kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие социальных компетенций обучающихся через художественно-эстетическую деятельность в общеобразовательном учреждении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была представлена мною на педагогическом совете и явилась результатом моей деятельности в области дополнительного образования в качестве руководителя объединения "Художественное слово".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие социальных компетенций обучающихся через художественно-эстетическую деятельность в общеобразовательном учреждении.»

Развитие социальных компетенций обучающихся через художественно – эстетическую деятельность в общеобразовательном учреждении

Вовлечение современного школьника в художественно – эстетическую деятельность – это направление важное и достаточное актуальное, являющееся одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Желание быть успешным человеком требует от каждого учащегося разносторонних умений и навыков. В современных условиях искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственных и интеллектуальных свойствах личности.

К сожалению, в настоящее время Россия переживает кризисный период, когда прежние ценностные ориентации уже ушли в прошлое, а новые еще находятся на стадии становления. За короткий период перестройки российского общества были утрачены богатейшие традиции воспитания с опорой на художественно-эстетическое культурное наследие предшествующих поколений, содержащее бесценный воспитательный потенциал. Воспитание средствами искусства и художественного наследия растворилось в новых интересах молодежи или в их отсутствии. Активная пропаганда в средствах массовой информации зачастую низкопробной культуры оказывает крайне негативное воздействие на эстетический вкус и взгляды подрастающего поколения.

Художественно-эстетическая деятельность как организованный педагогический процесс предоставляет большие возможности для проявления качественных и динамических характеристик социальной активности учащихся и является фактором ее формирования..

Все вышесказанное свидетельствует о том, что организация социально значимой художественно-эстетической деятельности учащихся, будет способствовать формированию социальной активности, духовно-нравственных качеств, максимальному раскрытию творческих способностей, созданию атмосферы сопричастности, ответственности за судьбу страны и края.

Наиболее продуктивный подход к воспитанию творческой личности заключается в том, что учащиеся в процессе деятельности не только ориентированы на творчество, но и пребывают в творческой жизни, имея возможность непосредственно изменять и себя, и свою деятельность.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Такой процесс предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным.



Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.
Задача педагога – выявить творческие способности ребенка, развить интерес к искусству в целом, к культуре художественного слова в частности, к творчеству.



Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся через искусство художественного чтения реализуется мною на занятиях в объединении дополнительного образования «Художественное слово» и в ходе внеурочных занятий по курсу «Литературное творчество».


Цель данных занятий– создание условий для гармоничного развития личности, разума, чувства и воли учащегося, формирования у него духовной и исторической культуры, системы ценностей, мотивов поведения через искусство владения словом.

Задачи:

1.Образовательная:

- повышение общего культурного уровня;

- расширение активного и пассивного речевого словаря;

- обучение приемам запоминания больших текстов;

- овладение приемами выражения основных видов эмоций;

-помочь читающему учащемуся в доступной степени усвоить, что автор хочет выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и что, следовательно, нужно выявить в чтении;

- вызвать (пробудить) у читающего верное и активное отношение к фактам, явлениям, картинам природы и персонажам, основываясь на видении всего того, о чем говорится;

- помочь читающему учащемуся определить его исполнительские задачи; установить, для чего он передает слушающим содержание всего произведения.

2. Коррекционная:

- коррекция памяти, внимания, логического мышления, поведения, эмоционально – волевой сферы.

3. Воспитательная:

- формирование социально приемлемого поведения;

- сплочение детского коллектива;

- формирование чувства самоуважения у учащихся;

- воспитание творческой активности у учащихся;

- воспитание выдержки и наблюдательности.

На занятиях объединения «Художественное слово» происходит не только развитие исполнительских навыков, актёрского мастерства, творческих способностей, а также происходит формирование социальной компетентности учащихся.

Здесь воспитанники развивают способности:

• слушать, наблюдать за другими членами группы,

• учатся воспринимать события и динамику процесса в группе;

• учатся выслушивать критику и спорить с другими;

• прислушиваться к чужому мнению,

• бесконфликтно решать спорные вопросы.

На каждом занятии я стремлюсь поддерживать положительный эмоциональный тон у себя и у детей: бодрость, спокойная сосредоточенность, дружелюбная интонацию голоса.

Я стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка, предлагая такие задания, с которыми он обязательно справится, хвалю даже за самую маленькую удачу. Это внушает ребенку уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов, чтобы вновь ощутить радость успеха.

Учащиеся нашей школы испытывают огромную потребность в самовыражении. Именно этим и объясняется присущая большинству школьников тяга к художественно-эстетической деятельности. Как ни странно, при высоком уровне загруженности не наблюдается большой утомляемости. Более того, отмечается улучшение эмоционального состояния детей. В качестве положительного бонуса также выступает многогранность развития ребенка.

Наши учащиеся принимают активное участие в конкурсах чтецов «Живая классика», «Звучащее слово», «Мир зеленого цвета», конкурсе стихотворений Мусы Джалиля. а также в общешкольных мероприятиях, посвященных празднованию Дня учителя, Нового года, Дня победы и т.д. Конкурсы чтецов проходят в двух уровнях: школьном и муниципальном. Лучшие чтецы принимают участие в муниципальных конкурсах. Все дети получают грамоты или сертификаты участников конкурса.

Ярким примером того, что учащиеся школы испытывают большую потребность в творческой самореализации, является новогодний праздник в середине учебного года. Все видели, как активно включились в подготовку большинство классов нашей средней школы. С каким удовольствием, упоением ходили ребята на репетиции в актовый зал. Ученики моего класса ждали каждую репетицию и были готовы репетировать сколько угодно. То же самое я могу сказать и о ребятах из других классов. Учащимся была интересна эта деятельность, и выполняли они ее без принуждения, с удовольствием.

Нужно добавить, что старшие школьники принимают участие в творческой деятельности еще на этапе разработки сценария. Самостоятельно подбирают материал, музыкальное оформление, затем мы вместе прослушиваем и выбираем понравившееся варианты. Вот он пример социализации – самостоятельность и ответственность.

Одна из компетенций социализации: умение уступать друг другу, брать ответственность на себя (что удается и не каждому взрослому). Приведу такой пример: при распределении ролей двум старшеклассникам очень хотелось быть в роли Деда Мороза. Страсти накалялись нешуточные. Я уже была готова к тому, что никто не захочет уступить друг другу. Но один юноша, понимая, что может сорваться весь праздник, взял ответственность на себя, проявил толерантность, умение понять состояние другого человека, гибкость. Уступил другому эту «заветную» роль. Таким образом, работа закипела дальше, а ребята освоили для себя новый урок: умение подчинять свои интересы общему делу.

Желание проявить себя выражается и в том, что многие учащиеся, не являющиеся членами нашего объединения, подходят с просьбой взять их в программу. Если у нас появляется такая возможность, мы их, конечно, берем. Старшие школьники помогают младшим на репетициях, отрабатывают вместе с ними их тексты.

По окончании работы мы проводим чаепития для всех участников объединения «Художественное слово», где обсуждаем проведенные мероприятия, что получилось, что не получилось, находим «изюминку» у каждого выступающего. Планируем следующие свои действия. Такое «послесловие» позволяет ребятам еще раз пережить успешные моменты своего выступления, закрепляет ситуацию успеха.

Выводы

Гармоничное развитие личности невозможно без привлечения к многообразному миру художественно-эстетической деятельности, включая такие ее разновидности, как музыкальная, театрализованная, изобразительная, художественно-речевая и т.д.

Приобщение учащихся к художественной культуре способствует избавлению от чувства неуверенности, снятию напряжения, вытеснению тревоги, возникновению положительных эмоций, обогащению внутреннего мира и умению выставления эстетических оценок.

Таким образом, через художественно – эстетическую деятельность осуществляются достаточно важные шаги на пути к развитию социальной компетености личности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Санникова Ольга Ивановна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства