kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка ЮИДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 10-12 лет, имеет социально-педагогическую направленность. Главная цель программы формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая Программа работы кружка ЮИДД»

Пояснительная записка.

Рабочая программа объединения по интересам «Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе модифицированной дополнительной общеобразовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения», рассмотренной и утвержденной приказом МБОУ «Гимназия № 18» от августа 2018 года. Программа разработана для обучающихся 10-12 лет, имеет социально-педагогическую направленность.

Цель: формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на улицах и дорогах

задачи:

Обучающие задачи:

  • формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения;

  • изучение Правил дорожного движения для пешеходов, пасса­жиров и велосипедистов на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

  • формирование практических умений пешеходов и велосипеди­стов;

  • формирование оптимального для школьного возраста набора терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способ­ствующих дальнейшему успешному усвоению правил безопасного поведения на дорогах.

Воспитательные задачи:

  • формирование культуры участника дорожного движения;

  • воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе дорожного движения;

  • воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД и безопасности дорожного движения;

  • сплочение детского коллектива через совместные творческие дела.

Развивающие задачи:

- развитие навыков безопасного поведения на дорогах;

  • развитие навыков управления велосипедом в условиях дорож­ного движения;

  • развитие умения предвидеть скрытые опасности на дороге;

  • развитие у учащихся внимания, воображения, мышления, па­мяти, речи.

Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, из которых 74 часа отводится на изучение теории и 66 часов на практические занятия: Режим учебных занятий: 4 часа - 2 раза в неделю.

Основной метод обучения - диалог между педагогом и ребенком (объяснение, рассказ, беседа, вопросно-ответный метод), а также использование наглядных методов (иллюстрации, использование видеоматериалов), практических. Особую роль играют проведение экскурсий. При этом учитывается возможность детей играть активную роль в процессе совместной деятельности. Предпочтительными формы организации образовательной деятельности в теоретической части является беседа с элементами игры, в практической части – работа на учебной площадке с велосипедом.





Требования к уровню подготовленности учащихся

К концу обучения по данной программе учащиеся должны:

1) знать:

  • историю создания движения ЮИД и службы ГАИ-ГИБДД;

  • что такое ДТП, их виды, причины, последствия;

  • источники опасности на дороге;

  • группы дорожных знаков;

  • элементы дороги и их назначение;

  • правила перехода проезжей части;

  • виды светофоров и значение их сигналов;

  • обязанности пешехода, пассажира и велосипедиста;

  • устройство велосипеда;

  • правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;

  • основные формы агитации и пропаганды ПДД.

2) уметь:

  • определять места безопасного перехода проезжей части;

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части;

  • ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации.

  • читать информацию по дорожным знакам;

  • оценивать дорожную ситуацию;

  • управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;

  • применять приёмы оказания первой доврачебной медицинской помощи;

  • решать ситуационные задачи.

3) владеть:

  • дисциплиной, осторожностью, предвидением опасности на дороге, не переходящим в чувство боязни и страха;

  • грамотной техникой устранения неисправностей велосипеда;

  • взаимной поддержкой и выручкой во время проведения конкурс­ных и других массовых тематических мероприятий;

  • навыками участия в пропагандистских мероприятиях.























СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

-текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, контрольное упражнение, тестирование, участие в конкурсах и соревнованиях, вы­ставках и др. мероприятиях);

-итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее ито­говое занятие в форме игры по станциям «Правила дорожные знать каждому положено»).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

ТЕСТ ВХОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ знаний учащихся

        1. Где должны ходить пешеходы?

а) по тротуарам, обочинам дорог и по проезжей части;

б) по тротуарам и пешеходным дорожкам;

в) по тротуарам и по краю проезжей части дороги;

г) затрудняюсь ответить.

        1. Как надо переходить дорогу, выйдя из общественного транспорта?

а) необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет в зоне видимости, то подождать когда автобус отъедет и только тогда переходить дорогу;

б) как можно быстрее, не мешая движению транспорта;

в) надо обойти автобус сзади и осторожно перейти дорогу;

г) затрудняюсь ответить.

        1. Какой путь безопаснее для пешехода при переходе через про­езжую часть?

а) под прямым углом

б) под любым углом

в) оба ответа верны.


        1. Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?

а) там, где мне удобно производить посадку в общественный транспорт;

б) на остановках, как можно ближе к краю проезжей части дороги;

в) на остановках, как можно дальше от края проезжей части дороги;

г) затрудняюсь ответить.

        1. С какого возраста разрешено выезжать на проезжую часть на велосипеде?

а) с 12 лет;

б) с 10 лет;

в) с 14 лет;


        1. Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?

а) там, где мне удобно производить посадку в общественный транспорт;

б) на остановках, как можно ближе к краю проезжей части дороги;

в) на остановках, как можно дальше от края проезжей части дороги;

г) затрудняюсь ответить.

        1. С какого возраста разрешено выезжать на проезжую часть на велосипеде?

а) с 12 лет;

б) с 10 лет;

в) с 14 лет;

        1. Если регулировщик разрешает движение пешеходов, но го­рит запрещающий сигнал пешеходного светофора, то:

а) переходить дорогу нельзя;

б) переходить дорогу можно;

в) нужно подождать, пока сигнал светофора и регулировщика совпадут;

г) затрудняюсь ответить.

        1. По какой стороне загородной дороги можно двигаться пе­шеходу?

а) по направлению движения транспорта;

б) навстречу движению транспорта;

в) с любой стороны, с какой ему удобно;

г) затрудняюсь ответить.

        1. С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье легкового автомобиля?

а) с 18 лет;

б) с 12 лет;

в) с 11 лет;

г) с 14 лет.



        1. Этот дорожный знак обозначает:

          1. Участок дороги, где отсутствует пешеходный переход.

          2. Участок дороги, где можно пешеходы могут перейти проезжую часть.

          3. Участок дороги с подземным пешеходным переходом.

Оценка уровня знаний:

9-10 правильных ответов - высокий уровень; 5-8 правильных ответов - средний уровень; 4 и меньше правильных ответов - низкий уровень.

ТЕСТ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ знаний учащихся

1. Какие лица Правилами отнесены к «Участникам дорож­ного движения»?

          1. Пешеходы.

          2. Дорожные рабочие, водители, пассажиры.

          3. Водители, пешеходы, пассажиры.

          4. Все перечисленные лица.

2. Можно ли переходить дорогу, если Вы видите, что переход находится далеко от Вас?

            1. Да.

            2. Да, при отсутствии автомобилей.

            3. Нет.

3. Где можно переходить проезжую часть дороги вне насе­ленного пункта, если в зоне видимости нет пешеходного перехо­да?

              1. В любом месте, не мешая движению транспортных средств.

              2. В местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

              3. На повороте дороги.


              4. Что означает этот знак?

                1. Такого дорожного знака не существует.

                2. Указывает место, где запрещено движение пешеходов.

                3. Предупреждает водителей о приближении к пешеходно­му переходу.

              5. Какое правило для обеспечения безопасности должен вы­полнять пешеход, переходя проезжую часть дороги?

                1. Переходить дорогу по пешеходному переходу или на разре­шающий сигнал светофора, постоянно наблюдая за дорожной обста­новкой.

                2. Как можно быстрее перебежать дорогу.

                3. Не отвлекаться и спокойно перейти дорогу.

              6. Разрешается ли движение пешеходов по дороге, обозначен­ной знаком «Автомагистраль»?

                1. Запрещается.

                2. Разрешается идти только вне населенных пунктов навстречу движения транспортных средств.

                3. Разрешается идти вне населенных пунктов по ходу движения транспортных средств.

              7. Что сказано в ПРАВИЛАХ о переходе дороги, если при­ближается автомобиль с проблесковым маячком или специаль­ным сигналом?



                1. Воздерживаться от выхода на проезжую часть.

                2. Можно переходить дорогу, не мешая этому автомо­билю.

8. Как должен поступить пешеход, если он при переключе­нии светофора на желтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?

1.Продолжить переход и освободить проезжую часть.

2.Вернуться обратно на тротуар.

3. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зе­леного сигнала.


                  1. Если регулировщик разрешает движение пешеходам, но го­рит запрещающий сигнал пешеходного светофора, то:

  • Переходить дорогу нельзя.

  • Переходить дорогу можно.

  • Нужно подождать, пока сигнал светофора и регулировщика совпадут.

                  1. Какой из этих знаков предупреждает о приближении к железнодорожному переезду без шлагбаума?


1 2

  • Знак под № 1.

  • Знак под № 2.


Оценка уровня знаний:

9-10 правильных ответов - высокий уровень; 5-8 правильных ответов - средний уровень; 4 и меньше правильных ответов - низкий уровень.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Теория. Знакомство с учащимися. Рассказ о целях и задачах обучения , знакомство с планом и расписанием на год, регулярностью встреч. Мини-мониторинг по выявлению интересов, пожеланий и предпочтений детей по данному курсу.

Входной контроль

Практика. Диагностика уровня осведомленности обучающихся о правилах дорожного движения и уровня сформированности практи­ческих навыков применения правил дорожного движения.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ И ПДД

Тема 1.1. История создания юидовского движения

Теория. История создания отрядов ЮИД, их цель и задачи, сим­волика и атрибуты. Основные направления деятельности.

Тема 1.2. История Правил дорожного движения

Теория. Требования, предъявляемые к движению транспорта и пешеходов. Правила дорожного движения - единый нормативный акт, устанавливающий порядок движения на всей территории страны. Из истории Правил дорожного движения: «дорожные» акты на Руси; правила движения в г.Москве (1812 г.). Выполнение Правил дорож­ного движения, взаимное уважение пешеходов и водителей являются залогом безопасного движения по улицам и дорогам. Обязанности участников дорожного движения - знать и соблюдать требования Правил, не создавать опасности или помех для дорожного движения, не причинять ущерба.

Тема 1.3. Кто придумал колесо и построил дорогу

Теория. Первые средства передвижения. Тягловые животные. Роль грузов в появлении колеса. Роль колеса в появлении дорог. Пер­вые мощеные дороги. Понятие «коломенская верста». История появ­ления тротуаров. Роль дорог в развитии транспорта. Как появилось право- и левостороннее движение История возникновения и особен­ности право- и левостороннего движения. Страны с право- и левосто­ронним движением. Отличие транспорта, опасности для пешехода, приехавшего из стран с другим типом движения. Дороги в России.


Тема 1.4. История появления автомобиля

Теория. История создания первых автомобилей и их изобретате­ли. Из истории создания отечественных автомобилей. Первый рейс. Паровые, электрические и бензиновые автомобили. Развитие автомо­бильного парка города. Транспорт города сегодня: численность, структура (автомобили, автобусы, троллейбусы). Автомобилизация и безопасность дорожного движения. Эволюция автомобилей. Дорож­ное движение в городе (объем пассажирских перевозок, количество маршрутов общественного транспорта и их протяженность, транзит­ный транспорт). Значение и роль автомобильного транспорта.

РАЗДЕЛ 2. Понятие об участниках дорожного движения

Тема 2.1. Участники дорожного движения

Теория. Кого называют участниками дорожного движения, в чем их различия. Взаимоотношения и взаимозависимость участников до­рожного движения. Ответственность участников движения за без­опасность. Возможные опасные последствия неправильного поведе­ния пешехода. Культура поведения на дороге и вне ее. Взаимное ува­жение участников движения - важный элемент транспортной культу­ры и дорожной безопасности. Соблюдение правил дорожной без­опасности - неотъемлемая черта культурного человека. Признаки культуры (вежливость, дисциплинированность, предупредительность, бережливость, отзывчивость). Маленькие дети и престарелые пеше­ходы - специфические участники дорожного движения, особенности их поведения на улице. Внимание к действиям маленьких детей на улице и оказание им помощи.

Тема 2.2. Права и обязанности пешеходов

Теория. Обязанности участников дорожного движения - знать и соблюдать требования правил, не создавать опасности или помех для дорожного движения. Выбор места и последовательность действий при переходе проезжей части. Опасность перехода проезжей части дороги рядом со стоящим транспортом или иным препятствием, ограничивающим обзор дороги. Пересечение проезжей части под прямым углом (наилучшая обзорность с обоих сторон и сокращается расстояние). Действия пешеходов, не успевших закончить переход всей проезжей части (необходимо пропустить транспорт, ожидая на разделительной полосе возможности дальнейшего безопасного дви­жения, а при их отсутствии - на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений). Движение пеших групп и колон.

Практика. Разбор ситуаций с использованием интер­активных технологий. Проведение имитационной игры на учебной площадке образовательного учреждения по отработке и закреплению навыков и умений выбора места и последовательности действий при переходе проезжей части дороги.

Тема 2.3. Права и обязанности пассажиров

Теория. Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки. Остановка общественного транспорта - зона по­вышенного внимания. Возможные последствия спешки при посадке, посадки в переполненный салон и движения с незакрытой дверью. Правила поведения в салоне общественного транспорта. Правила по­ведения для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на останов­ке, при посадке, в салоне и при выходе из транспорта. Правила без­опасного перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая, опасные ситуации, возникающие при этом.

Практика. Проведение тренинга по отработке правил поведения в автобусе, а также отработка и закрепление навыков и умений без­опасного перехода дороги после выхода из общественного транспор­та. Разбор дорожно-транспортных ситуаций, мини-экскурсия на оста­новку, расположенную рядом с образовательным учреждением. Наблюдение за участниками дорожного движения и выделение из них «образцовых» и «нарушителей».

Тема 2.4. Формирование качеств безопасного водителя

Теория. ПДД для водителей. Кого называют водителем; место водителя в транспорте; сигналы, подаваемые водителями транспорт­ных средств (световые, звуковые, рукой). Дорожные ситуации глаза­ми водителя. Особенности управления автомобилями. Почему води­тель может не увидеть пешехода, переходящего дорогу. Требования, предъявляемые к водителю. Техническое состояние транспортного средства. Особенности управления автомобилем. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

Тема 2.5. Безопасные маршруты в школу. Экскурсия по микрорайону школы

Практика. Микрорайон, в котором находится образова­тельное учреждение. Дисциплина на улице - залог безопасности. Правила безопасного поведения на дороге. Экскурсия по микрорайо­ну образовательного учреждения. Наблюдение за участниками дорож­ного движения и анализ дорожных ситуаций. Выделение из участников дорожного движения «образцовых» и «нарушителей».


Тема 2.6. Обобщающее занятие

Теория. Повторение пройденного материала. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний.

Примерные вопросы:

  1. Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта?

  2. Что является важным при переходе проезжей части?

  3. В чем заключается культура поведения человека на дороге?

  4. Для чего водители транспортных средств подают сигналы?

  5. Что запрещается делать при пользовании общественным транспортом?

  6. Как нужно вести себя на тротуаре?

Практика. Групповая творческая работа обучающихся по раз­работке, подготовке и созданию «Памятки юного пешехода». Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Подготовка и проведение виктори­ны по ПДД для пешеходов и пассажиров для обучающихся начальной школы.

Тема 2.7. Контрольное занятие

Теория. Контрольная работа (работа по карточкам, решение си­туационных задач, ответы вопросы билетов электронного экзамена­тора) по проверке знаний, умений и навыков обучающихся, получен­ных в ходе изучения материала.

РАЗДЕЛ 3. Дорога и её элементы

Тема 3.1 Понятие «дорога», элементы дороги

Теория. Элементы дороги. Назначение тротуара. Особенности городских и загородных дорог. Автомагистраль и особенности дви­жения по ней транспорта. Дорожная разметка, ее значение для регу­лирования движения транспортных средств и пешеходов. Виды до­рожной разметки (горизонтальная разметка - линии, стрелки, надпи­си и другие обозначения на проезжей части; вертикальная разметка - сочетание черных и белых полос на дорожных сооружениях и эле­ментах оборудования дорог). Линии горизонтальной разметки ин­формирующие пешеходов. Разделительная полоса и линия, разделя­ющая транспортные потоки противоположных направлений: отличие и назначение. Установка и назначение дорожного ограждения. Места безопасного перехода проезжей части. Меры предосторожности при остановке пешехода на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Обозначение остановок обществен­ного транспорта. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Правила безопасного движения и поведения на тротуаре. Правила безопасного передвижения по тротуару в составе группы.

Практика. Практическое занятие на учебной площадке образовательного учреждения по закреплению у обучающихся зна­ний основных элементов дороги. Тренировочное упражнение по от­работке навыков безопасного поведения при остановке пешехода на разделительной линии разметки на середине проезжей части. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.


Тема 3.2. Дорога с одно- и двусторонним движением

Теория. Дорога с одно- и двусторонним движением. Направле­ние движения. Расположение грузовых автомобилей, автобусов, лег­ковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на проезжей части. Приближение транспорта к пешеходному переходу на дорогах с односторонним и двусторонним движением. Дорожная разметка (разделение полос одного и противоположного направления движе­ния транспорта, разметка в зоне пешеходных переходов). Правила безопасного перехода дорог с одно- и двусторонним движением.


Тема 3.3. Перекресток

Теория. Виды перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, многосторонние. Границы перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила безопасного перехода на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Регули­руемые и нерегулируемые перекрестки в микрорайоне образователь­ного учреждения. Тренировочное упражнение на учебной площадке образовательного учреждения (макете микрорайона) по отработке навыков перехода перекрестка.


Тема 3.4. Обобщающее занятие

Теория. Повторение пройденного материала третьего раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний, разбор до­рожных ситуаций.

Примерные вопросы:

  1. Как обозначаются на проезжей части места, разрешенные для перехода?

  2. Как называется сплошная белая линия, нанесенная посере­дине дороги? Что она обозначает?

  3. Где разрешается переходить проезжую часть?

  4. Как перейти дорогу с двусторонним движением?

  5. Как перейти дорогу с односторонним движением?

6. Почему перекресток считается одним из самых опасных мест на дороге?

Практика. Творческая работа обучающихся в группах - созда­ние рисунка микрорайона образовательного учреждения с обозначени­ем опасных участков и безопасных маршрутов движения для пешехо­дов.

РАЗДЕЛ 4. ТРАНСПОРТ НАШЕГО ГОРОДА

Тема 4.1. Типы и виды транспортных средств

Теория. Виды наземного транспорта. Типы автомобилей (легко­вые, грузовые, специальные). Легковые автомобили, правила посад­ки, размещения и выхода из них. Активная и пассивная безопасность в автомобиле (ремни безопасности и адаптеры к ним, детские удер­живающие устройства, подушки безопасности, экраны безопасности). Правила безопасного поведения в легковом автомобиле. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом. Сигналы, подава­емые водителем.

Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Осознание опасности транспортных средств для людей, актуализация потребно­сти в безопасности на дороге. Тренировка по использованию ремней безопасности и адаптеров к ним.

Тема 4.2. Транспортные средства оперативных служб

Теория. Транспорт с нанесенными на нем специальными цвето­графическими схемами; виды и его назначение; особенности движе­ния. Правила поведения пешеходов при проезде транспортных средств с включенными спецсигналами.

Тема 4.3. Железнодорожный транспорт

Теория. История развития железнодорожного транспорта, его виды. Правила безопасного перехода через железнодорожные пути и поведения вблизи них. Регулируемый и нерегулируемый железнодо­рожный переезд, его обозначение. Знаки-помощники, обеспечиваю­щие безопасность вблизи железнодорожных переездов. Разбор до­рожно-транспортных ситуаций.


РАЗДЕЛ.5. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХТема 5.1. Дорожно-транспортное происшествие и правила поведения при чрезвычайных ситуациях на транспорте

Теория. Определение, виды и статистика дорожно-транспортных происшествий. Причины и последствия дорожно-транспортных про­исшествий. Предвидение неправильных действий водителей и ком­пенсирующие действия пешеходов, обеспечивающие их безопас­ность. Наиболее аварийное время суток и время года. Ответствен­ность за нарушение ПДД. Правила поведения в легковом автомобиле и при чрезвычайных ситуациях в общественном транспорте. Наибо­лее опасные места в легковом и грузовом автомобиле. Разбор кон­кретных ДТП (наезд, опрокидывание, столкновение и т.д.)

Тема 5.2. Правила безопасного перехода проезжей части дороги

Теория. Где и как переходить проезжую часть дороги. Обозна­чение подземных, надземных и наземных регулируемых и нерегули­руемых пешеходных переходов. Последовательность действий при переходе проезжей части на различных видах пешеходных переходов. Правила выбора места для перехода, когда поблизости нет обозна­ченного пешеходного перехода. Понятие перекрестка дороги с круго­вым движением. Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток - где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обо­значен. Правила безопасного перехода перекрестков. Особенности перехода дороги на перекрестке (внимание автомобилям, поворачи­вающим направо и пересекающим при этом пешеходный переход).

Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Правила движения пешеходов в городе. Правила безопасного поведения при движении в организованной группе (не выходить из колонны, не нарушать ее порядка, выполнять указания сопровождающих взрос­лых и др.). Особенности движение транспорта на загородной дороге. Правила безопасного поведения пешеходов и перехода проезжей ча­сти дороги вне населенных пунктов.

Практика. Тренировочные упражнения по отработке навыков безопасного перехода проезжей части дороги. Разбор дорожно- транспортных ситуаций с использованием комплекса интерактивных электронных плакатов, тренировочное упражнение на учебной пло­щадке образовательного учреждения по отработке алгоритма дей­ствий безопасного перехода перекрестков и перехода различных ви­дов дорог на основе осознанного применения Правил дорожного движения. Самостоятельная работа с электронной энциклопедией по ПДД.


Тема 5.3. «Ловушки» на дороге

Теория. Опасные дорожные ситуации, связанные с ограничен­ным обзором; с неожиданным выходом на проезжую часть; с оши­бочным прогнозом; с отвлечением внимания; с пустынной улицей; с испугом. Дорожные ловушки. «Мертвая зона». Предметы, ограничи­вающие обзор дороги. Как избежать дорожных ловушек. Основные опасности на дороге, наиболее опасные участки. Габариты автомоби­ля и степень его опасности. Определение безопасного расстояния. Переход дороги вблизи от объектов, мешающих обзору. Разбор кон­кретных дорожных ситуаций.

Тема 5.4. Остановочный и тормозной путь автомобиля

Теория. Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Понятие «тормозной путь» автомобиля. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остано­вочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. Почему опасно внезапное появление пешехода на проез­жей части.

Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Решение задач на расчет остановочного и тормозного пути.

Тема 5.5. Сезонные опасности на дорогах: осень

Теория. Опасности на дороге: дождь, листопад, пасмурная пого­да, туман, заморозки. Правила безопасного поведения на дороге при резком изменении погодных условий, на мокрой и скользкой дороге, в дождь и туман. Решение ситуационных задач. Инструктаж перед осенними каникулами.

Тема 5.6 Сезонные опасности на дорогах: зима

Теория. Опасности на дороге: гололедица, снег, метель, корот­кий день. Правила безопасного поведения на дороге в зимнее время года. Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок автомобилей, гаражей, проездов по дворо­вым территориям. Инструктаж перед зимними каникулами. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.


Тема 5.7. Сезонные опасности на дорогах: весна

Теория. Основные опасности в весенние время года (оттепель днем и заморозки вечером и ночью, мокрая дорога, туман, яркое солнце). Резкое изменение погодных условий. Правила безопасного поведения на дороге весной. Весенние игры во дворах, парках (пра­вила безопасности). Инструктаж перед весенними каникулами.

Тема 5.8. Сезонные опасности на дорогах: лето

Теория. Опасности на дороге в летнее время года (длинный све­товой день, яркое солнце, дождь, увеличение количества иногород­них машин, велосипедов и мотоциклов). Опасности недостаточной видимости для водителя и пешехода, плохого уличного освещения. Темная одежда в сумерки - источник дополнительной опасности. Правила перехода дороги в темное время суток (выбор освещенного места, установленного для перехода). Решение ситуационных задач. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Инструктаж перед летними каникулами.

Тема 5.9. Культура поведения и ответственность за нарушение правил дорожного движения

Теория. Правила дорожного движения - закон для всех. Значе­ние дисциплинированности, вежливости, предупредительности и ак­куратности для обеспечения безопасности дорожного движения. По­вышение культуры транспортного поведения - источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение Правил дорожного дви­жения, за причиненный ущерб гражданам, предприятиям и организа­циям. Рассмотрение материалов о нарушениях в школе, заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер общественно­го воздействия. Ответственность за вред, причиненный несовершен­нолетним участником дорожного движения в ДТП. Ответственность несовершеннолетних за нарушения Правил дорожного движения, со­вершение дорожно-транспортных происшествий, угон автомото- транспортных средств.


Тема 5.10 Обобщающее занятие

Теория. Повторение пройденного материала пятого раздела. От­веты на вопросы для закрепления полученных знаний. Разбор дорож­но-транспортных ситуаций.

Примерные вопросы:

  1. Чем опасны дороги с неинтенсивным движением?

  2. В чем опасность игры возле проезжей части?

  3. Как безопасно перейти дорогу с двусторонним движением?

  4. С какими опасными привычками должен бороться пешеход?

  5. Как погодные условия влияют на безопасность дорожного движения (для водителей и пешеходов)?

  6. Каковы правила посадки в общественный транспорт?

Практика. Групповая творческая работа обучающихся по под­готовке и выпуску школьной стенгазеты по правилам безопасного поведения на дороге.

Тема 5.11 Контрольное занятие

Практика. Тестовая диагностика уровня практического усвое­ния материала обучающимися и умения применять свои знания с ис­пользованием билетов. Решение дорожно- транспортных ситуаций по карточкам.

РАЗДЕЛ 6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП


Тема 6.1. Дорожно-транспортный травматизм. Травмы при ДТП и способы их диагностики

Теория. Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, ха­рактерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможе­ния, опрокидывания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Ти­пичные повреждения при наезде на пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения по­звоночника, таза.


Тема 6.2. Обработка ран

Теория. Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Использование подручных средств при наложении повязок.

Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков наложения асептических повязок при повреждениях различной лока­лизации и использования подручных средств при наложении повязок.

Тема 6.3. Способы остановки наружного кровотечения

Теория. Виды кровотечений. Признаки артериального, венозно­го кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровоте­чения.

Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков остановки наружного кровотечения (пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгиба­ние конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки).

Тема 6.4. Угрожающие жизни состояния при механических поражениях

Теория. Содержание реанимационных мероприятий при оказа­нии первой медицинской помощи и критерии ее эффективности. Шок и его виды (травматический, ожоговый, аллергический). Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при ока­зании первой медицинской помощи. Острая дыхательная недостаточ­ность: причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской по­мощи. Асфиксия. Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Спосо­бы профилактики асфиксии при утрате сознания.

Тема 6.5. Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи

Теория. Психотические и невротические расстройства, их харак­теристики. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуж­дения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности ока­зания медицинской помощи.

Тема 6.6. Правила транспортировки пострадавших

Теория. Общие принципы транспортной иммобилизации. Им­мобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Приемы открывания заклиненных дверей машины, из­влечение пострадавших через разбитое стекло. Особенности извле­чения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших.

Практика. Тренировочное упражнение по отработке навыков наложения бинтовых фиксирующих повязок и шин.

Тема 6.7. Состав и назначение автоаптечки

Теория. Перечень вложений, входящих в состав автомобильной аптечки правила оказания первой помощи пострадавшему. Комплектация индивидуальной медицинской аптечки. Навыки применения ее содержимого.

РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 7.1. Светофор

Теория. Правила дорожного движения. Светофорное регулиро­вание. Движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов свето­фора для пешеходов и водителей. Поведение пешеходов на регулиру­емом перекрестке.

Практика. Самостоятельная работа обучающихся с электронной энциклопедией по ПДД. Разбор дорожно-транспортных ситуаций с использованием комплекта интерактивных плакатов. Тренировочное упражнение по отработке навыков безопасного перехода проезжей части по сигналам светофора. Решение ситуационно-тематических задач в интерактивном режиме.

Тема 7.2. Регулирование дорожного движения

Теория. Организация дорожного движения. Организация дорож­ного движения для транспорта и пешеходов. Планирование дорожной сети в городе. Технические средства регулирования дорожного дви­жения.

Практика. Беседа с работником ГИБДД. Разбор дорожно- транспортных ситуаций с использованием комплекта интерактивных плакатов. Тренировочное упражнение по отработке навыков выпол­нения сигналов регулировщика и действий по сигналам светофора.

Тема 7.3. Дорожные знаки и разметка

Теория. Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Знакомство с поряд­ком установки дорожных знаков. Значение дорожной разметки в общей организации дорожного движения. Цвет, условия применения разметки имеющее значение в безопасности движения пешеходов и велосипедистов.

Практика. Самостоятельная работа учащихся с электронной энциклопедией по ПДД и комментариями к ним. Разбор дорожно- транспортных ситуаций с использованием интерактивных технологий. Отработка навыков «чтения» информации по дорожным знакам через решение тематических задач. Экскурсия по улицам города с практическим применением пешеходных переходов (регулируемых и нерегулируемых).

Тема 7.4. Автомагистраль

Теория. Геометрические параметры, оборудование и техниче­ское состояние автомагистрали. Обязательный элемент автомаги­страли - разделительная полоса между встречными потоками транс­портных средств. Движение по автомагистралям. На дороге, обозна­ченной знаком «Автомагистраль», запрещается: движение пешеходов, велосипедистов и транспортных средств, максимальная скорость ко­торых по технической характеристике меньше 40 км/ч; остановка вне специально выделенной полосы или мест, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки» или «Место отдыха»; разворот, въезд на раз­делительную полосу и разрывы в ней; движение задним ходом; дви­жение грузовых автомобилей, полная масса которых превышает 3,5 т; учебная езда. Действия водителей при вынужденной остановке вне специально отведенных для стоянки мест (водитель должен позади автомобиля выставить знак аварийной остановки).

Тема 7.5. Обобщающее занятие

Теория. Повторение пройденного материала седьмого раздела. Ответы на вопросы для закрепления полученных знаний. Решение дорожно-транспортных ситуаций.


Тема 7.6. Контрольное занятие

Практика. Контрольная работа (работа по карточкам, решение ситуационных задач) по выявлению уровня практического усвоения материала учащимися и умения применять свои знания на прак­тике.

РАЗДЕЛ 8. МЫ - ЮНЫЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ

Тема 8.1. Общее устройство велосипеда

Теория. Виды велосипедов (дорожные, спортивные, горные, дет­ские, подростковые). Основные узлы и детали велосипеда. Проверка снаряжения велосипеда и технического состояния. Правила техники безопасности при эксплуатации велосипеда.

Практика. Знакомство с основными узлами и деталями велоси­педа: седло, рама, тормоз, руль, цепь, колеса, шины.

Тема 8.2. Правила техники обслуживания и ремонта велосипеда

Теория. Правила техники безопасности в процессе обслужива­ния при пользовании инструментами и ГСМ. Как разобрать и собрать велосипед. Устранение неисправностей. Техническая аптечка. Спе­цинструменты. Виды и периодичность техобслуживания, технология техобслуживания, оборудование для техобслуживания, предупреди­тельная система техобслуживания. Условия эксплуатации велосипеда.

Практика. Сборка-разборка велосипеда: установка колес, цепи, закрепление ручного тормоза, закрепление крыльев, замена колеса и правильная накачка шин, выявление неисправностей.


Тема 8.3. Требования, предъявляемые к движению велосипедистов

Теория. Правила езды на велосипеде во дворе (подальше от сто­ящих автомобилей; при приближении автомобилей и мотоциклов необходимо остановиться и пропустить их, запрещается ездить по проезжей части до 14 лет и тротуарам). Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Сигналы предупреждения, подаваемые велосипедистами. Правила маневрирования на велосипеде: проезд ре­гулируемых перекрестков и нерегулируемых перекрестков, поворот налево, направо, остановка.

Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Отработка навыков подачи сигналов предупреждения рукой при движении на велосипеде. Игра-тренинг «Умелый велосипедист» по отработке пра­вил маневрирования на велосипеде. Отработка навыка проезда на ве­лосипеде регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Решение ситуационно-тематических задач.

Тема 8.4. Учебно-тренировочная езда на велосипеде (фигурное вождение велосипеда)

Практика. Отработка навыков выполнения поворотов и разво­ротов, прохождения фигур велоэстафеты (змейка, слалом, восьмерка, «желоб», коридор из досок, «качели» и др.), умения сохранять равно­весие. Отработка техники вождения велосипеда. Демонстрация навы­ков маневрирования и фигурного вождения на чистоту выполнения и скорость.


РАЗДЕЛ 9. ОСНОВЫ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ

Тема 9.1. Пропагандистская деятельность

Теория. Основные формы и методы агитационной и пропаган­дистской деятельности. Основные принципы пропагандистской дея­тельности: оперативность, использование актуальных событий; инди­видуализация, удовлетворение информационных потребностей участников дорожного движения.

Тема 9.2. Правила оформления стенгазеты

Теория. Газета и ее виды. С чего необходимо начинать создавать газету? Построение текста. Правила размещения материала в газете. Оформление газет. Оформление стенда.

Практика. Подготовка школьной стенгазеты «Сезонные опас­ности на дороге».

Тема 9.3. Основные правила подготовки и проведения мероприятий

Теория. Разработка сценария. Распределение ролей. Подготовка наглядно-демонстрационного материала и костюмов. Приемы актер­ского мастерства. Техника речи.

Практика. Подготовка и проведение праздника для обучающих­ся начальной школы «Мы - юные пешеходы».

Тема 9.4. Пропаганда ПДД и безопасного поведения на дороге

Теория. Устная пропаганда ПДД среди обучающихся младших классов и воспитанников детских садов. Основы ораторского искус­ства. Этапы подготовки и проведения беседы по ПДД. Наглядные по­собия, техника их изготовления и применения.

Практика: Составление текстов бесед по Правилам дорожного движения для дошкольников с использованием наглядных пособий. Изготовление памяток, закладок, обращений к участникам дорожного движения. Проведение акций «Письмо водителю», «Письмо пешеходу». Проведение игр, конкурсов по безопасности дорожного движения для учащихся начальной школы, воспитанников дошкольных образовательных учреждений.









Учебно-методические средства обучения

Литература для педагогов:

  1. Безопасность на дорогах: руководство по использованию электронных компонентов УМК «Безопасность на дорогах» для фор­мирования у обучающихся 5-9 классов общеобразовательных учре­ждений знаний, навыков и умений безопасного участия в дорожном движении. - М.: Учприбор, 2009.

  1. Безопасность на дорогах: руководство по использованию учебно-практического пособия для конструирования и анализа до­рожных ситуаций. - М.: Учприбор, 2009.

  1. Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей по использованию УМК «Безопасность на дорогах» для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Учприбор, 2009.

  2. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внекласс­ной работе: Метод. пос. для организаторов внешкольной работы, ру­ководителям отрядов ЮИД, театральных кружков и пр. - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2006.

  3. Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л. Методические рекомендации по правилам и безопасности дорожного движения: В помощь учителю по проведению уроков в 5,6,7,8. 9 классах. - СПб: изд. «Лики России», 2008.

  4. Данченко С.П., Форштадт М.Л. Учебные пособия по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 5­9 классов. - СПб: изд. «Лики России», 2007.

  5. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекоменда­ции: формирование у детей и подростков навыков безопасного пове­дения на улицах и дорогах для педагогов дополнительного образова­ния. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Повы­шение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» - М.: Изд. дом Третий РИМ, 2006.

  6. Рыбин А.Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движе­нии. - М., 1991.

  7. Форштадт М.Л. Методическое пособие по Правилам дорож­ного движения. - СПб: изд. «Лики России», 2007.

  8. Форштат М. Опасная тенденция: Детский дорожно- транспортный травматизм: вчера и сегодня // Основы безопасности жизни. - 2006. - Март.

  9. Электронные компоненты УМК «Безопасность на дорогах» по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах для обу­чающихся 5-9 классов общеобразовательных школ на СD-диске.

  10. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. - М.: изд. «Мир», 2005.


Литература для учащихся:

    1. Безопасность на дорогах: рабочая тетрадь для обучающихся 5-9 классов. - М.: Учприбор, 2009.

    1. Билеты для решения задач по ПДД (с комментариями).

    2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. - М.: изд. «ACT», 2005.

    1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя. Первая медицинская помощь на месте происшествия. Учебное посо­бие. - М.: изд. «ACT Астрель», 2004.

    2. Данченко С.П., Форштадт М.Л. Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 5­9 классов. - СПб: изд. «Лики России», 2007.

    3. Правила дорожного движения РФ (с комментариями).

    4. Первая помощь в экстремальных ситуациях. Практическое пособие. / Сост. С.В. Петров, В.Г. Бубнов. - М.: изд. «НЦ ЭНАС», 2004.

    5. Форштат М.Л., Эопова А.В., Добровольская А.П., Новиков А.В. Пешеход на дороге (обучающий минимум по Правилам и без­опасности дорожного движения). - С.-Петербург, 2002.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Методы, используемые при реализации программы:

в обучении:

  • практический (различные упражнения и тренинги с моделями

транспортных средств, изготовление макетов);

  • наглядный (изучение правил на макетах, экскурсия, наблюде­ние за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств организации дорожного движения);

  • словесный (инструктажи, рассказ, беседы, разъяснения);

  • работа с литературой (в основном чтение, изучение, составле­ние плана).

в воспитании:

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

  • методы организации деятельности и формирования опыта об­щественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, само­стоятельная работа, упражнения);

  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревно­вания, поощрения).

Методы диагностики личностного развития воспитанников:

сравнение и анализ выполняемых упражнений, итоговый анализ по­лученных умений и навыков воспитанников за период обучения.

Материально-техническое оснащение

Оборудование

Количество (шт)

Компьютер, проектор, экран

1

Схемы и плакаты

10

подборка вопросов и ситуаци­онных заданий

2 комплекта

Набор дорожных знаков

1

Автомобильная медицинская аптечка

1

Макет светофора

4

Велосипеды

2

Кегли

8

Стойки для фигурного вождения.


2

Жезл, свисток

1

Учебная площадка по безопасности дорожного движения

1

Подписка газеты «Добрая дорога детства»

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа кружка ЮИДД

Автор: Югатов Вячеслав Михайлович

Дата: 04.11.2018

Номер свидетельства: 483426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства