kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая характеристика различных видов познавательных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - важнейший и самый распространенный вид детской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика различных видов познавательных игр»

Психолого-педагогическая характеристика различных видов познавательных игр

Игра – важнейший и самый распространенный вид детской деятельности. Такой вид познания в простой, ненавязчивой и интересной форме обучает явлениям и связям в нашем большом мире. Игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В процессе познавательных игр не только обогащаются знания ребенка о мире, но и создаются условия для формирования полноценной личности, реализуется воспитательная функция. Познавательные игры для детей способны легко решать различные проблемы обучения, так как в их основе лежит интерес ребенка к процессу. Играя, он решает представленные перед ним задачи и, сам того не замечая, становится более дисциплинированным, настойчивым в достижении целей.

Игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать формированию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащихся определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить их ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь игры.

Познавательные игры для детей в своем разнообразии делятся на несколько групп. Вот основные из них:

1. Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.

2. Творческие познавательные игры, где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.

3. Собственно дидактические игры. Это игры с готовыми правилами. Сюда относятся различные настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Их многообразие радует, так как такой широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для дошкольника и для старшеклассника по какому-то учебному предмету. Отличительные черты дидактических игр это реализуемые в их процессе самообучение и самоконтроль.

4. Разнообразные конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный физик», направленные на овладение конкретных приемов постановки, допустим, несложных научных экспериментов, или сборки конструкций различного типа сложности.

5. Игры на тестовой основе, позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации движений.

Познавательные игры для детей позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности. Также познавательные игры стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.

  Познавательные компьютерные игры можно выделить в отдельный тип в их классификации. Это стало возможным благодаря повсеместному распространению компьютерных технологий и интернета. Компьютерные познавательные игры для детей имеют ряд неоспоримых преимуществ. Они в яркой, живой форме, в виде красочно оформленных визуальных картинок, поддерживаемые соответствующей им аудио-дорожкой, приковывают к себе внимание. Это ново, интересно и популярно. Очень примечателен и тот факт, что ребенок, играя, учится работать за компьютером. И происходит это как бы спонтанно, не являясь строго само по себе целью.

Разнообразие познавательных онлайн игр поражает и ничем не уступает «реальным» играм. Эти игры также делятся по возрастным категориям, по уровню сложности и по направленности на формирование тех или иных навыков, или получение тех или иных знаний. Их огромное множество и найти нужную очень легко. Играя, можно обучиться формам предметов, их цветам, группировке предметов по какому-либо признаку, читать, считать, углубить свои знания по любому учебному предмету. Все это преподносится красочно и увлекательно, что дарит эстетическое наслаждение игрой.

При всех этих видимых плюсах, нельзя упускать из внимания тот факт, что общение ребенка с компьютером должно быть строго дозированным и правильно организованным. Нельзя чтобы игровой процесс осуществлялся во вред основному учебному, отнимал время от активных игр, реального общения с друзьями и чтения книг.

Надо выделить определенное время ребенку для этих игр, создать некий режим и подчинить время этому самому режиму. Важно также следить за правильной позой ребенка перед компьютером, не допускать, чтобы он смотрел в монитор, буквально уткнувшись в него. Расстояние между глазами и экраном не должно быть меньше диагонали монитора. И лучше «тестировать» игры для детей сначала на себе на предмет наличия в них элементов жестокости и насилия, соответствия моральным нормам, то есть не пускать этот процесс на самотек. Именно тогда процесс игры принесет свои столь желанные результаты.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается его воображение, фантазия, а значит создается почва для формирования инициативной личности. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Психолого-педагогическая характеристика различных видов познавательных игр

Автор: Рязанцева Ирина Викторовна

Дата: 24.03.2021

Номер свидетельства: 576535

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства