В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Служба школьной медиации"»
Школьные службы примирения
Ситуация в школе
В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
Ситуация в школе
Для большинства подростков в школе главными являются не полученные знания, а вопросы статуса, общения, коммуникации, власти и т.д.
Ситуация в школе
Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия.
Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.
Конфликт или криминальная ситуация травмирует душу и психику как обидчика, так и пострадавшего,Особенно, если они вынуждены продолжать встречаться дальше(в школе, училище, общежитии и т.п.)Даже если это не квалифицируется как правонарушение.
Возможные способыреагирования школы(не только взрослых)на конфликтыи криминальные ситуации?
Административно-карательный
Направление к психологу/социальному педагогу
Стрелки
Передача в органы детского самоуправления
Отсутствие реагирования - скрытые конфликты
Учителя
Учителя рассматривают конфликт как зло, которое надо искоренять, или в крайнем случае избежать, скрыть.
Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).
Административно-карательный
- вызов к директору
- вызов на педсовет,
- вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей
Стрелки
Попытки детей самим решить конфликты с использованием силы
Скрытые (многолетние) конфликты
Групповое давление, отвержение, бойкот.
Замыкание в себе.
Направление к психологу
Школьники говорили нам, что окружающие ребята начинают относиться как к «психам»,
Часто визит к психологу воспринимается как нечто вынужденное и непонятное или как игра.
Органы школьного самоуправления
В большинстве случаев повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели.
Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности
Что общего у этих способов?
Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение
При этом часто используют:
власть и административное давление (взрослые),
физическую силу (дети на «стрелках»),
психологическое давление
манипуляцию
Восстановительный способв школе
Встреча людей за СТОЛОМ
ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:
Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
Самим найти устраивающие всех решения;
Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?
Это очень трудно.
Поэтому им нужен
Нейтральный посредник
(Медиатор)
Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений
Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда
Ситуация жертвы
Ситуация правонарушителя
Ведущий (медиатор)
Индивидуальные встречи
Примирительная встреча
(встреча по заглаживанию вреда)
Диалог
Восстановительные действия
«Лестница» восстановительной медиации
медиатор
медиатор
Понимание себя
Понимание себя
Участники криминальной или конфликтной ситуации
Понимание другого
Понимание другого
Осознание последствий
Осознание последствий
Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию
Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию
Восстановительные действия и совместная выработка решения
медиатор
В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
Не судит, не защищает, не поучает и т.п.
Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
Понятие ответственности
Ответственность понимается не как наказание , а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к котор ы м привело правонарушение
и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.
Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение.
Если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Медиация ровесников
В школах вместе со взрослыми медиаторами становятся подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками.
В зрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами» .
Навыки и представления, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность ведущего, — тем лучше.
Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы.
Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы.
Служба примирения
Служба примирения - организационная форма, в которой определено:
откуда поступает информация о конфликтах,
кто и где проводит встречи,
как реагирует администрация в случае примирения сторон,
как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,
какая будет документация и т.д.
Школьная служба примирения
Взросло-детская команда
Цель -улучшение отношений в школе и поддержка воспитания
Решение ситуаций взаимоотношений между людьмиОбсуждение ценностей
Решение ситуаций взаимоотношений между людьми
Обсуждение ценностей
Конечно, всегда есть ситуации, где нужно вмешательство правоохранительных органов, где нужна помощь психолога или педагога.
НО ВОПРОС В ТОМ:
ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ЛИ МЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВОЗМОЖНОСТЬ САМИМ ЛЮДЯМ РЕШИТЬ СВОЮ СИТУАЦИЮ?
Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников
ШКОЛЬНИКИ
ВЗРОСЛЫЕ
Презентации перед учителями, родителями и администрацией.
Служба примирения
Примерно 6-10 человек и взрослый куратор.
Служба:
проводит примирительные встречи,
участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия.
Проведение тренингов.
Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом
Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим.
Информация из «ящика обращений»
Личные обращения в службу от взрослых подростков.
Информация о конфликтах от учителей и из администрации школы