kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Распространение педагогического опыта. Тема: Компетентностно - ориентированные задания, как способ формирования ключевых компетенций на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования,  обозначилась   проблема   формирования   не   столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков у   обучающихся.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

     Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, следующие компетентности:

компетентность в решении проблем (задач);

коммуникативная компетентность;

информационная компетентность.

1.       Компетенция разрешения проблем и само менеджмента позволяет:

-        определить проблему в различных ситуациях, принимать ответственное
решение, оценивать последствия своего решения:

ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (т.е. разрабатывать технологии, в соответствии задаче):

осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов:

выбирать для себя нормы деятельности и поведения, согласно ситуации:

-        отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать
технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распространение педагогического опыта. Тема: Компетентностно - ориентированные задания, как способ формирования ключевых компетенций на уроках истории »

Составитель: Тембаева Т.Н.- учитель истории и географии Воскресенской СОШ, Качирского района, Павлодарской области


Доклад на заседание педагогического совета




Тема: Компетентностно - ориентированные задания, как способ

формирования ключевых компетенций на уроках истории


В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования, обозначилась проблема формирования не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков у обучающихся.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, следующие компетентности:

компетентность в решении проблем (задач);

коммуникативная компетентность;

информационная компетентность.

1. Компетенция разрешения проблем и само менеджмента позволяет:

- определить проблему в различных ситуациях, принимать ответственное
решение, оценивать последствия своего решения:

ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (т.е. разрабатывать технологии, в соответствии задаче):

осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов:

выбирать для себя нормы деятельности и поведения, согласно ситуации:

- отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать
технологии.

2. Информационная компетенция позволяет:

принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации:

самостоятельно ставить и обосновать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели:

самостоятельно находить, анализировать, производить отбор,
преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос

информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий:

обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования и систематизации материалов)

использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

3. Коммуникативная компетенция позволяет:

использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных ситуациях:

отбирать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач:

выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета: осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиции, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации.


На основе ключевых компетенций определены и предметные компетенции как результаты среднего образования:

1 - коммуникативная;

2 - информационная;

3 - управленческая;

4 - социальная (способность к социальным взаимодействиям);

5 - личностная (способность к самоорганизации и профессиональному самоопределению)

6 - технологическая (способность использовать различные средства информатизации)

7 - гражданская (способность нести ответственность за свою Родину, на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности)

Общая цель образования - развитие основ базовых компетенций,
представленных в виде следующих жизненных ролей: доброжелательный
человек, заботливый член семьи, творческая индивидуальность, ответственный
гражданин, здоровая и совершенствующаяся личность

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно - ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный.

1 - использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях;

2 - появилась возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе;

3 - заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности;

4 - повысилось качество знаний учащихся.

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.

Создание КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.

Структура КОЗ предполагает наличие следующих структурных частей:

стимул;

задачная формулировка;

источник информации;

бланк для выполнения задания; - инструмент проверки;

модельный ответ.


Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

При конструировании КОЗ в специальной графе указываю источник информации: страницы учебника, словари, памятки.

Целесообразно использование КОЗ при организации изучения нового материала без предварительного объяснения, а также при организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Иногда изучение нового материала должно предваряться вводным повторением, так как на момент изучения новой темы у учащихся присутствуют разные мотивации, возможности, уровни достижения результатов обучения. А повторение дает равные стартовые возможности для всех учащихся в классе.

Использование КОЗ на уроках позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала. Ученик при этом воспринимается как личность, а не объект обучения. При такой организации урока у учащегося есть право на ошибку и выражение собственного мнения. При использовании КОЗ значительно повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т. ч. за счет работы в группе. И, что не менее важно, облегчается труд учителя за счет повышения самостоятельности учащихся.

Модель-схема компетентностно - ориентированного задания

Название задания

Аспекты формируемых ключевых компетенций

Стимул (если ..., то ...)

Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка)


Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные, т.п.)

Задания (вопросы) по работе по данной информации

Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ)

Модельный ответ

Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ)

Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации.

мотивирует учащегося на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может нести функцию источника информации. Стимул должен:

быть кратким (не более трёх предложений);

НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. ( Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке)

Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся). На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки - определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть:

Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

Модельный ответ - обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

Бланк наблюдений за групповой работой - используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности

%^всей группы в целом.


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тембаева Татьяна Николаевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства