kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русский народный танец, как средство гражданско-патриотического воспитания детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы педагогов отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников по гражданско-патриотическом и духовно-нравственному воспитанию детей.

Цель: Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русский народный танец, как средство гражданско-патриотического воспитания детей"»

Русский народный танец как средство формирования у детей

основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания



А.И. Насаев, педагог-организатор

г. Курск, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»



На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, предоставляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.

Педагоги отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников стараются воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества ребенка средствами хореографического искусства на основе традиционных ценностей отечественной культуры, знакомить детей с русским народным творчеством, обучать детей жанрам и элементам русского народного танца, обогащать и закреплять знания детей о Родине в процессе непосредственной деятельности по хореографии, формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности.

Содержание работы с детьми по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию на учебных занятиях в детских объединениях отдела включает:

- использование народного фольклора: народных игр, народных закличек, потешек, поговорок, колыбельных песен, танцевальных игр;

- применение в своей работе многообразия народной музыки;

- разучивание русских народных танцев, русских обрядовых танцев;

- постановка танцевальных композиций, хореографических зарисовок;

- разучивание и постановка танцев, карагодов, плясок на основе местного фольклора;

- использование сюжетно-образных танцев с применением таких образов, как семья, Родина, родная природа и т.д.;

- регулярное посещение детьми Дома ветеранов войны и труда, Дома инвалидов, детского дома, школ-интернатов с концертными программами;

- совместное изготовление с детьми инвентаря, атрибутов, реквизита для танцевальных постановок, эскизов русских народных костюмов;

- беседы и воспитательные мероприятия на этические темы.

При обучении детей народному танцу педагоги-хореографы акцентируют внимание обучающихся на необходимости помнить об истоках народного танца, хранить народные традиции, обряды, самобытное творчество. Следуя народной традиции хореографического воспитания, педагоги Дворца учат детей осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность этапов: игрового, технического, хореографического, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. В своей практике при постановке того или иного танцевального номера педагоги организуют встречу с народными исполнителями, для успешного постижения стилевых особенностей такая практика просто необходима. При отсутствии возможности непосредственной встречи используются видеоматериалы по фольклорному танцу. Это позволяет глубже изучать исполнительские традиции, как стройную систему психофизической коррекции, направленную на гармоничное развитие обучающегося.

На занятиях с обучающимися ведутся беседы, даются творческие задания, проводятся викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Данные формы организации деятельности детского объединения дополнительного образования оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств уобучающихся. Совместная работа хореографических коллективов, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.

Важную роль в процессе изучения русского танца имеет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия; наиболее подходящая музыка – баян, аккордеон. Педагогами и концертмейстерами подбирается музыкальный материал одновременно и простой, доступный для детского восприятия, и в тоже время яркий, соответствующий стилю национальной окраски, воспитывающий художественный вкус детей. Для хороводов, например, музыка: «Во поле березка стояла», «В огороде мята», «Во полюшке липушка», «Возле моста трава росла», «Девка посаду ходила», «Утушка луговая», «Во лузях». Для плясовых: «Калинка», «Барыня», «Валенки», «Топится в огороде баня», «Камаринская», «Коробочка». Также прививается любовь к музыке и танцам нашей местности. В репертуаре детских объединений хореографической направленности Дворца пионеров и школьников - пляска-карагод Курской области «Тимоня», Курские пляски «Чибатуха», «Курский соловей», «На деревне», «Весенняя трель».

Большая работа проводится педагогами отдела хореографического воспитания по изучению русского народного костюма и его элементов. Педагоги рассказывают детям, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить народный костюм.  Обучающиеся 5-7 годов обучения участвуют в разработке эскизов к костюмам русских народных танцев, самостоятельно изготавливают элементы и аксессуары костюмов.

На занятиях, особенно в группах дошкольного и младшего школьного возраста, применяются русские народные игры: «Ручеек», «Со вьюном хожу», «Плетень», «Каравай», «Плести венок», «Снежные горки», «Перекати поле», «Круговая», «Бабушкины вкусности». В играх передаются сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные идеалы, понятие об окружающем мире, о традициях и обычаях. Они способствуют развитию творческой активности, развитию личности, так как игра является фундаментальной её основой. 

Народный репертуар детских объединений отдела хореографического воспитания («Большой перепляс», «Барыня», «Калинка», «Рукавички барановые», «Мосточек», «Дробушечки», «Подгорная», «Русская пляска», «Деревенская кадриль», «За околицей», «Балалайка», «Ходила-гуляла», «Задорная», «Деревенские мотивы», «Топотушки», «Праздничная», «Матрешкин хоровод», «Величальная», «Камаринская», «Родные просторы», «Казак удалой», «У ручья», «Трещеточка» и другие), который изучается с обучающимися, всегда востребован в концертах на различных творческих площадках города Курска, Курской области и за ее пределами. Танцевальные коллективы отдела хореографического воспитания под руководством своих педагогов принимают активное участие в праздниках и концертах патриотической направленности: «Майские звезды», «Праздник весны и труда», «Наша армия самая сильная…», «Мой дом. Моя улица», «Зарницы Победы», «День народного единения», «День города», «День защиты детей», «Пасхальный концерт», «День славянской письменности», организуются творческие образовательные поездки по местам создания того или иного русского народного или курского танца, по местам боев в Великой Отечественной войне.

В канун празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в детских объединениях отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников г. Курска поставлены новые танцы и композиции гражданско-патриотической направленности: «Памяти погибших посвящается…», «Русь многострадальная», «Моя Россия», «Катюша» (хореографическая студия «Виктория»), «Яблочко», «Мосточек» (ансамбль народного танца «Задорный каблучок»), «Военное попурри» (детское объединения «Ритм»), «Журавли» («Звездный дождь»), «Русский вальс» («Грация»). При постановке данных номеров педагогами проведены беседы по истории Великой Отечественной войны, о героях-курянах локальных войн, о первых исполнителях музыкального сопровождения танцев К. Шульженко, М. Бернесе, хоре им. Александрова, организованы просмотры военной хроники и мультимедийных презентаций.

Результатом кропотливой работы по гражданско-патриотическому воспитанию стали победы обучающихся отдела хореографического воспитания в конкурсах и фестивалях народного и фольклорного творчества – «Берегиня» (г. Гомель, республика Беларусь»), «Славься, Отечество!» (г. Курск, г. Дмитров Московской области), «Родники России» (г. Чебоксары»), «Тихвинский Лель» (г. Тихвин Ленинградской области), «Тулица» (г. Тула»), «Казачья слобода» (г. Суджа), «Дети России» (г. Сочи), «Кубок Черноземья» (г. Воронеж).

Таким образом, на занятиях в детских объединениях отдела хореографического воспитания Дворца пионеров и школьников г. Курска дети соприкасаются с народным искусством и традициями, духовно обогащаются, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Русский народный танец, как средство гражданско-патриотического воспитания детей"

Автор: Насаев Артем Игоревич

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства