kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тревожность (готовность к страху)  - состояние целесооб­разного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склон­ность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

В целом тревожность -  это субъективное проявление не­благополучия личности. Она обычно повышена: 1) при за­болеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия психи­ческой травмы; 3) у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

В два года дети чаще всего боятся чего-то определенного, например посещения врача, а начиная примерно с трехлет­него возраста число конкретных страхов значительно снижа­ется, и  на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет ведущим стано­вится страх своей смерти, а в 7—8 — страх смерти родителей. В 7—11 лет ребенок больше всего боится «быть не таким», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым тре­бованиям и нормам. Таким образом, коррекционную работу с тревожными детьми желательно начинать во время кризиса семи лет или раньше.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в на­стоящее время остается открытым. Многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Чаще всего тревожность появляется тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфлик­та.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА»

ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВАРИАНТАМИ РАЗВИТИЯ


ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

Тревожность (готовность к страху) - состояние целесооб­разного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Склон­ность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

В целом тревожность - это субъективное проявление не­благополучия личности. Она обычно повышена: 1) при за­болеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия психи­ческой травмы; 3) у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

В два года дети чаще всего боятся чего-то определенного, например посещения врача, а начиная примерно с трехлет­него возраста число конкретных страхов значительно снижа­ется, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет ведущим стано­вится страх своей смерти, а в 7—8 — страх смерти родителей. В 7—11 лет ребенок больше всего боится «быть не таким», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым тре­бованиям и нормам. Таким образом, коррекционную работу с тревожными детьми желательно начинать во время кризиса семи лет или раньше.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в на­стоящее время остается открытым. Многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Чаще всего тревожность появляется тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфлик­та. Конфликт может быть вызван:

1) требованиями родителей, неадекватными возможно­стям ребенка;

2) повышенной тревожностью самих родителей;

3) непоследовательностью родителей в воспитании ре­бенка, предъявлением ребенку противоречивых требова­ний;

  1. эффективностью (чрезмерной эмоциональностью) обоих или одного из родителей;

  2. тенденцией родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;

  1. авторитарным стилем воспитания в семье;

  1. гиперсоциальностью родителей: стремлением все де­лать правильно, соответствовать общепринятым стан­дартам и нормам.

Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собст­венным положением, с желанием воплотить в ребенке свои нереализованные мечты. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благо­получия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудач­ника», заставляют его работать сверх меры.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испы­тывать страх несоответствия ожиданиям, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким об­разом формируется человек, который старается действовать Так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это мешает нормальному раз­витию ребенка, реализации его творческих способностей, общению со взрослыми и сверстниками.

Как правило, родители тревожных детей сами обладают высоким уровнем тревожности, в связи с чем страдают низ­кой самооценкой и мышечными зажимами, неудовлетворе­ны собой и своими действиями и т.д.

Поскольку у тревожных детей часто повышена потреб­ность кого-то любить и ласкать, хорошо иметь дома живот­ных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Сотрудниче­ство между родителями и ребенком при совместном уходе за любимым питомцем поможет им выстроить партнерские отношения.

При проведении занятий с тревожным ребенком можно рекомендовать придерживаться следующих принципов:

  • принимать ребенка, какой он есть, верить в него, ува­жать не только его достоинство, но и его страхи, дест­руктивные формы поведения и т. д.;

  • побуждать ребенка к спонтанному выражению чувств.

Как правило, придя в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций взрос­лого: что можно, а чего нельзя делать. Многие дети мол­чат и чувствуют себя неуверенно. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятельность и ини­циативу. Таким образом, в процессе игры ребенок учится принимать решения, обретает смелость и уверенность в себе.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

  • не привлекать тревожных детей к соревновательным играм и подобным видам деятельности;

  • не подгонять тревожных детей с флегматическим и меланхолическим темпераментом, давать им возмож­ность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать в первую очередь и т. д.);

  • хвалить ребенка даже за незначительные достижения;

  • не заставлять ребенка заниматься непривычными ви­дами деятельности, вначале дать ему возможность просто посмотреть, как это делают сверстники;

  • использовать в работе с тревожными детьми знакомые им игрушки и материалы;

  • закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку.

Для тревожного ребенка характерна заниженная само­оценка, что выражается в болезненном восприятии крити­ки окружающих, в самообвинении при неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрос­лых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собствен­ных глазах, тревожные дети иногда любят критиковать дру­гих. Для того чтобы помочь им повысить самооценку, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Эмоциональное напряжение у тревожных детей чаще все­го проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мы­шечное, и эмоциональное, — следует научить их упражнени­ям для релаксации. При работе с тревожными детьми необ­ходимо также использовать упражнения, в которые входит телесный контакт с ребенком.

Следующий этап в работе с тревожным ребенком — вы­работка владения собой в травмирующих и незнакомых си­туациях. Даже если самооценка ребенка повысилась и он научился снижать мышечное и эмоциональное напряжение в привычной обстановке на занятиях и дома, нет гарантии, что в реальной — особенно непредвиденной — жизненной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой мо­мент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в реальных ситуациях является необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как привычных, так и возможных ситуаций. Для этого мож­но применять ролевые игры.


Упражнения для работы с тревожными детьми

Упражнение «Драка»

Упражнение направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, обучение навыку снимать чувство тревоги и страха.

Взрослый говорит ребенку: «Представь, что ты с кем-то поссорился и сейчас начнется драка. Глубоко вдохни, изо всех сил стисни зубы, как можно сильнее сожми кулаки, не­надолго задержи дыхание... А теперь подумай: а может, не стоит драться? Ура! Неприятности позади! Выдохни и рас­слабься, потряси кистями рук. Почувствовал, как стало лег­ко?» Это упражнение полезно проводить и с агрессивными детьми.

Упражнение «Покатай куклу»

Упражнение направлено на снятие зажимов в мышцах рук, повышение уверенности в себе.

Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игруш­ку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Задача ре­бенка — научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имити­руя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений и меняя их направление. Взрослый спрашивает ребенка, стала ли кукла смелой. Если нет, можно рассказать ей, что она должна сделать, чтобы пре­одолеть свой страх. Затем игру можно повторить еще раз.

Упражнение «Добрый злой, веселый грустный»

Упражнение направлено на расслабление мышц лица. Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных ге­роев любимых сказок и ответить на вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый весе­лый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев — удивленных, испуганных?» и т. д. Всех названных персона­жей ребенок рисует на листах бумаги. После этого взрослый говорит: «Сейчас я попробую показать тебе, как выглядит один из героев. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает ве­селое (грустное, злое и т. д.) выражение лица, а ребенок от­гадывает, кому из нарисованных персонажей это соответст­вует. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. В эту игру особенно полезно играть тревожным детям с их тревожными родителями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Автор: Толмачева Ксения Юрьевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства