kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Распространение педагогического опыта. Выступление на заседании методического объединения. Тема: «Саморегулируемое обучение направлено на развитие ученика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      «Учить не мыслями, а мыслить» мне кажется, это высказывание Э.Канта перекликается с тематикой саморегулируемого обучения, потому что главной задачей этого процесса является – готовность к познанию мира посредством собственного толкования, самостоятельной разработки алгоритма, выработки стратегии, самоконтроля, достижения цели, обдумывания результата. Развитие саморегуляции в обучении есть не что иное, как переход от системы внешнего управления учебной деятельностью к самоуправлению. Такой переход – одна из ведущих закономерностей возрастного развития. Л. С. Выготский, рассматривая процесс овладения ребенком знаками, созданными в истории развития человечества, отмечал, что этот процесс есть путь овладения собственным поведением, путь к саморегулированию.

Механизм самоуправления учебной деятельностью находит свое выражение в том, что обучаемый выступает для себя и как объект (я-исполнитель) и как субъект (я-контролер) управления, который планирует, организует и анализирует собственные действия.

    Рефлексивное самоуправление является следствием коренного изменения отношения обучаемого к собственной учебной деятельности. Он не просто предвосхищает результаты производимых им действий, но и начинает произвольно организовывать эти действия:

формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения. Обучаемый, не просто,  действует,  на основе выработанных у него программ, но и создает новые способы осуществления действий. Наконец, он не просто контролирует свои действия путем сравнения их результатов с эталоном, но и определяет разнообразные критерии, показатели контроля и оценки. Иными словами, обучаемый,  начинает овладевать процессом управления собственной учебной деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распространение педагогического опыта. Выступление на заседании методического объединения. Тема: «Саморегулируемое обучение направлено на развитие ученика» »

Автор: Тембаева Татьяна Николаевна

учитель истории и географии Воскресенской СОШ

Качирского района

Павлодарской области


Выступление на заседании методического объединения

Тема: «Саморегулируемое обучение направлено на развитие ученика»

«Учить не мыслями, а мыслить» мне кажется, это высказывание Э.Канта перекликается с тематикой саморегулируемого обучения, потому что главной задачей этого процесса является – готовность к познанию мира посредством собственного толкования, самостоятельной разработки алгоритма, выработки стратегии, самоконтроля, достижения цели, обдумывания результата. Развитие саморегуляции в обучении есть не что иное, как переход от системы внешнего управления учебной деятельностью к самоуправлению. Такой переход – одна из ведущих закономерностей возрастного развития. Л. С. Выготский, рассматривая процесс овладения ребенком знаками, созданными в истории развития человечества, отмечал, что этот процесс есть путь овладения собственным поведением, путь к саморегулированию.

Механизм самоуправления учебной деятельностью находит свое выражение в том, что обучаемый выступает для себя и как объект (я-исполнитель) и как субъект (я-контролер) управления, который планирует, организует и анализирует собственные действия.

Рефлексивное самоуправление является следствием коренного изменения отношения обучаемого к собственной учебной деятельности. Он не просто предвосхищает результаты производимых им действий, но и начинает произвольно организовывать эти действия:

формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения. Обучаемый, не просто, действует, на основе выработанных у него программ, но и создает новые способы осуществления действий. Наконец, он не просто контролирует свои действия путем сравнения их результатов с эталоном, но и определяет разнообразные критерии, показатели контроля и оценки. Иными словами, обучаемый, начинает овладевать процессом управления собственной учебной деятельностью.

Таким образом, Л.Выготский поднимает важную, на мой взгляд, проблему современной системы образования, при которой главным результатом является - сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие,- становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением.

Согласно теории Л.Выготского, зона ближайшего развития - есть расстояние, между уровнем его актуального развития, установленным посредством самостоятельно решенных задач, и уровнем возможного развития, определяемом с помощью задач решаемых под руководством взрослых, и в сотрудничестве с более способными учениками. По существу, она включает все знания и навыки, которые человек еще не может освоить или продемонстрировать самостоятельно, но способен обучаться им под чьим-либо руководством. Автор данной теории коснулся проблемы, роли учителя в образовательном процессе. Мне кажется, теория Л.Выготского показывает роль учителя, а это - предоставление языковых и познавательных средств, необходимых для самостоятельного и успешного выполнения задания. Посредством моделирования поведения и языка, ознакомления ученика с процессами и процедурами, в которые он вовлечен, учитель подводит ученика к способности действовать компетентно, уверенно и самостоятельно, в этом, я думаю, заключена основная мысль теории. Взрослый, оказывающий поддержку, работает как «рефлективный агент», отвечая на действия ученика и обеспечивая развитие его обучения. По мере развития обучения степень и вид оказываемой поддержки руководителя изменяется и модифицируется в целях обеспечения эффективной мотивации, направленности концептуальных основ развития. При этом реакция руководителя на достижения ученика может рассматриваться как поддержка. По мере развития обучения требуется меньше подсказок, поскольку развитие процесса обучения и его суть становятся понятными: обучение осуществляется независимо и становится саморегулируемым. Избранные задания предположительно должны способствовать реализации саморегулируемых стратегий.

Саморегулирование способствует более высокому уровню вовлеченности в задание. ЗБР- противоположна зоне «саморегулируемых действий», где ребенок может выполнять задания компетентно и самостоятельно. В процессе взаимодействия в ЗБР взрослый осуществляет руководство, связывая задания с предыдущими знаниями и опытом, позволяя ребенку целенаправленно участвовать в осуществлении деятельности. Учитель следит за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удержания внимания учеников, при этом предоставляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. С этой целью учителя включают систему достижения целей в рабочий процесс, благодаря чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого - либо результата. Учебные занятия построены таким образом, чтобы у учащихся развивалась способность к фокусированию внимания на подробностях и длительной концентрации внимания, системно усваивая материал последовательности уроков.

Осуществление контроля над своим обучением, способность рассуждению о нем и чувство уверенности в том, что они способны усовершенствовать свое обучение, является положительным результатом общения с учениками по всем вопросам, относительно работы школы и класса. Этот вопрос актуален, так как учителя, вовлекая учащихся в работу и позволяя им принимать активное участие во всем, что происходит в классе, развивают глубокое понимание предмета и возможность использования и применения знаний вне класса.

На мой взгляд, развивать навыки саморегуляции, обязан каждый учитель независимо с кем он работает, с детьми младшего, среднего или старшего школьного возраста. Однако, во многих источниках говорится, что ученые занимающиеся проблемой саморегуляции школьника считают, что очень важно развивать саморегуляцию у ребенка именно младшего школьного возраста. В моем понимании ученик, обладая навыками саморегуляции в первую очередь должен осознать цель, что от него требует учитель. Далее, в зависимости от понятой цели, ему надо продумать план действий и предусмотреть условия, чтобы достичь этой цели. И в результате образуется некая учебная деятельность ребенка на уроке, в основе которой, он составит программу действий, способов и средств, для того, чтобы ее осуществить.

Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик. Я не раз задумывалась о том, что в рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждения, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс. Я согласна с тем, что если учителя смогут так разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее. Большая часть того, чем занимаются учителя для оказания помощи ученикам в постижении принципов обучения, состоит в пополнении их метапознавательного потенциала, а именно – способности отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся, что является краеугольным камнем личностно-ориентированного образования. Отчасти причина состоит в том, что метапознание включает в себя именно те компоненты, которые считаются наиболее важными в индивидуальном, личностно-ориентированном образовании. Но еще более важен тот факт, что метапознавательные навыки дают обучающимся некую автономность, позволяя им изучать новые темы, предметы быстрее учащихся, не имеющих таких способностей, и не требовать при этом дополнительного внимания со стороны преподавателя. Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что по мере взросления учащихся, необходимость в их независимости возрастает, ввиду повышения сложности образования, данная тема мне близка и понятна. Подводя итог определению, что же такое саморегуляции, можно объяснить кратко, это триединый навык «анализ – прогноз- оценка».
Теперь, исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что мы занимаемся именно развитием самостоятельности работы ребенка на уроке, ведь при самостоятельности, ребенок, обладает навыком (способностью) решать проблемы, встающие перед ним на пути, знает, как делать и понимает для чего это нужно, помогает другим и осознает нужды окружающих.
При саморегулируемом обучении учащиеся располагают комплексом подходов, качеств, навыков и знаний, которые они могут задействовать в любой ситуации, если им необходимо чему-либо обучаться. Разумно предположить, что саморегулируемое обучение, прогрессирующее с опытом и временем, направлено на развитие ученика.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тембаева Татьяна Николаевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства