Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки нравственности" (1-4 класс)»
Управление образования администрацииМариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
«30» августа 2016
___________________
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол № 1
« 31» августа 2016
Утверждена
Приказом № 160
МБОУ «Сусловская СОШ»
«31» августа 2016
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Уроки нравственности»
1-4 классы
Составитель
Перфильева Д.А,
учитель начальных классов
Суслово
2016
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для 1-4 классов «Уроки нравственности»
Перфильева Дарья Алексеевна, учитель начальных классов
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» 31 августа 2016 года, протокол №1.
Данная программа составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности».
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами, правилами поведения и формирования моральных привычек. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственномунаправлению для 1-4 классов «Уроки нравственности» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на основе Примерной основной образовательной программы (далее- ПООП); в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденным приказом по МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120.
И на основе авторской программы Э.Козлова, В.Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности».
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы деятельности
1.
Правила поведения в школе
Беседа.
2.
О добром отношении к людям
Беседа, игра.
3.
Как стать трудолюбивым
Беседа.
4.
Правила опрятности и аккуратности
Беседа.
5.
Правила поведения на улице и дома
Беседа.
6.
Школьный этикет
Беседа, игра.
2 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы деятельности
1.
Культура общения
Беседа.
2.
Общечеловеческие нормы нравственности
Беседа.
3.
Дружеские отношения
Беседа.
4.
Понять другого
Беседа.
3 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы деятельности
1.
Культура общения
Беседа.
2.
Самовоспитание
Беседа.
3.
Общечеловеческие нормы нравственности
Беседа.
4.
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
Беседа.
4 класс
№
п/п
Темы разделов
Основные виды и формы деятельности
1.
Культура общения
Беседа.
2.
Самовоспитание
Беседа.
3.
Общечеловеческие нормы нравственности
Беседа.
4.
Искусство и нравственность
Беседа.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Правила поведения в школе
6
1.
Правила поведения на уроке и на перемене.
1
2.
Правила поведения в общественных местах.
1
3.
Правила поведения в гардеробе.
1
4.
Правила поведения в столовой.
1
5.
Правила поведения в библиотеке.
1
6.
Правила поведения в школьном дворе.
1
2
О добром отношении к людям
10
7.
Что такое «добро и зло».
1
8.
Что такое «добро и зло».
1
9.
«Ежели вы вежливы».
1
10.
«Ежели вы вежливы».
1
11.
Добрые и не добрые дела.
1
12.
Добрые и не добрые дела.
1
13.
Ты и твои друзья.
1
14.
Ты и твои друзья.
1
15.
Помни о других – ты не один на свете.
1
16.
Помни о других – ты не один на свете.
1
3
Как стать трудолюбивым
7
17.
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
1
18.
«Как быть прилежным и старательным».
1
19.
«Как быть прилежным и старательным».
1
20.
Наш труд в классе.
1
21.
Наш труд в классе.
1
22.
Мой труд каждый день дома.
1
23.
Мой труд каждый день дома.
1
4
Правила опрятности и аккуратности
5
24.
Культура внешнего вида.
1
25.
Культура внешнего вида.
1
26.
Каждой вещи своё место.
1
27.
Каждой вещи своё место.
1
28.
Умейте ценить своё и чужое время.
1
5
Правила поведения на улице и дома
2
29.
Как вести себя на улице и дома.
1
30.
Как вести себя на улице и дома.
1
6
Школьный этикет
3
31.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
1
32.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
1
33.
Чему нас научили уроки нравственности?
1
Итого:
33
2 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Культура общения
9
1.
Этикет (повторение).
1
2.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
3.
Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
4.
Встреча и развлечение гостей.
1
5.
Встреча и развлечение гостей.
1
6.
Поведение в гостях.
1
7.
Поведение в гостях.
1
8.
Как дарить подарки.
1
9.
Как дарить подарки.
1
2
Общечеловеческие нормы нравственности
4
10.
Заповеди.
1
11.
Заповеди.
1
12.
Дал слово держи.
1
13.
Дал слово держи.
1
3
Дружеские отношения
11
14.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
15.
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
1
16.
Преданный друг.
1
17.
О доброте и бессердечие.
1
18.
О доброте и бессердечие.
1
19.
Об уважительном отношении к старшим.
1
20.
О зависти и скромности.
1
21.
О зависти и скромности.
1
22.
О доброте и жестокосердии.
1
23.
В мире мудрых мыслей.
1
24.
В мире мудрых мыслей.
1
4
Понять другого
10
25.
Золотые правила.
1
26.
Золотые правила.
1
27.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
1
28.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
1
29.
О тактичном и бестактном поведении.
1
30.
О тактичном и бестактном поведении.
1
31.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
1
32.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
1
33.
В мире мудрых мыслей.
1
34
Обзор курса этики за год.
1
Всего
34
3 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Культура общения
9
1.
Этикет разговора.
1
2.
Обращение к разным людям.
1
3.
Обращение к разным людям.
1
4.
Вежливый отказ, несогласие.
1
5.
Этикетные ситуации.
1
6.
Этикетные ситуации.
1
7.
Афоризмы.
1
8.
Разговор по телефону.
1
9.
Играем роль воспитанного человека.
1
2
Самовоспитание
7
10.
Что значит быть вежливым?
1
11.
Мои достоинства и недостатки.
1
12.
Мои достоинства и недостатки.
1
13.
Большое значение маленьких радостей.
1
14.
О хороших и дурных привычках.
1
15.
О хороших и дурных привычках.
1
16.
Афоризмы о самовоспитании.
1
3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17.
Заповеди: как мы их исполняем.
1
18.
О сострадании и жестокосердии.
1
19.
О сострадании и жестокосердии.
1
20.
Лгать нельзя, но если...?
1
21.
Лгать нельзя, но если...?
1
22.
Всегда ли богатство счастье?
1
23.
Всегда ли богатство счастье?
1
24.
Спешите делать добро.
1
25.
Спешите делать добро.
1
26.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1
4
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
8
27.
«Как сердцу высказать себя?»
1
28.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
29.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
30.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
1
31.
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
1
32.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
33.
Афоризмы.
1
34.
Чему мы научились на уроках этики.
1
Всего
34
4 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Культура общения
9
1.
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
1
2.
Культура общения в современной семье.
1
3.
Культура общения в современной семье.
1
4.
О терпимости к ближним.
1
5.
О терпимости к ближним.
1
6.
Культура спора.
1
7.
Этикетные ситуации.
1
8.
В мире мудрых мыслей.
1
9.
В мире мудрых мыслей.
1
2
Самовоспитание
7
10.
«Познай самого себя».
1
11.
Самовоспитание.
1
12.
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
1
13.
Как я работаю над собой.
1
14.
О терпении.
1
15.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
16.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
1
3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
17.
Об источниках наших нравственных знаний.
1
18.
Совесть - основа нравственности.
1
19.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
1
20.
«Досадно мне, что слово честь забыто».
1
21.
Заветы предков.
1
22.
Россияне о любви к Родине.
1
23.
Твоя малая родина.
1
24.
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
25.
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
26.
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
1
4
Искусство и нравственность
8
27.
Нравственное содержание древних мифов.
1
28.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.
1
29.
Положительные герои в былинах и сказках.
1
30.
Отрицательные герои в литературных произведениях.