kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система аэрокосмического образования в Технопарке МБУ ДО «ДДЮТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по аэрокосмическому образованию во  Дворце пионеров города Новомосковска началась в 1970 году. Начинал ее творческий и увлеченный космосом педагог   Марачев  Виктор  Матвеевич.  По его глубокому убеждению интерес ребенка к познанию и творчеству необходимо развивать через аэрокосмическое образование с дошкольного возраста, тогда детское  увлечение он перенесет на все свои занятия, образование и в дальнейшую взрослую жизнь. Практика подтвердила правоту Виктора Матвеевича. Несколько поколений дошкольников, повзрослев,  пришли на занятия в коллективы ДДЮТ технической направленности – «Юный моделист», «Авиамоделирование», «Ракето-космическое конструирование», «Детское Конструкторское Бюро».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система аэрокосмического образования в Технопарке МБУ ДО «ДДЮТ»»

Система аэрокосмического образования

в Технопарке МБУ ДО «ДДЮТ»


Педагог дополнительного образования

Николаева Наталья Викторовна


Работа по аэрокосмическому образованию во Дворце пионеров города Новомосковска началась в 1970 году. Начинал ее творческий и увлеченный космосом педагог Марачев Виктор Матвеевич. По его глубокому убеждению интерес ребенка к познанию и творчеству необходимо развивать через аэрокосмическое образование с дошкольного возраста, тогда детское увлечение он перенесет на все свои занятия, образование и в дальнейшую взрослую жизнь. Практика подтвердила правоту Виктора Матвеевича. Несколько поколений дошкольников, повзрослев, пришли на занятия в коллективы ДДЮТ технической направленности – «Юный моделист», «Авиамоделирование», «Ракето-космическое конструирование», «Детское Конструкторское Бюро». Этих детей отличает высокая мотивированность, знание истории освоения космоса, природы планет и их спутников, расположение и название звезд и созвездий. Они более активны не только в получении знаний, но и в обмене ими с другими. С удовольствием, очень грамотно и заинтересованно они участвуют во встречах с гостями Новомосковска – космонавтами, учеными, преподавателями ВУЗов. При подготовке к выставкам и конкурсам они более инициативны в выборе тематики работ и подходят к реализации своих задумок более творчески.

По программам дошкольного аэрокосмического образования в городе в настоящее время работают более 10 дошкольных образовательных учреждений. Все педагоги креативны, активно принимают участие в работе методического объединения на базе ДДЮТ, проводят открытые занятия и мастер-классы для воспитателей и родителей не только своих детских садов.

Традиционно два раза в год во Дворце детского (юношеского) творчества для них проводятся городские аэрокосмические фестивали дошкольников.

В октябре проходит спортивно-игровой праздник в виде подвижных эстафет на ловкость, координацию, посвященный Дню запуска Первого искусственного спутника Земли. Эстафеты состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует внимания и сосредоточенности. Малыши демонстрируют не только физические навыки, но и умение работать сплоченно, усваивать инструкцию педагога и повторять движение за другими. Каждое дошкольное учреждение формирует команду из 10 человек возраста 5-6 лет, готовит атрибутику: единая форма, название, эмблема. Дети готовят стихи и песни, посвященные этому важному событию в истории космонавтики.

Апрель – месяц Всемирного Дня авиации и космонавтики, к этому празднику приурочен творческий фестиваль. Дошкольники оформляют выставки работ, выполненных в группе или совместно с родителями. Это аппликации, рисунки, модели космических аппаратов и макеты Солнечной системы и других планет. Фестиваль проводится как большое космическое путешествие. Каждый этап – отдельное творческое или спортивное испытание: преодоление препятствий, расшифровка посланий по первым буквам рисунков, создание карт созвездий или изображений космических аппаратов (сборка пазлов), отгадывание космических загадок и анализ увиденных мультфильмов о космонавтах, космических учреждениях или объектах. Дети не только показывают свои знания и умения, но и в игровой форме узнают что-то новое, начинают фантазировать, мечтать.

На каждом празднике участники награждаются Грамотами ДДЮТ и памятными призами. Это – книги, буклеты, наборы открыток, плакаты космической тематики с автографами космонавтов. По возможности на фестивали приезжает летчик-космонавт РФ, Герой России А.И. Лазуткин. В детских садах собраны экспозиции космической тематики, оформлены космические выставки с подарками и поделками детей.

Программы начального технического моделирования «Юный моделист», «Судо, авиа, ракетомоделирование» и аэрокосмического образования «Космическая азбука», «Полеты в космос» рассчитаны на школьников 1-5 классов. Цель этапа – развитие политехнического кругозора, конструкторских способностей, воображения, пространственного мышления, фантазии и смекалки, устойчивого интереса к техническому творчеству. Мальчишки и девчонки 7-12 лет получают первоначальные знания по космонавтике, основам технологии изготовления и устройства технических объектов, навыки работы с чертежами и эскизами, объемными моделями, инструментами и паяльниками, получают возможность принять участие в выставках, конкурсах, соревнованиях. Занятия в объединениях начального моделирования становятся важным шагом к изучению движения технических средств, конструкций и аэродинамики полета простейших моделей самолетов, ракет.

Для обучающихся 5-8 классов созданы дополнительные общеобразовательные программы «Основы космонавтики» и «Ракетно-космическое конструирование». Первая программа предназначена для изучения основ аэродинамики, воздухоплавания, астрономии, ребята изучают историю освоения космоса, основы конструкций летательных аппаратов, знакомятся с литературой и видеоматериалами из жизни основателей отечественной и мировой космонавтики, ученых, конструкторов, космонавтов. Цель второй программы (она реализуется на базе МБОУ «СОШ №17») освоение основ конструирования и изготовления моделей и макетов ракетно-космической техники, введение элементов научно-исследовательской и проектной деятельности, развитие логического мышления и способности аргументации своих идей. Ребята принимают участие в выставках и конференциях регионального и всероссийского уровня, выезжают на экскурсии в Центр подготовки космонавтов, музеи космической и оружейной отрасли. При подготовке работ изучают историю создания техники, учатся анализировать, выявлять особенности конструкций и технологий изготовления моделей и макетов.

Выставки творческих работ обучающихся объединений и соревнования подвижных или летательных моделей собирает большое количество зрителей и болельщиков, привлекая новых участников в коллективы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Космическое проектирование» рассчитана на школьников 14-18 лет. Она позволяет ребёнку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью в квалифицированных инженерных кадрах, научных работниках в производственной сфере, поддержке одарённых и высокомотивированных детей, в развитии творческого мышления.

Обучающиеся 9-11 классов в процессе освоения программы создают авторские проекты под руководством научных консультантов МГТУ им.Баумана, ТулГУ, НИ РХТУ. Проектный метод обучения оптимален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует большое количество компетенций, развивает и поддерживает творческую одаренность школьника. Метод проектной деятельности развивает в старшеклассниках навыки аналитической и конструкторской деятельности, пространственное мышление, умение работать с графическими редакторами, создавать 3D модели. Защита авторской работы на конкурсных мероприятиях различного уровня помогает обучающимся совершенствовать ораторско-дискуссионные навыки, умение формулировать ответы, повышает уверенность в себе.

Проекты создают ребята разного возраста в различных областях по самостоятельно выбранной тематике. Я хочу представить вам несколько из них.

Осокин Дмитрий, 9 лет вместе с родителями придумал как на станции можно выпечь настоящий кекс. Для этого Дима продумал, какие ингредиенты можно заменить, чтобы полностью соответствовать требованиям к космическому питанию, как упаковать все, как использовать на станции, каким образом испечь. Космонавты, посмотрев это видео, согласились, что это вероятно.

Проект по истории одного из важнейших событий в космонавтике – стыковке космических кораблей различных систем – «Союз»-«Аполлон», написанный 9-классницей Митропольской Викой, был представлен на Санкт-Петербургской конференции «Человек и космос».

Интересна исследовательская работа 10-классницы Осокиной Софьи, выполненная совместно с учителем химиии и биологии 18 школы С.Н. Новиковой. Цель: разработка концепции  скафандра для работы внутри космического аппарата и выхода на Марс.

Актуальность работы обусловлена тем, что на некоторых планетах уже побывали беспилотные разведчики, и не за горами полёт человека на эти планеты. Ракеты уже спроектированы, а вот скафандры пока только разрабатываются.

В работе было изучено и рассмотрено строение и материалы скафандра, строение ранца жизнеобеспечения (РЖО). Проведены практические эксперименты по противодействию материалов агрессивной среде атмосферы Марса. Предложен вариант материалов, которые можно использовать для пошива скафандра, имеющего съемный РЖО, для полета на Марс. Описаны его строение и способы крепления для внебазовой деятельности.

Цель проекта 10-классника Сальникова Алексея – разработка концепции окололунной орбитальной станции.

В работе описаны конструкции модулей окололунной орбитальной станции, определена схема её компоновки, рассмотрен порядок вывода модулей на орбиту Луны, рассчитана скорость движения станции на разных высотах орбиты. Кроме того, Алексей выполнил трехмерную модель каждого модуля станции, распечатал ее на 3-D принтере и представил на защите.

Проект «Разработка колеса изменяемой формы для напланетных транспортных средств» выполнен 11-классником Асановым Дмитрием. Цель работы - разработка концепции колеса изменяемой формы, способного повышать проходимость вездехода и стабилизировать плоскость корпуса. В работе описана конструкция колеса измененяемой формы для напланетного транспортного средства, рассчитана максимально допустимая масса аппарата в зависимости от геометрических размеров опорного элемента (штока). Описан процесс преодоления препятствий (уступ). Данная разработка увеличивает проходимость планетохода и нейтрализует невозможность преодоления препятствий посредством внедрения технологии металлической сетки в конструкцию колеса изменяемой формы. Запас свободного хода опорных элементов позволяет уменьшить тряску во время езды и уменьшает риск опрокидывания планетохода в связи с более низким центром тяжести и меньшим отклонением корпуса от горизонтальной оси по сравнению с другими транспортными средствами.

Участие во Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее. Космонавтика», и «Шаг в будущее, Москва», всероссийских и региональных научно-практических конференциях, позволяют старшеклассникам получить дополнительные баллы при поступлении в ведущие технические ВУЗы России. За последние 5 лет 14 выпускников объединения «Детское конструкторское бюро» стали студентами МГУ, МАИ, МАДИ, МИФИ, МЭИ, ТулГУ. 10 человек успешно обучаются в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

С 2014 года на базе Лаборатории реализуется авторская программа летчика-космонавта РФ, Героя России А.И. Лазуткина «Планета Х». Александр Иванович проводит со школьниками города теоретические и практические занятия, привлекая ребят к аэрокосмическому образованию и повышая мотивацию к познанию себя и окружающего мира.

Цель программы: предоставление возможности школьникам самостоятельно применить накопленные в школе знания по различным дисциплинам для самопознания и изучения окружающего мира через аэрокосмическое образование.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- развивать интерес к познанию окружающего мира;

- сформировать инженерное, научно-техническое мышление у детей,

- развивать навыки проведения исследовательских работ;

- развить космическое и планетарное сознание;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к деятелям науки и техники, создавшим и развивающим ракетно-космическую отрасль;

- развивать навыки взаимодействия, чувство товарищества, умение работать в команде.

Для реализации программы проводятся следующие мероприятия:

ежемесячно (ориентировочно третий четверг месяца) проводятся очные занятия в МБУ ДО «ДДЮТ» (Технопарк). Занятия проводит автор программы летчик-космонавт РФ, Герой России А.И. Лазуткин.

Темы занятий:

сентябрь – Влияние космического полета на организм человека. Самообследование состояния здоровья – пульс, температура, вес, рост. Правила проведения исследования и составления календаря исследования.

октябрь – Межпланетные перелеты. Разведка новых планет. Составление плана исследовательских работ на неизвестной планете. Подведение итогов самообследования.

ноябрь – Правила нахождения географических и физических параметров планеты. Подведение итогов первого знакомства с Планетой Х.

декабрь – Сезонные изменения климатических условий на планете, составление календаря наблюдений. Подведение итогов расчетов географических и физических параметров Планеты Х.

январь – Проведение дистанционной конференции с участниками программы Планеты Х из других регионов России.

февраль – Космические аппараты для межпланетных перелетов. Составление плана работы над проектом космического аппарата для экипажа.

март – Создание проекта космического аппарата. Питание космонавта в космическом полете. Знакомство с космическим питанием. Практическая работа.

апрель – История пилотируемых космических полетов. Подготовка рефератов, посвященных 60-летию первого полета в космос Ю.А. Гагарина.

май – Подведение итогов работы по программе.

При необходимости занятие проводится дистанционно с применением ИКТ. В остальное время рядом с ребятами есть учителя, с которыми Александр Иванович проводит дополнительные консультации.

Согласно легенде программы, экипаж космического аппарата в составе учебной группы под руководством командира (педагога) совершает посадку на неизвестную планету – Планету Х. Используя имеющиеся знания, ребята должны исследовать место посадки на планету (место проживания) и свое физическое состояние.

В полетном задании предлагается: изучить и описать окружающую местность, природу, определить географические координаты, абсолютный полдень, изучить влияние планеты на свою жизнь и здоровье, провести ряд измерений и вести дневник по ним. Все эти задания, выданные Центром управления полетом (автором программы), передаются через командиров экипажей и координаторов (педагога ДДЮТ). ЦУП координирует работу всех экипажей, выдает график проведения полетов, протоколы исследований, а после получения отчетов обрабатывает их и публикует в группе участников полетов.

В программе одновременно участвует несколько регионов России, Болгарии, США. Особенностью периодов исследовательской работы является одновременное проведение «полетов» в разных районах города и страны. Одновременное проведение экспериментов в разных регионах позволяет участникам проекта изучить разнообразие форм жизни, природных, географических особенностей на одной планете не только в учебниках, но и практически.

В процессе оценки своего физического состояния ребята делают выводы, на которые в учебной работе уходило бы значительно больше сил и времени. Одно из заданий – измерение своего роста в течение недели вечером перед сном и утром при подъеме. С удивлением все участники эксперимента обнаруживают, что рост в течение суток меняется. В ходе рассуждений выясняется, что уменьшение роста к концу дня – это действие гравитации. Измерение пульса, температуры тела и т.д. помогают определить цикличность работы организма, взаимосвязь различных процессов в организме человека и его физической активности.

Кроме того, Александр Иванович, встречаясь с ребятами, разъясняет им не только результаты исследований, но и необходимость и значимость тех или иных измерений. На занятиях анализируется, почему данные различных людей разнятся, что влияет на эффективность тех или иных процессов жизнедеятельности.

Еще одна тема работы – изучение конструкций орбитальных и наплатеных станций, создание авторских проектов и компоновки их систем и комплексов. Ребята не только придумывают варианты, но и защищают свои идеи, используя знания, полученные на занятиях.

Для участников проектов А.И. Лазуткин проводит дни дегустации космической пищи. Александр Иванович готовит для ребят первые и вторые блюда, угощает космическим десертом.

Практические занятия с космонавтом позволяют понять, что такое перегрузки в полете, невесомость, умение работать в команде.

В процессе освоения программы обучающиеся познают себя и окружающий их мир, учатся применять на практике полученные в школе знания биологии, ботаники, географии, математики, физики и многих других учебных предметов, развиваются навыки исследовательской и проектной деятельности, умение работать в команде, чувство патриотизма и любви к малой родине.

Система непрерывного аэрокосмического образования, созданная в Новомосковске позволяет ребенку на любом этапе включаться в образовательный процесс. Каждый человек, прикоснувшийся к теме космонавтики, становится соучастником творчества, фантазии, таинства, которое пронизывает всю его дальнейшую жизнь, втягивает на свою орбиту друзей, родителей, педагогов. Многие выпускники работают в аэрокосмической отрасли, приводят в наши объединения своих детей.


Вопросы по выступлению


  1. В каком году во Дворце пионеров города Новомосковска началась работа по аэрокосмическому образованию?

- 1984

- 1980

- 1970

- 1965


  1. Кто был первым педагогом Дворца в этом направлении?

- Рязанцева Л.Ф.

- Кононов В.П.

- Циолковский К.Э.

- Марачев В.М.


  1. С какого возраста приглашаются дети на аэрокосмические фестивали?

- 5-6 лет

- 7-9 лет

- 9-11 лет

- 15-17 лет


  1. Как часто в Новомосковске проводятся аэрокосмические фестивали для дошкольников?

- 2 раза в год

- 1 раз в год

- 3 раза в год

- 4 раза в год


  1. Какие программы в Технопарке предназначены для детей 1-5 классов?

- «Юный моделист», «Авиамоделирование», «Космическая азбука», «Полеты в космос»

- «Юный биолог», «Робототехника»

- «IT-квантум», «Фанкластик»

- «Космическое проектирование», «Шаги в науку»



  1. На базе какого образовательного учреждения реализуется программа «Ракетно-космическое конструирование»?

- МБОУ «СОШ № 5»

- МБОУ «ЦО №1»

- МБОУ «СОШ №17»

- МБУ ДО «ДДЮТ»



  1. С какими ВУЗами сотрудничает детское объединение «Детское конструкторское бюро»?

- ТГПУ им. Л.Н. Толстого

- МГТУ им. Н.Э.Баумана

- ДВФУ

- МГПИ им. Н.К. Крупской


  1. Кто из космонавтов приезжает в Новомосковск для работы с ребятами?

- А.А. Леонов

- П.Р. Попович

- М.Х. Манаров

-А.И. Лазуткин


  1. С какого года на базе МБУ ДО «ДДЮТ» реализуется авторская программа космонавта «Планета Х»?

- с 1961 года

- с 2014 года

- с 2021 года

- с 1985 года


  1. В каких олимпиадах принимают участие обучающиеся «ДКБ»?

- олимпиада по математике

- олимпиада по химии

- «Шаг в будущее. Космонавтика»

- олимпиада по ОБЖ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Система аэрокосмического образования в Технопарке МБУ ДО «ДДЮТ»

Автор: Николаева Наталья Викторовна

Дата: 19.10.2021

Номер свидетельства: 588909

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства