Сборник мастер-классов «Традиционная лоскутная кукла» как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям русского народа
Сборник мастер-классов «Традиционная лоскутная кукла» как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям русского народа
Данный сборник может представить интерес педагогам трудового обучения, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей, родителям. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить традиционную народную куклу, но и обучить этому детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник мастер-классов «Традиционная лоскутная кукла» как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям русского народа»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Сборник мастер-классов «Традиционная лоскутная кукла»
как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям русского народа
Исполнитель: Пономарева Е.,
студентка 41 КП группы Руководитель: Болотова Е. Ю., преподаватель
Камышлов, 2016
Сборник мастер-классов по изготовлению традиционной лоскутной куклы, как средство приобщения младших школьников к традициям русского народа /Пономарева Е.А., – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж»/, 2016.
Данный сборник может представить интерес педагогам трудового обучения, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей, родителям. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить традиционную народную куклу, но и обучить этому детей.
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, воспитание и приумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.
Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в 21 веке приобретают все большую актуальность. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции изготовления тряпичной куклы.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, высшей ступенью духовно‑нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения.
В процессе изготовления традиционной лоскутной куклы, младшие школьники приобщаются к этнокультурным традициям русского народа.
На мастер-классах по изготовлению русской народной куклы детям не только показывают, как изготовить, а так же рассказывается об истории куклы, её назначении в русской культуре и древних поверьях, связанных с этой игрушкой-символом.
Мастер-классы направлены на возрождение традиций изготовления традиционной лоскутной куклы и приобщению детей к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Дети не только осваивают секреты традиционного ремесла – как изготовить куклу своими руками, но и узнает о роли и значении куклы в жизни русского народа.
На мастер-классах предлагаются изготовить с детьми три вида традиционных лоскутных кукол (обрядовая, обереговая, игровая,) в 1-4 классах.
Разработанные мастер-классы выстроены логически и предполагают приобщение детей к этнокультурным традициям русского народа, через изготовление традиционной лоскутной куклы, а так же развитие практических навыков работы с текстильными материалами.
Выбор предлагаемых кукол обусловлен тем, что они просты в изготовлении, выполняются за одно занятие, а это способствует совершенствованию у детей навыков художественного завершения работы и поддержанию интереса к ней. Дети проявляют свою фантазию и творческие способности при оформлении куклы, выбора расцветок ткани. Все это раскрывает у детей художественные способности, помогает развитию творческого потенциала, развивает фантазию.
В работе по изготовлению кукол с детьми на мастер-классах, не потребуется каких-либо сложных инструментов и приемов, они выполняются без шитья.
Цель предлагаемого сборника мастер-классов сводится к приобщению младших школьников к этнокультурным традициям русского народа.
Ожидаемые результаты мастер-классов:
У детей возникает интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
Они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
Дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;
Смогут самостоятельно изготавливать изученные на мастер-классах некоторые виды кукол;
Усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«КУВАТКА».
ТЕМА: «Волшебная куколка».
ЦЕЛЬ: Изготовление в народном стиле обрядовой куклы «Куватки».
ЗАДАЧИ:
1. Ознакомление с традициями, символикой и технологией изготовления куклы Куватки.
2. Обучение традиционным приемам изготовления игрушки.
3. Прививание интереса и любви к русской тряпичной кукле как виду художественного народного творчества.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: Иллюстрации, образцы изделий.
Для учащихся: Технологическая карта, готовые лоскуты цветных тканей на каждого ребенка (лоскут яркого цвета 15×20см, лоскут светлого цвета 10×10 см) нитки (красного цвета), ножницы.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель: Сегодня на занятии мы познакомимся со старинными игрушками.
Как вы думаете, ребята, как давно появились игрушки и какими они были?
( Дети вспоминают и перечисляют, какие игрушки могли существовать в старину. Учитель демонстрирует иллюстрации).
Учитель: Самые древние игрушки были найдены археологами на территории Сибири. Это были выточенные из мягких пород камня или бивня мамонта фигурки женщин. Как вы думаете, для чего они были изготовлены?
Каково их назначение? ( Ребята делают свои предположения).
Учитель: Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы назывались обрядовыми. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.
Ребята, какую куклу приносят в жертву в наши дни? (Дети задумываются, вспоминают, называют).
Учитель: Правильно это Масленица, которую сжигают во время весеннего праздника, а после лакомятся блинами-символами солнца.
Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Ярило. Постепенно мистический обряд стал веселой игрой.
Но кукла еще не стала детской забавой. Нужно вспомнить еще об одной роли куклы – кукле обереге. Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла? (высказывания детей).
Учитель: Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Поэтому эту куклу можно назвать волшебной. Куклу-оберег делали обязательно безликой, то есть не оформляли лицо, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную куклу-берегиню делали своими руками. В изготовлении традиционных кукол используются только натуральные ткани. А как вы думаете, кто их делал? (ребята предполагают).
Учитель: Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла, тем способнее в рукоделье ее хозяюшка.
На этом мастер-классе мы попробуем смастерить волшебную куклу-оберег, которая называется «Куватка». Магия обряда «кувады» раньше связывалась с таинством рождения ребенка. Но древний обряд был забыт, а куклы «Куватки» остались. Теперь они вывешивались над колыбелью малыша, оберегая его от злых духов. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. Куватка – игрушка, сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в коем случае не могла навредить ребенку. Процесс ее изготовления несложен, это одна из самых простых традиционных тряпичных кукол. Обратите внимание на технологическую карту. Здесь изображены этапы выполнения куклы «Куватка». При изготовлении куклы мы можем посмотреть на куклу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Возьмем прямоугольный лоскут яркой ткани большого размера, скрутим к середине по длинным сторонам. ( Учитель показывает прием работы, в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания).
Скрученный лоскут перегнем пополам, стянем несколькими плотными витками нити. Концы нити свяжем двойным узлом. Это будет голова куклы.
Меньший лоскут скатаем рулетиком и перевяжем нитками по краям, чтобы получилась «конфетка». Это руки куклы.
Поместим руки под голову, перевяжем куклу в поясе.
Перевяжем куклу на грудке крест-накрест несколькими плотными витками. Концы нити обрежем ножницами. Нижнюю часть слегка расправим в пышное платье.
Куватки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, но количество кукол должно быть обязательно нечетным. Это важное условие, чтобы куклы стали еще и оберегам.
Ребята, в давние времена люди верили в такую примету – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль, если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она рядом с ним: и в играх и во сне.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА:
Почему куколку «Куватку» можно назвать волшебной?
Что вы запомнили из рассказа о кукле «Куватке»?
Почему куклы делали безликими?
C какими материалами мы сегодня работали?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОСКУТНОЙ
КУКЛЫ « КУВАТКА».
1. 2. 3.
4.5.
Лоскут яркой одноцветной ткани размером 10×15 см скручивают к середине по длинным сторонам.
Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягивают несколькими плотными витками нитью другого цвета. Концы нити связывают двойным узлом.
Из лоскута другого цвета размером 6×6 см таким же образом делают вторую скрутку. Нитью другого цвета скрутку стягивают узлами с обеих сторон, отступив от краев по 1 см.
Середину второй скрутки укладывают между концами первой скрутки до упора в завязанную нить.
Плотно прижав к узлу, вторую скрутку закрепляют между концами первой скрутки яркой нитью несколькими плотными витками под второй скруткой и крест-накрест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье.
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«ДЕНЬ И НОЧЬ».
ТЕМА: Кукла «День и ночь».
ЦЕЛЬ: Изготовление обрядовую куклу «День и ночь».
ЗАДАЧИ:
1. Продолжение знакомства и приобщения детей к народной культуре.
2. Ознакомление учащихся с историей народной игрушки День - Ночь.
3. Воспитание уважения к народным традициям.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: Иллюстрации, образцы изделий.
Для учащихся: Технологическая карта, кусок темной (синей или черной) материи примерно 25 на 25см; кусок светлой (белой или очень светлой цветной) материи примерно такого же размера; моток прочной нити светлого оттенка; моток нити темного тона; красная прочная нить, ножницы.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель:Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы. Давайте вспомним, какую куклу мы с вами сделали на прошлом занятии? («Кувадка»)
- Кто в старину делал куклы?
- Для чего делали куклы люди?
Учитель: Давайте вспомним, что куклы делились на три большие группы: обрядовые, игровые и обереги.
Обрядовыми называются куклы, которые использовали при совершении какого-либо обряда. Например, свадьба.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
Обереги.Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам сделать куклу, которая называется ДЕНЬ – НОЧЬ. (наглядный пример)
Послушайте меня внимательно, и вы узнаете, почему она так называется:
Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Эта кукла была обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, первый проснувшийся домочадец сразу же устанавливал куклу – день. Такой оберег защищал дом от всех напастей, задерживала и нейтрализовала отрицательную энергию.
Кукла – оберег «День и Ночь» - её изготавливали на Рождество. И до следующего Рождества она висела у печи.
Существуют две разновидности этой куклы. Первая – в виде одной фигурки с разными по цвету сторонами. Ежедневно утром её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). При этом хозяйки приговаривали: «Ночь прошла, и, слава богу. Пусть добрым будет день.» или «День прошёл, и слава богу. Пусть спокойной будет ночь»
Вторая разновидность – две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из светлой ткани (день), а другая – из тёмной (ночь). Днём выставляли светлую, а ночью – тёмную.
Для изготовления обереговых кукол брали тряпочки от уже ношеной, преимущественно мужской одежды (считалось, что у мужчины энергетика сильнее). К ним не прикасались ни ножницами, ни иголкой – они рвались руками, а сшивались «скруточками», то есть узелками.
Очень важным было и то, кто делал куклу. Считалось, что если сделать её самому, кукла тебя почувствует и будет настроена именно на тебя, то есть обереговый эффект будет сильнее.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Возьмем один лоскут темного цвета, в центр выложим ветошь для набивки головы.
Лоскут ткани складываем по диагонали, формируем голову.
Формируем голову, шею туго перетягиваем нитками в тон.
По бокам формируем руки: уголки загибаем внутрь, завязываем пояс также в тон ткани. На голове куклы крепим нитку — повязку.
Вторая кукла делается точно так же, но из ткани и ниток другого цвета.
Из синей и белой ниток, скручиваем шнурок.
Получившийся сине-белый шнурок привязываем сзади к повязкам на голове кукол.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Для чего нужна кукла «День и ночь»?
Что вы узнали интересного из рассказа о кукле «День и ночь»?
Когда изготавливали куклу «День и ночь»?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ «ДЕНЬ И НОЧЬ»
Рис.1. В центр квадрата ткани выкладывается ветошь для набивки головы. Рис. 2. Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова. Рис. 3. Формируется голова, шея туго перехватывается нитками в тон. Рис. 4. По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, завязывается пояс. На голове куклы крепится нитка — повязка. Рис. 5. Вторая кукла делается точно так же, но из ткани и ниток другого цвета. Рис. 6. Из синей и белой ниток скручивается шнурок. Рис. 7. Сине-белый шнурок привязывается сзади к повязкам на голове кукол.
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ «КОЛОКОЛЬЧИК».
Продолжение знакомства с обереговыми куклами, с народными традициями, техникой изготовления куклы « Колокольчик».
Обучение грамотному подбору цветовой гаммы, материалов для изготовления народных кукол, развитие мелкой моторики и навыков рукоделия.
Развитие эстетического восприятия, способности эмоционального отклика на воздействие художественного образа, воспитание трудолюбия, усидчивости.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: Образец куклы.
Для учащихся: Технологическая карта, разноцветные круги ткани разных размеров (диаметром примерно 20, 15, 10 см), прямоугольные лоскутки ткани белого цвета (10×15см), треугольные лоскуты для платочков, нитки, вата.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение
На завалинке в светелке
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили……….
( дети подсказывают «хоровод»).
Учитель: Правильно.
Ой, послушайте, что-то звенит. Это же моя подружка – куколка Колокольчик. А давайте мы с вами смастерим сегодня подружек моей куколке.
Колокольчик – куколка добрых вестей. Ее родина- Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках запряженных коней.
Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Еще ее называют танцующей куклой.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то и человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Эту куколку звали « Куклой добрых вестей»: дарили детям на именины, новоселье, ко дню рождения и на Новый год. Давайте и мы сделаем танцующих куколок для хоровода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Нам понадобится три круга разных диаметров из разноцветных кусков ткани. ( Учитель в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания).
Не забиваем смотреть на технологическую карту.
Получившийся сверток обворачиваем лоскутком меньшего размера и также плотно перевязываем ниточкой. Таким же образом обворачиваем куколку самым маленьким лоскутком.
Берем прямоугольник из белой ткани для лица и ручек. Расправляем лицо, туго перевязываем шейку. Края белого лоскута немного заворачиваем внутрь и перевязываем ниточкой, как манжеты. Вот и получились ручки.
Повязываем нарядный платочек и куколка-Колокольчик готова.
Учитель. Покажите друг другу, какие у вас получились куклы. А сейчас можно встать в хоровод.
Дети ставят куклы в круг. Получается маленькая выставка в виде хоровода.
Учитель.
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разыграйтесь, милые!
Затяните песенку.
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему……(народная песня).
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Почему куколка называется Колокольчик?
К каким видам кукол она относится?
Что вы чувствовали при изготовлении куклы?
Есть ли в ней настроение, характер?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ «КОЛОКОЛЬЧИК»
Рис. 1-4. Подготовим 3 круглых лоскутка ткани разного цвета, диаметр первого 20 см, второго – 15см, третьего – 10 см. В центр самого большого лоскута кладём ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее.
Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький.
Получается основа – куколка в трёх юбках.
Рис. 5-6. Готовим руки-голову: квадратный лоскут складываем по диагонали, концы с двух сторон подворачиваем внутрь и перевязываем, чтобы получились ладошки.
Рис. 7. Надеваем подготовленные руки - голову на голову куклы, поправляя внутрь свободные края (чтобы получилась рубашка), также перевязываем на шее.
Рис. 8. Подворачиваем край лоскутка-платка, надеваем платок на голову и ведём концы под ручками назад, там завязываем.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«ПЕЛЕНАШКА»
ТЕМА: «Куколка-младенчик».
ЦЕЛЬ: Изготовить обрядовую куклу «Пеленашка».
ЗАДАЧИ:
Ознакомление с обрядовой куклой «Пеленакой» и технологией ее изготовления;
Формирование знания, умения, практических навыков работы с текстильными материалами.
Воспитание трудолюбия, усидчивости, эмоционального отклика и желания изготавливать куклу
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: иллюстрации, образцы изделий, музыка В. Витлина сл. народные «Колыбельная песня»
Для учащихся: технологическая карта, готовые лоскутки цветных тканей (для платочка примерно 10×10 см., для пеленки 20×10 см), нитки, ленты
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель: Ребята отгадайте загадку: Платье носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно? Что это? Конечно, кукла.
Посмотрите какая интересная куколка, свернута в кулечек! Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребенок оберегался в ней. Он был незаметен ни для кого. А чего боялись люди? (высказывания детей)
Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребенка. Поэтому первая кукла ребенка была его образ Пеленащка.
Пеленашку, или куклу-младенчика делали перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке. А делали ее из лоскута ношеной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. Когда ребенок рождался, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения, чтобы принимать на себя все напасти, обманывая нечистую силу.
Итак, изготовление куклы Пеленашки было связано с родильным обрядом, тоесть с рождением малыша.
Эта кукла была одной из любимых и долго хранящихся кукол. С «Пеленашкой» можно было играть, в дочки-матери: пеленать, укачивать. Кормить. Ее можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу в старину могла сделать любая девочка даже без помощи взрослых. Эта кукла была проста в изготовлении. Давайте и мы научимся делать такую куколку?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Большой лоскут ткани плотно скручиваем в скатку – плотную тряпичную трубочку и с усилием перетянем посередине пояском;
Для обозначения головы скатку перетянем нитями с одного из концов;
На голову повяжем платок. Для этого небольшой квадратный кусок ткани перегнем по диагонали. Платок накинем крест-накрест, концы заведем за спину, не завязывая узла;
Затем куклу плотно пеленаем куском ткани. Для этого скатку уложим на прямоугольный кусок так, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводим наискосок за скатку;
Другой угол заводим наискосок за скатку крест-накрест первому. сводную нижнюю часть ткани накидываем на Пеленашку сверху и обтягивает за скатку;
Пеленашку закрепим лентой (или узким длинным отрезом ткани). Из-за спины крест-накрест плотно обернем куколку в верхней части и внизу крест-накрест. Оставшиеся концы подтыкаем под ленту, не завязывая узлы.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Как называется наша куколка и почему?
От чего оберегала куколка малыша?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«ПЕЛЕНАШКА»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«КРУПЕНИЧКА».
ТЕМА: Кукла «Крупеничка».
ЦЕЛЬ: Изготовление обрядовой куклы «Крупеничка».
ЗАДАЧИ:
1. Продолжение знакомства и приобщения детей к народной культуре.
2. Ознакомление учащихся с историей народной игрушки Крупенички.
3. Воспитание уважения к народным традициям.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: Иллюстрации, образцы изделий.
Для учащихся: Технологическая карта, квадратный лоскут ткани 25 на 25см; прямоугольный лоскут ткани; моток прочной нити; крупа гречневая, ножницы.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель:
Марья – искусница.
Колыбель качала ей весна- красна
Косы завивала реченька – волна,
Вечерами леший сказки ей шептал,
А зимой Морозко на санях катал.
Подросла красавица-
Марьюшка – искусница,
Мастерит игрушки –
Люд честной любуется.
Учитель: Русская лоскутная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто игрушка, это важный атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, достатка и счастья в семье, спокойствие и здоровье детей.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Учитель: Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Сегодня на занятии мы с вами сделаем обрядовую куклу «Крупеничку»
Крупеничка. Это тряпичная кукла на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, крупой, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей.
Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие. Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Расстилаем цветной лоскут квадратной формы и на середину высыпаем небольшой горкой зерно или крупу.
2. Соединяем все углы лоскута попарно, завязываем узелками крест-накрест, получаем мешочек – туловище и перевязываем его крепкой ниткой. Большой узел с зерном – это туловище , а с концами наверху это голова.
3. Берем прямоугольную ткань предназначенную для рук и делаем скрутку или складываем в несколько слоев, чтобы получилась трубочка – руки или рукава рубахи, завязываем концы.
4. вставляем трубочку – руки в отверстие на узелке и привязываем ниткой к горловине, чтобы руки свисали по бокам.
5. Лоскутком светлой ткани накрываем лицо, а голову повязываем ярким платком- косынкой.
1. Расстилаем цветной лоскут квадратной формы и на середину высыпаем небольшой горкой зерно или крупу.
2. Соединяем все углы лоскута попарно, завязываем узелками крест-накрест, получаем мешочек – туловище и перевязываем его крепкой ниткой. Большой узел с зерном – это туловище , а с концами наверху это голова.
3. Берем прямоугольную ткань предназначенную для рук и делаем скрутку или складываем в несколько слоев, чтобы получилась трубочка – руки или рукава рубахи, завязываем концы.
4. вставляем трубочку – руки в отверстие на узелке и привязываем ниткой к горловине, чтобы руки свисали по бокам.
5. Лоскутком светлой ткани накрываем лицо, а голову повязываем ярким платком- косынкой.
1. Продолжение знакомства и приобщения детей к народной культуре.
2. Ознакомление учащихся с историей народной куклы Неразлучники.
3. Воспитание уважения к народным традициям.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: Иллюстрации, образцы изделий.
Для учащихся: Технологическая карта, деревянная палочка длиной 30 см, два лоскута белой ткани 20 на 40см и 20 на 20см, кусок цветной ткани для одежды девицы 30 на 15см, ткань для парня 20 на 15см, цветная тесьма, кружево, красные нитки.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель:
Вступительное слово педагога:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет.
Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Человек брал такую куклу, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки.
Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса, безликость). Согласно народным традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя пользоваться иглой и ножницами.
В наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Важной деталью куклы была грудь - напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства.
Изготовление куклы было делом сугубо женским, мужчин к этому занятию не допускали. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии.
Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству.
Само изготовление куклы несет в себе целительское воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни. Делая традиционные куклы, мы погружаемся в мир наших предков.
«Неразлучники» - это обрядовая кукла, которая является символом и оберегом крепкого семейного союза, семейного счастья. Эта пара кукол особенная. Делается она на одной руке, тем самым женское и мужское начала соединяются в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстоит вместе идти по жизни рука об руку. Быть вместе и в радости и в беде.
В русской свадебной традиции такую куклу дарили в день свадьбы. Она подвешивалась во главе свадебного поезда и отводила недобрые взгляды на себя. После свадьбы Неразлучники хранились в доме как оберег семейных отношений и верности. Посередине руки, между мамой и папой, со временем привязывали кисточки по числу появлявшихся в семье деток.
Сегодня мы с вами будем делать кукол Неразлучников, они имеют простой вид – очертания мужчины и женщины
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учитель: Давайте вспомним Правила ТБ при работе с ножницами
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить
Для изготовления нам понадобились: палочка или веточка (только не ольхи или осины), два длинных прямоугольника красной ткани для тел куколок, длинные прямоугольники поменьше белого цвета для головы, маленькие белые прямоугольнички для рук, цветная ткань для юбки и рубахи (желательно одинаковую или подходящую друг к другу), нарядный передник, 3 черных прямоугольника для шапки и сапог, треугольник для платка, красивая тесьма на лоб, а также на поясочки, красная лента, красные нитки и немного шерстяных ниток на волосы жениху. 1.Обматываем концы палки белыми прямоугольничками (примерно 6х6см) загибаем их, перевязываем.
2. Обматываем палочку красной лентой и фиксируем ленту нитью.
3.Для основы куклы сворачиваем красный прямоугольник (у нас был 15х35см) в трубочку, оборачиваем его белой тканью (8х22). 4. Сгибаем пополам (краями ткани внутрь), перевязываем красной нитью, получилась голова. 5. Аналогично делаем жениха, он может быть повыше ростом.
6. Продолжаем формировать и одевать невесту: надеваем туловище на палочку, перевязываем в поясе.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
С какой куклой мы сегодня познакомились?
Когда изготавливали такую куклу?
Какие традиции используют при изготовлении этой куклы?
Развитие умения изготавливать традиционную народную куклу в лоскутной технике.
Формирование знания, умения, практических навыков работы с текстильными материалами.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности, привитие любви к обычаям предков.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: образцы кукол
Для учащихся: технологическая карта, готовые лоскутки ткани на каждого ребенка (прямоугольный светлого тона, примерно20×30 см, яркий для юбки 20×10 см, передник, платочек), вата, нитки, ножницы.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель: В деревне женщина умела делать многое – шить, вышивать, вязать, ткать. Не выбрасывались старые нитки, собирались для будущего одеяла кусочки ситца. Оставшиеся обрезки хранились в мешочках, берегли на игрушки. И часто из таких небольших обрезков ткани мать, а затем и сама дочь изготавливали различных кукол. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни. Нигде по настоящему не оживает старый лоскут, как в кукле. И не в той кукле, что принесли из магазина, а в той, что сделана своими руками.
Куколку игровую Покосницу взрослые делали детям во время сенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты. Эту куклу дети могли делать и сами для себя или маленьких детей.
Ребята, а что такое сенокос? Что люди делают во время сенокоса?
(ответы учащихся).
Учитель:
Сенокос, сенокос.
Сена воз - и снова воз.
Сена стог - и новый стог.
И в полях, и вдоль дорог.
Покосница – образ женщины во время сенокоса.
Ткань для куколки выбирают светлых и радостных, ярких тонов, потому что первый покос издавна считался праздником.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В центре прямоугольного лоскута светлых тонов, помещаем вату для головы куклы. ( Учитель в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания).
Затем формируем голову, перевязываем нитью на шее.
Из излишков ткани по бокам формируем и перевязываем нитками руки. Обматываем нитью до кисти и обратно, формируя крестики, и завязываем. Для игровой куколки нить для обмотки ручек можно взять любого цвета.
На куклу надеваем юбку – так чтобы была видна «рубаха» - светлая основа куклы, фиксируем нитками.
Выворотным способом надеваем передник (учитель показывает прием работы, обращает внимание на технологическую карту), повязываем поясок.
Платок завязываем концами назад.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Какие виды кукол вы знаете?
К каким видам кукол относится изготовленная вами кукла?
Какую ткань вы выбрали для изготовления своей куколки?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОСКУТНОЙ
КУКЛЫ «ПОКОСНИЦА ИГРОВАЯ»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК»
ТЕМА: «Кукла зайчик на пальчик»
ЦЕЛЬ: Изготовление игровой куклы «Зайчик на пальчик»
ЗАДАЧИ:
Ознакомление с технологией изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик»;
Формирование знания, умения и практических навыков работы с текстильными материалами;
Прививание интереса и любви к русским традициям.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: образцы кукол, сундучок.
Для детей: Технологическая карта изготовления куклы, прямоугольные лоскутки ткани (15×30 см.), нитки, ножницы.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель: Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Сегодня мы с вами научимся изготавливать новую куклу. А пока давайте вспомним, с каким видом народных лоскутных кукол мы с вами познакомились на прошлом мастер-классе? (игравые)
Учитель: А какую куклу мы с вами научились делать? («Покосницу ирговую»)
Учитель: Почему её так назвали «Покосница игровая»? (потому что её делали мамы во время сенокоса, чтобы развлечь детей)
Учитель: Молодцы, сегодня я для вас приготовила вот такой сундучок, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова: «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!»
Давайте вместе произнесем эти слова? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (дети произносят волшебные слова)
Сундучок открывается, а там красивые куклы, которые дети уже знают и новая кукла «Зайчик на пальчик»
Учитель: Ребята давайте вспомним, а что это за куклы? Мы знаем их? (дети называют кукол, которых они уже знают)
Учитель: На кого похожа вот кукла? (Показывает куклу «Зайчик на пальчик»).
Учитель:
Скачет зайка маленький
Около завалинки,
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет. Это и друг ребенка, и одновременно его оберег.
В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребенок не скучал, и ему не было страшно. К зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно доверить свои секреты, пожаловаться, если обидели, — и он никому не расскажет!
Зайчик надевается на пальчик, и игрушку нужно крепко держать в ладошке, как бы загораживая от всех, тоже оберегая его.
Словами «заинька», «зай», «зайко» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Есть и загадка про зайца-огня: «Он и бегат, как огонь». Колеблющееся на стене отражение лучей солнца от воды или зеркала называется игрою солнечных зайчиков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Лоскут ткани складываем пополам вдоль;
Один угол от сгиба прогибаем внутрь – это будущие ушки;
Обматываем нитками вокруг основания каждого ушка и вокруг обоих вместе;
Кусок ваты помещаем под ушками и перевязываем ниткой;
С нижнего конца заготовку скручиваем в рулетик и перевязываем нитками «лапки»;
Лапки подвигаем к шеи, перевязываем нитками, отстригаем концы нитки.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Учитель:
- Какими игрушками, играли дети в давние времена? (ответы детей)
- Из чего они были сделаны? (ответы детей)
- Нравится ли вам делать себе игрушки?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОСКУТНОЙ
КУКЛЫ «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК»
Рис. 1—2. Ткань складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь. Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи ушки. Их можно расправить.
Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Внутрь мордочки кладем вату. Чуть ниже ушек ткань собираем и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлей. Голова зайчика готова
Рис. 6—8. Подвернув бока, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад примерно на третью часть длины лоскута (рис. 6—7). И эту скрутку прикладываем к шее зайчика сзади (рис. 8). Это будут руки. Оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу нитью крест-накрест. Еще одной петлей закрепляем нитку на поясе зайчика (рис. 9). Оставшийся конец нити можно спрятать внутри ткани.
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ
«ЗАКРУТКА (СТОЛБУШКА)»
ТЕМА: «Кукла закрутка»
ЦЕЛЬ: Изготовление игровой куклы «Закрутка»
ЗАДАЧИ:
Ознакомление с технологией изготовления игровой куклы «Закрутка»;
Формирование знания, умения и практических навыков работы с текстильными материалами;
Прививание интереса и любви к русским традициям.
МАТЕРИАЛЫ:
Для учителя: образцы кукол;
Для детей: Технологическая карта изготовления куклы, ткань белого цвета (30х30 см для туловища, 30х40см для рук, белая тесьма, наборы традиционной русской одежды (платья, головные уборы, аксессуары) .
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Учитель:
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас замечательный день, для творческого начала улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Сейчас мы послушаем с вами сказку «Жили были….» (сценка детей).
Во время занятия вы познакомитесь с историей появления народной русской, куклы закрутки, узнаете об особенностях кукол. Расскажу вам о обрядах и традициях, связанных с изготовлением кукол.
А как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение? (Ответы детей).
Учитель: Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово «кукла» заимствована из латинского «cucula» или корня «кук». Слово «кука» может означать клубок ниток. А мы можем сказать, что слово кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
Была такая традиция, мама изготавливала кукол для своих малышей. А когда детки подрастали, они сами делали кукол. И когда девочка вырастала у нее, было много кукол, глядя на этих кукол люди, видели какая девочка. Если куклы аккуратные и красивые – значит девочка бережливая и аккуратная, и хозяйка из нее хорошая выйдет.
Учитель: вы бы хотели сделать вот такую куколку? (показываю образец)
Сегодня мы с вами проведем мастер – класс по изготовлению куклы.
С помощью технологической карты мы увидим последовательность изготовления куклы. Будьте внимательны и у вас все получится.(показ поэтапного выполнения куклы )
Куколка «На Счастье» - это народная кукла - оберег. Эта маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь-ты-свое-счастье.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Делаем из ткани квадрата скаточку, зашиваем. Два конца - это две будущие ножки.
2.Сразу шьем башмачки из 2 льняных кружков, они стягиваются по краю сборочкой, потом одеваются на ножки и пришиваются к ним. Работа очень тонкая и кропотливая.
3. Затем скаточку-трубочку с башмачками складываем пополам и вверху (на перегибе) делаем головку - обматываем место головки синтепоном, и оформляем в шар, довольно большой и крепенький.
4. Затем берем такой же квадрат 10 см на головку, накладываем его треугольником и завязываем - головку по шее и ручки. Когда делаете личико, обратите внимание, что на головке закладываются складочки с боков, как при завязывание платочка. Ручки и шею вяжем красной нитью.
5. Следующий этап - сарафан: из цветной ткани, прямоугольник, сшивается сбоку и сверху затягивается сборочкой. Одевается подмышками кукле и красной нитью завязываются.
6.Делаем волосы. Косичка должна быть достаточно длинной, до пяточек. Кукла стоит, опираясь на косу. Делаем ее из пряжных ниток. Коса - девичья краса. Когда волосики пришиты к головена прямой пробор, они фиксируются на уровне шеи красной нитью: обматываем . Плетем косичку и внизу фиксируем ее либо нитью красной, либо узенькой ленточкой.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Учитель:
- Какими игрушками, играли дети в давние времена? (ответы детей)
- Из чего они были сделаны? (ответы детей)
- Нравится ли вам делать себе игрушки?
- Какие традиционные приемы изготовления лоскутной куклы вы знаете?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ЛОСКУТНОЙ КУКЛЫ «ЗАКРУТКА(СТОЛБУШКА)»
Список литературы
Агаева И. Куклы из бабушкиного сундука/Агаева И.,Агапова О.//
Лыкова И. А. Лоскутные куколки своими руками. Детский дизайн: Пособие для педагогов и родителей /И.А. Лыкава.- Кострома, ООО «Алтей и Ко», Издательский дом «Цветной мир», 1012. – 19с.
Тертищева Л.И. Кукла из бабушкиного сундука / Л.И. Тертищева//Цветной мир.- 2009.- №1. – с. 44-45.
Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.- Спб.: ООО «Издательство « Детство-Пресс», 2011.- 176 с., ил.+цв.вкл.
Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997