Хочу поделиться с опытом участия в межрегиоальном учебном сетевом проекте "Путешествие в Ремеслоград". Цель сетевого проекта: создание условий для развития интереса, углубления и расширения знаний учащихся о видах декоративно - прикладного искусства родного края. Первй шаг - регистрация. Второй - основной. На этом этапе мы совершили виртуальную экскурсию в этнографический музей под открытым небом. Приняли участие в создании Виртуального музея. Мы создали и загрузили свой слайд в единый документ - презентация: Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства.Сняли видеоролик, побывали в роли журналистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Ремеслоград мастер-класс »
МБОУ «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа
им. Н. П. Венценосцева»
Мастер – класс
«Путешествие в Ремеслоград»
Работа учителя начальных классов
Аксеновой Валентины Аркадьевны
«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».
Оскар Уайльд
(ирландский философ, эстет, писатель, поэт)
Прогресс не стоит на месте. Добрался он и до наших школ. Уже никого не удивишь наличием в классе мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное ДЕЛО, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей. Необходимо создать условия для формирования ИКТ - компетенций ученика.
Для меня, как учителя, особое место в развитии творческого потенциала занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных и групповых проектов, участие в сетевых учебных проектах. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему.
Кроме того, проектная деятельность даёт возможность интегрировать многие предметы общеобразовательного цикла.
Хочу поделиться своим опытом участия в межрегиональном учебном сетевом проекте «Путешествие в Ремеслоград»……
Цель сетевого проекта – создание условий для развития интереса, углубления и расширения знаний учащихся о видах декоративно - прикладного искусства своего края.
Задачи сетевого проекта:
● привлечь внимание к традиционным ремеслам родного края;
● способствовать эмоционально- ценностному восприятию традиционных ремесел родного края и других регионов;
● создать условия для формирования навыков межличностного развития и сотрудничества, творческого самовыражения;
● способствовать развитию навыков работы с различными источниками информации: справочной и художественной литературой, сетью Интернет, энциклопедическими сборниками;
● привить уважение и любовь к труду и людям труда
Итак, с чего все начиналось?
«Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. »
И даже если «окна» это не просто окна, а окна браузеров... Куда пойти? Чем заняться? Решая ежедневные вопросы, чем же увлечь своих первоклашек, случайно зашла на сайт школы №3 п. Советский и ознакомилась с анонсом проводимых мероприятий. Меня заинтересовал сетевой проект для учащихся 1-5 классов «Путешествие в Ремеслоград. » Подумала, что моим первоклашкам это будет тоже интересно. Но с чего, же начать? Всегда нужны единомышленники и помощники. Именно с родителей всё и начиналось. На предложение участвовать в проекте откликнулись две семьи. Уже победа!
Пригласили в команду учащихся 5 класса, участников республиканского сетевого проекта «Путешествие с экокайыком». Так образовалась наша разновозрастная команда.
Первый шаг, который предпринимает любой пользователь – это прохождение регистрации. Прошли процедуру регистрации со школьного компьютера на сайте Google.com заполнили анкеты регистрации. Назвали команду «Мастерок», вместе сочинили девиз: «Через труд лишь победа придет, и волшебство в любом деле вдруг оживет», сфотографировали свою команду. Это была визитная карточка нашей команды.
Сделать это было совсем несложно, следуя подробным инструкциям администраторов сайта.
Второй этап проекта – основной. На этом этапе мы совершили виртуальную экскурсию в этнографический музей под открытым небом города Козьмодемьянск. Это не просто музей, а хранилище памятников деревянного зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и ремесленников Горномарийского района Республики Марий Эл.
Участникам сетевого проекта было предложено создать уникальный Виртуальный музей декоративно-прикладного искусства. Уникальный потому, что это была совместная работа всех участников проекта. Каждая команда оформляла свой слайд.
Чтобы выполнить это задание, мы посетили Мари-Турекский краеведческий музей. Нам очень нравился отдел этнографии. Здесь показана история и культура народа.
Мы выбрали экспонат.
- Узнаете?
Сфотографировали, собрали о нем материал.
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну, а веретено было березовым.
Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.
- Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит…. (русс.нар. песня)
Наши прабабушки с 5 лет начинали прясть пряжу. Самую первую спрядённую нить торжественно сжигали, а пепел давали девочке выпить с водой, чтобы она стала искусной мастерицей. Прозвища «непряха» и «неткаха» для девочек, которые не умели прясть и ткать, считались очень обидными.
А сколько песен создано о прялке и о пряхе. Послушайте одну из них.
Аудиозапись русской народной песни «Прялица»
Мы попробовали поработать на прялке и убедились, какой это тяжелый труд.
-Как вы думаете, какими качествами должны были обладать люди, занимаясь таким трудоемким и творческим делом?
( Трудолюбие, терпение, старание, взаимопомощь).
Оформили слайд и загрузили его в единый документ Google (презентация: «Виртуальный музей декоративно-прикладного и народного искусства»)
(Звучит запись русской народной песни «Ой, полным, полна моя коробочка»)
- У нас с вами на столе стоит плетеный короб. А вот что в нем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? /ответы /
- Открою вам тайну …...показ игрушек
- Что это? (Ответы).
- Это изделия народных умельцев.Их особенность в том, что, как и сам короб, эти изделия созданы руками народных мастеров.
Был такой чудо-мастер. Старики рассказывали: что поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал, кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. а не из этой сказки появилась удивительная красота?
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют …(хохломой)
Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых промыслов. Хохлома всегда роскошна, по-праздничному красочна
Послушайте еще одну сказку. Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой
Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий.
Синяя сказка глазам загляденье,
Словно весенняя капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Дружная, звонкая ….(гжель).
Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Узоры, выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенно тёмно-синим цветом, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, подносам, чайникам, солонкам.
- Что же еще у нас в коробе? Отгадайте про кого я говорю.
Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не петрушка, Красавица-девица, Каждая сестрица, Для меньшей темница….(матрешка)
Эта игрушка живет в России более ста лет.
А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая на вид - старик-японец. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые. От того и игрушка радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».
А вот еще изделия народных умельцев. Изделия поражают своей простотой и выразительностью. Кто их изготовил и где? Из какого материала они сделаны?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы викторины участники проекта изучили материал о народных промыслах на Википедии
Помни, руки не для скуки.
И Пампалче верит в нас.
Расскажите, где в округе
Мастера живут у вас.
Знает пусть и млад и стар,
Что у них особый дар.
Дар в наследство не дается,
Трудолюбием берется.
Не перевелись еще на Руси умельцы! Из дерева, кости, глины, стекла, камня, металла, нитей, ткани в их руках рождается чудо! А секрет прост – золотые руки мастеров, создающих прекрасное.
В каждом поселке, селе, в каждой деревушке есть такие мастера-умельцы.
На этапе «Золотых рук мастера» организаторы проекта придумали участникам очень интересное задание. У нас появился повод встретиться с мастерами, у которых «золотые руки».
Наша команда побывала в гостях у рукодельницы – Калининой Тамары Федоровны. Мы взяли у нее интервью, сняли его на видеокамеру. С помощью родителей смонтировали видеоролик, озвучили его песней и разместили его на YouTub.
Этот этап показался нам самым трудным, но вместе мы справились!
И не просто справились, а в зимние каникулы мы его немного переделали и сняли видеофильм (показ видеофильма)
Я, Пампалче, мастерица!
Мне на месте не сидится:
То леплю, то вышиваю,
Шью, вяжу и вырезаю.
К ярмарке готовлюсь я.
Приглашаю вас, друзья,
Смастерить своё изделие,
Чтобы всем на загляденье!
Сегодня в Ремеслограде откроется Ярмарка изделий ручной работы! Путешествуя вместе с нами по городу, вы познакомились с народными умельцами, увидели их творения. Пришло время самим смастерить поделку.
. Целительная кукла `На здоровье` делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается.
Для изготовления куклы нужны:
льняные нитки, красные нитки для обвязок;
картон;
ножницы.
1. На плотный картон высотой 10см наматываем льняные нити 25 оборотов достаточно.
2. Для того, чтобы пряди не спутывались, макушку перевяжите ниткой.
3. Отрезаем нить и разрезаем полученный моток с одной стороны.
Разгибаем и выкладываем на стол.
4. Берем красную нить длиной 20 см. С её помощью делаем шею, отделяя голову от туловища. Отступив от верхнего края на 1 см, оборачиваем нить в 3-4 оборота и закрепляем
5. Для того чтобы поставить руки, нам нужно разделить пучок нитей на равные части и вложить между ними заготовку
Закрепляем их ниткой на уровне талии, сделаем несколько оборотов, несильно стягивая.
Разгладим платье куклы, можно это сделать на столе, и подравняем юбку ножницами.
Целительная кукла «На здоровье» готова.
Эту куклу вы можете подарить друг другу, а мы подарили больному ребенку – Семенову Семену. Пожелали ему здоровья, веры в свои силы в наступившем году.
Сфотографировали самые интересные моменты акции «Рождественский подарок» и создали коллаж. Написали комментарии.
Вставили ссылку на эти фотографии на страницу сайта «Рождественский подарок», предварительно открыв доступ для просмотра.
Последний этап путешествия – задание для настоящих журналистов. Участники проекта должны рассказать об участии в проекте в СМИ.
Мы решили выпустить очередной номер газеты «Школьный вестник», а также поместить информацию на сайте школы и отдела образования нашего района.
Чему же мы научились, участвуя в учебном сетевом проекте «Путешествие Ремеслоград»?
Дети получили возможность рассказать о жизни своих предков, об их нравах и обычаях, освоить основы народных промыслов и ремесел, приобщиться к кропотливому ручному труду, учиться вести диалог с миром, делясь своими переживаниями и впечатлениями.
Узнали, как снимают видеоролик, побывали в роли корреспондента: брали интервью, учились снимать на фотоаппарат, на видеокамеру. Познакомились с новыми сервисами, с возможностью взаимодействия на сайте, работали над выпуском номера школьной газеты.
Учились объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и что я узнал» (результаты);
- совместно с учителем учились составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
- освоили навыки безопасного поведения в сети Интернет.
- познакомились с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения сетевого учебного проекта на сайте «Путешествие в Ремеслоград»
Я приобрела навыки работы с сервисами сети Интернет, создания Google-презентации по шаблону и заполнения Google - форм документов.
После подведения координаторами итогов проекта на страничке подшивки проекта мы увидели свои работы и познакомились с работами других команд.
Оглядываясь назад, хочу сказать, что мы приобрели бесценный опыт работы в команде. Не всё было гладко и легко, но это не важно. Главное мы попробовали свои силы и достигли поставленной цели!