СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ »
Системный подход педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Степанова О.А.,МБОУ «ООШ №17»
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас как учитель, так и родитель.
«…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В.А. Сухомлинский. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, особенно актуально, так как определяющее значение для духовного становления человека имеют Церковь, семья и школа. Эти сферы бытия взаимозависимы. Дух Церкви пронизывает семейную жизнь православного человека и способствует его духовному становлению и нравственному самоопределению. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствовать духовному совершенствованию личности, если содержание образования направлено на вхождение ученика в мир культуры.
Основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования, является семья. Она как часть общества несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В основе российской традиции лежат религиозные воззрения народа. Ребенок, пришедший в школу, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.
Взаимодействие педагога и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
А в обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня всем.
Нас как классных руководителей, данные проблемы не могут не волновать. Поэтому совместно с родителями в нашем классе были организованы следующие мероприятия
Поездка детей совместно с родителями в Свято-Троицкий Холковский монастырь. Здесь ребята посетили Свято-Троицкий мужской монастырь, побывали в пещерах, где увидели и узнали много интересного о жизни монахов.
Не оставил равнодушными ребят и храм Донской иконы Пресвятой Богородицы. Также мы поднимались на Владимирскую часовню, откуда была видна вся окрестность святых мест. Завершилась экскурсия посещением памятника великому князю киевскому Святославу Храброму.
Поездка имела большое воспитательное значение, как для родителей, так и для детей.
Также в нашем классе был проведен конкурс творческих работ «Моя родословная», что позволило детям погрузиться в историю своих предков. Конечно, пока это у нас небольшие занимательные рассказы о семейных историях и преданиях, наивные, но искренние сочинения о любимых мамах и папах, бабушках и дедушках, есть и геологические схемы, гербы семьи, фотовыставки «Детсво моей семьи», презентации «Моя семья в Храме».
В своей работе мы используем и народную тематику. Стало традицией проведение семейных праздников: «Новый год: семейные традиции», «Рождественские посиделки», «Проводы Масленицы» на этих мероприятиях звучат русские народные песни, дети и их родители знакомятся с народными традициями, обрядами, народными играми, встречаются с духовным наставником школы настоятелем Успенского храма протоиереем Сергием Поляковым. Также на этих мероприятиях дети вручают родителям поздравительные открытки, сделанные своими руками. Данная работа способствует развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях, формированию нравственной культуры детей и родителей.
По желанию родителей была совершена семейная экскурсия к святому источнику села Потудань. Детям очень нравятся экскурсии по городу, здесь они знакомятся с историей улиц города, организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. После экскурсий проводим выставку творческих работ «Макет храма», конкурс рисунков «Прекрасное рядом со мной», конкурс сочинений «Худо тому, кто не делает добра никому». Эти работы были представлены на родительских собраниях.
Обращение к истории, культуре, традициям родного города помогает ощутить не только связь с прошлым, но и то, что родной город – близкий, дорогой уголок земли, а близкое и дорогое надо уметь ценить и беречь.
А.С. Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими, перед всей страной».
От того, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения между обучающимися, их родителями, классным руководителем и школой зависит социализация, будущая траектория человека.
Сегодня мы хотим верить в то, что сможем воспитать того, кто не пройдет равнодушно мимо страждущего, мимо жестокого, остановив зло; будет дарить добро, не ожидая наград.