Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду»
Сказкотерапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду
У сказки есть счастливая возможность
перелететь через пропасти, охватывать бесконечные
пространства, сталкивать различные времена,
сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими,
преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой
великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости и дара воображения и предвидения.
С. Я. Маршак.
Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Общаясь с детьми, замечаю, что они тянутся ко всему красивому, на интуитивном уровне чувствуют прекрасное, восхищаются и радуются. Сохранить это чувство, которое дарит жизненную энергию, побуждает малыша к созиданию чего-то подобного и обязательно красивого, помогают добрые сказки. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Обеспечить одно из современных требований к дошкольному образованию, а именно, обязательное психологическое сопровождение мне помогает сказкотерапия. Для себя я определила, что сказкотерапия–это игровой метод, который позволяет организовать сказочное пространство для формирования интегративных качеств воспитанников, развития их потенциальных способностей и эмоционального интеллекта. Сказку можно использовать в работе в различных ситуациях. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. Работая в данном направлении с дошкольниками, положила в основу принципы сказкотерапии, и поставила перед собой цели:
обеспечить психологическое сопровождение ребенка, эмоциональный комфорт через снижение уровня детской конфликтности, агрессивности, психосоматических заболеваний, помощь ребенку в преодолении недостатков и превращение их в достоинства, определение положительных, благородных качеств характера; задачи:
учить детей выстраивать более конструктивные отношения с окружающими; знакомить с приемами позитивного поведения в конфликтных ситуациях; предупреждать психоэмоциональное напряжение детей; развивать эмоциональный интеллект.
Определила основные этапы включения сказкотерапии в образовательную деятельность с дошкольниками. Они корректируются в зависимости от возрастных и личностных особенностей детей.
1 этап – чтение сказки и беседа по ее содержанию. В основу положении первый принцип сказкотерапии – «донести до сознания малыша информацию о базовых жизненных ценностях». Здесь помогает прием «символизация». Рассказывая детям сказку, сопровождаю повествование условными картинками – символами. Ненавязчиво прилекаю внимание ребенка к чувствам и переживаниям героев, даю ему возможность примерить на себя роли персонажей сказки.
2 этап – подчинен второму принципу сказкотерапии – «принцип Жизненной Силы». Все сказки для детей несут позитивную жизненную программу. Дети ещё не знают основных психологических законов общения, не понимают, каким образом необходимо принимать себя и близких. Для положительных изменений помогаю ребенку укрепить веру в себя, восстановить, познать и накопить собственный источник Жизненной Силы. Использую этюды по психогимнастике. Организую проигрывание эпизодов сказки. Погружение в сказку, где героем становится сам ребенок, помогает корректировать детские психологические проблемы.
3 этап – продуктивная творческая деятельность, построенная на основе третьего принципа сказкотерапии – «принцип многогранности». Жизненная ситуация и сказочная история воспринимается как кристалл со множеством граней. В ходе продуктивной деятельности – рисования или изготовления поделок по мотивам сказок, стараюсь стараюсь изменить отношение ребенка «к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней». Очень эффективен здесь прием игра-рисование по следам прочитанного, изображение героев в движении, игра «Нарисуй продолжение сказки». В ходе игры в рисунке появляются схематичные изображения действий, которые используются как творческое поле .
4 этап подчинен четвертому принципу – «связь между реальностями». Где ресурсы психической реальности перемещаются в жизненную практику дошкольника. Здесь эффективны различные педагогические приемы. Игра – драматизация, сочинение сказки по серии картинок, рассказывание с помощью различных видов театра.
В своей практике я также использую приемы Джанни Родари, на которых хотела бы остановиться более подробно. Первый прием основан на теории русского исследователя-фольклориста В. Я. Проппа. Пропп, анализируя сюжеты народных сказок определил, что функции действующих лиц постоянно повторяются во всех народных сказках. Число этих функций всегда ограничено, а последовательность их в сказках одна и та же. На основе этих функций, их сочетания ипоследовательности, выстраиваем с детьми бесконечное множество сюжетов, организую игру с ребёнком или с группой детей. Игровое пособие сделано из картонных карточек с иллюстрациями или символами. Для читающих детей сверху написаны названия функций. Иногда символы придумываются вместе с ребёнком.
И еще второй интересный прием – «конструктор», предложенный Родари, увлекает детей в мир сказки – «карты Пассаторе».Задача здесь тоже состоит в том, чтобы придумать рассказ, опираясь на картинки или настоящие предметы. Здесь, в отличие от карт Проппа, в которых используются исключительно 20 функций, количество предметов, действий, признаков никак не ограничено. Главное – множество одинаковых по размеру карточек с разными изображениями, чем больше – тем лучше. Карты перемешиваются, кладутся на стол вверх рубашками, затем игроки по очереди вытягивают по одной карте и придумывают рассказ. Задача последнего участника – придумать логическое завершение рассказа. Так же придумываем сказки с реальными предметами, это, даже интереснее, ведь их можно не только вообразить, но потрогать, понюхать и даже взять на руки! Эта игра немного проще, чем «Карты Проппа» и я начала играть в неё уже с младшим дошкольником.
Целесообразность карт, состоит в том, что:
• наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо, большое количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.
• представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
• Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешению глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
На мой взгляд, преимущества «проповских карт и «карт Пассаторе» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира. Они всегда рядом. Под рукой, многократно апробированные, дают положительные результаты.
Сказкотерапия как одно из направлений здоровьесберегающих технологий. Помогает мне осуществлять обязательное психологическое сопровождение.