Школа-центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры
Школа-центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры
Были Определены сроки реализации программы:
Этап 1(2009– 2010 г.г.) - составление программы развития школы: образовательных и воспитательных программ; их защита, апробация и внедрение.
Этап 2 (2010 – 2012 г.г.) – практический - корректирование программ, организация адаптивного учебно – воспитательного процесса.
Этап 3 (2012– 2013 г.г.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
В данном учебном году школа завершила работу по Программе развития «Школа – центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры».
В ходе реализации Программы коллективом школы была проделанабольшая работа.
В августе 2009 года на педагогическом совете была рассмотрена и утверждена Программы развития школы на 2009-2013 г.г. «Школа – центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры».Проведено анкетирование участников реализации программы (родителей, обучающихся, учителей, администрации).
Этнокультурный компонент используется на уроках:
< >< >
историикоми-пермяцкого языка
< >
информатики, музыки
По данным предметам проводился обмен опытом работы по использованию национально-регионального компонента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа-центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры »
(из опыта работы по реализации Программы развития)
Автор: Беляева Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Крохалевская средняя
общеобразовательная школа»
.
2013
В 2009году МБОУ «Крохалевская средняя общеобразовательная школа»начала работу по Программе развития «Школа – центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры». Данная тема была выбрана не случайно. В последние десятилетия мы наблюдаем, как у детей снижается интерес к истории, падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, теряются нравственные ценности, происходит обрусение населения. А наша школа находится еще и на территории, граничащей с территориями, где преобладает русскоязычное население. Родители не хотят, чтобы дети изучали родной язык. Поэтому была поставлена одна из важнейших задач школы – сохранить язык и уникальность своей культуры, передать подрастающему поколению свой менталитет и веками складывающиеся национально-культурные традиции, используя для этого уклад, сферу досуга и, в первую очередь, систему образования.
Реализация данной программы потребовала введения этнокомпонента в федеральные учебные программы в различных вариантах.
Над разработкой программы работал весь коллектив. Была обозначена
Цель программы:Обеспечение условий формирования творческой, нравственно и физически здоровой личности, с высоким уровнем национального самосознания, стремящейся к сохранению национальной культуры и этнокультурных традиций коми-пермяцкого народа.
Поставлены Основные задачи программы:
Разработка мониторинга направлений Программы развития школы;
Организация учебно-воспитательного процесса по сохранению национальной культуры;
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития национального самосознания ребенка;
Взаимодействие школы с различными учреждениями и организациями, концентрирующими свою деятельность на сохранение национально-культурных традиций, их пропаганду, воспитание на них молодежи.
Определена Методическая тема школы: Этнокультурный компонент в образовательном процессе.
А также намечены Ожидаемые результаты:
Рост национального самосознанияучащихся, стремящихся к сохранению национальной культуры и этнокультурных традиций коми- пермяцкого народа
Увеличение численности учащихся, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования;
Рост числа учащихся, выполняющих проектные, исследовательские работы.
Выработка системы обучения и воспитания, основывающейся на богатствеэтнопедагогики;
Рост числа родителей, активно включающихся в жизнедеятельностьшколы, в проведение классных и общешкольных мероприятий.
Были Определены сроки реализации программы:
Этап 1(2009– 2010 г.г.) - составление программы развития школы: образовательных и воспитательных программ; их защита, апробация и внедрение.
Этап 2 (2010 – 2012 г.г.) – практический - корректирование программ, организация адаптивного учебно – воспитательного процесса.
Этап 3 (2012– 2013 г.г.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
В данном учебном году школа завершила работу по Программе развития «Школа – центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры».
В ходе реализации Программы коллективом школы была проделанабольшая работа.
В августе 2009 года на педагогическом совете была рассмотрена и утверждена Программы развития школы на 2009-2013 г.г. «Школа – центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры».Проведено анкетирование участников реализации программы (родителей, обучающихся, учителей, администрации).
Этнокультурный компонент используется на уроках:
биологиитехнологии
географии физкультуры
историикоми-пермяцкого языка
литературыИЗО
информатики, музыки
По данным предметам проводился обмен опытом работы по использованию национально-регионального компонента.
Большое место на уроках биологии, географии, истории отводилось экологическому воспитанию учащихся, привитию любви к природе, родному краю посредством использования краеведческого материала; гражданско-правовому и патриотическому воспитанию, экономическому образованию, использованию теоретических знаний на практике. Учителя включали элементы национально-регионального компонента: учитель биологии Бабина А.С. знакомила учащихся с флорой и фауной края, учитель географии Гуляев В.В. с прикладным творчеством, географией округа, учитель истории Кылосова Е.И. провела серию уроков о родном крае с древности до нашего времени. На уроках обслуживающего труда Хорошева Е.П. большое внимание уделяла народному творчеству. На уроках физической культуры и в группе продленного дня Крохалева В.С. и учителя начальных классов изучали коми-пермяцкие игры и игры народов коми. На уроках музыки Аксенова Л.В. и Крохалева Е.Н. знакомили учащихся с творчеством коми-пермяцких композиторов, народным фольклором. На уроках информатики велась работа по созданию презентаций.
В учебном плане из регионального компонента были выделены по одному часу на изучение учебного курса в 9 классе «История культуры коми-пермяцкого народа», в 6 классе - на изучение учебного курса «Географии Пармы», «Экология Пармы», в 8 классе – «Секреты коми-пермяцкой кухни».
В рамках учебного курса «История культуры коми-пермяцкого народа» учащимися 9 классаежегодно на заключительном занятии защищают презентациина тему «Моя малая родина». Каждый ученик старается подчеркнуть в своей работе неповторимость родного края. Для кого-то малая родина - это деревня, в которой он родился и живет, для других - это любимые места, уголок природы или просто родная улица, соседи. Создавались презентации о растительном и животном мире Пармы, о Кудымкаре и другие.
Были созданы и работали группы учащихся с этнокультурной направленностью в системе дополнительного образования: «Медодззаоськöввез» (кружок стихосложения), «Орсаннэз», «Театральный» (постановка произведений коми-пермяцкого фольклора), «Парма – земля чуди»,«Сильканок» (фольклорный),«Девчата» при ДК, «шупыткиоккез»
(«Рукодельница»)и«Духовная культура коми-пермяцкого народа» (Воскресная школа при храме Иконы Божьей Матери) и.т.д.
Большая работа была проведена детским объединением «Корнями дерево сильно» (краеведческой направленности) по сбору материалов:
- по истории школы,
-экспонатов по этнографии коми-пермяцкого народа и оформлению этнографического уголка,
- о ветеранах и тружениках тыла (велась работа по сбору материала для Книги Памяти),
- об исчезнувших населенных пунктах.
- об истории учреждений
- о знаменитых людях (ученых, актерах, заслуженных работниках сельского хозяйства).
В школе был оформлен уголок Боевой Славы, Комната этнографии и народного творчества, ведется работа по созданию музея истории школы и оформлению Комнаты триумфа.
В конкурс «Ученик года» была введена новая номинация «Зарниаюгöр» (знаток коми-пермяцкого языка и литературы).
Вопросы реализации Программы развития рассматривались на заседаниях Педагогического совета, методических совещаниях, методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, общешкольных родительских собраниях.
Круглый стол «Этнокультурный компонент в образовательном процессе: пути реализации» прошел в рамках методического совещания. Учителя – предметники, педагоги ДО, классные руководители поделились опытом работы по данной теме.
Дебаты между командой учителей и учащихся «Нужно ли в школе изучать коми-пермяцкий язык».
В ноябре 2010 года прошел педагогический совет «Моя методическая тема» («Работа учителя по методической теме»), на котором выступили учителя, чья методическая тема связана с этнокультурной направленностью (совпадает с методической темой школы).
Прошли общешкольные родительские собрания:
«Привитие детям любви к традициям и культуре коми-пермяцкого народа – наша общая задача».
«Итоги реализация Программы развития «Школа – центр сохранения и развития коми-пермяцкой культуры».
А также беседы, выступления и обсуждения по этнопедагогике и национальной культуре рассматривались отдельными вопросами как на общешкольных родительских собраниях, так и на классных.
На каждом общешкольном родительском собрании рассматривались вопросы о ходе реализации программы.
Родителей подключали к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий этнокультурной направленности.
Программа развития была дополнена подпрограммой«Менам дона пельöсок» («Милый сердцу уголок») и «Я – гражданин и защитник Отечества», где делался акцент на развитие национального самосознания ребёнка и патриотическое воспитание.
Программа была призвана обеспечить учащихся знаниями о родном крае, глубоком изучении культуры края, обычаев и традиций предков, воспитание любви к нему и формирование гражданских понятий и навыков. А также призвана раскрыть учащимся связь родного края, своей деревни, со всей Родиной-Россией; помочь почувствовать причастность к истории каждого, признать своим долгом честно стать достойным наследником лучших традиций родного края, оказать содействие в формировании чувств патриотизма.
Изучение материала предполагало знакомство и работу с несколькими разделами, где каждый раздел взаимосвязан и представляет целостную систему. Это следующие разделы: коми-пермяцкий язык и литература, история коми-пермяцкого народа, декоративно-прикладное искусство, культура коми-пермяцкого народа (обычаи, традиции), природа родного края.
Ежегодно в феврале проходила декада родного языка и литературы, в рамках которой были организованы не только конкурсы и викторины на знание истории коми-пермяцкого языка и литературы, но и День коми-пермяцкой кухни, общешкольный праздник «Миянулицаын праздник» с приглашением местного фольклорного коллектива «Стариковские самородки».
В течение учебного года проводились классные часы по теме «Моя родина - Парма»,- «Мой край отеческий, моя глубинка»,«Чем богат наш край», литературная викторина по произведениям коми- пермяцких писателей и поэтов «Тöджö, тöд», игра «Поле чудес» по теме «Быт коми-пермяка».
Прошел конкурс творческих работ «Медодззашыэз».
В 2009 году школа приняла участие в окружном конкурсе проектов среди ОУ по сохранению, развитию и популяризации коми – пермяцкого языка и культуры: проект «Россыпи Крохалевских бриллиантов».
Прошли мастер – классы для учащихся 7-11 классов «Кыдзме печки да печки» с приглашением З.В. Легаевой, А.В. Желоватых, где учащиеся учились прясть лен и шерсть; по плетению покромок и лапоточков – народная умелица В.С.Нешатаева.
Для учащихся 1-4 классов прошел спортивный праздник с коми-пермяцкими играми и состязаниями «Так играли наши деды»,литературная игра –путешествие по страницам книги «Золотые косы».
Была организована встреча с мастерами села по декоративно- прикладному творчеству «Есть женщины в наших селениях».
Дважды была организована встреча учащихся со старшим научным сотрудником в Секторе истории и культуры коми-пермяцкого народа ПНЦ Ур.О.РАН Аксеновой О.П. (выпускницей нашей школы) и кандидатом исторических наук этого же центра Дерябиным Н.М.
В течение 2010-2011 учебного года оформлялся стенд «Моя малая Родина» (материал стенда менялся каждую четверть).
Были организованы поездки по родному краю:
Поездка в Усолье и Березники
Посещение Строгановских палат
Экскурсия в музей содового завода
Обзорная экскурсия «За Родину» в Березниковском краеведческом музее.
В 2012 учебном году группа учащихся выезжала на Краевой этнокультурный фестиваль.
В период летней оздоровительной работы деятельность в рамках программы продолжалась. В оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей ежегодно работал краеведческий отряд, в который входили дети, посещающие кружок «Корнями дерево сильно» и других групп с этнокультурной направленностью.
Туристический лагерь в 2010 году прошел по «Тропе мастеров»коми – пермяцкого округа. Привалы-встречи прошли с мастерами по дереву, по глине, бересте, художественному творчеству. Мастер-класс по изготовлению глиняных горшков с учащимися провел народный умелец с.БелоевоКаньюков
Над реализацией Программы развития работает не только школьная библиотека, но и ведется активная совместная работа с сельской библиотекой, с районной библиотекой.
В школьной библиотеке работали выставки новинок коми-пермяцкой литературы, были организованы выставки к юбилеям коми-пермяцких писателей и поэтов, прошли библиотечные уроки.
Библиотекарь села Гордеева Т.Г. помогала в подготовке и проведении классных часов, конкурсов, классных и общешкольных мероприятий. Прошла встреча с представителями районной библиотеки, организовавшими показ презентации «Первые учителя района», «Учительские династии Юсьвинского района».
В феврале 2010 года была организована встреча с окружным фольклорным ансамблем «Шондiбан» («Лик солнца»).
Были организованы экскурсии в окружной краеведческий музей для учащихся начального и среднего звена.
Ежегоднов течение учебного года учащиеся с 1 по 11 класс выезжают для просмотра спектаклей в Окружной драматический театр им. М.Горького Для старшеклассников была организована встреча с заслуженным артистом РФ Крохалевым Н.А. – выпускником нашей школы.
В 2012 году драматический театр с выездным спектаклем «Миянулицаын» выступал в нашей школе.
Итоги реализации Программы развития были рассмотрены на итоговом педагогическом совете, общешкольном родительском собрании. Проведено анкетирование всех участников реализации Программы.