kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей. Одни пытают­ся жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увели­чивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стара­ются не обращать внимания на его поведение и предостав­ляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ре­бенка необходимой поддержки. Третьи, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекра­щающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, на­чинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чув­ствительного ребенка).

Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отно­шениях с ребенком, поэтому с ними необходимо работать. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего быстро присоединится к на­строению взрослого. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»

ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВАРИАНТАМИ РАЗВИТИЯ


ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Гиперактивность — энергичная, неадекватная двигатель­ная активность.

Основными проявлениями гиперактивности являются сниженная способность концентрировать внимание, им­пульсивность и повышенная двигательная активность. При­чины появления синдрома гиперактивности окончательно еще не установлены. Пики его проявления совпадают с пика­ми психоречевого развития: в 1—2 года, когда закладываются навыки речи; в 3 года, когда у ребенка быстро увеличивает­ся словарный запас; и в 6—7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Соответственно, работа с гиперактивными детьми особенно важна в периоды возрастных кризисов од­ного года, трех и семи лет.

При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей. Одни пытают­ся жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увели­чивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стара­ются не обращать внимания на его поведение и предостав­ляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ре­бенка необходимой поддержки. Третьи, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекра­щающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, на­чинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чув­ствительного ребенка).

Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отно­шениях с ребенком, поэтому с ними необходимо работать. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего быстро присоединится к на­строению взрослого. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.

Соблюдение дома четкого распорядка дня - еще одно из важнейших условий взаимодействия с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение до­машних заданий необходимо осуществлять в одно и то же привычное для ребенка время. Чтобы предотвратить пере­возбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго оп­ределенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом кон­кретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка). По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, осо­бенно способствующих эмоциональному Возбуждению. Ги­перактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность от­кровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его про­блемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребен­ку успокоиться.

Психологи рекомендуют при работе с гиперактивными детьми в первую очередь сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать ребенку возможность реализо­вать его потребности. Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:

  • недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом;

  • недостаток твердости и контроля в воспитании;

  • неумение воспитать навыки управления гневом.

Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивно­сти в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними нала­жен эмоциональный контакт. Так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволенного, следует обра­тить особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокой­ным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно пре­доставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения

его желаний.

В работе с гиперактивными детьми используют три ос­новных направления:

  1. развитие дефицитарных функций (внимания, контро­ля поведения, двигательного контроля);

  2. отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3) обучение контролю над проявлениями гнева.

Работа по этим направлениям может осуществляться од­новременно, или, при необходимости, можно выбрать одно приоритетное направление.

При развитии дефицитарных функций работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной функции, так как гиперактивному ребенку особенно трудно быть од­новременно и внимательным, и спокойным, и неимпуль­сивным. После достижения устойчивых положительных результатов можно переходить к тренировке одновремен­но двух функций, например внимания и контроля над дви­гательной активностью или внимания и контроля над по­ведением. Лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одно­временно.

Работу с гиперактивным ребенком следует начинать с ин­дивидуальных занятий. На этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать, понимать инструкции взрослого, проговаривать их вслух, формулировать прави­ла поведения во время занятий и правила выполнения кон­кретного упражнения. На этом этапе желательно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, ко­торая впоследствии поможет ему адаптироваться в детском коллективе. Следующий этап - вовлечение гиперактивного ребенка в групповые занятия.

При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при работе с гневом используются те же прин­ципы, что и при работе с агрессивными детьми.

При подборе игр, особенно подвижных, следует учиты­вать такие индивидуальные особенности гиперактивных де­тей, как неумение подчиняться групповым правилам, бы­страя утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, невнимание к деталям. В игре им трудно дожи­даться своей очереди и считаться с интересами других. По­этому включать таких детей в коллективную работу следует поэтапно.

Неоценимую помощь в работе оказывают релаксацион­ные упражнения и упражнения на телесный контакт. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также кон­тролировать двигательную активность.

Упражнения для работы с гиперактивными детьми

Упражнение «Разговор с руками»

Упражнение направлено на обучение контролю над по­ведением.

Взрослый предлагает ребенку обвести на листе бумаги си­луэт кистей, затем оживить ладошки - нарисовать им глаз­ки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно начать беседу с руками. «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, взрослый ведет диалог сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (следует перечислить, что именно), но иногда не слушаются хозяина. Закончить игру Нужно «за­ключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней (в зависимо­сти от реальных возможностей ребенка, быть может только сегодняшнего вечера) они постараются делать только хоро­шие дела: мастерить, здороваться, играть - и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо сно­ва поиграть в эту игру и заключить договор на более длитель­ный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Упражнение «Разговор с телом»

Упражнение обучает ребенка владеть своим телом.

Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает во­просы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в оп­ределенных ситуациях, например когда ты спасаешься от опасности? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Упражнение «Клубочек»

Упражнение обучает ребенка саморегуляции.

Ребенку предлагают смотать в клубочек яркую пряжу. Раз­мер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клу­бочек не простой, а волшебный: как только его начинаешь сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам начнет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Упражнение «Археология»

Игры с песком и водой успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей. В эти игры необязатель­но играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Взрослые должны подобрать соответствующие иг­рушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, тру­бочки и т. д. и, особенно на первых занятиях, помочь ребен­ку организовать игру. Чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой предварительно прогретой в духовке.

Приведем только один пример такой игры, направленной на развитие мышечного контроля. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осто­рожно откапывает руку — делает «археологические раскоп­ки». При этом нельзя дотрагиваться до руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.

Упражнение «Маленькая птичка»

Упражнение направлено на развитие мышечного кон­троля.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую иг­рушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, без­защитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно уже не использо­вать игрушку, а просто сказать ребенку: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Автор: Толмачева Ксения Юрьевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства