kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа театрального кружка Радуга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа используется для воспитания и развития понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театрального кружка Радуга»

11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа театрального кружка «Радуга» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы. М.А.Самковой /под ред. Р.Ф.Виноградовой/- М.:Вентана-Граф, 2011, программы курса «Театр» для начальной школы. Автор  И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Развитие художественно-творческих способностей одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности невозможно без использования эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.

Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

             Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

            Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

            Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в  год в 1 классе,  34 часа в год во 2-4 классах.                      

 

 

                                  Содержание программы

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

 

Задачи:

- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

- через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.


Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

            - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

            - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 

   Формы проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

 

Разделы программы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр театральных постановок.

5. Наш театр.

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

 

п/п

Тема раздела

Форма

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах и на видеодисках

просмотр спектакля

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсценировка, постановка спектакля

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступление

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


 

Мы играем – мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».


Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.


Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.


Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.


Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

1 класс (34 часа)


 

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

10

10

1-10

Игры на развитие внимания и воображения.

10

10

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

8

8

11-16

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.

  1. «Муха-Цокотуха».

  2.  «Тараканище».

  3. «Айболит».

  4. «Бармалей».

  5. «Мойдодыр».

  6. «Чудо-дерево».

6

6

17-18

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

 

Раздел «Наш театр»

15

15

19-33

 

 

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

  1.  «Муха-Цокотуха».

  2. «Тараканище».

  3. «Айболит».

Отчётные спектакли.

 

15

15


Итого

33

33


Приложение 1


Игры на развитие внимания и воображения к разделу

«Мы играем – мы мечтаем!»  (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

  1. Картинки из спичек.

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их.

  1. Нарисую у тебя на спине…


Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине.


3. Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”, исполняющий их с завязанными глазами.


  1. Рисунки на заборе

     Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий.



5.Мозаика

Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены.


Все эти упражнения и задания необходимы для воспитания внимания, сообразительности и творческого воображения у младших школьников.


Часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга, которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях.


Задания :

Говорим по-болтунски!

Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский).


Зеркало“

Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является

Кривое зеркало“

Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения.

Вредные советы”

Игра  “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее.

Елки-палки”

Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать ветру и так далее .

Цирк“

Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника.





Тепло –холодно“

            Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.).


Люди – самолеты, люди – мотоциклы.

Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата.

Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рулежную дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д.


С миру по строчке…

Каждому ученику дается  по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ.


С днем рождения!

День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть новорожденный.




 

Приложение 2



Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)




Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 









 И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы



  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.


 

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?       

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

 

Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

 

Приложение 3




Скороговорки (из сборника скороговорок,


Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!


 

  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.


 

  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

 


  • Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.



 

  • Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

 

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр»


2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.


3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.


4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.         


5.Сборник детских скороговорок.




Материально – техническое обеспечение


Хрестоматии по чтению

Наглядные пособия: иллюстрации, слоговые таблицы

Учебное оборудование: классная доска, магнитная доска, стулья, карандаши , фломастеры, краски

Компьютер, мультимедийный проектор, диски.

 

2 класс (34 часа)

 

п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

6

4

2

1

Дорога в театр.

1

2

-

2-4

В театре.

3

-

2

5-6

Как создаётся спектакль.

2

2

 

Раздел «Основы актёрского мастерства»

5

1

4

7-11

Мимика. Пантомима.

5

1

4

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах  или видеодисках»

5

5

12-14

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

  2. «Чиполлино и его друзья».

  3. «Приключения Братца Кролика и Братца Лиса».

3

3

15-16

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

 

Раздел «Наш театр»

18

18

17-22

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

6

6

23-28

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрам

Дж. Родари. Отчётный спектакль.

6

6

29-34

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Отчётный спектакль.

6

6


Итого

34

5

29

 

 

3 класс (34 часа)

 

п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

15

10

5

1-3

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

3

2

1

4

Древнегреческий театр.

1

1

5

Театр «Глобус».

1

1

6

Театр под крышей.

1

1

7

Современный театр.

1

1

8

Театральный билет.

1

1

9

Театр кукол.

1

1

10-11

Музыкальный театр.

2

2

12-13

Цирк.

2

1

1

14

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

 

1

15

Зритель в зале.

1

-

1

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

5

5

16-18

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.

  1. «Кот в сапогах».

  2. «Золушка».

  3. «Сказки Андерсена».

3

3

19-20

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

 

Раздел«Основы актёрского мастерства»

4

1

3

21-24

Театральный этюд.

4

1

3

 

Раздел«Наш театр»

10

10

25-29

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Отчётный спектакль.

5

 

5

30-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Отчётный спектакль.

5

5


Итого

34

11

23

 

 

 

4 класс (34 часа)

 

п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

4

4

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

2

2

3-4

Театральные жанры.

2

2

 

Раздел«Основы актёрского мастерства»

16

2

14

5

Язык жестов.

1

1

6-8

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

3

3

9-10

Интонация.

2

2

11-12

Темп речи.

2

2

13

Рифма.

1

1

14

Ритм.

1

1

15

Считалка.

1

1

16

Скороговорка.

1

1

17

Искусство декламации.

1

-

1

18

Импровизация.

1

1

-

19-20

Диалог. Монолог.

2

1

1

 

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках»

4

4

21-24

Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля.

  1. «Сказки Пушкина».

  2. «Басни дедушки Крылова».

4

4

 

Раздел«Наш театр»

10

10

25-28

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль.

4

 

4

29-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль.

6

6


Итого

34

6

28

 

 


 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа театрального кружка Радуга

Автор: Гринюк Ирина Владимировна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства