рабочая программа кружка лепки из соленого теста "Мукосолька"
Рабочая программа кружка лепки из соленого теста "Мукосолька"
рабочая программа дополнительного образования, лепка из соленого теста для учащихся 5-9 классов. тематическое планирование,Данная программа имеет художественную направленность. Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа кружка лепки из соленого теста "Мукосолька" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 п./ст. ЖипхегенХилокского района Забайкальского края
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 8
Ляпина С.С. /______________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Мукосолька»
(Срок реализации 1 год, Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (12-16 лет).
Составила: Храмкова Е.А.
Жипхеген
2014 год
Содержание:
Пояснительная записка
Раздел 1. Технология выполнения изделий из соленого тест
Раздел 2. Формирование основ технического проектирования
Раздел 3. Технология сушки и обжига изделий из соленого теста
Раздел 4. Технология раскраски изделий из соленого теста
Раздел 5. Технология сочетания изделий из соленого теста с природными материалами
Раздел 6. Технология сочетания изделий из соленого теста с тканью
Раздел 7. Творческо-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, анализ работ на творческих встречах и выставках
Раздел 8. Резервный
Библиографический список, интернет-ресурсы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая, достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
Разработанная образовательная программа «Мукосолька» (лепка из соленого теста) является педагогически целесообразной и обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи:
ознакомить учащихся с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины, керамика, аппликация, вышивка, фитодизайн, лепка из соленого теста;
развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; ознакомить с основами проектировочной деятельности;
сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
научить работать с соленым тестом;
выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
организовать творческого общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе.
Ведущими идеями программы является создание:
условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (12-16 лет).
Сроки реализации составляют один учебный год. Хотя программой и предусматривается возможность дополнительного обучения, связанного с повышением уровня образованности при условии формирования у учащихся в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности. Строится курс из расчета два занятия в неделю.
По функциям обучения программа подразделяется на три уровня. На первом уровне у учащихся идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения.
На втором уровне – функциональная грамотность. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Учащиеся применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.
На третьем уровне у учащихся формируется начальная общекультурная компетентность, то есть качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть предложены и самими учащимися. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, игры.
Ожидаемые результаты апробации образовательной программы заключаются в формировании учащихся знаний, умений и навыков.
Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия принимают участие в городских и областных конкурсах и выставках.
Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план, включающий в себя 8 разделов, общим объемом 72 часа (Приложение 1).
В содержании изучаемого курса расписан необходимый минимум теоретических сведений и практических работ по каждому разделу (см. ниже).
Методическое обеспечение образовательной программы «Мукосолька» (лепка из соленого теста) включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности. Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
Рабочие столы и стулья по количеству учащихся;
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:
клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материалы.
Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера, а также электрических духовых шкафов не являются строгой необходимостью, но может улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогам в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.
Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:
Организацию и проведение открытых занятий для педагогов и учителей;
Проведение мастер-классов;
Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка и т.д.);
Участие в муниципальных, краевых конкурсах и выставках.
Содержание изучаемого курса
1 раздел
Технология выполнения изделий из соленого теста
Темы:
Беседа о курсе.
История возникновения и развития промысла.
Народная и авторская игрушка из глины.
Керамика и керамические изделия.
Знакомство с соленым тестом как с основным материалом для лепки.
Способы лепки и использование дополнительных приспособлений.
формы занятий: беседа, лекция, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, самостоятельные работы.
теоретические сведения: беседа о курсе, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская, филимоновская, каргопольская); современная авторская игрушка из глины; знакомство с основным материалом на теоретическом уровне;
способы лепки: основные элементы и приемы лепки, конструктивный, пластический, комбинированный, приемы рельефной лепки, вырезание по шаблону, изготовление шаблонов, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, скрепки, бумага, расческа, ткань);
практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, лепка основных элементов, отработка приемов, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия - проявление индивидуальности.
2 раздел
Формирование основ технического проектирования
Темы:
Понятие рисунка, эскиза, чертежа. Что такое инструкционная карта? Разработка инструкционной карты.
Изображение человека, строение фигуры и лица человека.
Стилизированое изображение человека, растения, животных.
формы занятий: устное изложение, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практические работы.
теоретические сведения: понятие эскиза, рисунка, чертежа; инструкционная карта и ее применение; основы проектировочной работы; изображение человека (строение человеческой фигуры, пропорциональное расположение частей лица); изображение человека, растения, животного.
практические работы: разработка инструкционной карты, эскиза по заданной теме; выполнение пропорционального построения человеческой фигуры, человеческого лица; стилизация человеческой фигуры.
3 раздел
Технология сушки и обжига изделий из соленого теста
формы занятий: лекция, сказка, самостоятельные работы.
теоретические сведения: обработка изделий в домашних условиях;
способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка;
эффекты подрумянивания, глазурование, эффекты сдобной выпечки, использование пищевых красителей для приготовления соленого теста разных цветов.
практические работы: определение уровня подготовки изделия к следующему этапу обработки; техническое выполнение различных эффектов, работа с пищевыми красителями.
4 раздел
Технология раскраски изделий из соленого теста
Темы:
Краски и лакокрасочные материалы. Приспособления и инструменты.
Цветовые сочетания, основные цвета, цветовой круг.
Получение произвольных цветов. Работа с палитрой.
Специфика раскраски изделий из соленого теста.
формы занятий: устное изложение, беседа, игра - сказка “Бедная кисточка”, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения по выполнению комплексных работ.
теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; пищевые красители, гуашь, акварель, темпера, акриловые краски, лакокрасочные материалы; ощущение цвета (холодный, теплый); родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой; цветовой круг; цветовые признаки: хроматический, ахроматический.
практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста;
5 раздел
Технология сочетания изделий из соленого теста с природными материалами.
Темы:
Фитодизайн. Природные материалы в сочетании с изделиями из соленого теста.
Особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции.
формы занятий: рассказ – объяснение, самостоятельные работы.
теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями; декоративные решетки и композиции.
практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; выполнение отпечатка на тесте; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов.
6 раздел
Технология сочетания изделий из соленого теста с тканью
Темы:
Понятие об аппликации, ее применение. Цветовые сочетания, подбор лоскута.
Особенности выкраивания деталей из ткани, приемы работы с иглой.
Простейшие и отделочно-декоративные швы.
формы занятий: Устное изложение, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ.
теоретические сведения: понятие об аппликации, ее применение; аппликация из бумаги, ткани, кожи и меха; подбор лоскута, цветовое сочетание; материаловедение: различные виды ткани, их структура и свойства.
теоретические сведения о простейших и отделочно-декоративных швах;
дизайнерский подход к оформлению работы.
практические работы: развитие элементарных навыков работы с тканью, нитками, иглой;
оформление работы с учетом теоретических знаний о дизайнерском подходе;
сочетание в одном изделии разных видов декоративно-прикладного творчества: лепка, работа с тканью.
7 раздел
Творческо-поисковая работа, самостоятельная работа учащихся, анализ работ на творческих встречах и выставках
Темы:
Разработка и выполнение авторских работ.
Коллективные работы, как способ совместной творческой деятельности.
Как работать с книгой?
Что такое оценка и самооценка?
Посещение школьных и городских выставок.
формы занятий: Устное изложение, беседа, дискуссия, сказка «Две сестры» самостоятельная работа учащихся с литературой, самостоятельные наблюдения учащихся, самостоятельные и коллективные работы, работа в парах, экскурсии, управление технологическими процессами.
теоретические сведения: авторская и неавторская работы; коллективная деятельность и работа в коллективе; способы самоорганизации в групповой работе; понятие сопереживания, взаимовыручки и поддержки; самоанализ; критериальный анализ; способы устранения ошибок в работе и корректировка процесса работы; самостоятельная работа с дополнительной литературой.
практические работы: выполнение авторских и коллективных работ; анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; самостоятельная оценка детьми своего творчества; самоанализ, самооценка, оценка работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в парах и группах; критический подход к своей работе; отбор работ на выставку.
8 раздел
Резервный
Имеется на каждом уровне обучения в количестве 2-х занятий (2 часа). Закладывается в образовательную программу для обеспечения возможности приостановления обучения с целью выявления и установления степени достижения промежуточных и итоговых результатов. Коррекции образовательного процесса.
Список литературы:
И. Гусева, Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов.Москва. Мой мир. 2006.
И.А. Лыкова, Лепим с мамой.
М.О. Синеглазова Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
И. Хананова, Соленое. Москва. 2007.
Г. Чаянова Соленое тесто для начинающих.
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.
3 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 2 ст. ложки крахмала, 2 ч. ложки растительного масла, 1 стакан воды
Рекомендации.
При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.
Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.
Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.
Правила при работе с кистью.
Во время рисования кисточку держат тремя пальцами чуть выше металлической оправы;
Набирай на кисть нужное количество краски, если тебе нужно получить эффект прозрачности набирай краски поменьше, а если достаточно плотный насыщенный цвет – побольше;
Хорошенько мой кисть перед тем, как макать ее в другую краску, а то новая краска смешается с прежней и потеряет свою яркость;
Не используй кисточку для других целей: если это кисть для краски, то не применяй ее для клея;
Не оставляй кисточку в воде;
После окончания работы нужно хорошо вымыть кисточку и промокнуть чистой тряпочкой, чтобы ворсинки сложились острием;
Хранить кисточки лучше в банке ворсом вверх.
Лепка основных элементов
Шарик
Отщипните кусок теста, хорошо помните его и придайте шарообразную форму. Потом положите заготовку на раскрытую ладонь, с верху накройте тесто другой рукой и круговыми движениями скатайте шарик. Обязательно проверьте, ровный ли он получился. При образовании трещин или складочек лучше скатать шарик заново. Деталь должна получиться ровной и гладкой формы. Если не обращать внимания на дефекты, то в дальнейшем при сушке и раскрашивание изделия это может стать еще заметнее и даже привести к разлому изделия. Шарик можно скатать и одной рукой. Для этого положите заготовку на ровную поверхность и катайте ладонью.
Яйцо
Скатайте шарик, затем зажмите его между ладонями так, чтобы ладони образовывали прямой угол и прокатайте шарик. Если прокатать шарик между ладонями подольше можно получить конус.
Капля
Скатайте маленький шарик, затем прокрутите его указательным и средним на большом пальце, так чтобы деталь приняла форму слезинки или капли. Если слегка расплющить деталь получится лепесточек.
Колбаска
Отщипните кусок теста и предайте ему вытянутую форму. Положите на стол заготовку и начните раскатывать движением вперед-назад. Длинную колбаску нужно катать двумя руками от середины к краям. Можно катать частями, следя за одинаковой толщиной. Если колбаска начала рваться, сожмите ее по всей длине подушечками пальцев и прокатайте еще. Если постараться колбаску можно сделать очень длинной или очень тонкой. Чтобы изготовить острый хвостик нужно катать колбаску с увеличенным давлением на край. При скручивании двух колбасок получаем жгутик, а если взять три и более можно заплести косичку.
Ленточка
Слепите колбаску одинаковую по всей длине. Надавливающими движениями подушечек пальцев раздавите колбаску, затем перевертите ее и раздавите с обратной стороны. Можно также использовать и скалку, но помните, что нажим должен быть равномерным, иначе ленточка получится разной толщины и ширины. Из ленточки можно сделать много интересных деталей. Например, скрутить из нее улиточку, спираль или собрать в рюшечку.
Лепёшка
Отщипните кусок теста и предайте ему форму шара. Положите шар на одну ладонь, а другой раздавите. Или же, если лепешка нужна большая и ровная, можно раскатать тесто на столе при помощи скалки.
Весёлые фигурки
Чтобы получить плоские фигурки можно использовать формочки для выпечки, лучше, если они будут пластмассовые, так как это более безопасно. Раскатайте лепёшку нужной толщины и слегка прижмите формочку. Убедитесь в том, что она отрезала лепёшку, если покачайте формочку из стороны в сторону.
Весёлые фигурки можно также изготовить и с помощью пластмассового ножа или стека. Для этого необходимо нанести рисунок кончиком ножа, а потом вырезать его по контору.
Можно так же изготовить шаблоны или использовать готовый трафарет, в этом случае наносить рисунок на пласт теста не нужно и можно изготовить сразу несколько фигурок не опасаясь, что они получатся разными.
Оформление работы
Для того чтобы изменить общий вид работы можно использовать различные инструменты и приспособления. Тесто достаточно мягкий и послушный материал, поэтому при работе с ним появляется возможность применения различных штампов. Для выполнения отпечатков можно использовать колпачки от фломастеров, рельефные пуговицы и многое другое. Для имитации шероховатой поверхности, меха, выполнения волос разной длины прекрасно подойдут чесноковыжималка и сито.