Результативность проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках ФГОС
Результативность проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках ФГОС
Программа курса «Я - исследователь», предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Результативность проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках ФГОС»
Содержание
Вступление.
Концепция (основная идея) программы «Я - исследователь». Авторы-составители Романова Л.П. учитель МБОУ гимназия №65, Стельмах В.М. учитель МБОУ гимназия №65
А) основные принципы программы
Б) действия по формированию исследовательской культуры
В) предполагаемые результаты
III. Организация проектной деятельности младших школьников:
А) постановка учебных задач;
Б) деятельностный подход в работе над проектом;
В) организация самостоятельной, аналитической, творческой деятельности;
Г) организация рефлексии.
IV. Система оценки достижений учащихся.
V. Литература.
Программа курса «Я - исследователь», предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенность по отношению к ФГОС НОО и ООО.
Рабочая программа к курсу «Я – исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я - исследователь» для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Концепция (основная идея) программы.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем ,что конкурентоспособность человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни.
Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Проектирование – это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков:
- Социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определенную роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
- Коммуникативные навыки. Учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое.
- Мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
- Исследовательские навыки, навыки, тесно связанные с мыслительными – это учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Задача каждого педагога в работе с младшими школьниками – помогать проявлять и развивать личностную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого целесообразно применять методы исследовательского обучения в учебном процессе, которые в последнее время находят все большее применение.
Актуальностьпроектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены кА одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Общие цели учебного предмета для ступени обучения.
Цель программы: развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальными знаниями, необходимым для проведения самостоятельных исследований; основам оформления работ.
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
- формировать опыт публичного выступления, способность формированию культуры речи.
Основные принципы программы:
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры.
Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Действия по формированию исследовательской культуры
школьников с 1-го по 4-ый класс.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Начальное формирование мыслительных умений и навыков
Формирование и совершенствование умений осознанного эмпирического анализа
Совершенствование опыта доказательств и сопоставления
Совершенствование умений осознанного эмпирического анализа
Дальнейшее совершенствование исследовательской культуры в 5-11 классах
Открытость новому знанию; умения саморазвития, самообразования
1 класс
Мыслительные умения и навыки
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
Учить разделять целое на элементарные составные части в практических действиях, логических играх
Учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, назначению
Делать вывод по принадлежности к общему родовому понятию
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением
Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу
Уметь отвечать на отдельные вопросы, самостоятельно формулировать свой вопрос к картинке, вести простейший диалог на основе картинке
Осваивать основные виды письменных работ
Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений
Уметь привести примеры, понимать картинный план, отвечать на вопросы типа «Почему?»
2 класс
Мыслительные умения и навыки
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
Учить выделению существенных, несущественных предметов, признаков и сложных явлений. Выделять основное в несложном практическом задании
Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма и т.д. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность,завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой
Слушание и выделение основных смысловых компонентов
Ориентирование и самостоятельное ознакомление с содержанием учебных текстов
Уметь отвечать на вопросы по тексту
Владение основными видами письменных работ
Умение различать основные элементы книги
Выделять существенные признаки знакомых предметов и явлений. Освоение картинного плана. Формулирование вопросов к картинам
Учить видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации
3 класс
Мыслительные умения и навыки
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
Уметь выделять существенные и несущест-венные признаки несложных предметов и явлений и производить анализ
Учить последо-ватель-ному сравне-нию и завер-шать простым логичес-ким выводом
Анализи-ровать и сравни-вать прос-тейшие действия и их резуль-таты, делать выводы по итогам анализа и сравнения
Слушать учителя, товарища, подвергая их ответы простей-шему анализу
Самосто-ятельно обра-щаться к вопросам, заданиям учебника
Учиться связно отвечать по плану, пересказывать и излагать свои учебные действия
Вести записи в чита-тельском дневнике, дневнике наблю-дения
Накапливать опыт определений и объяснений понятия
Накапливать практический опыт доказательств
Учить осмысливать противоречия при проведении несложных опытов
Самостоятельно выбирать и читать детские книги и т.д., использовать материалы по разным предметам
4 класс
Мыслительные умения и навыки
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
Учиться выделять главное в практи-ческих заданиях
Сопостав-лять и противо-постав-лять явления и факты
Осмыс-ливать структуру эмпирии-ческого обощения
Воспроиз-водить основные мысли прослу-шанного
Составлять схемы, таблицы, диаграммы
Вести диалог на мате-риале неслож-ных учебных тем
Вести записи в днев-нике и писать отзывы о прочи-танном
Осмысливать структуру приема учебной деятельности
Совершенствовать практический опыт прямого доказательства
Учиться принимать предложенную проблемную ситуацию и высказывать предположения о возможных способах ее разрешения
Подбирать книги по теме
Сроки реализации программы.
Программа «Я - исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости. Всего 135 часов. Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых).
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Исследовательская деятельность предусматривает поиск недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, зашита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
Проблема исследования – как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной теме, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
При работе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы проектов исследования учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации исследовательской деятельности.
Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включая в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые исследования. Индивидуальные проекты исследования также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, викторина, панно и т.п.).
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать свое место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать школьные лаборатории;
- использовать микроскопы, датчики.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
- действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
- зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
- обозначится граница исследования;
- разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
- деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
- поведется последовательно исследование;
- зафиксируются полученные знания (соберется и обрабатывается информация); проанализируются и обобщатся полученные материалы;
- подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
- организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
- простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;
- обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
- организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
- продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
- включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
- создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
- сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
- активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Третий уровень результатов
(4 класс)
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
Самостоятельность работы над проектом.
Актуальность и значимость темы.
Полнота раскрытия темы.
Оригинальность решения проблемы.
Артистизм и выразительность выступления.
Как раскрыто содержание проекта в презентации.
Использование средств наглядности, технических средств.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентности учащихся, подготовки их к реальным условиям жизненности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
I. Организация проектной деятельности младших школьников в рамках ФГОС.
В ходе реализации стандартов начального образования второго поколения особое внимание уделяется проектной технологии младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность организуется мною по программе «Я -исследователь». Авторы программы Романова Л.П. учитель высшей категории МБОУ гимназия №65 и Стельмах В.М. учитель высшей категории МБОУ гимназия №65.
Данная рабочая программа разработана на основе курса «Я - исследователь» А.И.Савинова.
В настоящее время многие учителя начальных классов делятся опытом организации проектной и исследовательской деятельности, способствующей развитию познавательных, творческих способностей, активности учащихся.
Управление результативностью проектной и исследовательской деятельности младших школьников начинается с четкого планирования результатов, которые я хочу получить на уроках и внеурочных занятиях.
В рабочей программе «Я - исследователь» мною разработаны предполагаемые результаты, которые я хочу достичь применяя проектную технологию.
На уроках и внеурочной деятельности ученики получат возможность: систематизировать представления о природных и социальных объектах и явлениях, использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные и детскую литературу) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес,
- умение находить способы решения учебных задач.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве;
- осуществлять запись выборочной информации;
- проводить сравнения и классификацию по критериям.
II. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формировать собственное мнение и позицию;
- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнерами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать свои действия в соответствии с задачей и условиями ее реализации;
- проявлять познавательную инициативу.
III. На каждое занятие выбираются результаты, на достижение которых будут направлены усилия педагога. Для этого учитель совместно с учащимися ставит учебную задачу. Постановка учебной задачи – это первая ступень, ведущая к достижению результатов. Так тема одного из занятий:
Задача проекта. Мудрый дельфин объясняет ребятам, что такое задача проекта. В конце занятия ученики выполняют задание.
Выбери, для чего нужны задачи:
- ответить на вопрос,
- решить проблему,
- прочитать книгу,
- достичь цели,
- сходить в кино.
Делают вывод, что задачи ставятся для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь цели.
IV. В первом полугодии 2014-2015 учебного года учащимися были созданы проекты по предметам: русскому языку, по математике, английскому языку, литературе, в которых учащиеся ставили учебные задачи.
Ф.И.О.
Тема
Цель
Задачи
Сергеева Катя
Яшин Дима
Как деревья рассказывают о своем возрасте
«У меня зазвонил телефон»
Узнать, как деревья рассказывают о своем возрасте
Рассказать о роли телефона в современном мире, а также узнать, как он безопасен для здоровья человека
1. Найти источники информации и выбрать материал по своей теме
2. Сходить в лес, найти срезанные деревья, пеньки, рассмотреть их и сделать выводы.
3. Обратиться к учителю технологии, посетить школьную мастерскую.
4. Обобщить знания, наблюдения и поделиться с одноклассниками.
1. Найти литературу по теме.
2. Посетить салон связи и познакомиться с разными видами телефонов.
3. Провести опыт и показать принцип работы аппарата.
Самостоятельная постановка детьми учебных задач – это формируемое общеучебное умение, которое возникает постепенно, на основе специально организованной работы учителя.
После того, как ребята поставили цель и задачи, они составляют план действий работы над проектом, в котором выполняют последовательность выполнения задач. Основой действий первых шагов по созданию проектов могут стать таблицы, алгоритмы, памятки.
V. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОБЛЕМА «Почему?» Актуальность
ПРОЕКТА (это важно для меня лично) проблемы
ЦЕЛЬ «Зачем?» Целеполагание
ПРОЕКТА (мы делаем проект)
ЗАДАЧИ «Что?» Постановка
ПРОЕКТА (для этого мы делаем) задач
СПОСОБЫ «Как?» Выбор способов
(мы это можем делать) планирования
РЕЗУЛЬТАТ «Что получилось?» Ожидаемый
(как решение проблемы) результат
Учитель организует самостоятельную работу над проектом, осуществляя деятельностный подход. Если выбранная учеником тема интересна и значима для него, если с помощью учителя, родителей, одноклассников разработан план работы над проектом, то у ученика возникает чувство гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом (исследованием) ученикам предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось.
В течение 4-х лет я провожу в классах научно-практичную конференцию «Я - исследователь». В конце учебного года - школьную конференцию «Я познаю мир». Учебные проекты ребята представляют на уроках, где они связаны с учебными задачами урока.
VI. Учащимися были подготовлены проекты по следующим направлениям:
I. Проекты технического направления
Яшин Дима 2Б класс «У меня зазвонил телефон»
Мухтарова Алина 2Б класс «История фотоаппарата»
Родионов Олег 3Б класс «Дом будущего»
II. Проекты естественнонаучного направления.
Сонин Максим 3В класс «Что такое ветер»,
Зейберт Ирина 2Б класс «Кто такие санитары леса»
Ермилина Ирина 2Б класс «Зачем кошкам усы»
III. Проекты гуманитарного направления
Чешуева Настя 3Б класс «Слова с двойными согласными,
пришедшие из других языков»
Задоя Анна 3Б класс «Интересные места Лондона»
Аксенов Андрей 3Б класс «Антонимы»
IV. Проекты здоровьесберегающего направления
Бычкова Ксения 2Б класс «Художественная гимнастика. Начать
сначала»
Фирсова Вика 2Б класс «История шоколада»
Савельева Вика 3Б класс «О здоровой пище»
Махиянова Адиля 3Б класс «Кариес и как с ним бороться»
Учащиеся выбирают разные формы защиты проектов: деловая игра, конкурс стихов и рисунков, инсценирование сказки, мастер-класс, составление стенной газеты научного направления, мультимедийная презентация.
VII. В результате работы над проектом учащиеся создают продукт. Продуктом проекта может быть все, что придумано и сделано руками ученика: поделка, аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика, схема, таблица, памятка, игра, фотографии.
Учебные проекты 3 класса
№ п/п
Ф.И. учащегося
Тема проекта
Форма защиты
Продукт
1
Аксенов Андрей
Антонимы
Деловая игра
Кроссворд, карточки
2
Ермакова Анастасия
Снежинка
Мастер-класс
Образцы снежинок
3
Задоя Анна
Борис Житков
Викторина
Выставка книг
4
Кульков Роман
Татьяна Пономарева
Мастер-класс
Выставка книг
Фотографии
5
Макаров Анатолий
Гирлянда
Мастер-класс
Поделка
Выставка
6
Сонин Максим
Что такое ветер?
Научная конференция
Мультимедийная
презентация
7
Чешуева Анастасия
Работа со словарными словами
Деловая игра
Карточки
Схема
Таблица
VIII. На занятиях кружка «Я - исследователь» учащиеся готовятся к выступлениям. В игровой форме они получают советы от Мудрого дельфина. Вот некоторые из них:
1. Назови цель и задачи твоего проекта
2. Раскрой основное содержание проекта
3. Расскажи о продукте твоего проекта
4. Сделай выводы.
5. Выступая, смело отвечай на вопросы слушателей.
6. Улыбайся.
7. Выучи мини-сообщение.
8. Не волнуйся! Будь уверен в себе!
9. Следи за своей речью. Не используй сорные слова.
IX. Важным этапом в достижении результатов является организация рефлексии. Если ученики выступают с учебными проектами на уроке, учитель анализирует выбор способов решения задач и полученных результатов на данном уроке. Например, учащаяся 3Б класса Сергеева Катя, на уроке русского языка выступила с проектом «Словарные слова». Для организации рефлексии с позиций ученика предлагаются различные задания. Например. Обведи свою ладошку на листе бумаги. На каждом нарисованном пальчике напиши, какие качества ты приобрел, работая над проектом.
У чащиеся выбирают качества и записывают их.
- рассуждать
- делать выводы
- наблюдать
- выделять главное
- планировать
- сравнивать
- классифицировать
- рассказывать
- спрашивать
- сотрудничать
- понимать.
Или учащимся предлагается тест «Чему ты научился?»
Для учащихся начальных классов очень важна оценка одноклассников. Взаимооценка может быть проведена в виде заполнения таблицы.
Выступление перед знакомой аудиторией
Имя друга-проектанта
Номер пожелания
Пожелания.
Улыбайся!
Выучи мини-сообщение (текст выступления).
Не волнуйся! Будь уверен в себе!
Следи за своей речью. Не используй сорное слово.
Рефлексия направлена на определение того, на какую ступеньку поднялся ученик в своих знаниях и умениях, какие способы решения он выбрал, как он смог обосновать свою точку зрения.
Тест «Чему я научился»
Научился ли ты выбирать нужную информацию из разных ДА НЕТ
источников?
Сумел ли ты самостоятельно выбрать из этой информации ДА НЕТ
самое главное?
Научился ли ты делать схемы, рисунки, поделки, макеты, ДА НЕТ
оригами?
Сумел ли ты уверенно выступить перед знакомой ДА НЕТ
аудиторией?
Сумел ли ты уверенно выступить перед незнакомой ДА НЕТ
аудиторией?
6. Научился ли ты выразительно делать мини-сообщение? ДА НЕТ
7. Сумел ли ты ответить на неожиданные вопросы из зала? ДА НЕТ
8. Понравилась ли тебе твоя работа? ДА НЕТ
9. Будешь ли ты делать проект в следующем учебном году? ДА НЕТ
Раскрась свои овалы: «ДА» - в красный цвет, «НЕТ» - в синий цвет.
Посчитай овалы синего цвета.
Тест «Самоанализ»
Рефлексивные умения:
- умеешь ли ты осмыслить задачу, для решения которой ДА НЕТ
у тебя недостаточно знаний?
- умеешь ли ты объективно оценивать свои действия? ДА НЕТ
- умеешь ли ты признавать свои ошибки в процессе любой ДА НЕТ
работы?
- умеешь ли ты анализировать результаты своей работы: ДА НЕТ
чего добился, а над чем еще надо поработать?
Поисковые умения:
- умеешь ли добывать нужную тебе информацию из разных ДА НЕТ
источников?
- умеешь ли запросить нужную информацию в Интернете? ДА НЕТ
Коммуникативные умения:
- умеешь ли ты вступать в разговор, диалог? ДА НЕТ
- умеешь ли отстаивать свою точку зрения? ДА НЕТ
- умеешь ли задавать вопросы по проектам твоих товарищей? ДА НЕТ
Презентационные умения:
- умеешь ли ты уверенно выступать перед знакомой ДА НЕТ
и незнакомой аудиторией?
- умеешь ли ты использовать интонацию для выразительности ДА НЕТ
выступления?
- умеешь ли ты отвечать на незапланированные вопросы? ДА НЕТ
Если ты не смог ответить на некоторые вопросы теста, не огорчайся. Ты только учишься создавать проекты. Впереди много интересного. Ты обязательно преодолеешь все трудности.
Тест «Самоанализ-рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией»
Доволен ли ты своим выступлением перед незнакомой аудиторией? Подчеркни ответ.
Да Нет Не знаю
Что тебе особенно понравилось и запомнилось?
Что тебе не понравилось?
Тест «Советы будущим проектантам»
Ответь на вопросы.
Что тебе понравилось?
Что тебе не понравилось?
Как ты сам оцениваешь свою работу? Выбери. Поставь галочку рядом со словом.
Отлично__________ Хорошо __________
Как оценили твою работу родители, близкие и знакомые? Отметь.
Отлично__________ Хорошо __________
Как оценил твою работу твой руководитель проекта?
Отлично__________ Хорошо __________
Оцени работу твоих помощников.
Отлично__________ Хорошо __________
Нарисуй для них благодарственные рисунки-открытки на отдельных листах.
А теперь напиши пожелания будущим проектантам.
Результатом проектной и исследовательской работы стало участие в конкурсах «Аленький цветочек» и «Малая академия».
Латышов Кирилл
Горшкова Дарья
Родионов Олег
Махиянова Адиля
2Б класс
4Б класс
2Б класс
3Б класс
«Малая академия»
«Малая академия»
«Малая академия»
«Малая академия»
«Апитерапия в профилактике вирусных заболеваний»
1 место
«Роль речи человека на рост растений»
1 место
«Дом будущего»
2 место
«Возможности годовалого малыша»
Я надеюсь, что внедрение в практику моей работы проектной и исследовательской технологии поможет каждому ребенку шагать по проектной тропе.
Литература.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4 томах). М. «Русский язык». 1998г.
Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек. М. «Астрель». 2006г.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. ОНИКС, Мир и образование. 2009г.
Сизова Р.И. Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1,2. Москва. Издательство РОСТ. 2011г
Сизова Р.И. Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1,2. Москва. Издательство РОСТ. 2011г
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом №373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный №17715 М.Просвящения 2010г.