Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчёт по проведению Lesson Study в ГУ «Джалтырская средняя школа№1»»
Рефлексивный отчёт по проведению LessonStudy
в ГУ «Джалтырская средняя школа№1»
Одним из видов сетевого взаимодействия может являться взаимодействие с использованием подхода Lesson Study — как способа совершенствования преподавания и обучения, как способа развития профессионализма учителей. Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот метод помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.
Начиная работу по внедрению Lesson Study в образовательное пространство школы, все свои действия, мы разбили на несколько этапов:
Первый этап - это изучение теоретического материала, изучение практического опыта. Проведение коучингов для коллектива школы.
Второй этап - это формирование группы. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study. Представители исследовательской группы: учитель 3 уровня - Янченко Е.В., учитель 3 уровня - Шпеттер Л.С, учитель 2 уровня – Осадчук Р.Б., учитель 1 категории – Королёва С.В., психолог школы Ляшенко Е.Ю., учитель подготовительного класса – Волгина И.В. Всего в группе - 6 человек. Группа работала по принципу доверительных и доброжелательных отношений. Все члены имели равный статус.
Третий этап – это выбор исследовательской темы, цели и предметной области. Известно, что цели Lesson Study совпадают с темой работы школы. Тема школы «Создание условий для развития творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса в школе в условиях применения инновационных форм, средств и методов образования», поэтому нашим выбором темы стала «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках математики». Так как это был первый опыт проведения Lesson Study, конечно мы хотели:
увидеть обучение учеников в реальности;
обратить внимание на применяемые приёмы группового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на уроке;
выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного учителя, а реально существующих детей.
Ожидаемые результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой группы с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.
Четвёртым этапом стало планирование первого Lesson Study.
Для исследования был выбран 3 класс. Группой было решено совместно планировать, все последовательные уроки в исследуемом классе. Далее 1 раз в неделю проводить урок в выбранном классе, совместно наблюдая, анализируя, планируя дальнейшее обучение.
На 1-ой встрече учитель, который проводил урок выбрал трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный – С, средний – В, слабый – А. Была дана характеристика детям. Учителя - наблюдатели фиксировали информацию о своих «подопечных».
Ученик С– всесторонне развитая девочка, высокая познавательная деятельность, лидер класса, но часто выполняет задания сама, не давая возможность работать другим.
Ученик В – имеет хорошую успеваемость по всем предметам, но не уверена в своих способностях. Поставлена цель в процессе исследования изменить его отношение к учебе, повысить желание работать самостоятельно.
Ученик А- со слабой мотивацией, не уверена, постоянно требуется помощь при выполнении заданий.
Наша задача помочь ученику А подняться на ступень В, ученику В – на ступень С. Ученик С должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.
Группой был совместно разработан план первого урока. Каждый этап урока был разработан с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения были отмечены ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задачей была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?
Пятый этап- это проведение первого Lesson Study.
Итак, 1-й исследовательский урок математики прошел в 3 классе. Свои наблюдения мы начали с посещения традиционных уроков. Посетив данные уроки, учителю 3 класса были даны рекомендации: обратить внимание на тон голоса, умение задавать конкретные вопросы по существу, давать учащимся время на обдумывание этих вопросов, снизить темп урока, так как не все учащиеся успевают выполнять полученные задания, создать группы для активного взаимодействия друг с другом, вовлекая каждого учащегося в учебный процесс. Планируя последующие уроки, мы постарались планировать их таким образом, чтобы организовать активное обучение, моделируя способы работы в классе в виде индивидуальной и групповой работы, применением ИКТ. Возникла необходимость поработать с индивидуальностью учеников А, В, С.
Наблюдатели вели схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксировали все ответы, действия учеников. Собирали весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели передвигались по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока.
По окончании проведенного нами исследования у ребят уже наблюдается прогресс в следующих аспектах:
у ученика-А: признает, что решение проблем легче, если есть с кем их обсудить.
- у ученика-В: контролирует внимание, понимает чувства других, помогает и подбадривает; обсуждает когда и как выполнять задания; может рассказать о том, как они сделали что-то или чему они научились, осознает, что самооценка собственных знаний должна быть объективной; становится инициатором заданий.
- у ученика-С : контролирует прогресс, может самостоятельно выступать в роли спикера от группы; стойко переносит трудности; может решать социальные проблемы с ровесниками; понимает свою роль в группе; знает собственные возможности.
На этом основании можно сделать вывод, что нашими учениками сделаны первые шаги к саморегулируемому обучению.
Шестым этапом является обсуждение и первоначальное планирование второго урока. Один из наиболее ценных этапов в проведении исследования. Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным. В ходе обсуждения были даны различные рекомендации. Учителя отметили, что в группах ребята начинают внимательно присматриваться друг к другу, у них быстрее развивается критическое мышление, они учатся признавать свои ошибки не стесняясь, пытаются учиться самостоятельно, подчеркивают способности и вклад других членов команды. Видеосъёмка, которая велась на протяжении всего исследования, помогала просмотреть какие-то спорные вопросы. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складывались в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей.
Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.
В заключение можно отметить, что использование подхода Lesson Study помогает учителям:
• увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;
• увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;
• понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;
• реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы
• использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.
• увидеть процесс обучения в мельчайших деталях
• увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали
• выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными
• планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества
Все материалы исследования были представлены коллегам методического объединения
Очень важно, чтобы идеи получали свое реальное воплощение в конкретных классах. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников.