kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу «Профпробы» Профессия «Проводник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная проба моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствует сознательному, обоснованному выбору профессий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Профпробы» Профессия «Проводник»»







Согласовано Утверждаю

НМС ШМО №1 Директор МАОУ «СОШ №74»

От «___» __________2017 г. Перми _________Т. Н. Полыгалова

Приказ

____от «___»___________2017г.











Рабочая программа по курсу

«Профпробы»

Профессия «Проводник»









Составитель: Першина Н.В.

Жабин Л. А.

Дубинина И. А.



2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Проводник поезда (пассажирских вагонов) — профессия для тех, кто любит путешествия и новизну ярких впечатлений. Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.

А внутренний смысл работы проводника — обеспечить максимальный комфорт пассажирам вагона. Образно говоря, проводник — это «маленький хозяин большого вагона», населенного людьми, постоянно меняющимися по пути следования поезда. Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне.

Профессия проводника чрезвычайно востребована и проблем с трудоустройством молодых специалистов не возникает. Учебные заведения по договорам с вагонными участками сразу направляют выпускников в маршруты в паре с опытным проводником.

Все рейсы условно делятся на местные (время в пути до одних суток) и дальнего следования (время в пути более суток).

Особенности профессии

Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:

  • участие в планерке и инструктаже;

  • получение постельного белья, моющих средств, чая, сахара, кофе;

  • уборка вагона.

В пути следования проводник:

  • размещает пассажиров согласно билетам;

  • контролирует и обеспечивает исправную работу освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования;

  • обеспечивает пассажиров постельным бельём, чаем;

  • оповещает пассажиров о прибытии поезда на станции и времени стоянки;

  • оказывает в случае необходимости первую медицинскую помощь;

  • выполняет влажную и сухую уборку вагона по специальному графику;

  • в международных поездах оформляет дорожную ведомость и таможенную декларацию;

  • при работе в последнем вагоне контролирует состояние хвостовых сигнальных фонарей.

Все многочисленные обязанности на всевозможные случаи подробно описаны в Должностной инструкции проводника пассажирских вагонов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Постоянная востребованность профессии

  • Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок

  • Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье

  • Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.

Минусы

  • Разъездной характер работы

  • Высокий уровень травматизма на железной дороге

  • Переизбыток общения с разными типами людей

  • Высокая ответственность за людей+материальная ответственность

  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику

  • Нехватка времени на отдых

  • Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава

Место работы

ОАО «РЖД», международные железные дороги, метрополитен, предприятия транспорта.

Важные качества

  • ответственность, пунктуальность и организованность

  • умение работать в команде, коммуникабельность

  • быстрая и точная реакция

  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле

  • способность принимать взвешенные и ответственные решения

  • аккуратность в работе в документацией

  • умение анализировать и систематизировать информацию

  • умение находить нестандартные решения в цейтноте

  • крепкое физическое здоровье

Где учат на проводника поезда (пассажирских вагонов)

Проводником пассажирского вагона может стать любой совершеннолетний человек, окончивший специальные курсы проводников. Кроме того, к проводникам предъявляются высокие требования к состоянию их здоровья: необходимо пройти специальную медкомиссию.

Оплата труда

Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Зарплата проводников также зависит от сезона, типа поезда: в осенне-зимний период зарплата составляет от 15 тысяч рублей, летом — до 25 тысяч рублей в связи с увеличением пассажиропотока. В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных.

Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог и дачный билет на пригородные поезда в 150 км от места жительства.

Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.

Отработав 2-3 года проводником на поездах дальнего следования, получив средне-техническое или высшее образование в профильных учебных заведениях по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и окончив курсы ЛНП, проводник может стать начальником поезда. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, начальник вокзала.

Уровень образования профессии "Проводник вагона поезда (проводница)"

Для овладения профессией "Проводник вагона поезда (проводница)" необходимо среднее или высшее профессиональное образование. 

Колледж железнодорожного транспорта
 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» г. Перми.






Введение в профессию.

Современный человек живет в сложном, постоянно изменяющемся мире, общество в целом переживает переход от индустриального этапа научно-технического прогресса к технологическому этапу общественно-экономического развития, поэтому необходимо как можно раньше, глубже и самокритичнее разобраться в своих интересах и склонностях, потом определить свои способности.

Рецептов, которые гарантировали бы выбор такой профессии, в которой физические и духовные силы человека проявились бы наилучшим образом, не существует. И, прежде всего потому, что выбор профессии не мгновенный шаг, а процесс длительной подготовки. Начинается он задолго до того, как человек начинает трудиться. Нужно постараться заранее узнать побольше о разнообразии современных профессий и перспективах их развития, о требованиях, которые они предъявляют к качествам человека. Выбирая профессию каждый человек должен четко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Профессиональное самоопределение -длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за человеком определенной профессии, требующей от человека специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, определенные общим названием (токарь, электрик, водитель, врач, учитель и т. д.) Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом. Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе. Профессионализм-это результат обучения и опыта работы.

Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Другими словами это сложный труд, который отличается от неквалифицированного, простого труда. Один час сложного труда приравнивается к нескольким часам труда простого. Квалификация работника подтверждается документ о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше зарабатывать, должен приложить умения для получения более высокой квалификации. Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу. Ведь каждый хочет отдать детей хорошему учителю, пойти к хорошему врачу, сшить платье у хорошего портного. Слово "хороший" в житейском употреблении включает в себя, прежде всего, понятие о профессионализме, высокой квалификации работника, о высоком качестве продукта труда или предоставляемых услуг.

Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью. Но исполнительность невозможна без инициативы. В самом деле, получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Современный работник должен в конкретных условия найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Бездумный исполнитель - плохой работник. Напротив - инициатива - свидетельство высокого профессионализма. Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника, способность к самостоятельному решению творческих задач. Культура труда проявляется в его научной организации.

Мы сказали о том, какой работник нужен современному производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, инициативы и т. д. Теперь подойдем к трудовой деятельности с другой стороны: на сколько она соответствует природе человека, как способствует (или препятствует ) развитию в нем подлинно человеческих качеств.

С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. Однако, если в древности ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личного мастерства, как бы представляла его личные качества, работник индустриального труда, наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, свойственными развитию человеческой жизни. Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией производства.

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями, доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.

Большое значение имеют условия труда. В них включается степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Гуманизация труда означает процесс очеловечивания. Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику.

Современные технологические процессы предполагают интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводиться до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим, более интересным.

Особое значение имеет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь развертываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизацию труда расширяет эти возможности. Использовать их - дело каждого из нас.

Вот почему необходимо как можно раньше задуматься о выборе профессии, сделать этот выбор и успешно осваивать основы выбранной профессии.

Профессиональная проба.

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становиться все более актуальной. Рынок труда в нашей стране выявил серьезные недостатки в ее решении.

Профессиональная проба моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствует сознательному, обоснованному выбору профессий.

Профессиональная проба "Проводника" в сфере деятельности "Человек-человек" ориентирует учащихся 8 классов по специальностям "Проводник". Целью данной профпробы является формирование интереса к профессии, оказание помощи в выборе жизненного пути, выявление способностей к данным специальностям.

Задачи профессиональной пробы.

  1. Дать базовые сведения о профессиональной деятельности.

  2. Смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере "Человек-человек".

  3. Методом проб выявить интересы учащихся к этому виду практической деятельности.

  4. Формировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.

Профессиональная проба включает в себя:

Обучающий этапв котором предусмотрено получение учащимися общей информации о профессиональной деятельности проводника.

Целью данного этапа в подготовке учащихся к выполнению профессиональной пробы и получения информации о профессиональной деятельности в области "Человек-человека".

По прохождении этого этапа учащиеся должны знать:

  • Содержание и характер труда в данной сфере деятельности. Требования предъявляемые к личностным и профессиональным качествам.

  • Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.

  • Востребованность профессии на рынке труда в регионе, пути получения профессии.

  • Общие теоретические сведения, инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.

Основой подготовительного периода является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в повторении отдельных приемов.

Практический этап является основой пробы и состоит из:

1. Профпроба по специальности "Проводник".

2. Профпроба по специальности "Проводник".

3. Профпроба по специальности "Проводник".

Профпробы построены на моделировании основных элементов профессиональной деятельности в сфере "Человек-человек".

Профессиональные пробы направлены на:

- Выявление склонностей к выполнению работ связанных с общением.

- Формирование умения осмысливать вопросы, связанные обслуживанием людей (пассажиров).

- Выявление индивидуальных особенностей, необходимых людям данной сферы деятельности, таких как: оперативная память, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, вежливость. 

Результативность выполнения задания каждой части оценивается учителем, подводится итог и дается общая оценка работы учащихся. Выбор последовательности выполнения проб и уровня сложности осуществляется учителем на основе итога входного контроля.

Об эффективности профессиональных проб свидетельствуют:

- Осознанность выбора дальнейшего пути получения профессии;

- Профессиональное самоопределение учащихся.

Целью профессиональной пробы "Проводник" является формирование опыта в до профессиональной деятельности в области «человек-человеку», оказание помощи в самоопределении.

В программе определен минимальный обязательный для каждого обучающегося объем учебного материала необходимый для ознакомления с профессией, указано время изучения и намечена педагогическая целесообразность последовательности его изучения.

Программа теоретического обучения составлена с учетом знаний и умений, полученных обучающимися в общеобразовательной школе в объеме 8 классов.

Производственное обучение первоначальным навыкам осуществляется в кабинете. К концу обучения каждый обучающийся должен самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные программой допрофессионального обучения.

В процессе обучения предусматривается проведение профессиональных проб по уровням сложности:

  • Проба 1 уровня сложности - под руководством преподавателя (руководителя)

  • Проба 2 уровня сложности - выполняется обучающимися самостоятельно. Возможны консультации у преподавателя.

  • Проба 3 уровня сложности - выполняется обучающимися самостоятельно.

В течение всего процесса обучения заполняется дневник профессионального самоопределения, в который обучающийся заносит представления о себе, данные о пробах по специальности с самооценкой обучающихся. Дневник позволяет выделить пригодность обучающегося к профессии.

Обучение завершается собеседованием, в котором обучающиеся высказывают свое отношение к процессу обучения.

Учебно-тематический план





Тема

Вид деятельности

Теория

Практика

1

Ознакомление


1


2

Определение профпригодности

Тест. Анкета

1


3-4

Разработать рейс

1 профпроба Разработать памятку-инструкцию

0.5

0.5

5-7

Самостоятельно совершить рейс.

2 профпроба

3 профпроба


3

8

Рефлексия



1





План урока. Профпробы по специальности "Проводник".

Тема урока: Профпробы по специальности "Проводник".

Цель урока: дать учащимся базовые сведения о профессиональной деятельности.

1. Рассказать учащимся об основных обязанности проводника,

приемах работы проводника,

2. Показать обучающимся основные приемы

3. Научить основам безопасной деятельности представителей данной профессии.

4. Помочь обучающимся раскрыть в себе качества необходимые для дальнейшего успешного освоения выбранной специальностью.

5. Воспитать уважение к труду, интерес к выбранной профессии, обязательность соблюдения правил безопасности труда, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к материалам, оборудованию.

6. Развивать наблюдательность, память и мышление.

Оборудование:

1. Смарт доска, проектор.

2. Инструкционные карты.

3. Плакаты по технике безопасности.

4. Таблица определения результатов. (дневник самонаблюдения)

Межпредметные связи: математика, технология, география

Ход урока

1. Организационная часть урока.

1.1. При входе в класс раздать обучающимся дневники самонаблюдения.

1.2. Проверить явку обучающихся.

1.3. Осмотреть внешний вид обучающися, соответствие одежды обучающихся безопасным условиям труда и требованиям эстетики.

2. Вводный инструктаж.

2.1. Сообщаем обучающимся тему программы.

2.2. Сообщаем обучающимся тему урока и цель урока.
Сегодня на уроке мы отправляемся в поездку где будем выполнять роль «проводника».

2.3. Сообщаем цель урока:
Освоить самые простые и основные виды работ, коммуникативных способностей специалиста проводника, проверить степень присутствия качеств необходимых для дальнейшего успешного освоения специальности "Проводника".
Актуализация опорных знаний.

2.4. Вопросы обучающимся, задаются в форме фронтального опроса.

  • Какими качествами должен обладать проводник?

  • Что такое проводник?

  • Для чего нужен проводник?

  • Перечислить требования предъявляемые к проводнику?

  • Требования к рабочему месту?

  • Правила техники безопасности при работе?

Профессиональная проба.

Как уже было сказано выше профессиональная проба проходит в три этапа.

1 этап. Ознакомление. Проводник — железнодорожный служащий сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживания пассажиров. Обязанности проводника состоят из двух частей. Первая включает в себя обслуживание пассажиров. Это проверка билетов, выдача/продажа постельных принадлежностей и их сбор. Продажа чая (это делается трижды в день, чай предлагается пассажирам проводником и он обязан сам принести его на место пассажиру) и дополнительно кондитерских изделий и других напитков. Проводнику ставится план по продаже, который он обязан выполнить. За выполнение плана начисляются премиальные, а если план выполнен всей бригадой, то дается еще и дополнительная премия. В связи с чем, часто проводники сталкиваются с тем, что бригадир принуждает их выкупать не проданный товар в личное пользование.
Проводник обязан круглосуточно поддерживать в титане температуру воды, необходимую для приготовления чая. Оказывать самостоятельно помощь в заправке постельного белья пожилым, немощным людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми, а также всем желающим, если они того попросят. При высадке и посадке пассажиров проводник обязан оказать помощь пассажирам.
Вторая часть обязанностей касается поддержания чистоты внутри вагона и снаружи. Дважды в день делается влажная уборка в салоне и четыре раза в санузлах. Собирается и выносится мусор на тех. станциях, где это предусмотрено. По прибытии на станцию обязательно протереть поручни, чтобы никто не замарался. Загружать уголь для топки в вагон с перрона, куда его подвозят специальные службы. Уголь требуется для разогрева титана, когда перегорают тены электронагревателя. Поддерживать чистоту маршрутной доски на вагоне.
В зимнее время года проводник также обязан счищать наледь с ходовых частей вагона, с заправочной трубы (перед заправкой воды), промывать кипятком для размораживания слива умывальные чащи и унитазы. Также обязан поддерживать температурный режим вагона во избежание его размораживания, так как это может привести к поломкам. В таких случаях с проводника взыскивается стоимость ремонта.
Проводник несет материальную ответственность за сохранность всего вверенного ему имущества. Это постельные принадлежности, посуда, рабочий инвентарь, таблички с номерами вагонов, маршрутные доски, включая возможные механические повреждения их и различных поверхностей (сиденья, окна, шторы и т.д.), поломки и прочее.

В заключении мы даём точную информацию что необходимо для обучения данной профессии и местах обучения.



Обязанности проводника

  • проверять паспортные данные и проездные билеты у пассажиров

  • обслуживать пассажиров по пути следования поезда

  • производить посадку и высадку пассажиров

  • информировать пассажиров о приближении к ж/д станциям или государственным границам

  • на поездах международного следования выдавать дополнительные квитанции или проверять визы (разрешение на въезд в страну)

  • производить чистку пассажирского вагона

  • следить за технической исправностью вагона, поддерживать ее.

Как и при обслуживании внутренних линий, проводник международного вагона должен знать географию расположения остановочных пунктов по маршруту следования поезда в иностранных государствах, понимать поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах других стран. Кроме того, на проводника налагаются дополнительные обязанности, связанные с соблюдением пограничного и таможенного режимов. Проводник должен не только заблаговременно оповещать пассажиров о предстоящем досмотре на пограничной станции, но и всячески содействовать работе пограничной администрации. А это нередко требует проявления настоящего мужества.

Личные качества

- чуткость

- выдержка

- эмоциональная стабильность

- самообладание

- склонность к работе с людьми

- внимательность

- хорошая координация движений

- выносливость

- развитая

Выявляем эти качества путём опроса или тестирования. (см. приложение №1)

Оцениваю работу, предлагаю обучающимся самим оценить результат, выставить себе оценку в дневник самонаблюдения.



2 этап. На втором этапе профессиональной пробы предлагаю обучающимся, используя знания и умения полученные на первом этапе совершить первый рейс.

Первые рейсы проводники совершают в двойном составе: студентов сопровождают опытные железнодорожники. Учителя и ученики работают вместе.

  • Пермь- Кунгур.

  • При посадке проверить паспортные данные и проездные билеты у пассажиров.

  • обслуживать пассажиров при посадке и по пути следования поезда.

  • информировать пассажиров о приближении к ж/д станциям.

  • следить за технической исправностью вагона, поддерживать, производить чистку пассажирского вагона.

  • Информировать о правилах поведения в ж.д транспорте.

  • производить высадку пассажиров.

Во время работы слежу за правильностью выполнения обязанностей проводника и соблюдением правил техники безопасности. Оценивают свою работу, тем самым проверяя наличие у себя качеств необходимых для успешного выполнения данного задания. Самоанализ в приложении № 1

После выставления оценок, и подведения предварительных итогов переходим к следующему этапу профессиональных проб.

3 этап. На третьем этапе профессиональной пробы предлагаю обучающимся используя знания и умения полученные на предыдущих этапах, самостоятельно совершить рейс

Обучающиеся приступают к выполнению задания. Во время выполнения этого задания слежу за правильностью выполнения обязанностей проводника и соблюдением правил техники безопасности, правильным использованием полученных знаний, соблюдением безопасных приемов работы.

По окончании работы предлагаю обучающимся самим оценить свою работу, выявить наличие определенных качеств необходимых для успешного выполнения данного этапа профессиональной пробы, затем выставляют себе оценки в дневники самонаблюдения. (приложение №1)

4. Подведение итогов урока.

4.1. Во время подведения итогов еще раз обращаем внимание обучающихся на то, где применяются полученные ими на уроке знания, умения и навыки, необходимость этих знаний и умений при дальнейшем обучении профессии и в обыденной жизни. Объясняем основные ошибки и способы их избегания в дальнейшем при выполнении более сложных заданий.

Несколько слов о системе выставления оценок в дневник самонаблюдения.

В дневнике самонаблюдения перечислены физические и психологические свойства, необходимые для освоения данной профессии. На каждом этапе профпроб обучающиеся выявляют у себя присутствие определенных качеств, необходимых для успешного выполнения данного этапа и оценивают в какой мере они у них развиты и выставляют себе оценки по трехбальной системе. Если определенное качество, например глазомер, развит хорошо, то обучающийся в определенной графе ставит отметку "В" - "Высокий" уровень развития. Если данное качество развито похуже, ставит отметку "Ср" - "Средний" уровень развития. Если же данное качество развито слабо, то учащийся ставит оценку "Н" - "Низкий" уровень развития данного качества.

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об удобстве данной программы. Эта программа позволяет составить урок профессиональной пробы таким образом, чтобы давать обучающимся учебную информацию постепенно, в три этапа, что позволяет детям незнакомым с предметом "Проводник" и не владеющими профессиональными навыками, понять задание и правильно его выполнить. Благодаря тому, что задание дается поэтапно, ребенку легче понять, чего от него хочет добиться учитель и легче выполнить незнакомое задание, максимально проявив при этом необходимые физические и психологические качества. На каждом этапе обучающийся имеет возможность увидеть результат своего труда, сравнить его с эталонным и выставить себе оценку, после чего логически переходит к следующему этапу. Пройдя все три этапа обучающийся видит конечный результат своего труда и оценивает его.

Кроме того, данная программа удобна и для учителя, поскольку ученикам незнакомым с основами профессии, легче давать информацию поэтапно. Есть возможность провести качественный мониторинг, отследить уровень усвоения информации на каждом этапе. Проследить правильность выполнения задания, вовремя заметить ошибки и подсказать пути их исправления. Научить правильно выполнять профессиональные приемы и в конце занятия объективно оценить результат приложенных усилий.

Приложение 2.Таблица определения результатов (дневник наблюдения самоконтроля)

1этап: осознанность выбора качеств для профессии «проводник» по итогам теста или опроса.

«Да» Балы

«Нет» Балы

2 этап: первая профессиональная проба.

Понравилось/ не понравилось.



3 этап: вторая проба. (самостоятельная)

Получилось/ не получилось



Подведение итогов





Приложение №1. Тест «Определение профессиональной направленности».

Инструкция к тесту

1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок: 

I – «человек – природа»,

II – «человек – техника»,

III – «человек – знаковая система»,

IV – «человек – художественный образ»,

V – «человек – человек»;

2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек – техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;

3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) – неподходящим профессиям. 

ТЕСТ

1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1). 
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1). 
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1). 
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2). 
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1). 
6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1). 
7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1). 
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1). 
9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2). 
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2). 
11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1). 
12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1). 
13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1). 
14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1). 
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2). 
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2). 
17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2). 
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2). 
19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2). 
20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1). 
21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1). 
22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1). 
23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2). 
24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1). 
25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1). 
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1). 
27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1). 
28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1). 
29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2). 
30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1). 

Структура и содержание профессиональной пробы

Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы

№ п/п

Тема

Кол-во часов




всего

лекция

практика


Подготовительный этап

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1


Оборудование: 1. Инструкционные карты. 2. Плакаты по технике безопасности.

2

Диагностика профессионально важных качеств

1

1


Тест, анкета

Практический этап

3

Профессиональная проба 1 уровня:

Первый рейс виртуальной поездки в классе. (в сопровождении куратора)



1

Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, спецодежда, памятка- шпаргалка.

4

Профессиональная проба 2 уровня:



1

спецодежда, памятка- шпаргалка.

5-7

Профессиональная проба 3 уровня:



3

Спецодежда, вагон поезда, пассажиры.

8

Заключительное занятие. Рефлексия.



1

Дневник самоконтроля.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу «Профпробы» Профессия «Проводник»

Автор: Першина Надежда Васильевна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381142

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства