Рабочая программа по внеурочной деятельности клуб "Спасайкин" для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности клуб "Спасайкин" для 1-4 классов
Главными задачами
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступ¬ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под¬держивать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организа¬ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе¬вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных иг¬рах;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгруз¬ки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра¬щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развитияорганизация просветительской работы образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности клуб "Спасайкин" для 1-4 классов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33
СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНА
решение педсовета
протокол №1
от 30 .08.2015 года
Председатель педсовета
___________ Н.И. Лобацкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретному виду внеурочной деятельности
Клуб«Спасайкин»
срок реализации программы: 4 года
возраст обучающихся: 6,5 - 11 лет
Составитель: Решетова С.С.
2015
1.Пояснительна записка
Рабочая программа кружка «Введение в школьную жизнь разработана на основе:
- приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №33 ст. Архангельской, утвержденной решением педагогического совета (протокол от 31 августа 2015г. №1), разработаной в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, внесенной в реестр образовательных программ и одобреной решением федерального учебно – методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1\15);
- авторской программы адаптации детей к школе Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь»
-программы формирования универсальных учебных действий.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Цель курса:
Программа обеспечивает непрерывность обучения учащихся, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно основанную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
2.Общая характеристика клуба
Цель курса: сформировать социальный опыт школьника, помочь осознать необходимость умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Клуб «Спасайкин», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».
Главными задачами
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развитияорганизация просветительской работы образовательного учреждения.
3.Описание места клуба в учебном плане
По учебному плану школы на изучение курса клуба «Спасайкин» программа будет реализована интенсивом, который разделён на блоки. Каждый блок имеет теоритическую часть и практическую, где дети будут получать не только информацию устную, но и смогут многому научиться на практике.
Рабочая программа рассчитана на 136 . на 4 года. Для реализации созданы разновозрастные группы с 1 по 4 класс. При разработке программы учтены возрастные особенности детей. В классе начальной школы отводится 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания клуба
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий);
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивном клубе в спортивных секциях внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра);
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьным психологом, медицинскими работниками, родителями;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Личностные, метапредметныеи предметные результаты освоения клуба «Спасайкин»
Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения клуба «Спасайкин» у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность иметь представления:
• о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
Обучающийся получит возможность научиться
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
Обучающийся получит возможность научиться:
•слушать и понимать речь других ребят
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Планируемые результаты обучения
1 класс
Личностные результаты
общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
Предметные результаты
Обучающиеся научатся (базовый уровень):
применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;
иметь представление осуществующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
-составлять распорядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
-оказывать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
-безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
-выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
-правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
-самостоятельно одеваться по сезону;
-самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
-правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами).
Получат возможность научиться (повышенный уровень):
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Планируемые результаты обучения
2 класс
Личностные результаты
• о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
Познавательные УУД:
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
Предметные результаты
Обучающиеся научатся (базовый уровень):
применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;
иметь представление осуществующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
Получат возможность научиться (повышенный уровень):
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
Планируемые результаты обучения
3 класс
Личностные результаты
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные УУД:
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся (базовый уровень):
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
Получат возможность научиться (повышенный уровень):
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Планируемые результаты обучения
4 класс
Личностные результаты
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные УУД:
умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся (базовый уровень):
Уметь:
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
использования по назначению лекарственных препаратов;
пользования бытовыми приборами;
соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
время года;
оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Получат возможность научиться (повышенный уровень):
Знать:
основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
иметь представление осуществующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
Для учащихся: - положительное влияние на сохранение жизни и укрепление здоровья обучающихся; - высокий и устойчивый интерес у учащихся к вопросам личной и общественной безопасности; -повышение внутренней мотивации оказания само- и взаимопомощи, здорового образа жизни; - стремление заботиться о безопасности своей жизни и жизни окружающих;
Для учителя: - повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников; -разработка методического обеспечения курса.
Требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения Учащиеся должны знать: Правила: -определения понятий «экстремальная ситуация», «стихийное бедствие», «катастрофы», «технологическая авария»; -правила поведения на дорогах; -правила пожарной безопасности; - правила здорового и безопасного образа жизни; - правила поведения на природе, в общественных местах, дома; -правила поведения на улице, в транспорте; -правила безопасности при любой погоде; -правила обращения с огнем; -правила поведения в чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, радиационная обстановка, штормовое предупреждение, сигнал «Внимание всем!»; -как вести себя с незнакомыми людьми, в общественных местах; -приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях; Учащиеся должны уметь: -структурировать полученные ранее знания; -вызвать экстренные службы; -пользоваться средствами защиты; -соблюдать спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях; -оказать первую помощь нуждающемуся. - уметь правильно действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны владеть: -навыками культурного поведения в сфере дорожного движения; -навыками распознавания и оценки опасности вредных факторов среды обитания человека;
Памятка «Когда один дома»
Изготовление макета «Светофор»
Изготовление дорожных знаков «Пешеход и переход».Модель телефона, карточки с номерами 01, 02, 03, 04,
К концу курса обучения учащиеся научатся:
1 уровень:
-составлять распорядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
-выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
-правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
-самостоятельно одеваться по сезону;
-правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);
-оценивать скорость движения городского транспорта,
-правильно садиться в общественный транспорт и вы ходить из него;
- двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми при борами и печным отоплением;
- вызывать «скорую помощь», оказывать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа.
2 уровень:
-безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле;
- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам;
- определять расстояние по карте и местности;
- организовывать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязывать 1—2 вида узлов, разводить и гасить костер;3 уровень:
-оказывать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
-самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
-распознавать отравление и оказать первую помощь при отравлении;
- оказывать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
Предполагаемые результаты реализации программы.
Контроль ЗУН учащихся данной программы будет осуществляться по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
по клубу «Спасайкин»
Формы проведения занятий по данному курсу могут быть различны:
подготовка и выступление агитбригад, игра, беседа, экскурсия, поход выходного дня, практикум в соответствии с основными разделами программы. Изучение каждого раздела заканчивается практическим занятием, написанием рассказов, очерков, стихов, проводятся экскурсии, с помощью которого учитель определяет эффективность обучения по данному курсу.На занятиях клуба «Спасайкин» отметки не ставятся. Учащиеся могут отвечать на поставленный вопрос, так как его понимают, чувствуют и видят. Задача учителя – с уважением принять ответ. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности и радости, помогать в приобретении знаний, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья. За время работы по данному курсу необходимо установить его положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Виды текущего контроля клуба « Спасайкин»
1 год
2 год
3 год
4 год
Изготовление памяток «Безопасное поведение на воде»
Экскурсия в пожарную часть.
Экскурсия в пожарную часть п. Малороссийского.
Практические занятия с освоением медицинских знаний.
Конкурс рисунков
« Пожару нет»
Написание мини-рассказов «Я юный спасатель от пожаров».
Экскурсия в г. Тихорецк в пожарную часть.
Практические занятия по определению места нахождения по компасу, солнцу.
Изготовление макетов дорожных знаков.
Изготовление повязок первой защиты при пожаре.
Экскурсия в кинологическую службу г. Тихорецка.
Изготовление макета «Светофор»
Конкурс по изготовлению памяток « Как избежать пожара».
Модель телефона, карточки с номерами 01, 02, 03, 04,
Изготовление дорожных знаков (рисунки, аппликации, лепка из пластилина). Игра « «Угадай мой знак»
Изготовление дорожных знаков «Пешеход и переход»
По окончании каждого года обучения проводится итоговое занятие
Групповой проект «Моя будущая профессия спасатель».
Индивидуальный проект по выбору.
Инструментарий для отслеживания результатов
тестирование;
практические работы;
интеллектуальные игры.
проектная деятельность.
Для контроля УУД данного кружка используется – анкетирование, тестирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
2 год
3 год
4 год
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
6.Содержание учебного предмета
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме)
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых может оказаться ребёнок дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Содержание программы включает в себя четыре направления:
- Защита человека в чрезвычайных ситуациях;
- Основы здорового образа жизни;
- Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи;
- Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Указанные направления прослеживаются на протяжении всего курса обучения. Некоторые мероприятия проводятся циклично: соревнования на свежем воздухе, игры, экскурсии, практикумы по ПДД, по оказанию первой медицинской помощи, по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
1 год обучения (34 ч.)
Содержание
программы курса «Клуб Спасайкин»
I. Основы здорового образа жизни (4)
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
II.Основы личной гигиены (4)
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. Что такое гигиена? Чистые руки: как правильно мыть руки?Ухаживание за зубами и ушами.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8)
Инфекционные заболевания, причины их возникновения. Профилактика. Защита от простуды.
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (18)
4.1 Безопасное поведение дома (4)
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота», опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре (4)
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме, дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (4)
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах (4)
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог.движение пешеходов. дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Езда на велосипеде. Основные правила езды и меры безопасности.
4.5 Итоговое занятие (2)
2 год обучения (34 ч.)
Содержание
программы курса «Клуб Спасайкин»
I. Юные пожарники (12)
1.1. Кто такие пожарные(6)
Кто такие пожарные, история образования пожарных частей, что входит в обязанности пожарного. Деятельность пожарных. Какие бывают пожары, как тушат пожары. Меры предосторожности при пожаре.
1.2. Учимся быть пожарными(6)
1.2.1 Экскурсия в пожарную часть
Теоретическая часть
Беседа: «Из чего состоит костюм пожарного. Элементы костюма».
Практическая деятельность
Тренировка в одевании пожарного костюма на время.
Ролевая игра оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание пожар!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание пожар!».
1.2.2 Написание мини-рассказов «Я юный спасатель от пожаров».
1.2.3 Экскурсия в пожарную часть Изготовление повязок первой защиты при пожаре
Учимся тушить пожар с помощью пожарного рукава.
1.2.4 Конкурс по изготовлению памяток « Как избежать пожара».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (10)
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни (3)
Теория:
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Скелет. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний .Средства защиты.
2.2Первая медицинская помощь человеку.(2+5)
2.2.1Теоритическая часть(1)
Экскурсия в детскую поликлинику «Первая медицинская помощь при ушибах, переломах, вывихах, как их различать.
Практическая деятельность(1)
Тренировка в умении наложения шины на различные участки тела; бинтовании различных участков тела (стопы,руки, бедра) с помощью эластичного бинта.
2.2.2Теоритическая часть(1)
Экскурсия в детскую поликлинику «Простудные заболевания, от чего можно простудиться, с помощью чего можно лечиться, средства защиты от заболевшего человека . Лекарства ,которые растут на подоконнике.
Практическая деятельность(1)
Тренировка в умении делать компресс и фито-чай.
2.2.3 Изготовление гербария, рисунков, фотографии, комнатных растений, которые помогают нам вылечиться от простуды(2).
2.2.4 Игра «Сбор корзинки для здоровья».(1)
III. Школьник вышел на улицу(12)
3.1 Азбука дороги (теория)(6)
3.1.1 Элементы улиц и дорог. Что такое тротуар, зебра. Дорожные знаки, история возникновения. Дорожная разметка. Что такое светофор, кто такой регулировщик .Где можно играть? Велосипед как вид транспорта на дороге. Железная дорога, безопасность на ней.
3.2 Школа пешеходов.(6)
3.2.1 Изготовление дорожных знаков (рисунки, аппликации, лепка из пластилина). Игра « «Угадай мой знак»(1)
3.2.2 Экскурсия по улицам станицы с Петей Светофором. (1)
3.2.3 Игры по правилам дорожной безопасности.(1)
3.2.4 Мини-проект « Безопасный путь из школы домой».(2)
3.2.5 Викторина « Как ты знаешь правила дорожного движения».(1)
3 год обучения (34 ч.)
Содержание
программы курса «Клуб Спасайкин»
1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (10)
Безопасное поведение на дорогах
Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Безопасное поведение дома
Экскурсия в пожарную часть п. Малороссийског
II. Спасатели люди и животные(12)
Кто такие спасатели МЧС.
Экскурсия в г. Тихорецк в пожарную часть
Кто такие спасатели МЧС. Собаки – спасатели
Экскурсия в кинологическую службу г. Тихорецка
Практическое занятие: выработка умений оказывать первую помощь
при различных травмах.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (12)
Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации
Экскурсия в воинскую часть г. Тихорецка
4 год обучения (34 ч.)
Содержание
программы курса «Клуб Спасайкин»
I. Основы здорового образа жизни (6)
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» (3)
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (1)
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
1.3. Основы личной гигиены. (1)
Личная и общественная гигиена.
1.4. Пути укрепления здоровья. (1)
Практическое занятие: «День здоровья»
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (7)
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь (3)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи (4)
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
2.3. Хронические и инфекционные заболевания, их связь с образом жизни
Инфекционные заболевания. Профилактика.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (21)
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) (2)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—З классах) (8)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог.дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе (3 )
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде (3)
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
3.5. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. (1)
Пожарная безопасность. Правила пользования огнетушителем.
IV. Разработка и защита индивидуальных проектов. (3)
4.1. Подготовка индивидуальных проектов по выбору.(1)
4.2. Защита проектов. (2)
6 Тематическое планирование клуба «Спасайкин»
№
п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Всего, часов
Кол-во часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудитор-
ные
Внеауди-
торные
I год обучения
I
Основы здорового образа жизни
4
2
2
Познакомятся с медицинским кабинетом и его медикаментами. Узнают о профессии врача. Узнают от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Что такое скелет. Познакомятся с болезнями и их возможными причинами. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Составлять распорядок дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
Оказывать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
Выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой;
Вводный урок. Экскурсия в медицинский кабинет. Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления. Посещение спортзала. Выполнение физических упражнений, для предупреждения переутомления. Разучивание физминуток
II
Основы личной гигиены
4
2
2
Основные понятия «Здоровье» и «здоровый образ жизни» Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. Что такое гигиена? Чистые руки: как правильно мыть руки?Ухаживание за зубами. Экскурсия в стоматологический кабинет. Ухаживание за зубами. Практическое занятие «Учимся правильно ухаживать за зубами»
III
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8
3
5
Хронические, инфекционные заболевания, их связь с образом жизни
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
IV
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
18
8
10
4.1
Безопасное поведение дома
4
2
2
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
4.2
Пожарная безопасность и поведение при пожаре
4
2
2
Переходить правильно дорогу, перекресток;
Различать сигналы светофора и регулировщика;
Одеваться самостоятельно по сезону;
Ориентироваться и правильно себя вести в парках, скверах, в лесу;
Правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми.
Оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ссадинах. Ушибе. Небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при укусах животных, насекомых, при кровотечениях из носа;
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме, дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
4
2
2
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4
Безопасное поведение на улицах и дорогах
4
2
2
. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. дорожные знаки. Экскурсия по станице Архангельской. Изготовление макетов дорожных знаков.
Мы участники движения. Езда на велосипеде. Основные правила езды и меры безопасности. Игра «Безопасное колесо»
4.5
Итоговое занятие
2
2
Праздник « Юный спасатель спешит на помощь»
Итого:
34
15
19
II год обучения
I
Юные пожарники (Осенние каникулы)
1.1. Кто такие пожарные
12
6
6
Познакомятся с профессией пожарного, историей пожарного дела Узнают о видах пожара .Научатся действовать по сигналу «Внимание пожар! Узнают меры предосторожности при пожаре. Средства защиты при пожаре.
Научатся изготовлять повязки первой защиты. В пожарной части ребята научатся одевать костюм пожарного, работать с пожарными рукавами.
Познакомятся с медицинским кабинетом и его медикаментами. Узнают о профессии врача. Узнают от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Что такое скелет. Познакомятся с болезнями и их возможными причинами. Пути передачи инфекционных заболеваний. Средства защиты. Научатся оказывать первую помощь при простуде, при помощи комнатных растений.
Оценивать скорость движения городского транспорта;
Работать с компасом;
Определять расстояние по карте и местности;
Организовывать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
Разводить и гасить костер;
Вызывать «скорую помощь»;
Оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ссадинах. Ушибе. Небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при укусах животных, насекомых, при кровотечениях из носа;
5
Основы личной гигиены
1
1
6
Пути укрепления здоровья
1
1
II
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
7
3
4
7-9
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
3
1
2
10-13
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
3
1
2
14
Хронические и инфекционные заболевания, их связь с образом жизни
1
1
III
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
18
8
10
15
Безопасное поведение в быту
2
1
16-23
Безопасное поведение на улицах и дорогах
8
2
6
24-29
Безопасное поведение на природе
3
3
3
30-31
Безопасное поведение на воде
3
1
1
32
Пожарная безопасность и поведение при пожарах
1
1
IV
Разработка и защита индивидуальных проектов.
3
1
1
33
Подготовка индивидуальных проектов по выбору.
1
1
34
Защита проектов.
2
1
Итого:
34
16
18
Всего:
135
66
69
7. Методические рекомендации.
Занятия проводит учитель начальных классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (фельдшер), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России – спасателей, пожарных и др.).
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как практикумы, экскурсии, соревнования, беседы.
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и подведения итогов привлекаются различные персонажи мультимедийных уроков: «Уроки тетушки Совы», «Лунтик» и др. С целью проверки усвоения материала рекомендуем проводить игры, а в качестве психологической разгрузки – физминутки. Новые формы и методы организации занятий позволяют сделать работу разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка любой деятельности ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.
Теоретические занятия по предложенным темам значительно расширяют знания учащихся по окружающему миру, кубановедению. Практические занятия способствуют самораскрытию личности ребенка.
8.Описание материально – технического обеспеченияобразовательного процесса
№ п\п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
2.
3.
Кирьянов Дорожная безопасность. Учебная книжка – тетрадь для 1 – 4 классов – 2 –е изд. Москва: Третий Рим, 2009.
Кирьянов Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника Москва: Третий Рим, 2009
П.В. Ижевский безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся.
Д
Д
Д
2.Печатные пособия.
1.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Д
3.Технические средства обучения
1.
2.
3.
4.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Д
5.Игры и игрушки.
1.
2.
3.
Настольные развивающие игры.
Электронные игры развивающего характера.
Спортивный инвентарь
Д
5.Оборудование класса
1.
2.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Ф\К
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания ШМО Заместитель директора по УМР