Рабочая программа кружка «Геометрическое черчение», 8 класс
Рабочая программа кружка «Геометрическое черчение», 8 класс
Рабочая программа по курсу «Геометрическое черчение» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Курс графики изучается в 9 классе, рассчитан на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Геометрическое черчение», 8 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Строевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
кружка
«Геометрическое черчение»,
8 класс
2014 г.
Пояснительная записка
В школьном курсе есть предмет «Черчение». Его изучение имеет большое значение в формировании графической культуры учащихся, развитии мышления. А так же творческого потенциала.
Черчение учит составлять чертежи изделий, зданий и т.д. Оно воспитывает способность и стремление к творчеству, конструированию, рационализации, развивает графическую грамотность, внимание и наблюдательность, аккуратность и точность, самостоятельность и плановость - важнейшие элементы культуры труда, развивающие эстетический вкус.
Курс «Геометрическое черчение» направлен на развитие творческих способностей, пространственного воображения, образного мышления обучающихся и повышение их интереса к изучению черчения. Он стимулирует самостоятельную деятельность и работу в коллективе, углубляет содержание основного курса черчения. Усиливает его прикладную направленность.
Актуальность данного курса возрастает в связи с модернизацией образования. Формирование графической культуры и творческих способностей обучающихся относится в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования.
Программа курса открывает реальные возможности для развития творческой деятельности обучающихся в процессе изучения кружка «Геометрическое черчение», их графической подготовки и предусматривает знакомство обучающихся с такими геометрическими линиями, обладающими совершенством и красотой, как лекальные кривые.
Данная программа по «Геометрическому черчению» является переходной ступенью между преподаванием в школе изобразительного искусства и черчения. Программа по графике включает в себя изучение некоторых теоретических положений по курсам геометрии и черчения и закрепление данного материала при выполнении рисунков. Рабочая программа по курсу «Геометрическое черчение» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Курс графики изучается в 9 классе, рассчитан на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Цель изадачи курса
Цель: приобщение обучающихся к графической культуре, формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
1. Развитие статических и динамических пространственных представлений, образного мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию;
2. Воспитывать уважение к истории своего народа, графическому труду.
3. Овладение умениями и навыками читать и выполнять несложные чертежи, самостоятельно пользоваться учебными материалами;
4. Формирование умения применять графические знания в новых ситуациях.
Рабочая программа кружка «Геометрическое черчение» содержит:
Пояснительную записку.
2. Содержательную часть (тематическое планирование кружка, содержание тем учебного курса).
3. Методическую часть (методические рекомендации, рабочую тетрадь для учащихся).
Основными типами кружка является - комбинированный. Предусмотрены также и другие формы кружка.
Методы и формы обучения:
- лекция;
- беседа
- объяснение;
- наблюдение;
- выполнение графических работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Геометрическое черчение» обучающиеся должны знать:
- правила деления отрезка на равные части;
- правила построения сопряжений: 2-х прямых, прямой и окружности;
- выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
- осуществлять преобразование простой геометрической формы плоской детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Учебно - тематический план курса «Геометрическое черчение»
№
п/п
Раздел, тема
Лекция
(часы)
Практика (часы)
Всего
(часы)
1
2
3
4
5
Введение. История геометрического черчения
1
-
1
I
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
2
1
3
1.
Правила оформления чертежей: понятие о стандартах, форматы, линии
Линия. Ее положение на рисунке (горизонтальная, вертикальная наклонная)
-
1
1
5.
Понятие симметрия изображения
-
1
1
6.
Орнамент. Виды орнамента
-
1
1
7.
Изображение квадрата и квадратной рамки, стороны которых горизонтальные и вертикальные прямые.
-
1
1
8.
Изображение прямоугольника и прямоугольной рамки, стороны которых горизонтальные и вертикальные прямые
-
1
1
9.
Изображение квадрата, вписанного в окружность
-
1
1
III
Деление отрезка прямой окружности на равные части
-
2
2
10.
Деление отрезка прямой на две (четыре, восемь) равные части
-
1
1
11.
Деление окружности на две (четыре, восемь) равные части
-
1
1
IV
Касание двух окружностей
2
4
6
12.
Точки касания. Взаимное касание двух окружностей
-
1
1
13.
Изображение колец, касающихся внутренними окружностями
1
1
2
14.
Взаимное касание трех окружностей
-
1
1
15.
Изображение пяти колец, касающимися внутренними окружностями
1
1
2
V
Геометрические кривые
5
5
10
16.
Лекальные кривые
1
1
2
17.
Циркульные кривые
1
1
2
18.
Овалы (коробовые кривые).
1
1
2
19.
Циклоидальные кривые (рулеты).
1
1
2
20.
Логарифмическая спираль
1
1
2
VI
Сопряжение
3
3
6
21.
Сопряжение пересекающихся прямых
1
1
2
22.
Сопряжение параллельных прямых
1
1
2
23.
Внутреннее и внешнее сопряжения
-
1
1
24.
Итоговое занятие
1
-
1
Итого:
13
21
34
Содержание кружка
Вводное занятие. История геометрического черчения (1час)
Цели и задачи кружка. Формы работы и отчетность. Учебное место и его организация. Анкетирование для выявления заинтересованности обучающихся к кружку. Краткая история возникновения геометрического черчения. Техника безопасности при работе с чертежными инструментами.
Раздел 1
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (3 часа)
Тема 1.1 Правила оформления чертежей: понятие о стандартах, форматы, линии (1 час).
Понятие о стандартах. ЕСКД. ГОСТ 2. 301-61-Форматы. ГОСТ 2. 303-68-Линии.
Графическая работа: (Приложение Г)
Тема 1.2 Шрифты чертежные (1 час)
Виды шрифта. Правила написания шрифта. Шрифт чертежный ГОСТ 2.304-81.
Графическая работа «Шрифты чертежные»:
На миллиметровке формата А4 написать свою фамилию, имя и отчество, используя прописные и строчные буквы.
Тема 1.3 Нанесение размеров. Масштабы(1 час)
Правила нанесения размеров на чертеже ГОСТ 2.307-68, с выполнением размерных стрелок. Выносных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами увеличения и уменьшения ГОСТ 2.302-68.
Графическая работа «Нанесение размеров. Масштабы»:
По центру тетрадного листа выполнить чертеж плоской детали в М 2:1. По центру листа провести, горизонтально, тонкую штрихпунктирную линию.
Начертить в М 2:1 прямоугольник, предварительно измерив его: с правой стороны сделать вырез половины окружности, в масштабе, предварительно измерив, радиус дуги на рисунке; с левой стороны вырезать прямоугольник, в масштабе, предварительно измерив, прямоугольник; размеры нанести в обратном порядке, как строили геометрические фигуры(дуга, прямоугольник, прямоугольник, толщина детали). Обвести видимые контуры детали мягким карандашом заточенным лопаткой.