса, педагоги МБОУ СОШ №41 Канавинского района, г. Нижнего Новгорода.

Можно выделить несколько этапов реализации социального проекта.

I этап. Разработка социального проекта. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы. Сбор теоретической информации. Первым этапом нашего проекта стала работа «Семейные реликвии», в которой группа учащихся 6-го класса исследовала проблемы преемственности поколений, пыталась найти ответы на вопрос: ощущает ли современная семья потребности в хранении семейных реликвий? Ребята провели социологические исследования среди учащихся школы, проанализировав данные, пришли к выводам, что во многих семьях не хранятся сведения о своих родственниках, что прервана связь поколений, и немногие школьники могут рассказать о своих предках, что утеряно в обществе такое понятие, как семейная реликвия (Приложение 1). И тем не менее, ребята собрали интересные рассказы о семейных реликвиях учащихся нашей школы, сфотографировали эти реликвии, составили альбом. Авторы проекта выступили с итогами этой работы на классных часах в 5 - 7 классах с целью возродить интерес у школьников к изучению истории своей семьи. Продолжением данной работы будет участие в конкурсе «Моя семья в истории страны – 2016».

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне учащимся нашей школы было предложено принять участие в проекте «Бессмертный полк». После классного часа, на котором я предложила ребятам подобрать информацию о родственниках, переживших войну, реакция была вялой, почти все ребята сказали, что таких родственников у них точно нет. Тогда я подключила родителей. Ребята поговорили с родственниками собрали много информации для Книги Памяти нашего класса. В нее вошли рассказы наших учеников о своих родственниках, которые воевали на фронтах войны и ковали победу в тылу. Ребята собрали большой документальный материал: военные фотографии, наградные документы, письма с фронта, похоронки. Этот материал исследуется на уроках, во внеклассной работе и пополнил коллекцию школьного музея Боевой славы.

II этап. Социально-значимая деятельность участников проекта.

В рамках реализации данного этапа проекта ребята взяли шефство над одинокими ветеранами нашего района. Многие из них были на торжественном вручении медалей в нашей школе, кроме медалей ребята вручили ветеранам открытки, сделанные своими руками. Особенно запомнились встречи с ветераном Великой Отечественной войны Емельяновой Тамарой Александровной. Ветеран Великой Отечественной войны, к, сожалению, в виду тяжёлой болезни на наши мероприятия прийти не смогла (ей уже 93 года). Но, тем не менее, дети с большим энтузиазмом с подготовленными для выступления стихами, с подарками, изготовленными в течение учебного года на мастер-классах родителей отправились к ней домой на встречу, которая прошла в уютной домашней обстановке. Тамара Александровна с радостью встретила ребят, рассказала об интересных моментах фронтовой жизни, показала боевые медали, грамоты, выслушала с воодушевлением стихи детей, и, в заключении дала им напутствия на дальнейшую жизнь. Подобные встречи мы продолжаем и в новом учебном году. (Приложение 2)

Кроме подобной волонтерской акции, важно применять полученные навыки и в учебной деятельности. Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета. Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.

Реализация проекта совпала с изучением темы «Супергерои» в 6 классе. На вопрос «Кого в России мы можем назвать супергероем?» учащиеся дали неожиданный ответ – ветераны Великой Отечественной войны. Таким образом, социальный проект продолжился на уроках иностранного языка в виде сообщений о героях войны на английском языке.

III этап. Оценка реализации проекта.

На данном этапе была проведена диагностика «Ценностные ориентации» по сплочению коллектива, которая показала насколько изменились ценностные ориентиры и как повысился уровень сплоченности коллектива к завершению проекта. Повысился авторитет таких ценностей как хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе и общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей). (Приложение 3)

Мой опыт организации работы над социальными проектами позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

  1. в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки поисковой деятельности, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;

  2. привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

  3. ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Но, в то же время, можно выделить и недостатки, которые проявились в ходе реализации проекта:

  • недостаточная мотивация учащихся на активную деятельность;

  • отсутствие навыков работы с информацией;

  • низкая заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми.

IV этап. Трансляция полученных знаний.

В итоге реализации проекта учащиеся 6-а класса стали членами творческой группы школьного Музея Боевой славы. И в этом учебном году все они проведут экскурсии для учащихся начальной школы и примут участие в конкурсах «Юный экскурсовод», «История обычных вещей», «Конкурс поисковых групп».

В результате можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Работа над проектом позволила почувствовать, как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Эта работа выявила не только положительные качества, но и позволила определить  слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г. Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.

  2. Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа, -1996-№2 Нечаев М.П.

  3. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие//Дополнительное образование.- №1, 2006.

  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вебрум-М, 200 Колчина М.С.

  5. Мейдер Вячеслав «Личность педагога в образовательном пространстве». http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/44/meider.htm Никитина Р.И. др.

  6. Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 2007.

  7. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 2001.

  8. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников / /Дополнительное образование.- №10, 2005.

  9. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся//Дополнительное образование.- №8,2004.

  10. Социальный проект «Школьное самоуправление»: подходы, технологии, методики. Учебно-методическое пособие.М.: УЦ Перспектива, 2009.





Приложение 1






Приложение 2

План мероприятий:



Содержание

Сроки

Теоретическое занятие

Сентябрь, 2014

Классный час по теме «Наши славные сыны»

Ноябрь, 2014

Сбор информации о ветеранах микрорайона Мещерское озеро, о семейных реликвиях (интервьюирование учащихся нашей школы)

Октябрь – Декабрь, 2014

Создание презентации «Герои нашего района» на основе собранной информации (связана с днём Героев Отечества)

Декабрь-Февраль 2014-2015

Создание поздравительной открытки в рамках акции «Поздравь ветерана»

Февраль, 2015

Участие в торжественном вручении медалей к 70-летию победы

Февраль, 2015

Организация чаепития с женщинами-ветеранами микрорайона

Март, 2015

Посещение на дому, помощь в уборке

В течение года

Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.


Апрель, 2015

Участие во всероссийском шествии «Бессмертный полк»

Май, 2015

Подготовка подарочных пакетов, поздравление ветеранов с Днём Победы

Май, 2015







Приложение 3

ТЕСТ НА ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы можно замерить

помощью методики "Ценностные ориентации" Рокича (адаптированная Ядовым).

Ниже приведен список наиболее обобщенных ценностей человеческой жизни. Прочитайте весь список и проставьте в колонке  слева (предварительный выбор) цифры от 1 до  18,  соответствующие значимости этих ценностей для вашей личной жизни. (1 - самая важная для вас ценность, 2 - менее важная ценность и т.д. до 18).

 После этого, просмотрите порядок расстановки ценностей, внесите, если есть необходимость, изменения и окончательный выбор занесите в колонку справа.

Будьте внимательны!

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

Здоровье (физическое и психологическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Любовь

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений, жизнь с комфортом)

Наличие хороших и верных друзей

Хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

Познание (интеллектуальное развитие, расширение образования, общей культуры)

Равенство (равные возможности для всех)

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)





Диагностика ценностных ориентаций.































14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Городжанова Ольга Михайловна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства