Выбранная тема актуальна для современной России как никогда. К развитию предпринимательства взывают все уровни современной власти от президента до региональных министерств. Именно развитие предпринимательства стимулирует экономическую активность населения и позволяет всей стране развиваться более эффективно. Именно страна, в фундаменте которой лежит широкая социальная база частных предпринимателей, способна к конкуренции на мировой арене.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рентабельность малого бизнеса среди «гигантов»»
«Поиск и творчество»
Секция: секция экономики
Тема: Рентабельность малого бизнеса среди «гигантов»
Авторы: Каменчук Виктория Валерьевна
Шмидкова Юлия Ильинична
11 Б класс, МАОУ СОШ № 6 с УИОП г. Калининград
Куратор: Матюхов Владимир Владимирович
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 6 с УИОП г. Калининград
Калининград 2014
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
Понятие и критерии малого бизнеса …………………………………….5
Роль малого бизнеса в экономике ………………………………………..7
Проблемы малого бизнеса ………………………………………………...9
Рентабельность малого бизнеса ………………………………………….12
Продуктовый бизнес ………………………………………………………14
Сравнение цен «гигантов» и представителя малого бизнеса (таблица и анализ) ………………………………………………………………………17
Результаты социального опроса на темы (диаграммы и анализ):
А)Какими магазинами Вы чаще всего пользуетесь?
Б)Преимущества крупного магазина на Ваш взгляд?
В)Недостатки крупных магазинов на Ваш взгляд?
Г)Преимущества мелких магазинов на Ваш взгляд?
Д)Какова причина низких цен на Ваш взгляд? ……………………19
Заключение ………………………………………………………………....22
Список используемой литературы и интернет-источников …………23
Приложения (фото с опросов, графики, диаграммы, сравнительные таблицы) …………………………………………………………………….24
Введение
Выбранная нами тема актуальна для современной России как никогда. К развитию предпринимательства взывают все уровни современной власти от президента до региональных министерств. Именно развитие предпринимательства стимулирует экономическую активность населения и позволяет всей стране развиваться более эффективно. Именно страна, в фундаменте которой лежит широкая социальная база частных предпринимателей, способна к конкуренции на мировой арене.
Российская экономика, как и многие другие мировые экономики строится на базе мелкого, среднего и крупного бизнеса. Молодому человеку решившему заняться бизнесом невероятно сложно "построить" нечто крупное, но вот мелкий бизнес ему вполне под силу, при наличии определённых условий.
Проблема актуальна, так как на территории всей России существует множество мелких магазинов, которые способны конкурировать с сетями больших супермаркетов.Лучше всего это демонстрируется на примере продуктового бизнеса. В ходе исследования мы обоснуем эти условия.
Гипотеза: Мы предполагаем, что малому бизнесу все же удается сохранять рентабельность среди своих крупных конкурентов.
Цель исследования: Изучить малый бизнес, и выяснить, удаётся ли ему сохранять рентабельность и приносить прибыль своему владельцу.
Задачи исследования:
1.Выбор сферы изучения малого бизнеса.
2. Знакомство с основными законами предпринимательства.
3. Составление основной продуктовой корзины для расчёта рентабельности предприятия.
4. Провести сравнение цен «гигантов» и представителя малого бизнеса.
5. На основе полученных данных сделать статистический анализ, составить диаграммы. 6. Выявить основные направления развития малого бизнеса.
Основными методами исследования будут:
- изучение соответствующей информации в различных источниках;
- проведение социологического опроса;
- рассмотрение деятельности малого бизнеса на реальных примерах.
1. Понятие и критерии малого бизнеса
Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.
Всё больше предприимчивых, молодых людей загораются идеей "постройки" своего дела. Далеко не каждому удаётся достичь желаемого результата, и многие прогорают, так и не поняв основных принципов бизнеса. Уровень финансовой грамотности населения в России невероятно низок. Для решения этой задачи государство на федеральном уровне проводит ряд различных мероприятий по повышению финансовой грамотности молодёжи и их родителей.
Это крайне необходимая мера для России, поставленной в такое не простое экономическое положение. Именно сегодня, как никогда стране нужны юные и талантливые предприниматели и управленцы. Именно поэтому мы заинтересовались проблемой малого бизнеса, а рассмотреть её мы решили на окружающих нас примерах.
Сегодня всё больше молодых людей стремятся стать независимыми в финансовом плане, потому эта тема как никогда интересна и полезна. Мы рассмотри самые важные компоненты мелкого бизнеса и поделимся своими наблюдениями и выводами с окружающими, участвуя, таким образом, в общем повышении финансовой грамотности.
Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.
Что же называют малым бизнесом?
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
- крупное - предприятие с численностью работающих от 500 человек;
- среднее - от 100 до 500 человек;
- малое - до 100 человек.
Наша задача состояла в том, чтобы определить, может ли существовать малый бизнес, и мы выяснили хоть это и довольно сложно, но малый бизнес весьма жизнеспособен, и будущему поколению предпринимателей и в том числе и нам вполне можно заняться своим делом.
Так же стоит учитывать специфику нашего конкретного региона, а именно его анклавное положение, которое обязывает предпринимателей работать с иностранными партнёрами, а значит работать в валютной зоне, в связи с непростой ситуации в мировой экономике, калининградским предпринимателям приходится быть особенно находчивыми.
Нам не пришлось тратить много времени на поиски своих объектов исследования. Они оказались вокруг нас, и мы постоянно с ними взаимодействуем. Это предприятия продуктового бизнеса, проще говоря, магазины с продуктами и услугами, но мы остановимся на первых, так как, именно им приходится конкурировать с продуктовыми "гигантами".
Сегодня государство предоставляет весьма широкую площадку с мерами начинающим предпринимателям, такие как субсидии, дешёвые кредиты и прочее, хоть воспользоваться ими в теории намного,легче, чем в реальности, но предпринимательство и дело не простое само по себе.
2. Роль малого бизнеса в экономике
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга* в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших. Этим и стоит воспользоваться современным предпринимателям, так как искать решения для себя приходится не всегда обычным путём.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению специализированными товарами и услугами.
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Это ещё и одна из причин, по которой стоит заниматься бизнесом , ведь это не только выгодно предпринимателю, но и полезно для экономики страны в целом.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе. Хотя франшиза это всего лишь одно из направления малого бизнеса и для продажи товара или услуги зачастую совсем не обязательно иметь "громкое" имя или бренд. Иногда достаточно всего лишь удовлетворять потребности живущих вокруг тебя потенциальных клиентов. Тем более, что сегодня потребитель стал намного разборчивее и далеко не всегда гонится за "именем" или брендом, а напротив выбирает качество.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность. Именно поэтому начинающему предпринимателю стоит обратить своё внимание именно на мелкий бизнес и в частности на продуктовый.
3. Проблемы малого бизнеса
Малый и средний бизнес играют заметную роль в развитии коммерческой структуры, обеспечивая при этом значительный уровень занятости, участвуя в производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Однако, проблемы малого бизнеса существуют. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений.
Можно выделить основные проблемы в развитии малого бизнеса:
1. Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке.
2. Недостатки в управлении делом.
3. Слабая компетентность руководителей.
4. Зависимость от крупных компаний.
5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).
7. Трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
8. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.). Наиболее значимый недостаток, по мнению владельцев.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:
• формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
• привлечение личных средств населения на развитие производства;
• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
• способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
• формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
• активизация научно-технического прогресса;
• освоение и использование местных источников сырья отходов крупных производств;
• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
• содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.
Всё перечисленное естественно носит весьма общий характер и меняется в зависимости от сферы малого бизнеса, но может так же рассматриваться и для продуктового бизнеса в частности.
4. Рентабельность малого бизнеса
Говоря о рентабельности малого бизнеса важно учитывать огромное количество критериев, главным из которых может стать финансовая потребность самого предпринимателя. Один желает немного подзаработать и ему достаточно будет небольшой овощной лавки. Другой же мечтает о такой экономической независимости, что его потребности сможет реализовать магазин универсального типа в арендованной площади или цокольном помещении.
Например, только в Балтийском районе города Калининграда, в квартале нашего проживания, наберётся два-три десятка мелких продуктовых магазинчиков. На продуктовых магазинах мы сосредоточили своё внимание именно потому, что мы каждый день взаимодействуем с ними. Это позволяет более наглядно проанализировать мелкий бизнес на одном из примеров.
Можно без труда привести самый приблизительный пример расчетов для среднего магазина:
- Привлечение покупателей
- регистрация продовольственного магазина в налоговом органе, согласование с СЭС и пожарной службой — 20 тыс. рублей;
- покупка модульного павильона под магазин площадью 30-35 кв. м. — 450 тыс. рублей;
- транспортировка и монтаж павильона — 100 тыс. рублей;
- приобретение торгового оборудования (касса, холодильные камеры, витрины, стеллажи) — 150 тыс. рублей;
- монтаж камер видеонаблюдения — 10 тыс. рублей;
- закупка товарного запаса — 170 тыс. рублей.
Итого: 900 тыс. рублей.
Готовый бизнес-план магазина продуктов включает следующие ежемесячные расходы:
заработная плата на 3 человек — 45 тыс. рублей;
арендная плата за земельный участок — 25 тыс. рублей;
коммунальные платежи — 10 тыс. рублей;
налоги — 10 тыс. рублей.
Итого: 90 тыс. рублей.
На продукты питания наценка будет составлять 25%. Выручка у магазина будет составлять около 700 тыс. рублей в месяц. Средняя сумма чека — 300-500 рублей. Чистая прибыль составит 67 тыс. рублей. Готовый бизнес-план магазина продуктов показывает, что окупаемость магазина составляет 10 месяцев. Рентабельность — 9,5%.
Напоминаем, что расчёты, конечно же, приблизительны и при желании можно легко произвести более точный расчёт, определив для себя конкретные задачи. К итоговой сумме может прибавиться та или иная сумма денег. Или же наоборот сумма может уменьшиться в зависимости от активности предпринимателя. Так,например, можно заложить определённую сумму на готовый бизнес-план, или же, имея определённые познания в экономике, рассчитать такой план самостоятельно. Сэкономить денежные средства можно продумав каждый компонент - от бизнес- плана до приёма на работу разноплановых специалистов.
5. Продуктовый бизнес
В этой сфере бизнеса есть много нюансов и тонкостей. Поэтому бизнес-план продуктового магазина должен быть составлен, учитывая все эти особенности. Для продуктивной работы магазина нужно тщательно продумать каждое действие еще на этапе планирования. Пример можно привести такой: в связи с большой конкуренцией в данной сфере, у нового магазина мало шансов понравиться покупателю. Решающим моментом в выборе потенциального покупателя зайти в этот магазин снова или пойти в другой становится первое посещение. Если при этом продавец грубо ответил на вопрос или плохо обслужил покупателя, то можно быть уверенным в том, что в следующий раз покупатель предпочтет этому магазину другой. Мы можем наблюдать примеры подобных проектов ежедневно, вот магазин только появился, иуже через несколько недель на его месте может оказаться что-то другое.
Многие начинающие предприниматели полагают, что одним из самых стабильных и прибыльных является продуктовый бизнес.
Конечно, данная категория товаров всегда пользуется стабильным спросом. Даже несмотря на такие факторы, как экономическая обстановка в стране, кризис, низкая зарплата и т.д. Но от этого факта продуктовый бизнес не становится легким. Если у начинающего бизнесмена, который собирается открыть продуктовый магазин, есть пример работы в торговле или в продуктовой рознице, совершать ошибок он будет меньше и вероятность того, что новый магазин станет успешным, возрастает. Открыть продуктовый магазин возможно, не имея опыта работы в сфере, связанной с торговлей. Будет намного труднее, но если приложить немного упорства и старания, все получится. Самое главное - понимать, что покупать еду люди никогда не перестанут, поэтому стоит сделать это своим преимуществом.
Нужно будет определиться с формой торговли, типом магазина, его месторасположением. От правильно выбранного месторасположения магазина зависит больше половины успеха. Хорошо проходимых торговых площадей, которые можно будет оборудовать под магазин, осталось очень мало. Если исходить из рекомендаций специалистов, то в данное время выгоднее открывать магазин шаговой доступности в одном из жилых районов города. Выручка увеличивается, если магазин работает по системе самообслуживания. Но на небольшой площади это сделать затруднительно. Плюс воровство. Идеальным вариантом будет сделать для части товаров открытый доступ, а продажу основного товара осуществлять через прилавок. Для прибыльной работы продуктового магазина шаговой доступности вокруг него должно проживать около 1500 человек. Это четыре дома в 9 этажей. Стоит отметить и то, что выгоднее арендовать/покупать готовый торговый зал, чем строить его с нуля. Хотя и тут приходится учитывать определённые риски. Аренда может меняется от воли собственника помещения, своё же помещение, хотя и стоит дороже, всегда будет делать предпринимателя более уверенным и свободным в своём деле.
Второй важной составляющей для продуктивной работы магазина, после правильного месторасположения, является подбор грамотного персонала. К этому нужно отнестись очень серьезно.
Продавец не должен просто сидеть в торговом зале и читать женские романы, а встречать каждого посетителя с улыбкой и всегда быть готовым ответить на любой вопрос и помочь в выборе товара. Найти хороших продавцов сложно. На зарплате продавцов лучше не экономить и сделать немного выше, чем средний размер заработной платы у конкурентов. Хорошо, если заработная плата будет привязана к выручке. Пример: с каждой продажи или выручки продавцу будет выплачиваться определенный процент. В этом случае продавец будет сам заинтересован в своей продуктивной работе, будет хорошо обслуживать покупателей, чтобы в следующий раз они вернулись именно к нему в конкретный магазин. Примеров, как можно стимулировать работу своего персонала, огромное множество и мы не будем на них останавливаться в конкретной работе.
6. Сравнение цен «гигантов» и представителя малого бизнеса
Таблица сравнения цен на октябрь 2014 года.
Продуктовая корзина
"Вестер"
"Виктория"
"Седьмой континент"
"Семья"
"Грош"
Филе куриное, 1кг.
199.90
199.00
269.00
119.90
102.00
Рис "Алена",1кг.
37.90
46.60
45.90
47.50
16.00
Гречка "Алена",1кг.
27.50
28.00
49.50
27.50
26.50
Сахар,1кг.
21.90
28.90
25.90
28.90
25.50
Соль,1кг.
9.00
14.80
37.90
12.00
14.00
Мука,1кг.
42.90
27.90
30.00
35.00
25.00
Яйца,С1, 10шт.
45.90
47.60
55.10
45.50
30.00
Молоко "Веселый молочник",1л.
33.90
26.90
27.40
26.50
59.50
Сыр "Гауда", 1кг.
364.00
280.00
400.00
319.90
299.00
Огурцы, 1кг.
69.90
62.90
69.90
53.80
44.00
Помидоры,1кг.
52.90
64.90
68.90
56.90
42.00
Картофель,1кг
16.90
16.90
52.90
52.50
16.50
Хлеб "Королевский",300гр.
23.60
24.90
24.90
32.00
25.00
Чай "Lipton", 125гр.
57.99
90.00
38.90
66.50
62.00
Растительное масло "Олейна", 1л.
55.90
57.80
55.90
59.90
59.90
ИТОГО:
1019.30
1016.10
1252.10
984.30
846.40
655.30
836.10
852.10
664.40
547.40
В таблице мы видим относительное сравнение цен в некоторых магазинах. Эта таблица позволяет нам сравнить среднюю продуктовую корзину по разным продуктовым точкам. Проанализировав данные таблицы, мы можем сделать вывод, что наиболее дешёвым является именно пятый представитель сравнительной таблицы. Таким образом, мы видим, что дешевле всего закупаться именно в маленьких магазинах. Так же мы видим, что маленький магазин получает невысокую прибыль. Как же ему удаётся выживать при таких низких ценах и невысокой прибыли соответственно? Это и есть главный секрет мелкого бизнеса - небольшие затраты на маркетинг и менеджмент позволяют мелкому бизнесу снижать цены на предоставляемые товары и услуги, а соответственно привлекать такими ценами всё больше покупателей. Следовательно, получаемой прибыли оказывается вполне достаточно не только для продолжения существования магазина, но и иногда для дальнейшего расширения, а значит более качественной конкуренции с "гигантами".Можно сделать вывод, что рентабельность мелкого бизнеса всегда реальна при грамотном управлении и активном развитии.
7. Результаты социального опроса на темы
В доказательство выше сказанного можно привести результаты социального опроса, который проводился нами в пяти различных торговых точках. Четыре из них являлись торговыми «гигантами»,таких как «Виктория», «Вестер», «Седьмой континент», «Семья»; один же – представитель частного предпринимательства – «Грош» - небольшой продуктовый магазин в нашем микрорайоне. Мы опрашивали покупателей разных социальных групп, возрастов и уровня достатка. Анкета состояла из пяти вопросов, четырех с вариантами ответов, и один в виде комментария ко всему выбранному. Обработав полученные данные, мы смогли составить диаграммы, которые проиллюстрировали положение частного бизнеса на рынке товаров и услуг. В среднем мы опросили по 190 человек в каждом магазине, общая численность опрошенных составила 960 человек. Полученные данные мы представили в виде диаграмм:
1. Какими магазинами Вы чаще всего пользуетесь?
В зависимости от ответа, полученного на первый вопрос, мы задавали следующие:
-Крупные магазины:
2. 1)Преимущества крупного магазина на Ваш взгляд?
2)Недостатки крупных магазинов на Ваш взгляд?
-Мелкие магазины:
2. 1) Преимущества мелких магазинов на Ваш взгляд?
2)Какова причина низких цен на Ваш взгляд?
Таким образом, мы видим, что четверть всех опрошенных нами респондентов высказываются в пользу маленького магазина. У людей находится масса причин пойти именно в него. Сегодня потребители весьма разборчивы и их не так просто заманить яркой рекламой и фальшивыми акциями. Потребитель знает, где товар продается без лишней накрутки. Все это и ряд других критериев стали показателями наших опросов и подтверждают наши выводы.
Заключение.
Познакомившись с основами предпринимательства и принципами работы мелкого бизнеса на конкретных примерах, мы сделали определённые выводы.
Во-первых, актуальность данной темы невероятно высока на сегодняшний день. Бизнесу только предстоит развиться в России и будущим предпринимателям занять свою нишу на рынке товаров и услуг. Что-то заимствовать у западных партнёров, какие-то инновации вносить самим. Сегодня уже много сделано на этом пути, но останавливаться на достигнутом ,разумеется, не стоит. Тем более что государство сегодня всё больше участвует в привлечении молодёжи в бизнес.
Во-вторых, мы изучили сегмент мелкого бизнеса и выяснили, что позволяет мелкому бизнесу выживать, и почему он настолько устойчив к проблемам современной экономике.
В-третьих, мы проанализировали основные трудности мелкого бизнеса на примере конкретного продуктового сегмента и сделали вывод, что именно делается предпринимателем для эффективной работы.
В ходе исследования мы изучили определённый опыт российского бизнеса и провели свой собственный опрос. В ходе опросы мы выяснили, почему же потребители зачастую выбирают именно маленький магазин,а не крупный супермаркет. Именно результаты социологического опроса проведённого в продовольственных магазинах нашего района позволили сделать нам выводы, почему мелкий бизнес всегда будет сохранять рентабельность.
Главным результатом нашей работы стали данные о том, что заниматься бизнесом сегодня не просто интересно, но и весьма выгодно. Постоянно работящие и окружающие нас точки мелкорозничной торговли живое доказательство того, что бизнес под силу каждому. Именно к такой форме трудовой деятельности сегодня нужно стремиться российской молодёжи. Достаточно поверить в свои силы и все цели станут реальными.
Нашей следующей целью станет разработка готового к реализации бизнес-плана такого предприятия. Качественное освоение теории планирования не только избавит от лишних ошибок, но и создаст фундамент для дальнейших действий в бизнес - сфере.
Список используемой литературы и интернет – источников
Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. // Питер: учебное пособие. — СПб, 2009.
http://www.uspeh4u.com/view_economic.php?id=4- статья Анны Лихачёвой «Идеи для малого бизнеса».
Инна Крушельницкая. Индивидуальное предпринимательство – США, 2010.
Котляренко М. Мерчендайзинг — это искусство // Практический маркетинг, 2001. — № 7. — С. 53-54.
Приложения (фото с опросов, графики, диаграммы, сравнительные таблицы).
Таблица сравнения цен на октябрь 2014 года.
Продуктовая корзина
"Вестер"
"Виктория"
"Седьмой континент"
"Семья"
"Грош"
Филе куриное, 1кг.
199.90
199.00
269.00
119.90
102.00
Рис "Алена",1кг.
37.90
46.60
45.90
47.50
16.00
Гречка "Алена",1кг.
27.50
28.00
49.50
27.50
26.50
Сахар,1кг.
21.90
28.90
25.90
28.90
25.50
Соль,1кг.
9.00
14.80
37.90
12.00
14.00
Мука,1кг.
42.90
27.90
30.00
35.00
25.00
Яйца,С1, 10шт.
45.90
47.60
55.10
45.50
30.00
Молоко "Веселый молочник",1л.
33.90
26.90
27.40
26.50
59.50
Сыр "Гауда", 1кг.
364.00
280.00
400.00
319.90
299.00
Огурцы, 1кг.
69.90
62.90
69.90
53.80
44.00
Помидоры,1кг.
52.90
64.90
68.90
56.90
42.00
Картофель,1кг
16.90
16.90
52.90
52.50
16.50
Хлеб "Королевский",300гр.
23.60
24.90
24.90
32.00
25.00
Чай "Lipton", 125гр.
57.99
90.00
38.90
66.50
62.00
Растительное масло "Олейна", 1л.
55.90
57.80
55.90
59.90
59.90
ИТОГО:
1019.30
1016.10
1252.10
984.30
846.40
655.30
836.10
852.10
664.40
547.40
Статистические данные
1. Какими магазинами Вы чаще всего пользуетесь?
В зависимости от ответа, полученного на первый вопрос, мы задавали следующие:
-Крупные магазины:
2. 1)Преимущества крупного магазина на Ваш взгляд?
2)Недостатки крупных магазинов на Ваш взгляд?
-Мелкие магазины:
2. 1) Преимущества мелких магазинов на Ваш взгляд?
2)Какова причина низких цен на Ваш взгляд?
Социальный опрос:
Какими магазинами Вы чаще всего пользуетесь?
А) Крупные магазины, где за один раз можно купить все
Б) Предпочитаю оббежать несколько мелких магазинов, но купить подешевле