kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки» 1 а класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Школа ТРИЗформашки»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности, которая  позволит учащимся повысить уровень освоения любых предметов. Использование элементов ТРИЗ сделает педагогический процесс эффективным, сформирует системно-диалектическое мышление, способность применять творческие методы и модели в любых ситуациях, самостоятельность учащихся  и углубит их  знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки» 1 а класс»

Управление образования города лабытнанги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ



Принята на заседании НМС,

протокол от_____________ 2016 г. № ______


Утверждена приказом от_________ 2016 г. № ______








Рабочая программа

внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки»

1 а класс







Разработчик: Дереполенко Марина Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории













2016–2017 учебный год


Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности

«Школа ТРИЗформашки».


  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание изучаемого курса.

  4. Тематическое планирование.

  5. Планируемые результаты.

  6. Система оценки достижения планируемых результатов.

  7. Оснащённость учебного процесса по предмету.


  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки» для учащихся 1 а класса, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067
    "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
    (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755);

  5. Основная образовательная программа начального общего образования Гимназии г. Лабытнанги на 2015-2019 гг.;

  6. Авторская программа курса «Школа ТРИЗформашки» для 1-4 классов. Дереполенко М.А.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.

Программа внеурочной деятельности разработана для развития интеллектуальных способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Интеграция предметов в образовательных учреждениях с использованием комплексного и блочного подходов в преподавании позволило повысить интенсивность обучения. Один из предметов, который способен внедрить эти направления, является информатика.

Одновременно, возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Постепенно наряду с традиционным обучением, в педагогический процесс начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Одна из инновационных технологий, способная повысить эффективность образования – это ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, разработанная Г.С. Альтшуллером), которая положена в основе ТРИЗ-педагогики.

Основные идеи ТРИЗ-педагогики заключаются в следующем:

  1. Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.

  2. Помочь человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму. Для этого необходимо:

    • определить врожденные способности человека;

    • развить все положительные качества человека;

    • перевоспитать все отрицательные качества.

3. Воспитать важнейшее качество личности - нравственность.

4. Укрепить физическое и психологическое здоровье детей.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Элементы ТРИЗ в данной программе «Школа ТРИЗформашки» дадут детям действенные инструменты творчества, в основе которых – опыт реальной изобретательной и исследовательской деятельности. Данная программа объединила в себе элементы ТРИЗ + предмет «информатика», которые и дали название программе «Школа ТРИЗформашки».

Цель – научить учащихся раскрывать резервы своей личности с помощью специальных методов и приемов обучения.

Задачи:

  1. сформировать положительное отношение детей к учебному процессу;

  2. развивать самостоятельность, уверенность в своих силах;

  3. развивать память, внимание, логику, мышление;

  4. развивать умение анализировать и решать изобретательские, практические задачи;

  5. развивать творческое воображение, фантазию, речь.

Задачи реализуются через систему занятий, на которых создаются ситуации моделирующие реальность. Занятия могут проводиться в виде: викторины, игры, конкурса, тренинга и т.д.

На занятиях можно использовать разные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, коллективную или индивидуальную.

Программа творческая и, значит, она немыслима без творческих уроков, где предлагаются игры с творческим ролевым сю­жетом, инсценируются различные логические ситуации, прово­дятся научные обозрения, устные журналы.

Игровая форма уроков с разнообразными видами упражнений, примеров и задач, вовлечение всех детей в полидиалог, предоставят каждому ребенку высказать свое мнение. Основной метод обучения детей – проблемно-поисковый, когда учащиеся самостоятельно находят решения творческих задач. Важную роль играет и умение педагога создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности. Необходимо, чтобы обучающиеся получали удовольствие от процесса «думания». Задачи, используемые на занятиях, должны быть предельно конкретными, сопровождаться подробностями, воссоздающие реальную жизненную ситуацию. Желательно, чтобы форма вопросов стимулировала творческое воображение, была бы живой и образной.

В данной программе рассматриваются основные направления развития учащихся средствами предмета «Информатика»:

1. Алгоритмизация.

2. Информация.

3. Моделирование.

Интегрированный подход (Элементы ТРИЗ + предмет «Информатика») позволяет также охватить единой обучающей средой и элементы психологии, математики, логики.

На протяжении всех занятий выстраиваются в следующие блоки:

  1. Диагностическое тестирование.

  2. Развитие психофизических качеств личности.

  3. Работа с тестами.

  4. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин.

  5. Уроки-информашки.

  6. Логические игры.

  7. Работа в интеллектуальном театре.

  8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка.

Материал каждого блока рассматривается на протяжении всего курса концентрически, т.е. углубляется и расширяется в зависимости от возрастных особенностей и года обучения (объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу).

Систематическое проведение занятий по «Школе ТРИЗформашки» будут способствовать всестороннему развитию психофизических качеств личности. Выстроенные в определенной последователь­ности и подкрепленные соответствующим тестированием уп­ражнения обеспечат комплексное развитие памяти, внима­ния, речи, интуиции, фантазии, воображения, нестандартного творческого мышления, повысят интерес не только к конечным результатам работы, но и, что особенно важ­но, к самому процессу познания. Более того, разнообразие тематики занятий сделает процесс обучения более радостным и инте­ресным, научит удивляться и познавать, находить правильное решение в нестандартных ситуациях, принимать участие в реше­нии проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин, рассматривать их в целом.

Рабочая программа «Школа ТРИЗформашки» для учащихся 1 а класса рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

Программа «Школа ТРИЗформашки» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, которая позволит учащимся повысить уровень освоения любых предметов. Использование элементов ТРИЗ сделает педагогический процесс эффективным, сформирует системно-диалектическое мышление, способность применять творческие методы и модели в любых ситуациях, самостоятельность учащихся и углубит их знания.

II. Учебно-тематический план

1 класс

Разделы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Диагностическое тестирование.

2


2

2.

Развитие психофизических качеств личности.

5


5

3.

Работа с тестами.

3

1

2

4.

Уроки-информашки.

5


5

5.

Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин.

8

1

7

6.

Создание логических игр своими руками.

2


2

7.

Работа в интеллектуальном театре.

4

1

3

8.

Проведение итоговых олимпиад и их обработка.

3


3

9.

Резерв.

1



1


ИТОГО

33

3

30



III. Содержание занятий «Школа ТРИЗформашки»


1 класс

Блок 1. Диагностическое тестирование (2 ч)

Диагностика объёма восприятия («Первые шаги»). Диагностика памяти («Первые открытия»).

Блок 2. Развитие психофизических качеств личности (5 ч)

Игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, память, внимание. Игры на развитие интеллектуальных способностей.

(Внимание: игра «Что спряталось». Память: игра «Запомни фигуры, (слова, предметы)». Развитие реакции: игра «Страшилки», «Покупка». Учимся думать: игра «Какая картина спряталась». Мышление: игра «Восстанови картинку».)

Блок 3. Работа с тестами (3 ч)

Что такое тест? Правила работы с тестами. Выполнение тестов логического содержания.

Блок 4. Уроки-информашки. (5 ч)

Занимательный материал по информатике.

Блок 5. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин (8 ч)

Проведение интеллектуального марафона (2 этапа). Разбор интеллектуального марафона. Игры, конкурсы, соревнования на закрепление изучаемого материала.

Конкурс «Умники и умницы». Игра «В мире занимательной информатики».

Блок 6. Создание логических игр своими руками. (2 ч)

Знакомство с логическими играми. Создание логической игротеки. Игры на развитие комбинаторных способностей. Моделирование игр.

Блок 7. Работа в интеллектуальном театре (4 ч)

Инсценирование логических задач. Построение алгоритмов решения задач. Подготовка и проведение научных обозрений, устных журналов.

Блок 8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка (3 ч)

Предметные олимпиады.

Резерв 1 ч.


IV. Тематическое планирование c определением форм внеурочной деятельности


1 класс

п\п

Тема

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Блок 1. Диагностическое тестирование (2 ч)

1.

Диагностика объёма восприятия («Первые шаги»).

1


1

2.

Диагностика памяти («Первые открытия») .

1


1


Блок 2. Развитие психофизических качеств личности (5 ч)

3.

Игры, тренирующие внимание.

Внимание: игра «Что спряталось».

1


1

4.

Игры, тренирующие память.

Память: игра «Запомни фигуры, (слова, предметы)».

1


1

5.

Игры, тренирующие быстроту реакции.

Развитие реакции: игра «Страшилки», «Покупка».

1


1

6.

Игры на развитие интеллектуальных способностей.

Учимся думать: игра «Какая картина спряталась».

1


1

7.

Игры на развитие интеллектуальных способностей.

Мышление: игра «Восстанови картинку».

1


1


Блок 3. Работа с тестами (3 ч)

8.

Что такое тест? Правила работы с тестами.

1

1


9.

Выполнение тестов логического содержания.

1


1

10.

Выполнение тестов логического содержания.

1


1


Блок 4. Уроки-информашки. (5 ч)

11.

Занимательный материал по информатике.

1


1

12.

Занимательный материал по информатике.

1


1

13.

Занимательный материал по информатике.

1


1

14.

Занимательный материал по информатике.

1


1

15.

Занимательный материал по информатике.

1


1


Блок 5. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин (8 ч)

16-17.

Знакомство с методами и приемами решения нестандартных задач. Построение алгоритма решения творческих задач.

2

1

1

18.

Проведение интеллектуального марафона

(1 этап).

1


1

19.

Разбор результатов интеллектуального марафона (1 этап).

1


1

20.

Проведение интеллектуального марафона

(2 этап).

1


1

21.

Разбор результатов интеллектуального марафона (2 этап).

1


1

22.

Конкурс «Умники и умницы».

1


1

23.

Игра «В мире занимательной информатики».

1


1


Блок 6. Создание логических игр своими руками. (2 ч)

24.

Знакомство с логическими играми. Создание логической игротеки.

1


1

25.

Игры на развитие комбинаторных способностей. Моделирование игр.

1


1


Блок 7. Работа в интеллектуальном театре (4 ч)

26.

Построение алгоритмов решения задач.

1

1


27.

Подготовка и проведение научных обозрений, устных журналов.

1


1

28.

Инсценирование логических задач.

1


1

29.

Инсценирование логических задач.

1


1


Блок 8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка (3 ч)

30.

Предметные олимпиады.

1


1

31.

Предметные олимпиады.

1


1

32.

Подведение итогов предметных олимпиад.

1


1

33.

Резерв

1


1



33

3

30




V. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности


Личностных результатов:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные результаты:

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.



VI. Система оценки достижения планируемых результатов

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • результативность участия в ежегодных конкурсах-олимпиадах (интеллектуальных марафонах и предметных олимпиадах разного уровня);

  • в конце учебного года рекомендуется оценивать продвижение в развитии учащихся с помощью диагностического тестирования (рассматривается динамика и характер изменения);

  • отсутствие конфликтных ситуаций при организации групповой, командной работы;

  • количество публичных выступлений перед незнакомой аудиторией;

  • эффективность составленных алгоритмов и др.;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по учебным предметам.


VII. Оснащённость внеурочной деятельности



Учебно-методическое обеспечение

Кабинет


  1. Гин А. Приемы педагогической технологии. – М.: Вита-Пресс, 2010.

  2. Гин А. Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. М.: Вита-Пресс, 2010. – № 5.

  3. Курышев В.А. ТРИЗовский подход при решении задач // Школьные технологии.

– М.: Просвещение, 2013. - № 4

  1. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2011. - № 5.

Методическая литература для педагога


  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. – М.: Первое сентября, 2004.

  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сфе­ры ребенка. — М.: Роспедагентство, 2010.

  3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

  4. Пензенская интеллектуальная игра «УМКИ 2100». //начальная школа плюс До и После. – 2004. - № 6.

  5. Пензенская интеллектуальная игра «УМКИ 2100». //начальная школа плюс До и После. – 2006. - № 12.

  6. Пензенская интеллектуальная игра «УМКИ 2100». //начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 8.

Литература для детей


  1. Голубкова Г. 365 логических игр и задач. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

  2. Голубкова Г. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

  3. Голубкова Г. 365 весёлых игр и фокусов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

  4. Емельченков Е.П., Щедров Г.П. Разговор с компьютером (в картинках). – М.: ТОК, 2010.

  5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. – М.: «ВАКО», 2012.

  6. Крупенчук О.И. Развиваем мышление. - СПб.: Литера, 2012.

  7. Крупенчук О.И. Развиваем логику. - СПб.: Литера, 2012.

  8. Леонтоьева О.Л. 300 головоломок. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.











Библиотека

Материально-техническое оснащение

Классная доска с креплениями для таблиц и картинок.

Интерактивная доска.

Телевизор.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Сканер.

Принтер.

Нетбуки.








Информационное обеспечение

  1. C/D «Учимся мыслить логически». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2009.

  2. C/D «Учимся анализировать ». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2009.

  3. C/D «Информатика для младших школьников». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2013.

  4. C/D «Информатика для детей (1-4 классы)». – М.: Фирма «1С», Образовательная коллекция. 2011.

Интернет-ресурсы:

http://www.solnet.ee/games/g1.html - Развивающие компьютерные игры (Детский портал «Солнышко»)

http://www.nachalka.com/ - "Начальная школа" - информационный сайт

http://zanimatika.narod.ru/ - "Заниматика: методическая копилка"

http://ginger-cat.ru/index.php?article_id=100 – Дистанционные предметные олимпиады «Рыжий кот»

http://vot-zadachka.ru/#top – Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы «Вот задачка»

http://www.infoznaika.ru/ - "Инфознайка" - дистанционная игра-конкурс по информатике.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа ТРИЗформашки» 1 а класс

Автор: Дереполенко Марина Александровна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства