Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей у учащихся на уроке математики с помощью игры и элементов этнокультурного компонента»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ургубамахинская средняя общеобразовательная школа»
МО «Акушинский район»
ДОКЛАД
«Развитие интеллектуальных способностей у учащихся на уроке математики с помощью игры и элементов этнокультурного компонента»
Подготовил- учитель математики Ибрагимов Габибулла М.
2019
Цель образовательного обучения: формирование конкурентно способной личности учащегося, обладающего мобильностью знаний.
Современный человек тот, кто много знает и умеет. Успех человека в любой деятельности определяется его интеллектом и креативностью.
Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся:
поддержание интереса к предмету;
развитие качества творческой личности: познавательной активности, упорства в достижении цели, самостоятельности;
формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
развитие мышления вообще, и творческого в частности;
подготовка учащихся к творческой деятельности;
умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих друг другу процесса.
Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной интересной личности. Необходимо, чтобы учитель был:
доброжелательным и чутким;
разбирался в особенностях психологии детей, чувствовал их потребности и интересы;
имел высокий уровень интеллектуального развития;
имел широкий круг интересов;
имел живой и активный характер;
проявлял гибкость, был готов к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию;
имел творческое, нетрадиционное мировоззрение;
был готов к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных способностей и креативности обучающегося на уроках математики.
В соответствии с темой и целью выдвинуты задачи:
развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
формирование умений принимать нестандартные решения;
создание условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, их оптимального самоопределения и самореализации.
А с ними создаются необходимые социально-педагогические условия: учащиеся занимаются в кабинете, оснащенном доской, чертежными инструментами, стендами с информацией, компьютером, библиотекой с учебно-методической литературой, дидактическими материалами, наглядностью.
Реализация психолого-педагогических условий осуществляется через обновление содержания образования путем внесения в программу дополнительного познавательного материала, дидактических игр и элементов этнокультурного компонента.
Благоприятная атмосфера процесса обучения и проверки качества знаний проявляется в тесном сотрудничестве с учащимися на уроке, в утверждении комфортного нравственно-психологического климата во взаимоотношениях между ними, объективности оценивания знаний школьников не только учителем, но и самими учениками.
Вся система осуществляется на основе дифференцированного подхода, который позволяет вести обучение математики с учетом интеллектуальных способностей учащихся. Ребятам с высоким потенциалом предлагаю решать задачи несколькими способами, ввожу дополнительные упражнения, привлекаю их участвовать в конкурсах и олимпиадах. Ученикам послабее даю задачи по образцу, с использованием карточек для коррекции знаний.
Известный французский математик Ж.А.Пуанкаре отмечал, что: «… всякое обучение становится ярче, богаче, от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета».
На уроках знакомлю учащихся с именитыми людьми, творившими науку, с эпизодами их жизни, часто мне в этом помогают сами ученики, они подготавливают доклады, сообщения.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. И ничто лучше не помогает, как использование на уроках дидактической игры.
«Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Каковы же требования к игре?
игра не должна отвлекать от учебного содержания, а наоборот, привлекать еще большее внимание;
игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной, физической сфер ее участников;
игры должны быть простыми;
игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, не подавлять, обеспечивать каждому ученику возможность проявлять инициативу;
в игре не должно унижаться достоинство участников, особенно проигравших;
игра должна иметь логический конец с результатом.
Дидактические игры можно классифицировать:
по цели обучения:
обучающие;
контролирующие;
воспитывающие;
обобщающие;
развивающие.
по массовости:
групповые;
индивидуальные.
по реакции:
подвижные;
тихие.
по темпу:
скоростные;
качественные.
по форме проведения:
игры – путешествия;
игры – поручения;
игры – предложения;
игры – беседы;
игры – загадки и др.
Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Поэтому наиболее существенными являются следующие вопросы:
определение места игры в системе других видов деятельности на уроке;
целесообразное использование игры на разных этапах изучения математического материала;
разработка методики проведения игры с учетом цели урока и подготовленности учащихся;
требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Вот некоторые примеры уроков, которые я проводила.
«Урок – соревнование»
Основная цель: закрепление навыков решения задач, формирование навыков коллективного решения, научного применения знаний в новых ситуациях, развитие умения делать выводы.
Весь урок дети находятся в условиях спортивной спартакиады. Подбираются интересные задания. Ученики соревнуются, а в конце урока есть победители.
Такие уроки я провожу, как уроки обобщения и систематизации знаний.
Темы по математике переносятся в условия сказки, путешествия, экскурсии. Такие уроки позволяют не только пробудить интерес к предмету, но и пробудить интерес к истокам русской и татарской культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитывать гордость за отечественную науку и культуру.
В большинстве случаев применяю игровую ситуацию.
Уроки оживляю задачами-шутками, задачами-сказками, написанными с стихотворной форме с занимательным сюжетом.
В таких задачах необходимо логически думать, припоминать, догадываться. Развивается способность к анализу и обобщению.
Пословицы позволяют запомнить некоторые математические термины:
«Повторенье – мать учения» ( у = tg x )
«Любишь с горы катиться, люби и саночки возить» ( y = cos x )
«Как аукнется, так и откликнется» ( y = |x| )
В домашнем задании предлагаю сочинить задачи-сказки, их можно дать в любом классе, по любой теме.
Придумывание задач предполагает умелое применение математики и жизни, а также развивает грамотное владение речью.
В «Деловых играх» на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения.
Дидактическая играТема урока
«Строитель» Площадь прямоугольника, треугольника.
Сумма углов в треугольнике.
«Конструктор» Преобразование графиков. Подобие.
«Путешествие» Метод координат.
«Банкир» Проценты. Пропорции.
Герои книг «Знайка» и «Незнайка» приходят на помощь, когда ребятам нужно найти ошибки в решении задач, примеров, уравнений.
В проведении устного счета использую элементы игры «Ромашка», «Математическое лото», «Закодированный ответ», «Круговые примеры», «Эстафета».
В игре «Своя игра» учащиеся сами выбирают и выполняют задания своего уровня и набирают баллы.
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что: «Математика – наука для глаза, а не для ушей», использую на уроках свои презентации, а также презентации выполненные учениками. В дальнейшем хотелось бы использовать ресурсы дидактических игр учебного комплекса серии «Кирилл и Мефодий» на компьютере.