kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие интеллектуальных способностей у учащихся на уроке математики с помощью игры и элементов этнокультурного компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель образовательного обучения: формирование конкурентно способной личности учащегося, обладающего мобильностью знаний.

Современный человек тот, кто много знает и умеет. Успех человека в любой деятельности определяется его интеллектом и креативностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей у учащихся на уроке математики с помощью игры и элементов этнокультурного компонента»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ургубамахинская средняя общеобразовательная школа»

МО «Акушинский район»






ДОКЛАД

«Развитие интеллектуальных способностей у учащихся на уроке математики с помощью игры и элементов этнокультурного компонента»





Подготовил- учитель математики Ибрагимов Габибулла М.








2019



Цель образовательного обучения: формирование конкурентно способной личности учащегося, обладающего мобильностью знаний.

Современный человек тот, кто много знает и умеет. Успех человека в любой деятельности определяется его интеллектом и креативностью.

Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся:

  • поддержание интереса к предмету;

  • развитие качества творческой личности: познавательной активности, упорства в достижении цели, самостоятельности;

  • формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

  • развитие мышления вообще, и творческого в частности;

  • подготовка учащихся к творческой деятельности;

  • умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих друг другу процесса.

Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной интересной личности. Необходимо, чтобы учитель был:

  • доброжелательным и чутким;

  • разбирался в особенностях психологии детей, чувствовал их потребности и интересы;

  • имел высокий уровень интеллектуального развития;

  • имел широкий круг интересов;

  • имел живой и активный характер;

  • проявлял гибкость, был готов к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию;

  • имел творческое, нетрадиционное мировоззрение;

  • был готов к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Целью моей работы является создание условий для развития интеллектуальных способностей и креативности обучающегося на уроках математики.

В соответствии с темой и целью выдвинуты задачи:

  • развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;

  • формирование умений принимать нестандартные решения;

  • создание условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, их оптимального самоопределения и самореализации.

А с ними создаются необходимые социально-педагогические условия: учащиеся занимаются в кабинете, оснащенном доской, чертежными инструментами, стендами с информацией, компьютером, библиотекой с учебно-методической литературой, дидактическими материалами, наглядностью.

Реализация психолого-педагогических условий осуществляется через обновление содержания образования путем внесения в программу дополнительного познавательного материала, дидактических игр и элементов этнокультурного компонента.

Благоприятная атмосфера процесса обучения и проверки качества знаний проявляется в тесном сотрудничестве с учащимися на уроке, в утверждении комфортного нравственно-психологического климата во взаимоотношениях между ними, объективности оценивания знаний школьников не только учителем, но и самими учениками.

Вся система осуществляется на основе дифференцированного подхода, который позволяет вести обучение математики с учетом интеллектуальных способностей учащихся. Ребятам с высоким потенциалом предлагаю решать задачи несколькими способами, ввожу дополнительные упражнения, привлекаю их участвовать в конкурсах и олимпиадах. Ученикам послабее даю задачи по образцу, с использованием карточек для коррекции знаний.

Известный французский математик Ж.А.Пуанкаре отмечал, что: «… всякое обучение становится ярче, богаче, от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета».

На уроках знакомлю учащихся с именитыми людьми, творившими науку, с эпизодами их жизни, часто мне в этом помогают сами ученики, они подготавливают доклады, сообщения.

Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. И ничто лучше не помогает, как использование на уроках дидактической игры.

«Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский.

Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Каковы же требования к игре?

  • игра не должна отвлекать от учебного содержания, а наоборот, привлекать еще большее внимание;

  • игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной, физической сфер ее участников;

  • игры должны быть простыми;

  • игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, не подавлять, обеспечивать каждому ученику возможность проявлять инициативу;

  • в игре не должно унижаться достоинство участников, особенно проигравших;

  • игра должна иметь логический конец с результатом.

Дидактические игры можно классифицировать:



  • по цели обучения:

    • обучающие;

    • контролирующие;

    • воспитывающие;

    • обобщающие;

    • развивающие.

  • по массовости:

    • групповые;

    • индивидуальные.

  • по реакции:

    • подвижные;

    • тихие.

  • по темпу:

    • скоростные;

    • качественные.

  • по форме проведения:

    • игры – путешествия;

    • игры – поручения;

    • игры – предложения;

    • игры – беседы;

    • игры – загадки и др.

Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Поэтому наиболее существенными являются следующие вопросы:

  • определение места игры в системе других видов деятельности на уроке;

  • целесообразное использование игры на разных этапах изучения математического материала;

  • разработка методики проведения игры с учетом цели урока и подготовленности учащихся;

  • требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

Вот некоторые примеры уроков, которые я проводила.

«Урок – соревнование»

Основная цель: закрепление навыков решения задач, формирование навыков коллективного решения, научного применения знаний в новых ситуациях, развитие умения делать выводы.

Весь урок дети находятся в условиях спортивной спартакиады. Подбираются интересные задания. Ученики соревнуются, а в конце урока есть победители.

«Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Урок – экскурсия»

Такие уроки я провожу, как уроки обобщения и систематизации знаний.

Темы по математике переносятся в условия сказки, путешествия, экскурсии. Такие уроки позволяют не только пробудить интерес к предмету, но и пробудить интерес к истокам русской и татарской культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитывать гордость за отечественную науку и культуру.

В большинстве случаев применяю игровую ситуацию.

Уроки оживляю задачами-шутками, задачами-сказками, написанными с стихотворной форме с занимательным сюжетом.

В таких задачах необходимо логически думать, припоминать, догадываться. Развивается способность к анализу и обобщению.

Пословицы позволяют запомнить некоторые математические термины:

  • «Повторенье – мать учения» ( у = tg x )

  • «Любишь с горы катиться, люби и саночки возить» ( y = cos x )

  • «Как аукнется, так и откликнется» ( y = |x| )

В домашнем задании предлагаю сочинить задачи-сказки, их можно дать в любом классе, по любой теме.

Придумывание задач предполагает умелое применение математики и жизни, а также развивает грамотное владение речью.

В «Деловых играх» на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения.

Дидактическая игра Тема урока

«Строитель» Площадь прямоугольника, треугольника.

Сумма углов в треугольнике.

«Конструктор» Преобразование графиков. Подобие.

«Путешествие» Метод координат.

«Банкир» Проценты. Пропорции.

Герои книг «Знайка» и «Незнайка» приходят на помощь, когда ребятам нужно найти ошибки в решении задач, примеров, уравнений.

В проведении устного счета использую элементы игры «Ромашка», «Математическое лото», «Закодированный ответ», «Круговые примеры», «Эстафета».

В игре «Своя игра» учащиеся сами выбирают и выполняют задания своего уровня и набирают баллы.

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что: «Математика – наука для глаза, а не для ушей», использую на уроках свои презентации, а также презентации выполненные учениками. В дальнейшем хотелось бы использовать ресурсы дидактических игр учебного комплекса серии «Кирилл и Мефодий» на компьютере.




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ибрагимов Габибулла Мирзамагомедович

Дата: 09.12.2024

Номер свидетельства: 661269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства