kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат: «Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»

            На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Актуальность и перспективность:  Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Концептуальность: Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат: «Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения» »

«Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»

  На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Актуальность и перспективность:  Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Концептуальность: Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

      Мои наблюдения по  уровню развития словаря и уровню усвоения образных выражений учащимися  показали, что почти у всех детей довольно низкий уровень развития словаря. Часто путают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Ученики не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значения многозначных слов. Выявлено также, что учащиеся с нарушениями интеллекта понимают более простые образные выражения, а более сложные — лишь в контексте рассказа, в прямом значении, или не понимают совсем.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

-    Обогащать, уточнять и активизировать словарь учащихся разными частями речи.

-   Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира, 

обогащать словарь детей образными выражениями (метафорами, аллегориями, сравнениями).

-   Учить детей употреблять синонимы, антонимы, омонимы и образные выражения в связной речи как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.

    Для реализации вышеназванных задач использую методы:

-  объяснительно-иллюстрированного обучения;

-  личностно - ориентированного обучения;

- коммуникативно-диалоговой деятельности;

- развивающего обучения;

- учебно-игровой деятельности;

- дифференцированного обучения;

-  здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.  

            В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

-  Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала.

-  Принцип индивидуализации.

             Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

           Наличие теоретической базы опыта: Решение проблемы развития связной речи у детей с нарушениями умственного развития находит свое отражение в трудах исследователей по коррекционной педагогике(Василевская В.Я., Бойнов Д.И., Алексина Л.И., Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.) Они рассматривают речь как сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, и особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми. Речь одна из линий развития ребенка через устную монологическую речь. Речь – чудесный дар от природы - не дается от рождения, а приобретается в процессе творческого труда. Формирует взгляды и убеждения и оказывает огромную услугу в познании мира. Дети овладевают правильным и чистым произношением и работают над словом и переходят к расширению запаса слов.

            Ведущая педагогическая идея:    Главная цель моей работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

            Оптимальность и эффективность средств:

 Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:

-создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение;

- дифференцированный подход ;

- использование ИКТ;

- игровая деятельность;

            Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета в виде выступлений, докладов, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.

 Мероприятия:

- «Викторина по сказкам А.С.Пушкина»;

- «Язык мой - друг мой».

     Результативность опыта:

 Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка даёт положительные результаты. Овладение речью становится «способом познания действительности».

Речевая разминка и упражнения.

1. Фонетическая зарядка.

Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.

Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.


Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

3. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе : Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной ?

Дети: За малиной !

Учитель: За грибами ?

Дети: За грибами !

Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может мы идём за солнцем ?

Дети: Что же
Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету !




5. Проведение игры " Птичья стая ".

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.

     Такая игра очень нравится ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.

Системное и регулярное использование данных упражнений помогает развивать речь ребёнка. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.

Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи:

"Волшебные кляксы".

Цель: развитие воображения и речи.

Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

"Сочиняем сказку".

Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.

На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов.























ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей «Мензелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.







Методическая тема самообразования:

«Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»







Учитель начальных классов,

1 квалификационной

категории: Махмутова С. С.









ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей «Мензелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.







Открытый урок по ручному труду

2б класс ГУО.

Тема: «Новогодние игрушки».







Учитель начальных классов,

1 квалификационной

категории: Махмутова С. С.







2013 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Махмутова Светлана Степановна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства