Пояснительная записка.
Рабочая программа объединения по интересам «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе модифицированной дополнительной общеобразовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения», рассмотренной и утвержденной приказом МБОУ «Гимназия № 18» от августа 2018 года. Программа разработана для обучающихся 10-12 лет, имеет социально-педагогическую направленность.
Цель: формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на улицах и дорогах
задачи:
Обучающие задачи:
формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения;
изучение Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров и велосипедистов на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
формирование практических умений пешеходов и велосипедистов;
формирование оптимального для школьного возраста набора терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению правил безопасного поведения на дорогах.
Воспитательные задачи:
формирование культуры участника дорожного движения;
воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения;
воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД и безопасности дорожного движения;
сплочение детского коллектива через совместные творческие дела.
Развивающие задачи:
- развитие навыков безопасного поведения на дорогах;
развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
развитие умения предвидеть скрытые опасности на дороге;
развитие у учащихся внимания, воображения, мышления, памяти, речи.
Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, из которых 74 часа отводится на изучение теории и 66 часов на практические занятия: Режим учебных занятий: 4 часа - 2 раза в неделю.
Основной метод обучения - диалог между педагогом и ребенком (объяснение, рассказ, беседа, вопросно-ответный метод), а также использование наглядных методов (иллюстрации, использование видеоматериалов), практических. Особую роль играют проведение экскурсий. При этом учитывается возможность детей играть активную роль в процессе совместной деятельности. Предпочтительными формы организации образовательной деятельности в теоретической части является беседа с элементами игры, в практической части – работа на учебной площадке с велосипедом.
Требования к уровню подготовленности учащихся
К концу обучения по данной программе учащиеся должны:
1) знать:
историю создания движения ЮИД и службы ГАИ-ГИБДД;
что такое ДТП, их виды, причины, последствия;
источники опасности на дороге;
группы дорожных знаков;
элементы дороги и их назначение;
правила перехода проезжей части;
виды светофоров и значение их сигналов;
обязанности пешехода, пассажира и велосипедиста;
устройство велосипеда;
правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;
основные формы агитации и пропаганды ПДД.
2) уметь:
определять места безопасного перехода проезжей части;
применять на практике основные правила перехода проезжей части;
ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации.
читать информацию по дорожным знакам;
оценивать дорожную ситуацию;
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
применять приёмы оказания первой доврачебной медицинской помощи;
решать ситуационные задачи.
3) владеть:
дисциплиной, осторожностью, предвидением опасности на дороге, не переходящим в чувство боязни и страха;
грамотной техникой устранения неисправностей велосипеда;
взаимной поддержкой и выручкой во время проведения конкурсных и других массовых тематических мероприятий;
навыками участия в пропагандистских мероприятиях.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
-текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, контрольное упражнение, тестирование, участие в конкурсах и соревнованиях, выставках и др. мероприятиях);
-итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее итоговое занятие в форме игры по станциям «Правила дорожные знать каждому положено»).
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ТЕСТ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ знаний учащихся
Где должны ходить пешеходы?
а) по тротуарам, обочинам дорог и по проезжей части;
б) по тротуарам и пешеходным дорожкам;
в) по тротуарам и по краю проезжей части дороги;
г) затрудняюсь ответить.
Как надо переходить дорогу, выйдя из общественного транспорта?
а) необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет в зоне видимости, то подождать когда автобус отъедет и только тогда переходить дорогу;
б) как можно быстрее, не мешая движению транспорта;
в) надо обойти автобус сзади и осторожно перейти дорогу;
г) затрудняюсь ответить.
Какой путь безопаснее для пешехода при переходе через проезжую часть?
а) под прямым углом
б) под любым углом
в) оба ответа верны.
Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?
а) там, где мне удобно производить посадку в общественный транспорт;
б) на остановках, как можно ближе к краю проезжей части дороги;
в) на остановках, как можно дальше от края проезжей части дороги;
г) затрудняюсь ответить.
С какого возраста разрешено выезжать на проезжую часть на велосипеде?
а) с 12 лет;
б) с 10 лет;
в) с 14 лет;
Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?
а) там, где мне удобно производить посадку в общественный транспорт;
б) на остановках, как можно ближе к краю проезжей части дороги;
в) на остановках, как можно дальше от края проезжей части дороги;
г) затрудняюсь ответить.
С какого возраста разрешено выезжать на проезжую часть на велосипеде?
а) с 12 лет;
б) с 10 лет;
в) с 14 лет;
Если регулировщик разрешает движение пешеходов, но горит запрещающий сигнал пешеходного светофора, то:
а) переходить дорогу нельзя;
б) переходить дорогу можно;
в) нужно подождать, пока сигнал светофора и регулировщика совпадут;
г) затрудняюсь ответить.
По какой стороне загородной дороги можно двигаться пешеходу?
а) по направлению движения транспорта;
б) навстречу движению транспорта;
в) с любой стороны, с какой ему удобно;
г) затрудняюсь ответить.
С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье легкового автомобиля?
а) с 18 лет;
б) с 12 лет;
в) с 11 лет;
г) с 14 лет.
Этот дорожный знак обозначает:
Участок дороги, где отсутствует пешеходный переход.
Участок дороги, где можно пешеходы могут перейти проезжую часть.
Участок дороги с подземным пешеходным переходом.
Оценка уровня знаний:
9-10 правильных ответов - высокий уровень; 5-8 правильных ответов - средний уровень; 4 и меньше правильных ответов - низкий уровень.
ТЕСТ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ знаний учащихся
1. Какие лица Правилами отнесены к «Участникам дорожного движения»?
Пешеходы.
Дорожные рабочие, водители, пассажиры.
Водители, пешеходы, пассажиры.
Все перечисленные лица.
2. Можно ли переходить дорогу, если Вы видите, что переход находится далеко от Вас?
Да.
Да, при отсутствии автомобилей.
Нет.
3. Где можно переходить проезжую часть дороги вне населенного пункта, если в зоне видимости нет пешеходного перехода?
В любом месте, не мешая движению транспортных средств.
В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
На повороте дороги.
Что означает этот знак?
Такого дорожного знака не существует.
Указывает место, где запрещено движение пешеходов.
Предупреждает водителей о приближении к пешеходному переходу.
Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя проезжую часть дороги?
Переходить дорогу по пешеходному переходу или на разрешающий сигнал светофора, постоянно наблюдая за дорожной обстановкой.
Как можно быстрее перебежать дорогу.
Не отвлекаться и спокойно перейти дорогу.
Разрешается ли движение пешеходов по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»?
Запрещается.
Разрешается идти только вне населенных пунктов навстречу движения транспортных средств.
Разрешается идти вне населенных пунктов по ходу движения транспортных средств.
Что сказано в ПРАВИЛАХ о переходе дороги, если приближается автомобиль с проблесковым маячком или специальным сигналом?
Воздерживаться от выхода на проезжую часть.
Можно переходить дорогу, не мешая этому автомобилю.
8. Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на желтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?
1.Продолжить переход и освободить проезжую часть.
2.Вернуться обратно на тротуар.
3. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала.
1 2
Знак под № 1.
Знак под № 2.
Оценка уровня знаний:
9-10 правильных ответов - высокий уровень; 5-8 правильных ответов - средний уровень; 4 и меньше правильных ответов - низкий уровень.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Теория. Знакомство с учащимися. Рассказ о целях и задачах обучения , знакомство с планом и расписанием на год, регулярностью встреч. Мини-мониторинг по выявлению интересов, пожеланий и предпочтений детей по данному курсу.
Входной контроль
Практика. Диагностика уровня осведомленности обучающихся о правилах дорожного движения и уровня сформированности практических навыков применения правил дорожного движения.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ И ПДД
Тема 1.1. История создания юидовского движения
Теория. История создания отрядов ЮИД, их цель и задачи, символика и атрибуты. Основные направления деятельности.
Тема 1.2. История Правил дорожного движения
Теория. Требования, предъявляемые к движению транспорта и пешеходов. Правила дорожного движения - единый нормативный акт, устанавливающий порядок движения на всей территории страны. Из истории Правил дорожного движения: «дорожные» акты на Руси; правила движения в г.Москве (1812 г.). Выполнение Правил дорожного движения, взаимное уважение пешеходов и водителей являются залогом безопасного движения по улицам и дорогам. Обязанности участников дорожного движения - знать и соблюдать требования Правил, не создавать опасности или помех для дорожного движения, не причинять ущерба.
Тема 1.3. Кто придумал колесо и построил дорогу
Теория. Первые средства передвижения. Тягловые животные. Роль грузов в появлении колеса. Роль колеса в появлении дорог. Первые мощеные дороги. Понятие «коломенская верста». История появления тротуаров. Роль дорог в развитии транспорта. Как появилось право- и левостороннее движение История возникновения и особенности право- и левостороннего движения. Страны с право- и левосторонним движением. Отличие транспорта, опасности для пешехода, приехавшего из стран с другим типом движения. Дороги в России.
Тема 1.4. История появления автомобиля
Теория. История создания первых автомобилей и их изобретатели. Из истории создания отечественных автомобилей. Первый рейс. Паровые, электрические и бензиновые автомобили. Развитие автомобильного парка города. Транспорт города сегодня: численность, структура (автомобили, автобусы, троллейбусы). Автомобилизация и безопасность дорожного движения. Эволюция автомобилей. Дорожное движение в городе (объем пассажирских перевозок, количество маршрутов общественного транспорта и их протяженность, транзитный транспорт). Значение и роль автомобильного транспорта.
РАЗДЕЛ 2. Понятие об участниках дорожного движения
Тема 2.1. Участники дорожного движения
Теория. Кого называют участниками дорожного движения, в чем их различия. Взаимоотношения и взаимозависимость участников дорожного движения. Ответственность участников движения за безопасность. Возможные опасные последствия неправильного поведения пешехода. Культура поведения на дороге и вне ее. Взаимное уважение участников движения - важный элемент транспортной культуры и дорожной безопасности. Соблюдение правил дорожной безопасности - неотъемлемая черта культурного человека. Признаки культуры (вежливость, дисциплинированность, предупредительность, бережливость, отзывчивость). Маленькие дети и престарелые пешеходы - специфические участники дорожного движения, особенности их поведения на улице. Внимание к действиям маленьких детей на улице и оказание им помощи.
Тема 2.2. Права и обязанности пешеходов
Теория. Обязанности участников дорожного движения - знать и соблюдать требования правил, не создавать опасности или помех для дорожного движения. Выбор места и последовательность действий при переходе проезжей части. Опасность перехода проезжей части дороги рядом со стоящим транспортом или иным препятствием, ограничивающим обзор дороги. Пересечение проезжей части под прямым углом (наилучшая обзорность с обоих сторон и сокращается расстояние). Действия пешеходов, не успевших закончить переход всей проезжей части (необходимо пропустить транспорт, ожидая на разделительной полосе возможности дальнейшего безопасного движения, а при их отсутствии - на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений). Движение пеших групп и колон.
Практика. Разбор ситуаций с использованием интерактивных технологий. Проведение имитационной игры на учебной площадке образовательного учреждения по отработке и закреплению навыков и умений выбора места и последовательности действий при переходе проезжей части дороги.
Тема 2.3. Права и обязанности пассажиров
Теория. Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки. Остановка общественного транспорта - зона повышенного внимания. Возможные последствия спешки при посадке, посадки в переполненный салон и движения с незакрытой дверью. Правила поведения в салоне общественного транспорта. Правила поведения для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе из транспорта. Правила безопасного перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая, опасные ситуации, возникающие при этом.
Практика. Проведение тренинга по отработке правил поведения в автобусе, а также отработка и закрепление навыков и умений безопасного перехода дороги после выхода из общественного транспорта. Разбор дорожно-транспортных ситуаций, мини-экскурсия на остановку, расположенную рядом с образовательным учреждением. Наблюдение за участниками дорожного движения и выделение из них «образцовых» и «нарушителей».
Тема 2.4. Формирование качеств безопасного водителя
Теория. ПДД для водителей. Кого называют водителем; место водителя в транспорте; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств (световые, звуковые, рукой). Дорожные ситуации глазами водителя. Особенности управления автомобилями. Почему водитель может не увидеть пешехода, переходящего дорогу. Требования, предъявляемые к водителю. Техническое состояние транспортного средства. Особенности управления автомобилем. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тема 2.5. Безопасные маршруты в школу. Экскурсия по микрорайону школы
Практика. Микрорайон, в котором находится образовательное учреждение. Дисциплина на улице - залог безопасности. Правила безопасного поведения на дороге. Экскурсия по микрорайону образовательного учреждения. Наблюдение за участниками дорожного движения и анализ дорожных ситуаций. Выделение из участников дорожного движения «образцовых» и «нарушителей».
Тема 2.6. Обобщающее занятие
Теория. Повторение пройденного материала. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний.
Примерные вопросы:
Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?
Что является важным при переходе проезжей части?
В чем заключается культура поведения человека на дороге?
Для чего водители транспортных средств подают сигналы?
Что запрещается делать при пользовании общественным транспортом?
Как нужно вести себя на тротуаре?
Практика. Групповая творческая работа обучающихся по разработке, подготовке и созданию «Памятки юного пешехода». Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Подготовка и проведение викторины по ПДД для пешеходов и пассажиров для обучающихся начальной школы.
Тема 2.7. Контрольное занятие
Теория. Контрольная работа (работа по карточкам, решение ситуационных задач, ответы вопросы билетов электронного экзаменатора) по проверке знаний, умений и навыков обучающихся, полученных в ходе изучения материала.
РАЗДЕЛ 3. Дорога и её элементы
Тема 3.1 Понятие «дорога», элементы дороги
Теория. Элементы дороги. Назначение тротуара. Особенности городских и загородных дорог. Автомагистраль и особенности движения по ней транспорта. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Виды дорожной разметки (горизонтальная разметка - линии, стрелки, надписи и другие обозначения на проезжей части; вертикальная разметка - сочетание черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог). Линии горизонтальной разметки информирующие пешеходов. Разделительная полоса и линия, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений: отличие и назначение. Установка и назначение дорожного ограждения. Места безопасного перехода проезжей части. Меры предосторожности при остановке пешехода на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Обозначение остановок общественного транспорта. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Правила безопасного движения и поведения на тротуаре. Правила безопасного передвижения по тротуару в составе группы.
Практика. Практическое занятие на учебной площадке образовательного учреждения по закреплению у обучающихся знаний основных элементов дороги. Тренировочное упражнение по отработке навыков безопасного поведения при остановке пешехода на разделительной линии разметки на середине проезжей части. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 3.2. Дорога с одно- и двусторонним движением
Теория. Дорога с одно- и двусторонним движением. Направление движения. Расположение грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на проезжей части. Приближение транспорта к пешеходному переходу на дорогах с односторонним и двусторонним движением. Дорожная разметка (разделение полос одного и противоположного направления движения транспорта, разметка в зоне пешеходных переходов). Правила безопасного перехода дорог с одно- и двусторонним движением.
Тема 3.3. Перекресток
Теория. Виды перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, многосторонние. Границы перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила безопасного перехода на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки в микрорайоне образовательного учреждения. Тренировочное упражнение на учебной площадке образовательного учреждения (макете микрорайона) по отработке навыков перехода перекрестка.
Тема 3.4. Обобщающее занятие
Теория. Повторение пройденного материала третьего раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний, разбор дорожных ситуаций.
Примерные вопросы:
Как обозначаются на проезжей части места, разрешенные для перехода?
Как называется сплошная белая линия, нанесенная посередине дороги? Что она обозначает?
Где разрешается переходить проезжую часть?
Как перейти дорогу с двусторонним движением?
Как перейти дорогу с односторонним движением?
6. Почему перекресток считается одним из самых опасных мест на дороге?
Практика. Творческая работа обучающихся в группах - создание рисунка микрорайона образовательного учреждения с обозначением опасных участков и безопасных маршрутов движения для пешеходов.
РАЗДЕЛ 4. ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА
Тема 4.1. Типы и виды транспортных средств
Теория. Виды наземного транспорта. Типы автомобилей (легковые, грузовые, специальные). Легковые автомобили, правила посадки, размещения и выхода из них. Активная и пассивная безопасность в автомобиле (ремни безопасности и адаптеры к ним, детские удерживающие устройства, подушки безопасности, экраны безопасности). Правила безопасного поведения в легковом автомобиле. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом. Сигналы, подаваемые водителем.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Осознание опасности транспортных средств для людей, актуализация потребности в безопасности на дороге. Тренировка по использованию ремней безопасности и адаптеров к ним.
Тема 4.2. Транспортные средства оперативных служб
Теория. Транспорт с нанесенными на нем специальными цветографическими схемами; виды и его назначение; особенности движения. Правила поведения пешеходов при проезде транспортных средств с включенными спецсигналами.
Тема 4.3. Железнодорожный транспорт
Теория. История развития железнодорожного транспорта, его виды. Правила безопасного перехода через железнодорожные пути и поведения вблизи них. Регулируемый и нерегулируемый железнодорожный переезд, его обозначение. Знаки-помощники, обеспечивающие безопасность вблизи железнодорожных переездов. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
РАЗДЕЛ.5. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХТема 5.1. Дорожно-транспортное происшествие и правила поведения при чрезвычайных ситуациях на транспорте
Теория. Определение, виды и статистика дорожно-транспортных происшествий. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Предвидение неправильных действий водителей и компенсирующие действия пешеходов, обеспечивающие их безопасность. Наиболее аварийное время суток и время года. Ответственность за нарушение ПДД. Правила поведения в легковом автомобиле и при чрезвычайных ситуациях в общественном транспорте. Наиболее опасные места в легковом и грузовом автомобиле. Разбор конкретных ДТП (наезд, опрокидывание, столкновение и т.д.)
Тема 5.2. Правила безопасного перехода проезжей части дороги
Теория. Где и как переходить проезжую часть дороги. Обозначение подземных, надземных и наземных регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Последовательность действий при переходе проезжей части на различных видах пешеходных переходов. Правила выбора места для перехода, когда поблизости нет обозначенного пешеходного перехода. Понятие перекрестка дороги с круговым движением. Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток - где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила безопасного перехода перекрестков. Особенности перехода дороги на перекрестке (внимание автомобилям, поворачивающим направо и пересекающим при этом пешеходный переход).
Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Правила движения пешеходов в городе. Правила безопасного поведения при движении в организованной группе (не выходить из колонны, не нарушать ее порядка, выполнять указания сопровождающих взрослых и др.). Особенности движение транспорта на загородной дороге. Правила безопасного поведения пешеходов и перехода проезжей части дороги вне населенных пунктов.
Практика. Тренировочные упражнения по отработке навыков безопасного перехода проезжей части дороги. Разбор дорожно- транспортных ситуаций с использованием комплекса интерактивных электронных плакатов, тренировочное упражнение на учебной площадке образовательного учреждения по отработке алгоритма действий безопасного перехода перекрестков и перехода различных видов дорог на основе осознанного применения Правил дорожного движения. Самостоятельная работа с электронной энциклопедией по ПДД.
Тема 5.3. «Ловушки» на дороге
Теория. Опасные дорожные ситуации, связанные с ограниченным обзором; с неожиданным выходом на проезжую часть; с ошибочным прогнозом; с отвлечением внимания; с пустынной улицей; с испугом. Дорожные ловушки. «Мертвая зона». Предметы, ограничивающие обзор дороги. Как избежать дорожных ловушек. Основные опасности на дороге, наиболее опасные участки. Габариты автомобиля и степень его опасности. Определение безопасного расстояния. Переход дороги вблизи от объектов, мешающих обзору. Разбор конкретных дорожных ситуаций.
Тема 5.4. Остановочный и тормозной путь автомобиля
Теория. Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Понятие «тормозной путь» автомобиля. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. Почему опасно внезапное появление пешехода на проезжей части.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Решение задач на расчет остановочного и тормозного пути.
Тема 5.5. Сезонные опасности на дорогах: осень
Теория. Опасности на дороге: дождь, листопад, пасмурная погода, туман, заморозки. Правила безопасного поведения на дороге при резком изменении погодных условий, на мокрой и скользкой дороге, в дождь и туман. Решение ситуационных задач. Инструктаж перед осенними каникулами.
Тема 5.6 Сезонные опасности на дорогах: зима
Теория. Опасности на дороге: гололедица, снег, метель, короткий день. Правила безопасного поведения на дороге в зимнее время года. Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок автомобилей, гаражей, проездов по дворовым территориям. Инструктаж перед зимними каникулами. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 5.7. Сезонные опасности на дорогах: весна
Теория. Основные опасности в весенние время года (оттепель днем и заморозки вечером и ночью, мокрая дорога, туман, яркое солнце). Резкое изменение погодных условий. Правила безопасного поведения на дороге весной. Весенние игры во дворах, парках (правила безопасности). Инструктаж перед весенними каникулами.
Тема 5.8. Сезонные опасности на дорогах: лето
Теория. Опасности на дороге в летнее время года (длинный световой день, яркое солнце, дождь, увеличение количества иногородних машин, велосипедов и мотоциклов). Опасности недостаточной видимости для водителя и пешехода, плохого уличного освещения. Темная одежда в сумерки - источник дополнительной опасности. Правила перехода дороги в темное время суток (выбор освещенного места, установленного для перехода). Решение ситуационных задач. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Инструктаж перед летними каникулами.
Тема 5.9. Культура поведения и ответственность за нарушение правил дорожного движения
Теория. Правила дорожного движения - закон для всех. Значение дисциплинированности, вежливости, предупредительности и аккуратности для обеспечения безопасности дорожного движения. Повышение культуры транспортного поведения - источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения, за причиненный ущерб гражданам, предприятиям и организациям. Рассмотрение материалов о нарушениях в школе, заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер общественного воздействия. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним участником дорожного движения в ДТП. Ответственность несовершеннолетних за нарушения Правил дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автомото- транспортных средств.
Тема 5.10 Обобщающее занятие
Теория. Повторение пройденного материала пятого раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
Примерные вопросы:
Чем опасны дороги с неинтенсивным движением?
В чем опасность игры возле проезжей части?
Как безопасно перейти дорогу с двусторонним движением?
С какими опасными привычками должен бороться пешеход?
Как погодные условия влияют на безопасность дорожного движения (для водителей и пешеходов)?
Каковы правила посадки в общественный транспорт?
Практика. Групповая творческая работа обучающихся по подготовке и выпуску школьной стенгазеты по правилам безопасного поведения на дороге.
Тема 5.11 Контрольное занятие
Практика. Тестовая диагностика уровня практического усвоения материала обучающимися и умения применять свои знания с использованием билетов. Решение дорожно- транспортных ситуаций по карточкам.
РАЗДЕЛ 6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП
Тема 6.1. Дорожно-транспортный травматизм. Травмы при ДТП и способы их диагностики
Теория. Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, опрокидывания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза.
Тема 6.2. Обработка ран
Теория. Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Использование подручных средств при наложении повязок.
Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации и использования подручных средств при наложении повязок.
Тема 6.3. Способы остановки наружного кровотечения
Теория. Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения.
Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков остановки наружного кровотечения (пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки).
Тема 6.4. Угрожающие жизни состояния при механических поражениях
Теория. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии ее эффективности. Шок и его виды (травматический, ожоговый, аллергический). Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи. Острая дыхательная недостаточность: причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской помощи. Асфиксия. Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания.
Тема 6.5. Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи
Теория. Психотические и невротические расстройства, их характеристики. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи.
Тема 6.6. Правила транспортировки пострадавших
Теория. Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Приемы открывания заклиненных дверей машины, извлечение пострадавших через разбитое стекло. Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших.
Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков наложения бинтовых фиксирующих повязок и шин.
Тема 6.7. Состав и назначение автоаптечки
Теория. Перечень вложений, входящих в состав автомобильной аптечки правила оказания первой помощи пострадавшему. Комплектация индивидуальной медицинской аптечки. Навыки применения ее содержимого.
РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Тема 7.1. Светофор
Теория. Правила дорожного движения. Светофорное регулирование. Движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора для пешеходов и водителей. Поведение пешеходов на регулируемом перекрестке.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся с электронной энциклопедией по ПДД. Разбор дорожно-транспортных ситуаций с использованием комплекта интерактивных плакатов. Тренировочное упражнение по отработке навыков безопасного перехода проезжей части по сигналам светофора. Решение ситуационно-тематических задач в интерактивном режиме.
Тема 7.2. Регулирование дорожного движения
Теория. Организация дорожного движения. Организация дорожного движения для транспорта и пешеходов. Планирование дорожной сети в городе. Технические средства регулирования дорожного движения.
Практика. Беседа с работником ГИБДД. Разбор дорожно- транспортных ситуаций с использованием комплекта интерактивных плакатов. Тренировочное упражнение по отработке навыков выполнения сигналов регулировщика и действий по сигналам светофора.
Тема 7.3. Дорожные знаки и разметка
Теория. Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Знакомство с порядком установки дорожных знаков. Значение дорожной разметки в общей организации дорожного движения. Цвет, условия применения разметки имеющее значение в безопасности движения пешеходов и велосипедистов.
Практика. Самостоятельная работа учащихся с электронной энциклопедией по ПДД и комментариями к ним. Разбор дорожно- транспортных ситуаций с использованием интерактивных технологий. Отработка навыков «чтения» информации по дорожным знакам через решение тематических задач. Экскурсия по улицам города с практическим применением пешеходных переходов (регулируемых и нерегулируемых).
Тема 7.4. Автомагистраль
Теория. Геометрические параметры, оборудование и техническое состояние автомагистрали. Обязательный элемент автомагистрали - разделительная полоса между встречными потоками транспортных средств. Движение по автомагистралям. На дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль», запрещается: движение пешеходов, велосипедистов и транспортных средств, максимальная скорость которых по технической характеристике меньше 40 км/ч; остановка вне специально выделенной полосы или мест, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки» или «Место отдыха»; разворот, въезд на разделительную полосу и разрывы в ней; движение задним ходом; движение грузовых автомобилей, полная масса которых превышает 3,5 т; учебная езда. Действия водителей при вынужденной остановке вне специально отведенных для стоянки мест (водитель должен позади автомобиля выставить знак аварийной остановки).
Тема 7.5. Обобщающее занятие
Теория. Повторение пройденного материала седьмого раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний. Решение дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 7.6. Контрольное занятие
Практика. Контрольная работа (работа по карточкам, решение ситуационных задач) по выявлению уровня практического усвоения материала учащимися и умения применять свои знания на практике.
РАЗДЕЛ 8. МЫ - ЮНЫЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
Тема 8.1. Общее устройство велосипеда
Теория. Виды велосипедов (дорожные, спортивные, горные, детские, подростковые). Основные узлы и детали велосипеда. Проверка снаряжения велосипеда и технического состояния. Правила техники безопасности при эксплуатации велосипеда.
Практика. Знакомство с основными узлами и деталями велосипеда: седло, рама, тормоз, руль, цепь, колеса, шины.
Тема 8.2. Правила техники обслуживания и ремонта велосипеда
Теория. Правила техники безопасности в процессе обслуживания при пользовании инструментами и ГСМ. Как разобрать и собрать велосипед. Устранение неисправностей. Техническая аптечка. Специнструменты. Виды и периодичность техобслуживания, технология техобслуживания, оборудование для техобслуживания, предупредительная система техобслуживания. Условия эксплуатации велосипеда.
Практика. Сборка-разборка велосипеда: установка колес, цепи, закрепление ручного тормоза, закрепление крыльев, замена колеса и правильная накачка шин, выявление неисправностей.
Тема 8.3. Требования, предъявляемые к движению велосипедистов
Теория. Правила езды на велосипеде во дворе (подальше от стоящих автомобилей; при приближении автомобилей и мотоциклов необходимо остановиться и пропустить их, запрещается ездить по проезжей части до 14 лет и тротуарам). Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Сигналы предупреждения, подаваемые велосипедистами. Правила маневрирования на велосипеде: проезд регулируемых перекрестков и нерегулируемых перекрестков, поворот налево, направо, остановка.
Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Отработка навыков подачи сигналов предупреждения рукой при движении на велосипеде. Игра-тренинг «Умелый велосипедист» по отработке правил маневрирования на велосипеде. Отработка навыка проезда на велосипеде регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Решение ситуационно-тематических задач.
Тема 8.4. Учебно-тренировочная езда на велосипеде (фигурное вождение велосипеда)
Практика. Отработка навыков выполнения поворотов и разворотов, прохождения фигур велоэстафеты (змейка, слалом, восьмерка, «желоб», коридор из досок, «качели» и др.), умения сохранять равновесие. Отработка техники вождения велосипеда. Демонстрация навыков маневрирования и фигурного вождения на чистоту выполнения и скорость.
РАЗДЕЛ 9. ОСНОВЫ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ
Тема 9.1. Пропагандистская деятельность
Теория. Основные формы и методы агитационной и пропагандистской деятельности. Основные принципы пропагандистской деятельности: оперативность, использование актуальных событий; индивидуализация, удовлетворение информационных потребностей участников дорожного движения.
Тема 9.2. Правила оформления стенгазеты
Теория. Газета и ее виды. С чего необходимо начинать создавать газету? Построение текста. Правила размещения материала в газете. Оформление газет. Оформление стенда.
Практика. Подготовка школьной стенгазеты «Сезонные опасности на дороге».
Тема 9.3. Основные правила подготовки и проведения мероприятий
Теория. Разработка сценария. Распределение ролей. Подготовка наглядно-демонстрационного материала и костюмов. Приемы актерского мастерства. Техника речи.
Практика. Подготовка и проведение праздника для обучающихся начальной школы «Мы - юные пешеходы».
Тема 9.4. Пропаганда ПДД и безопасного поведения на дороге
Теория. Устная пропаганда ПДД среди обучающихся младших классов и воспитанников детских садов. Основы ораторского искусства. Этапы подготовки и проведения беседы по ПДД. Наглядные пособия, техника их изготовления и применения.
Практика: Составление текстов бесед по Правилам дорожного движения для дошкольников с использованием наглядных пособий. Изготовление памяток, закладок, обращений к участникам дорожного движения. Проведение акций «Письмо водителю», «Письмо пешеходу». Проведение игр, конкурсов по безопасности дорожного движения для учащихся начальной школы, воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Учебно-методические средства обучения
Литература для педагогов:
Безопасность на дорогах: руководство по использованию электронных компонентов УМК «Безопасность на дорогах» для формирования у обучающихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений знаний, навыков и умений безопасного участия в дорожном движении. - М.: Учприбор, 2009.
Безопасность на дорогах: руководство по использованию учебно-практического пособия для конструирования и анализа дорожных ситуаций. - М.: Учприбор, 2009.
Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей по использованию УМК «Безопасность на дорогах» для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Учприбор, 2009.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе: Метод. пос. для организаторов внешкольной работы, руководителям отрядов ЮИД, театральных кружков и пр. - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2006.
Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л. Методические рекомендации по правилам и безопасности дорожного движения: В помощь учителю по проведению уроков в 5,6,7,8. 9 классах. - СПб: изд. «Лики России», 2008.
Данченко С.П., Форштадт М.Л. Учебные пособия по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 59 классов. - СПб: изд. «Лики России», 2007.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дополнительного образования. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» - М.: Изд. дом Третий РИМ, 2006.
Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении. - М., 1991.
Форштадт М.Л. Методическое пособие по Правилам дорожного движения. - СПб: изд. «Лики России», 2007.
Форштат М. Опасная тенденция: Детский дорожно- транспортный травматизм: вчера и сегодня // Основы безопасности жизни. - 2006. - Март.
Электронные компоненты УМК «Безопасность на дорогах» по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ на СD-диске.
Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. - М.: изд. «Мир», 2005.
Литература для учащихся:
Безопасность на дорогах: рабочая тетрадь для обучающихся 5-9 классов. - М.: Учприбор, 2009.
Билеты для решения задач по ПДД (с комментариями).
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. - М.: изд. «ACT», 2005.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя. Первая медицинская помощь на месте происшествия. Учебное пособие. - М.: изд. «ACT Астрель», 2004.
Данченко С.П., Форштадт М.Л. Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 59 классов. - СПб: изд. «Лики России», 2007.
Правила дорожного движения РФ (с комментариями).
Первая помощь в экстремальных ситуациях. Практическое пособие. / Сост. С.В. Петров, В.Г. Бубнов. - М.: изд. «НЦ ЭНАС», 2004.
Форштат М.Л., Эопова А.В., Добровольская А.П., Новиков А.В. Пешеход на дороге (обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения). - С.-Петербург, 2002.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы, используемые при реализации программы:
в обучении:
транспортных средств, изготовление макетов);
наглядный (изучение правил на макетах, экскурсия, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств организации дорожного движения);
словесный (инструктажи, рассказ, беседы, разъяснения);
работа с литературой (в основном чтение, изучение, составление плана).
в воспитании:
методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, самостоятельная работа, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Методы диагностики личностного развития воспитанников:
сравнение и анализ выполняемых упражнений, итоговый анализ полученных умений и навыков воспитанников за период обучения.
Материально-техническое оснащение
Оборудование | Количество (шт) |
Компьютер, проектор, экран | 1 |
Схемы и плакаты | 10 |
подборка вопросов и ситуационных заданий | 2 комплекта |
Набор дорожных знаков | 1 |
Автомобильная медицинская аптечка | 1 |
Макет светофора | 4 |
Велосипеды | 2 |
Кегли | 8 |
Стойки для фигурного вождения. | 2 |
Жезл, свисток | 1 |
Учебная площадка по безопасности дорожного движения | 1 |
Подписка газеты «Добрая дорога детства» | 1 |