Реферат: «Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»
Реферат: «Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»
«Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Актуальность и перспективность: Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Концептуальность: Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реферат: «Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения» »
«Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Актуальность и перспективность: Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Концептуальность: Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Мои наблюдения по уровню развития словаря и уровню усвоения образных выражений учащимися показали, что почти у всех детей довольно низкий уровень развития словаря. Часто путают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Ученики не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значения многозначных слов. Выявлено также, что учащиеся с нарушениями интеллекта понимают более простые образные выражения, а более сложные — лишь в контексте рассказа, в прямом значении, или не понимают совсем.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь учащихся разными частями речи.
- Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира,
обогащать словарь детей образными выражениями (метафорами, аллегориями, сравнениями).
- Учить детей употреблять синонимы, антонимы, омонимы и образные выражения в связной речи как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.
Для реализации вышеназванных задач использую методы:
- объяснительно-иллюстрированного обучения;
- личностно - ориентированного обучения;
- коммуникативно-диалоговой деятельности;
- развивающего обучения;
- учебно-игровой деятельности;
- дифференцированного обучения;
- здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
- Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала.
- Принцип индивидуализации.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Наличие теоретической базы опыта: Решение проблемы развития связной речи у детей с нарушениями умственного развития находит свое отражение в трудах исследователей по коррекционной педагогике(Василевская В.Я., Бойнов Д.И., Алексина Л.И., Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.) Они рассматривают речь как сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, и особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми. Речь одна из линий развития ребенка через устную монологическую речь. Речь – чудесный дар от природы - не дается от рождения, а приобретается в процессе творческого труда. Формирует взгляды и убеждения и оказывает огромную услугу в познании мира. Дети овладевают правильным и чистым произношением и работают над словом и переходят к расширению запаса слов.
Ведущая педагогическая идея: Главная цель моей работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Оптимальность и эффективность средств:
Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
- проблемное обучение;
- дифференцированный подход ;
- использование ИКТ;
- игровая деятельность;
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета в виде выступлений, докладов, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.
Мероприятия:
- «Викторина по сказкам А.С.Пушкина»;
- «Язык мой - друг мой».
Результативность опыта:
Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка даёт положительные результаты. Овладение речью становится «способом познания действительности».
Речевая разминка и упражнения.
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…) Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…) Как кричит осел ? ( Иа-иа ! ) Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )
2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стул стоит в углу. Оль-оль-оль - мы купим соль. Ра-ра-ра - начинается игра. По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.
Скороговорки: Лара у Вали Играет на рояле.
Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо, Сорняки выносит Фрося.
3. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе : Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной ?
Дети: За малиной !
Учитель: За грибами ?
Дети: За грибами !
Вместе : Светит солнце золотое Сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем ?
Дети: Что же Может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся Может, ёжик ждёт нас где-то. Мы идем гурьбой весёлой Ясным утром В гости к лету !
5. Проведение игры " Птичья стая ".
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Такая игра очень нравится ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.
Системное и регулярное использование данных упражнений помогает развивать речь ребёнка. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи:
"Волшебные кляксы".
Цель: развитие воображения и речи.
Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
"Сочиняем сказку".
Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов.
ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей «Мензелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
Методическая тема самообразования:
«Развитие связной речи у обучающихся школ VIII вида на уроках русского языка и чтения»
Учитель начальных классов,
1 квалификационной
категории: Махмутова С. С.
ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей «Мензелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.