Борьба с вредными привычками у детей - важное напрввление в работе педагога дополнительного образования. Данный план-конспект поможет детям понять разницу плохих и хороших привычек, поможет принять правильный выбор здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в царство привычек"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования - Центр внешкольной работы
г. Маркса Саратовской области
План - конспект занятия
Тема занятия: «Путешествиев царство привычек».
Составитель: педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории
Гриценко Галина Анатольевна
Тема занятия: «Путешествие в царство привычек».
Цель занятия: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи занятия:
образовательные:
- дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться, и научить беречь свое здоровье;
- познакомить детей с правильным распорядком дня и показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека, закрепить понятие о значимости режима дня;
- показать значение питания в жизни человека; закрепить знание детей о рациональном питании; закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умений;
- приобретение и закрепление навыков по изготовлению поделок;
- научить обучающихся оформлять готовые работы.
развивающие:
- развивать способность правильно воспринимать и использовать необходимую и полезную информацию;
- развивать память, внимание, речь, логическое мышление, воображение и умение правильно излагать свои мысли, умение рассуждать, делать умозаключения;
- развивать фантазию и умение отображать свой замысел в поделках.
воспитательные:
- воспитывать желание заботится о своем здоровье;
- воспитать желания придерживаться правил распорядка дня и их выполнение, аккуратность, чистоплотность.
- помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков;
- воспитывать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, повторение и закрепление имеющихся знаний; применение знаний, умений и навыков на практике.
Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.
Методы занятия: словесные (беседа, рассказ, вопросы к детям, объяснение); использование наглядного материала; практические (выполнение занимательного задания, игровой момент); занятие с использованием фантазии, занятие-путешествие, метод игры, оздоровительная минутка.
Оборудование: образец мячика-помпон, нитки, ножницы, шаблоны для изготовления помпонов.
План занятия:
1.Организационный момент:
- приветствие;
- подготовка обучающихся к работе на занятие;
- настрой на работу.
2. Теоритическая часть:
- сообщение занимательных и познавательных сведений;
- оздоровительная минутка;
- повторение правил по технике безопасности и охране труда.
3. Практическая часть:
- практическая работа: выполнение занимательного задания.
4. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент: приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию, правила поведения на занятие, подготовка необходимого материала для работы.
2. Теоретическая часть:
- сообщение занимательных и познавательных сведений.
Здравствуйте все, кто присутствует на нашем занятии!
Исполняется песня на мотив из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».
Мы должны секрет раскрыть,
Как спасти больного,
Как всегда красивым быть,
Как расти здоровым.
Припев:
Пусть дорога тяжела,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
Наяву и в сказке.
Мы секрет с тобой найдем
В царстве тридесятом.
И здоровье в каждый дом
Пусть придет к ребятам.
Припев.
Получен от природы дар – не мяч, не обруч и не шар,
Не гиря, мат и не скамья….Здоровье – хрупкий дар, друзья!
Я сегодня к вам пришла с дружбой и любовью,
Чтобы вместе нам найти, в чем секрет здоровья.
Как усталость победить, с недугом сразиться,
О болезнях позабыть, хорошо учиться.
Ведь быть здоровыми хотят и взрослые, и дети!
А что для этого нам нужно, мы сможем всем ответить!
Чтоб жизнь счастливую прожить, чтобы здоровье сохранить.
Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли друг к другу в гости! Поздороваемся друг с другом от души (дети здороваются). А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!» - это означает: Здоровья желаю.
Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Здоровье - это сила и ум. Здоровье - это волшебная страна, это красота, это то, что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье - это когда вы веселы, когда у вас все получается, когда у вас нет температуры, вы можете ходить в школу, гулять и играть на свежем воздухе, кататься с горки и на коньках, когда у вас ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? (ответы детей).
Мы все понимаете, что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровым. Наша с вами задача выяснить, что же необходимо делать, чтобы быть здоровым. Как сохранить свое здоровье. Тема нашего занятия так и звучит «Путешествие в царство привычек».
Крепких, сильных, редко болеющих детей называют Здоровяками. Первый признак хорошего здоровья - это цвет лица. У Здоровяков румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что они занимаются спортом, много гуляет на свежем воздухе, они соблюдает режим дня, правила поведения на улице, не едят не мытые фрукты и овощи, не забывают делать зарядку. И они, конечно, знают, что полезно, а что вредно для здоровья. Вы со мной согласны? (ответы детей).
А часто болеющих детей называют Растяпами. Они ведут не правильный образ жизни, вредный для здоровья.
Беседа: « Путешествие в царство привычек». (Слайд 1).
Ребята, давайте отправимся в путешествие. Мы все знаем, что у все есть различные привычки. Привычка-это способность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям. Привычки бывают - хорошие и плохие, вредные и полезные. Есть два царства. (Слайд 2).
1.Царство вредных привычек – алкоголь, наркотик, никотин, неправильный образ жизни, вредный для здоровья.
2.Царство хороших привычек – труд, спорт, музыка, чтение, гигиена, природа. В царстве хороших привычек все люди чистят зубы, делают зарядку, занимаются музыкой, танцами, спортом, собирают грибы и т. п..
«Бедность - от лени, а болезнь от невоздержанности». Если человек не привык к труду, он 6удет беден, а если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.
Все знают, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни, с ними необходимо бороться. (Слайд 3).
Тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжелую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, убить. Прошли века, и человечество избавилось от рабства. Но в наши дни сохранилось добровольное рабство вредным привычкам. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети.
Люди, которые попали в плен вредных привычек, становятся безвольными, жалкими жертвами пьянства, наркомании, табакокурения. (Слайд 4).
«Кто курит табак, тот сам себе враг».У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание. Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут. Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением. Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество. Никотин вызывает большое количество заболеваний. 31 мая во всем мире отмечают как День без табака. (Слайд 5).
Некоторые курят, чтобы понравиться окружающим, показать себя мужественными, взрослыми. Разве в курении есть хоть капля мужественности? Например, Ю. Гагарин — первый космонавт, А. Суворов — блестящий полководец — они стали известны благодаря таким чертам характера, как мужественность, целеустремлённость. Начать курить просто, а вот распрощаться с этой привычкой куда труднее. Вот послушайте, что стало с цаплей, которая попробовала курить.
ЦАПЛЯ – КУРИЛЬЩИЦА.
Жила цапля на болоте. Выходила на охоту.
Свежей травки пощипать, да лягушек погонять.
И могла стоять носатая, целый день в воде, как статуя.
Скучно стало цапле жить, Цапля начала курить…
Выйдет цапля на болото – ну какая тут охота?!
Стал у цапли бледный вид, и пропал вдруг аппетит!
Так курила цапля лето, хоть и знала: Вредно это!
Стало вскоре цапле плохо: цапля чахла, цапля сохла.
К осени бедняга сдохла…А могла бы долго жить! И зачем было курить?
Табак губительно действует не только на животных, но и на растения. Если поливать растения крепким настоем табака, то они погибнут.
Но опасно не только курить самому, но и дышать табачным дымом. В нём содержится более 30 различных веществ, вредных для человека. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье – своё и близких. (Слайд 6).
«Вино входит – ум выходит».Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга алкоголем приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое. Слово алкоголь означает одурманивающий. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, Пьянство приводит к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям. (Слайд 7).
Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и большие дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга. (Слайд 8).
Ребята, а еще очень страшно - употребление наркотиков. Наркотики часто их называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека.
Ребята, помните! Смелый не тот, кто научился курить, пить, принимать наркотики, а тот, кто сумел от этого отказаться и помог это сделать другим. (Слайд 9).
К вредным привычкам еще относят… впрочем, отгадайте загадки.
2.Ну, а я ленив и скучен, я с платочком не разлучен.
Не люблю играть и петь, мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса, а зовут меня все… (плакса).
3.Не люблю я, братцы, мыться с мылом, с щёткой не дружу.
Вот поэтому, ребята, вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли назовут меня… (грязнулей).
4.Честно я скажу ребятам: быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому, сам не знаю, почему.
Вещи всюду я бросаю и найти их не могу.
Что схвачу, в том и бегу. Где штаны? А где рубаха?
Я не знаю. Я - … (неряха).
Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство – Царство хороших привычек. В это царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей. (Слайды 10, 11, 12, 13).
Все мы живем по часам. Часы нам нужны для того, чтобы мы могли ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в школу на уроки, для того, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки, время для выполнения уроков и сна, т.е. соблюдаем режим дня. Часы показывают время выполнения режима дня. Режим - это когда выполняются все дела в течение дня по времени. (Слайд 14).
Режим помогает быть дисциплинированным, помогает укрепить здоровье, хорошо и качественно выполнить все свои дела и задания.
Какая вредная привычка мешает нам выполнять распорядок дня и соблюдать режим? (Лень.) Давайте постараемся его соблюдать. Ведь соблюдение режима улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.
Если будешь ты стремиться распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться, лучше будешь отдыхать.
Ребята, очень важно для здоровья как мы питаемся, давайте немного поговорим с вами о питании. Возникает такой вопрос: для чего мы питаемся?Человек питается для того, чтобы жить. Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для его роста и развития.
Педагог: А теперь скажите мне, все ли равно, какую пищу мы едим?
Обучающиеся: Нет.
Педагог: Какими должны быть продукты питания?
Обучающиеся: Свежими, чистыми.
Педагог: А как можно сохранить продукты свежими?
Обучающиеся: Их нужно хранить в холодильнике.
Педагог: Все ли продукты можно есть в сыром виде?
Обучающиеся: Нет. Например, мясо, рыбу нужно варить или жарить и т.д.
Педагог: Некоторые продукты нужно подвергать кулинарной обработке: жарить, парить, варить, печь и т.д. Но что нужно сделать с продуктами перед кулинарной обработкой и перед едой, если мы едим продукты в сыром виде?
Обучающиеся: Их нужно почистить, вымыть.
Педагог: Хорошо, предположим, мы вымыли яблоки и собрались их есть.Все ли мы сделали правильно? Достаточно ли того, что яблоки у нас чистые?
Обучающиеся:Нет. Нужно, чтобы и руки были чистыми.
Педагог: То есть необходимо соблюдать и правила личной гигиены: мыть руки, пользоваться чистой посудой, салфетками и т. д. А важно ли, как мы принимаем пищу?
Обучающиеся: Важно. При приеме пищи нельзя разговаривать, смотреть телевизор, читать.
Педагог: Все это мешает нормальному процессу приема пищи, является отвлекающим фактором (Когда я ем, я глух нем). Но вот вы поели, встали и ушли?
Обучающиеся: Нет. Нужно убрать за собой посуду, вытереть стол, поблагодарить тех, кто приготовил еду.
Педагог: Также необходимо всегда есть в одно и то же время. Мы должны соблюдать режим питания. Питаться нужно 4 раза в день в одно и то же время. Питание не должно быть однообразным, могут возникнуть проблемы со здоровьем.Пища должна содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов.
- оздоровительная минутка.
Засиделись мы немного, давайте разомнемся. Для здоровья необходима и физкультура.
А сейчас мы с вами проведем оздоровительную минутку (педагог предлагает детям выйти из-за парт и построиться друг за другом).
1. Предлагаю вам, ребята, я пробраться в зимний лес (обычная ходьба на месте).
2. Там еще не спят зайчата, там сугробы до небес (ходьба на месте с высоким подниманием колена).
3. Зимний лес такой дремучий, и мороз такой колючий (дети растирают щеки и потирают руки).
4. От мороза убежим скорее, наши ноженьки согреем (легкий бег на месте).
5. Друг к другу повернулись и мило улыбнулись (дети поворачиваются, улыбаются друг другу).
Раз - подняться, подтянуться, два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою - три кивка.
На четыре - руки шире, пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
Педагог:Правило первое: «Живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Человек должен есть столько продуктов, сколько ему необходимо для жизни, т.е. недоедание и переедание вредны для организма.
Правило второе: «Не экономьте на питании – это худшая экономия на свете». Это правило говорит о том, что нужно питаться разнообразными и качественными продуктами, есть много овощей и фруктов.
И последнее правило: «Необходимо соблюдать режим питания». Есть надо 4 раза в день. А еще очень - соблюдать режим дня, заниматься спортом, трудиться, заниматься любимым делом.
Что вы можно добавить к этим правила? Чего нужно избегать, чтобы сохранить свое здоровье? Нельзя курить, употреблять алкогольные напитки. Алкоголь и курение отрицательно сказываются на здоровье человека. (Слайд 15, 16).
Долго не лежи в кроватке, утро начинай с зарядки.
«Нет» скажи привычкам вредным, сигарету не бери.
Если время есть, желанье, то на улицу иди.
Можно бегать, можно прыгать, мяч с друзьями погонять,
А коль к спорту тебя тянет, пора решение принять.
Чтоб здоровым, сильным быть со спортом нужно всем дружить!
Со здоровьем дружен спорт! Здоровым будет только тот,
Кто любит бег, игру в футбол, кто забивает часто гол
В ворота вредным всем привычкам!
Ешьте вы не пирожки, а борщи и супы.
Здоровое питание – фигуры процветание.
Здоровое питание – ответ на все вопросы!
Там появляются Микробы, где не очень любят воду!
Тем они покажут силу, кто терпеть не может мыло!
Чтоб Микробов победить, надо руки с мылом мыть! (Слайд 17).
- повторение правил по технике безопасности и охранетруда.
Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать законы безопасности.
3. Практическая часть:
- практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление поделки «Мячик-помпон».
В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут.
Золотых, стальных, алмазных, нет священней слова – «труд»!
Дети! Дети! Не ленитесь! Труд всегда приносит плод!
Будешь смолоду трудиться – встретишь старость без забот!
Ребята, у нас приготовлен необходимый материал и инструменты, приступаем к работе. Возьмите заготовки для изготовления помпонов – два круга, вырезанные из картона, нитки (цвет ниток обучающиеся выбирают самостоятельно по желанию). Необходимо от клубка отрезать кусок нитки и намотать его на заготовки для помпонов (два круга, вырезанные из картона), нитка должна ложиться плотна, без просветов. Когда нитка заканчивается надо отрезать новый кусок, можно другого цвета, наматывать дальше и т.д. Необходимо на заготовки намотать 4-5 слоев (обучающиеся выполняют задание).
Обучающиеся выполняют практическое задание, педагог помогает индивидуально.
4. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия.
В конце занятия подводятся итоги работы, закрепление информации, полученной на занятии.Отметить хорошо работающих детей, общие замечания по занятию.
Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Как вы думаете, справились вы со своей задачей на занятии? (дети отвечают). Правильно! С поставленными задачами нашего занятия мы справились - поняли, ЗДОРОВЬЕ – ЭТО САМОЕ БОЛЬШОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА, его необходимо беречь. Теперь вы знаете, как необходимо заботиться о здоровье, как его сохранить.
На следующем занятии мы продолжим работу по изготовлению мячика-помпона. Спасибо всем, вы были молодцы!
Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.