kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрессивность- устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивно­му поведению. Уровни ее определяются как научением в про­цессе социализации, так и ориентацией на культурно-соци­альные нормы, важнейшие из которых -  нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и следующим ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности
получения обратной связи, провоцирующему влиянию ору­жия и пр.     

Агрессивность - одна из врожденных установок, коре­нящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стрем­лении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА»

ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВАРИАНТАМИ РАЗВИТИЯ


АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основ­ные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрес­сии, развивающихся в таких массовых социальных явлени­ях, как террор, геноцид, расовые столкновения, религиозные и идеологические* типичны сопровождающие их процессы психического заражения и взаимной индукции, стереоти-пизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность.

Некоторые проявления агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических из­менений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпи­лепсия и пр.).

Агрессивность- устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивно­му поведению. Уровни ее определяются как научением в про­цессе социализации, так и ориентацией на культурно-соци­альные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и следующим ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности
получения обратной связи, провоцирующему влиянию ору­жия и пр.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коре­нящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стрем­лении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

А. Басе и А, Дарки выделяют пять основных типов агрес­сии:

-физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

-раздражение (вспыльчивость, грубость);

-вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);

-негативизм (оппозиционная манера поведения);

-косвенная агрессия - направленная (сплетни, злоб­ные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье ит.д.).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любого возраста, с самого раннего возраста.

Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватно­го поведения детей является умение родителей владеть со­бой. К сожалению, многие родители сами не умеют управ­лять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения агрессии.

Ниже даны общие рецепты, которые помогут родителям из­бежать влияния их собственного гнева на отношения с ре­бенком.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте своего ребенка.

- проводите вместе с ним как можно больше времени.

- делитесь с ним своим опытом.

- рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.

- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но уделяйте свое «безраз­дельное» внимание и каждому из них в отдельности.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из рав­новесия:

- если вы раздражены, по возможности отложите или отмените все совместные с ребенком дела, пока вы не успокоитесь;

- если какая-нибудь ситуация требует вашего вмеша­тельства, обращайтесь с ребенком спокойно, не вы­ражайте свои отрицательные эмоции;


3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем со­стоянии:

- прямо говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или: «Дела на работе вывели меня из себя, Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успо­коить: примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; позвоните друзьям; сделайте «успокаивающую» маску для лица; просто расслабьтесь, лежа на диване, послушайте любимую музыку.

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные приятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

6. К некоторым особо важным событиям следует гото­виться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка:

- изучайте силы и возможности вашего ребенка;

- если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все заранее;

- если ребенок капризничает в тот момент, когда он го­лоден, продумайте, как накормить его во время дли­тельной поездки. Поскольку поведение агрессивных детей часто деструк­тивно и связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым спо­собам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Существует четыре ос­новных способа обращения с гневом:

- прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, дав выход отрицательным эмоциям;

-выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на че­ловеке или предмете, который представляется неопас­ным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не может дать от­пор. Такое выражение гнева получило название пере­носа;

- сдерживать свой гнев, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чув­ства способствуют возникновению стресса;

- сдерживать агрессию заранее, не давая ей возможно­сти развиться. При этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Иногда агрессия проявляется в пассивно-агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные дей­ствия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. Эта форма проявления гнева наиболее разрушительна. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно нау­чить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения, таким, как:

  • перенос гнева на безопасный предмет (резиновые иг­рушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инст­рументы и т. д.);

  • вербальное выражение гнева в вежливой форме («Я злюсь», «Я сердит»);

  • конструктивные навыки взаимодействия со сверстни­ками и взрослыми в конфликтных ситуациях.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные за­жимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому, им полезны любые релаксационные упражнения.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь пото­му, что не знают других способов выражения чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью в группе (или в кру­гу) можно обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Снижению уровня агрессии способствует развитие эмпатии.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличаю­щей ее от других видов понимания, таких, как идентифи­кации, принятия ролей, децентрации и пр., является слабое развитие рефлексивной сторон, замкнутость в рамках непо­средственного эмоционального опыта.

Установлено, что эмпатическая способность обычно воз­растает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реа­лизуется при сходстве поведенческих и эмоциональных ре­акций субъектов.

Развивать эмпатию и формировать другие положитель­ные качества можно во время совместного чтения. Обсуж­дая прочитанное, взрослый поощряет ребенка выражать свои чувства. Кроме этого полезно сочинять с ребенком сказки, истории. Желательно, чтобы в процессе чтения родители бе­седовали с детьми о чувствах, которые пробуждают в них те или иные действия героев.

Наблюдая агрессивные вспышки ребенка, психолог мо­жет продемонстрировать родителям или воспитателям сле­дующие приемы воздействия:

  1. использование физического препятствия перед назре­вающей вспышкой гнева. Желательно научить ребен­ка остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»;

  2. переключение внимания ребенка на интересную иг­рушку или какое-либо занятие;

  3. мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта);

  1. удаление фрустрирующего объекта.

Упражнения для работы с агрессивным ребенком

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы.

Перед ребенком раскладывают набор карточек, на кото­рых изображены мимические проявления различных эмо­ций. Взрослый спрашивает: какое чувство здесь нарисова­но? После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии, как он при этом себя чувство­вал, хотел бы он снова это ощутить. «А может ли это выра­жение лица отражать другое чувство? А какие еще из нари­сованных здесь чувств ты испытываешь?» Все приведенные детьми примеры из жизни взрослый записывает на листе бумаги; ребенку предлагают самому нарисовать картинку, соответствующую данной эмоции. Через 2—3 недели игру можно повторить, сравнивая при этом прежние состоя­ния ребенка с теми, которые возникали недавно. Можно спросить ребенка: «Каких состояний у тебя было больше за прошедшие 2-3 недели — хороших или плохих? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше приятных чувств?»

Упражнение «Цветик-семицветик»

Упражнение направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее, лучше вместе с ребенком, вырезает из картона семь лепестков цветка. На каждом из лепестков рисуют фигурки людей - детей и взрослых - в различных ситуациях. Ребенок смотрит на лепесток и рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описыва­ет эмоции, которые при этом испытывал. Такие занятия сле­дует проводить многократно, время от времени обсуждая с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок вначале говорил, что он счаст­лив, когда ему дарят подарки, а через 2—3 месяца заявил, что чаще всего он счастлив, когда другие дети принимают его в игру, можно об этом поговорить и спросить, почему его пред­ставления изменились.

Упражнение «В тридевятом царстве»

Упражнение направлено на развитие эмпатии, установле­ние взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок, прочитав какую-либо сказку, рису­ют на большом листе бумаги комикс, где изображены герои и запомнившиеся события. Затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке то место, где бы он хотел оказаться. Ре­бенок, рисуя, играет роль главного героя сказки, описывает «свои» похождения. Взрослый задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя... А что бы ты сделал на месте героя? А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь?»

Упражнение «Эмоции героев»

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ребенок получает карточки с изображениями различных эмоциональных состояний — с помощью мимики или сим­волов. (Карточки лучше рисовать вместе с ребенком, обсу­ждая, какие чувства на них изображены.) Взрослый читает сказку, а ребенок в процессе чтения откладывает несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чте­ния ребенок объясняет, в какой ситуаций и почему герой был весел, грустен, подавлен и т. д. сказка не должна быть слиш­ком длинной, с учетом возраста, уровня интеллекта, объема внимания и памяти ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
РАБОТA ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Автор: Толмачева Ксения Юрьевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства