kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая прграмма элективного курса "Я- гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полностью соответствует ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма элективного курса "Я- гражданин России"»


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Я - гражданин России» разработана на основе сборника программ для четырёхлетней начальной школы, система Л.В. Занкова.-М.: 2008, факультативный курс «Я - гражданин России», авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражда­нина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Оте­честву, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

-дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

-дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;

-способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

-дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

-формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

-способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

-воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;

-дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, на природе;

-способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;

-формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Основные принципы и организация учебной деятельности

Реализация программы основана на следующих принципах:

- личностно - ориентированные (учёт индивидуальных особенностей обучающихся; помощь ученику выявить и раскрыть свои способности, развить человеческие качества; организация психологически комфортного учебного процесса);

- культурно - ориентированные (межпредметная интеграция, поиск аналогий, параллелей, взаимосвязей внутри предмета и в параллельно изучаемых школьных дисциплинах; непрерывность и преемственность всех этапов образования; сделать знание лично значимым для обучающегося; научить пополнять и расширять свои знания; научить ориентировке, анализу, самоанализу и действию в окружающем его мире);

-деятельностно - ориентированные (научить предметно-практическим действиям, сформировать способы и приемы учебной деятельности и деятельности познавательной, развивать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; обеспечить переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающихся; формировать у обучающихся способность и потребность к самостоятельным решениям, к творчеству).

Возрастная группа, на которых ориентирован курс

1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»;

2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;

3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»;

4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».

Результаты освоения курса

Планируемые результаты к каждому разделу

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и перво­начальных понятий по истории;

-совершен­ствование логичности, доказательности суждений, умозаключе­ний, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

-совершенствование в умениях чтения, слушания общество­ведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;

-в анализе своего пересказа по­лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории матери­альной и духовной культуры России;

-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий;

-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия;

-умение пользоваться картой для определения границ России, её круп­нейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс «Моя Малая Родина» - 35 ч

1.“Я и я”( 4 ч ) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”( 5 ч ) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4 ч ) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.        
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”( 6 ч ) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”( 9 ч ) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.     
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”( 7 ч ) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы

  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно – музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)


Место предмета в учебном плане

Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 2 классе рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.












































Календарно-тематическое планирование


п/п

в теме

Тема по программе

Тема и номер урока

Дата


4

Я и я


1

1

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

06.09

2

2

Подумай о других. Игры.

13.09

3

3

Мой портфель. Игра – экспромт.

20.09

4

4

Игры на развитие произвольных процессов.

27.09


5

Я и семья


5

1

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

04.10

6

2

Моя любимая мамочка. Презентация.

11.10

7

3

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

18.10

8

4

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

25.10

9

5

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

08.11


4

Я и культура


10

1

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

15.11

11

2

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

22.11

12

3

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

29.11

13

4

Широкая Масленица. Игра.

06.12


6

Я и школа


14

1

Обязанности ученика в школе. Беседа.

13.12

15

2

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

20.12

16

3

Самый уютный класс. Конкурс.

27.12

17

4

Подумай о других. Беседа с элементами игры.

10.01

18

5

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

17.01

19

6

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

24.01


9

Я и моё Отечество


20

1

Урок Мира.

31.01

21

2

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

14.02

22

3

Мы и наши права. Урок – игра.

21.02

23

4

Мой любимый город. Беседа.

28.02

24

5

Наш город. Конкурс визиток.

07.03

25

6

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

14.03

26

7

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

21.03

27

8

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

04.04

28

9

Открытка ветерану. Акция.

11.04


7

Я и планета


29

1

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

18.04

30

2

Знай и люби свой край. Викторина.

25.04

31

3

Экология нашего города.

02.05

32

4

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

10.05

33

5

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

16.05

34

6

День птиц. Выставка рисунков.

23.05

35

7

Десант чистоты и порядка.

30.05







Список литературы

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

  3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

  4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

  5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.

  6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

  7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

  8. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

  9. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

  10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

  11. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

  12. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

  13. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово, 2010. - 14- 36.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая прграмма элективного курса "Я- гражданин России"

Автор: Кузьмина Наталья Александровна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства