kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей детей начальной школы в условиях реализации ФГОСпо дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить»

его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.  Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность. Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей начальной школы в условиях реализации ФГОСпо дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развитие творческих способностей детей начальной школы»

для детей младшего школьного возраста

(7–10 лет)

Срок реализации: 3 года

А.Н.Федосова


Пояснительная записка

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить»

его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность. Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

1-й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».

2-й год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.

3-й год обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.

На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Цель программы:

– создание условий для развития личности ребёнка;

– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Задачи программы:

1. Развивать ритмические способности и координацию движений.

2. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

3. Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.

4. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

5. Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

6. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.

7. Развивать ритмические способности и координацию движений.

8. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

9. Расширять диапазон и силу звучания голоса.

10. Научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, таинственность, восхищение, жалость, тревогу, презрительность, осуждение и.т.д).

11. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом, пополнять словарный запас, строить диалог между героями разных сказок, подбирать рифмы к заданным словам, строить четкую, грамотную речь.

12. Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

13. Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.

14. Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

15. Познакомить с театральными профессиями.

16. Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.


Методы и формы работы:

Организация театральных занятий:

• Театральная игра;

• Ритмопластика;

• Культура и техника речи;

• Основы театральной культуры;

• Создание спектакля.

• Обсуждение спектакля.

• Работа с театральным словариком.


Формы работы:

• Посещение театров, музеев, выставок, экскурсий.

• Просмотр видеофильмов.

• Прослушивание музыки.

• Игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, тренинги.

• Работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол.


Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.

Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Длительность курса – 102 академических часа. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1–3-го классов. Продолжительность занятия – 40 минут. Ввиду того, что программа является примерной, допускается коррекция часов в соответствии с требованиями СанПиН.


Предполагаемые умения и навыки:

• Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

• Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

• Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

• Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

• Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

• Находить оправдание заданной позе.

• На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

• Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

• Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

• Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

• Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

• Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

• Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.

• Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.


Программа обеспечена учебным пособием для детей «Театр» (автор И.А. Генералова; М.: Баласс, 2012).

Основные разделы программы внеурочной деятельности

«Театр»


Первый год (34 ч)

Введение в предмет

«Мастерская тела, мастерская чувств»

Актёр и режиссёр в театре


ТЕМА


Теоретические

часы

Практические

Часы

Всего часов


1.


Знакомство.


1

1

2


2


Дорога в театр.


1

3

4


3


В театре.

3

1

4


4


Как создаётся спектакль.

2

1

3


5


Гномы играют в театр.

1

1

2


6


Наш театр. Учимся актёрскому мастерству.

2

4

6


7


Делаем декорации.

1

1

2


8


Придумываем и делаем костюмы.

1

2

3


9


В мастерской бутафора.

1

2

3


10


Делаем афишу и программку.

1

1

2


11


Праздничный концерт.

-

3

3




ИТОГО:

14

20


34


Календарно-тематическое планирование по курсу «Театр»

2 класс

34 часа. 1 час в неделю

Дата

Часы

Название и содержание темы

Страницы пособия

Страницы методички

1


1

  1. Знакомство (2 ч.)

Школа – театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр, ученик – актёр.

Игровой тренинг. Знакомство с пособием.


2-3


20-21

2


1

Что такое искусство. Театр как вид искусства.

4

22-23

3


1

  1. Дорога в театр (4 ч.)

Работа по пособию. Театральный словарик: премьера. Спектакль «Приключение Буратино».


5-6


24-25

4


1

Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование сказки.

7-8

27

5


1

Театральные игры. Правила поведения в театре.

8-9

28

6


1

Театральные профессии.

10-11

28

7


1

  1. В театре (4 ч.)

Зрительный зал и сцена.


12-13


29

8


1

Театральный словарик: антракт, авансцена, инсценировка, аплодисменты, бис.


14-15


30-31

9


1

Театральный словарик: инсценировка, аплодисменты, бис.

16-17

33

10


1

«Театр начинается с вешалки» (К.С.Станиславский).

Что значит это выражение? (Обсуждение).

Повторение изученного материала.

-

-

11


1

  1. Как создаётся спектакль (3 ч.)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: грим.


18


35-37

12


1

В мастерской художника и костюмера.


19

38

13


1

Мастерская актёра и режиссёра. Основные отличия театра от других видов искусства. Театральный словарик: оркестровая яма.

20-21

39

14


1

  1. Гномы играют в театр (2 ч.)

Сочинение сказки «Про дракона».


22-23


41

15


1

Описание героев будущего спектакля. Обсуждение полученных результатов. Актёр на сцене и в жизни.

24-25

42

16


1

  1. Наш театр. Учимся актёрскому мастерству (7 ч)

Мимика и жесты. Пластика и походка. Театральный словарик: мимика, пантомима, мим.


26-27


43

17


1

Общение через жесты.

Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного.

28-29

45

18


1

Сказка К.И.Чуковского «Цыплёнок».

Использование мимики и жестов.

30-31

46

19


1

Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства.

32

47

20


1

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения А.Усачёва «Фантазёр» в предлагаемых обстоятельствах.

33

47

21


1

«Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение С.Чёрного «Про девочку, которая нашла своего мишку».

34

48-49

22


1

Беседа на тему: «Игрушки на сцене.

Значение игрушки в жизни человека».

-

-

23


1

  1. Делаем декорации (1 ч)

Изготовление декораций.


35


50

24


1

  1. Придумываем и делаем костюмы (3 ч.)

Стихотворение В.Берестова как сценическая история. Репетиция и показ.


36-37


51-52


25


1

Изготовление маски дракона.

45

52

26


1

Изготовление маски льва.

47

52

27


1

  1. В мастерской бутафора (3 ч.)

Беседа на тему: «Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют» . Театральный словарик: бутафория.

Изготовление пальчиковых кукол.

38, 43

53

28


1

Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».

-

-

29


1

Чтение стихотворений по выбору учащихся.

-

-

30


1

  1. Делаем афишу и программку (2 ч.)

Театральный словарик: афиша. Изготовление афиши.


39


54-55

31


1

Заполнение программки. Игра «Лишняя профессия».

40,41,42

56

32


1

  1. Праздничный концерт (3 ч.)

Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу». Импровизации сценических историй.


-


57

33


1

Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу».

-

-

34


1

Показ пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу». Итоги занятий.

-

-


ИТОГО: 34 часа








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «ТЕАТР»

2 год


ТЕМА


Теоретические

Часы

Практические

Часы

Всего часов


1.


Создание спектакля.

3

2

5


2


Театральные профессии.

2

2

4


3


Как самому сделать макет декорации.

-

2

2


4


Пластилиновый мир.

-

2

2


5


Истории про театр.

6

1

7


6


Музыкальный театр.

2

1

3


7


Цирк – зрелищный вид искусства.

1

1

2


8


Театральное мастерство. Этюд.

-

3

3


9


Музыкальное сопровождение.

1

-

1


10


Звуки и шумы.

-

1

1


11


Зритель в театре.

-

1

1


12


Концерт.

-

3

3




ИТОГО:

15

19

34





Календарно-тематическое планирование по курсу «Театр»

2 класс

34 часа. 1 час в неделю


Дата

Часы

Название и содержание темы

Страницы пособия

Страницы методички

1


1

  1. Создание спектакля (4 ч.)

Работа драматурга, режиссёра: распределение ролей. Драматический или кукольный спектакль.


1,2,3


59

2


1

А.Толстой «Приключения Буратино».

Театральный словарик: эскиз, декорация.

4-5

60

3


1

Знакомство с мастерской художника, декоратора, костюмера, сценографа.

6-7

61

4


1

« Я – художник»: создание афиши к спектаклю.

8

62

5


1

  1. Театральные профессии (5 ч.)

Бутафор. Изготовление и назначение бутафорий в спектакле.


9


63-64

6


1

Реквизит – реквизитор. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии».

10

65

7


1

Художник – декоратор.

Театральный словарик: декорация, декоратор.

11

66-67

8


1

Театральный художник. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года.

12

68

9


1

Театральный художник. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте.

13

68

10


1

  1. Как самому сделать макет декораций (3 ч.)

Самостоятельное изготовление декораций.

14-15

69

11


1

Сценическая история с нарисованными героями в макете декораций.

16


12


1

Эскиз к сказке Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит, или туда и обратно». Составление композиции.

17-19

70

13


1

  1. Пластилиновый мир (2 ч.)

Создание пластилиновой сказки. Как лепить человека.


20


71

14


1

Создание пластилиновой сказки.

Как лепить сказочного человечка.

21

72

15


1

  1. История про театр (9 ч.)

История возникновения театра. Древнегреческие музы.

Вид древнегреческого театра.


22-23


72

16


1

Театр «Глобус». Театр времён У.Шекспира.

24-25

74-76

17


1

Театр под крышей. Театр конца 19 века.

26-27

77

18


1

Современный театр.

28

78-79

19


1

Современный театр. Устройство зрительного зала.

Театральный словарик: сцена, авансцена, рампа, партер, амфитеатр, ложа, балкон.

29

80-81

82-83

20


1

Театральный билет.

30-31

84

21


1

Театр кукол. История появления кукол.

Куклы в Древнем Египте и Африке.

32-33

85,86,87

22


1

Театр кукол. Кукольные театры.

-

88, 89, 90

23


1

Театр кукол. Изготовление куклы.

-

-

24


1

  1. Музыкальный театр (3 ч.)

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера.


34


92-93

25


1

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: балет.

35

94

26


1

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: оперетта и мюзикл.

36-37

95-96

27


1

  1. Цирк – зрелищный вид искусства (2ч.)

История появления цирка в нашей стране.


38-39


97-101

28


1

Цирковые профессии. Сходство и различие циркового представления и спектакля.

40-41


29


1

  1. Театральное мастерство (2ч.)

Этюд.


42


103

30


1

Этюд в разных видах искусства.

43

104

31


1

  1. Музыкальное сопровождение (1ч.)

Роль музыки в спектакле.


44


106

32


1

  1. Звуки и шумы (1ч.)

Место звуков и шумов в жизни и на сцене.


45


107

33


1

  1. Зритель в театре (1ч.)

Этюд «Как надо вести себя в театре».


46-47


34


1

  1. Концерт (1ч.).

Показ лучших сценических историй этюдов, упражнений.


-

-


ИТОГО: 34 часа











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «ТЕАТР»

3 класс


ТЕМА


Теоретические

часы

Практические

часы

Всего часов


1.


Повторение.


-

3

3


2


Язык жестов, или как стать воспитанным.

1

1

2


3


Учимся говорить красиво, или как избавиться от каши во рту.


-

4

4


4


Интонация, или «Спрашивайте – отвечаем».


-

1

1


5


Тема речи: торопимся или медлим.

-

1

1


6


Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург.

2

1

3


7


Театральные жанры, или грустное и смешное рядом.


1

-

1


8


Рифма.

-

2

2


9


Ритм.

-

1

1


10


Детские считалки.

-

1

1


11


Искусство декламации.

-

1

1


12


Скороговорка.

-

2

2

13.


Играем в слова.

-

2

2

14.

Импровизация или театральный экспромт.


1

2

3

15.

Диалог, монолог, или театр одного актёра.


1

3

4

16.

Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу.

1

1

2

17.

Праздничный концерт.

-

1

1



ИТОГО:

7

27

34





Календарно-тематическое планирование по курсу «Театр»

3 класс

34 часа. 1 час в неделю


Дата

Часы

Название и содержание темы

Страницы пособия

Страницы методички

1


1

  1. Повторение (5 ч.)

Чтение по ролям пьесы В.Лифшица «Петрушка и подушка».



1-5


110

2


1

Чтение по ролям пьесы В.Лифшица «Петрушка и подушка». Характеристика главных героев.

1-5

111

3


1

Пьеса В.Лифшица «Петрушка и подушка». Инсценирование по ролям.

1-5

112

4


1

Рисование афиши к спектаклю.

-

-

5


1

Показ пьесы. Обсуждение.



6


1

  1. Язык жестов, или как стать воспитанным (1 ч)

Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Разыгрывание этюдов «Из жизни древнего племени» без слов.


6,7,8


113

7


1

  1. Учимся говорить красиво, или как избавиться от каши во рту (3 ч.)

Осанка, Самомассаж.


9


114-115

8


1

Гимнастика для губ, или артикуляционная гимнастика.


10

116

9


1

Упражнения для хорошей дикции.

Театральный словарик: дикция.

11

117-118

10


1

  1. Интонация, или спрашивайте – отвечаем (1.ч.)

Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Чтение стихотворения О.Григорьева «Конфеты» с различной интонацией.


12-13


119


11


1

  1. Темп речи: торопимся или медлим (1 ч.)

Понятие темпа. Медленный и быстрый темп. Чтение стихотворения Д.Хармса Таракан», «Бегал Петька».


14-15


120

12


1

  1. Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург (3 ч.)

Литературная часть в театре. Театральный словарик.


16-17


121

13


1

Чтение сказки Г.Юдина «Поэты».


-

122

14


1

Сказка Н.Носов «Приключения Незнайки». Иллюстрирование любимых героев.

-

-

15


1

  1. Театральные жанры, или грустное и смешное рядом (1 ч.)

Детские энциклопедии о драме и комедии. Театральный словарик.


18-19


123-126

16


1

  1. Рифма, или похожие хвосты (2 ч.)

Чтение стихотворения С. «Призрак». Овладение темпом речи и интонацией.


20,21


127

17


1

Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

22

128-131

18


1

  1. Ритм (1 ч.)

Понятие ритма в природе, в различных видах искусства. Чтение стихотворения О. Григорьева с различным ритмом.


23


131-132

19


1

  1. Детские считалки (1 ч.).

Разучивание и сочинение считалок.


24-25


133-134

20


1

  1. Искусство декламации (1 ч.).

История возникновения ораторского искусства.

Чтение стихотворений в различных жанрах.


26,27,28


135

21


1

  1. Скороговорки (2 ч.).

Значение скороговорок.

Развитие интонационной выразительности.


29-30


136-137

22


1

Весёлые истории со скороговорками.

31

137-138

23


1

  1. Игры со словами (2 ч.).

Роль воображения в жизни человека.


32


139

24


1

Чтение стихов и сказок.

Составление сказки на тарабарском языке.


33


140-142

25


1

  1. Импровизация, или театр – экспромт (3 ч.).

Что такое импровизация, экспромт.

Работа с театральным словариком.


34


143

26


1

Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

35

144

27


1

Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.

36-37

145

28


1

  1. Диалог, монолог, или театр одного актёра (4 ч.).

Понятия «диалог», «монолог». Работа с театральным словариком. Чтение стихотворений.


38,39


146-147

29


1

Внутренний монолог.

Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок»


40



148

30


1

Чтение сказки С.Козлова «Поющий поросёнок».

41-44


149-150

31


1

Чтение сказки С. Козлова «Поющий поросёнок» по ролям.

41-44


149-150

32


1

  1. Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу (2 ч.).

Истории про кукольный театр. Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.



45



150-151

33


1

Изготовление куклы из подручного материала. Разыгрывание этюдов.


46-47


152

34


1

  1. Праздничный концерт (1 ч).

Показ лучших номеров.


-


-


ИТОГО: 34 часа








Содержание разделов программы

Первый год


Раздел 1. Знакомство (2 ч)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе».Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.


Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения

квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.


Раздел 3. В театре (4 ч)

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик:

«антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».


Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.


Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)

Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.


Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч)

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».


Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.


Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.


Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».


Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч)

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».


Раздел 11. Урок-концерт (3 ч)

Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.


Второй год


Раздел 1. Создание спектакля (5 ч)

Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней.


Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии (4 ч)

Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и

назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник. Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.


Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (2 ч)

Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: составление композиции.


Раздел 4. Пластилиновый мир (2 ч)

Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним.

Разыграй «Пластилиновую сказку».


Раздел 5. Истории про театр (7 ч)

Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века.

Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй

театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол.

Кукольные театры. Изготовление куклы.


Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (3 ч)

Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музы-

ки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль

музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.


Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)

Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это...» Цирковое представление по истории цирка. Игра

«Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля,

здания цирка и театра.


Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова:

лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».


Раздел 9. Музыкальное сопровождение (1 ч)

Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предла-

гаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.


Раздел 10. Звук и шумы (1 ч)

Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения

А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.


Раздел 11. Зритель в театре (1 ч)

Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».


Раздел 12. Урок-концерт (2 ч)

Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.

Третий год



Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (3 ч)

Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».


Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (2 ч)

Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».


Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (4 ч)

Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи.

Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.


Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (2 ч)

Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия.


Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (4 ч)

Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение

считалок.


Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» (5 ч)

История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы ревности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук...». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.


Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (3 ч)

Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи

бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось...». «Я – животное, растение, насекомое».


Раздел 8. Дом для чудесных представлений (11 ч)

Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение».

Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-кон-

церт.



Предполагаемые результаты реализации программы


В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки. Ожидаемые результаты:

1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

4. Развитие творческого потенциала личности.

5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

6. Развитие исполнительских способностей.

7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.

10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.

11. Владение нормами достойного поведения в театре.




Способы определения результативности



Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.



Список литературы


1. Альтшуллер А.Я.Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.


2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.


3. Бояджиев Г.Н. от Софокла до Бреста за сорок театральных вечеров. – М.,1969.


4. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. – М., 1979.


5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л – М.: Искусство, 1967.


6. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. М., 1952.


7. Захава Б.Л. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.


8. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1984.


9. Кристи К. Воспитание актёра школы Станиславского.- М., 1968.


10. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 1968.


11. Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собр.соч. – Т.2. – М., 1954.


12. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Т. – 1-2. – Л., 1980.


13. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. – М., 1968.


14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.


15. Эфос А.В. Профессия: режиссёр. – М., 1979.


16. Эфос А.В. Репетиция – любовь моя. – М.: Искусство,1979.


17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр – М.: Изд. «Аст», Изд. «Астрель», 2000.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Федосова Альбина Николаевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282573


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства