kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психологическая подготовка картингистов к соревнованиям в условиях ДДК «Дегтярёвец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из показателей результативности учебно-воспитательного процесса объединений спортивно-технического направления считается выступление учащихся на соревнованиях. Соревнование - это форма деятельности, при котором учащиеся стараются превзойти друг друга в мастерстве. Но при этом не нужно забывать, что участники соревнований волнуются и от их психологической подготовки зависит результат. О том как справиться с волнением, настроить себя описано в данно йметодической разработке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психологическая подготовка картингистов к соревнованиям в условиях ДДК «Дегтярёвец»»




Управление образования администрации г. Коврова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом детской культуры «Дегтярёвец»









ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

по теме:



«Психологическая подготовка картингистов

к соревнованиям в условиях ДДК «Дегтярёвец»












Авторы:

Бровкин В.В. педагог дополнительного образования

Балабанова И.В. педагог-психолог











г. Ковров

2019



1.Условия возникновения и становления опыта.

Одним из главных показателей результативности учебно-воспитательного процесса объединения спортивно-технической направленности МБОУ ДО ДДК «Дегтярёвец», считается выступления учащихся в спортивных соревнованиях. Соревнование – это форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве. Но при этом не нужно забывать, что участники соревнований волнуются, и от их психологической подготовки зависит результат выступления.

2.Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность опыта обосновывается, как одна из важнейших задач психологической подготовки картингистов. Это формирование устойчивости психики к осложнениям обстановки, неожиданностям, аварийным и другим опасностям у картингиста. Особенно заметно этот фактор проявляется в условиях соревнования, когда, казалось бы, незначительное событие может «выбить из колеи» и снизить результат даже опытного гонщика. Нарушение психологического равновесия, проявляющееся в таких формах, как волнение. Растерянность, нерешительность, снижает возможность полностью реализовать спортивно-техническую подготовку. При потере психической устойчивости у картингиста, прежде всего, отмечается резкое снижение внимательности, сосредоточенности. Он не замечает перемен на трассе, перестает контролировать свои действия и работу мотора, легко отвлекается посторонними раздражителями, движения его становятся несоразмерными, нарушается их координация и корректировка. В действиях спортсмена наблюдается повышенная, но хаотичная активности, импульсивность. Картингист в такое время как будто забывает то, чему его учили, и что он прекрасно освоил на тренировках. Одновременно происходит «выпадение памяти», гонщик забывает выполнить необходимые действия перед стартом, или допускает нарушение правил в ходе состязания и т. д. Кроме того, может нарушиться точность и скорость реакции. Все это приводит к ошибкам – уменьшению скорости прохождения дистанции и создания аварийной ситуации.

3.Ведущая педагогическая идея.

Основной путь формирования устойчивости психики у спортсмена – это максимальное приближение тренировочных занятий к условиям соревнований. Для этого проводятся соревнования между членами команды (на время, на скорость прохождения трассы как групповые, так и по одному) и т.д.; тренировки в сложных метеорологических условиях. Тепличные условия тренировок и проведение скоростных соревнований не способствует выработке устойчивой психики. Тренировки должны проводиться в любую погоду: дождь, холод, жару. Разбор выступлений спортсменов на соревнованиях и тренировках с обязательным указанием случаев нарушений психики (суетливость, хаотичность, растерянность и т.д.). Устраняются индивидуально-психические недостатки: неуравновешенность, вспыльчивость, сильная эмоциональная возбудимость, горячность, легкомыслие, небрежность, недисциплинированность. Производится настрой гонщиков на постоянный контроль за своими переживаниями, требование от спортсменов отчета и критической оценки своего психического состояния после каждого заезда, независимо – тренировка это или состязание.

4.Теоретическая база опыта

Хорошее развитие у спортсменов нервно-психической выносливости – залог стабильных, успешных выступлений во всех заездах любых соревнований. Но увеличение тренировочных нагрузок у картингистов, должно происходить постепенно, чтобы не допускать срывов и травм с учетом особенностей и уровнем их подготовки. Если картингист уверенно переносит на тренировках повышенные психические нагрузки. То можно ожидать, что на соревнованиях его психическая устойчивость и другие качества окажутся на должном уровне. Новизна опыта заключается в успешном применении известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт О. Богданова и Э. Цыганкова, который отвечает ряду требований, диктуемых высокими скоростями движения и динамично меняющейся ситуацией на трассе. Юному картингисту необходимо быстро реагировать на критические ситуации в ходе гонки, оперативно оценивать обстановку и принимать правильные тактические решения.

В зависимости от уровня и характера эмоциональных и физических реакций на приближающееся выступление принято выделять три формы предстартового состояния:

боевая готовность;

стартовая лихорадка;

стартовая апатия.

Боевая готовность к соревнованию – это состояние оптимального уровня переживаний спортсмена перед стартом, которое характеризуется общим эмоциональным подъемом, воодушевлением, бодростью, внутренней собранностью и сосредоточенностью. Такое приподнятое психическое состояние является эффективным стимулятором, усиливающим работоспособность нервных центров и анализаторов всех органов и систем организма, что содействует результативному выступлению на гонках. Состояние психической готовности – необходимый компонент, входящий в понятие «спортивная форма». Отсутствие этого компонента вообще не позволяет говорить о какой-либо спортивной подготовке картингиста к соревнованиям. Исследованиями установлено, что оптимальный уровень возбуждения спортсмена интенсифицирует деятельность дыхательного аппарата, кровообращения, а также других органов и систем. Все это способствует повышению работоспособности и скорости реакции, поэтому такое предстартовое состояние выражаются в безошибочных, спокойных и уверенных операциях спортсмена по подготовке картинга и мотора к старту, в быстрых и точных действиях при пуске и прогреве двигателя. В желании общаться с окружающими, при этом речь его может быть и спокойной и возбужденной, но обязательно связной и последовательной.

Стартовая лихорадка – очень сильная, эмоциональная реакция, обусловленная излишне высоким уровнем тревоги и возбуждения у спортсмена. Такое состояние – результат нарушения психической устойчивости в той или иной степени. Наиболее характерные симптомы этого состояния: возбужденность, горячность, усиленная потребность общаться с окружающими, тремор пальцев (дрожание). При явном перевозбуждении у картингиста может наблюдаться агрессивность, излишняя суетливость, сбивчивая речь, ухудшение памяти и зрения, излишняя потливость, дрожание рук и ног. В такой форме психического состояния картингист способен допускать грубые ошибки из-за «выпадения памяти», хаотичности действий, нарушения работы анализаторов и двигательных центров, эти же причины дают ошибки и неудачные маневры в преодолении дистанции. Стартовая лихорадка как форма предстартового состояния чаще всего наблюдается перед началом ответственных гонок и отчетливо проявляется у неопытных гонщиков.

Стартовая апатия – это состояние, при котором преобладают тормозные процессы. Они проявляются в безразличном, пассивном отношении к предстоящим стартам, отсутствии каких-либо переживаний. Основными симптомами стартовой апатии являются: значительная депрессия, стремление к уединению, недооценка своих сил и возможностей, ослабление внимания, вялость, сонливость. Могут также наблюдаться общая и физическая слабость, ухудшения пищеварения. В таком состоянии психические функции вместе с мышечно-двигательным аппаратом оказываются неспособными обеспечить и достаточно быстрое выполнение всех необходимых в гонке операций. Для преодоления негативных форм предстартовых состояний и проводится непосредственная психологическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям, для регулирования форм психических процессов и эмоциональной оптимальной настройки применяются различные приемы и средства.

5. Технология опыта.

При стартовой лихорадке, например, рекомендуется в разминку включать успокаивающие ритмичные однообразные движения с широкой амплитудой движений. Темп исполнения – от медленного до очень медленного. Преодолению стартовой лихорадке способствует, например, тщательная проверка работы своего мотора, внимательное изучение, зарисовка и анализ конструкции какого- либо оригинального автомобиля. Для снижения излишнего предстартового волнения следует применять дыхательные упражнения – глубокий вдох и медленный выдох с расслаблением мышц. При стартовой апатии необходимо применять частые глубокие вдохи резкие наряженные выдохи в ускоренном темпе. При наличии у картингистов признаков стартовой апатии следует подбирать энергичные разогревающие, возбуждающие, аритмичные движения, разнообразные по форме и направлению Темп выполнения быстрый, неравномерный, включающий рывки. Для снятия напряженности перед стартом при наличии симптомов стартовой лихорадки можно проводить успокаивающий массаж. Вывести картингиста из состояния стартовой апатии помогает возбуждающий массаж, поднимающий мышечный тонус и активизирующий психические процессы. Переключение внимания на объекты, не связанные с ожидаемым стартом. Опытные тренеры, хорошо знающие индивидуальные особенности своих подопечных, сравнительно легко могут изменить астенические формы стартового состояния картингистов и добиться у них состояния боевой готовности. Управлять своими психическими процессами и подводить их к нужному уровню используются приемы психофизического саморегулирования. Внешние признаки напряженного эмоционального состояния выражаются в непроизвольном напряжении определенных мышц, тремора конечностей. Самоконтроль за этими проявлениями можно осуществлять постановкой вопросов: «В каком состоянии мои мышцы?», «Как я дышу?», «Какова моя мимика?», «Не дрожат ли пальцы?». При обнаружении, каких либо отклонений от нормы картингист должен привести выражение лица в спокойное состояние, расслабить напряженные мышцы, восстановить ровное, глубокое дыхание, унять дрожь. Все это будет стимулировать нормализацию уровня психического состояния.

Словесное воздействие гонщика на себя может иметь форму самоубеждения путем мысленного многократного повторения фраз: «Все хорошо», «Все в одинаковых трудных условиях, не только я», «Хорошо брал старт и в более жестких условиях и на этот раз стартую удачно», «Противники равные по силам, а в кое в чем могут проиграть» и т.д. Следует помнить, что фразы должны быть короткими и емкими. В них не должно быть отрицания. Лучше сказать: «Я спокоен», чем «Я не волнуюсь». При определенном опыте формулы самовнушения можно импровизировать. Например, можно наговорить себе любые фразы типа: «Я энергичен, бодр, уверен в себе. Я собран, сосредоточен, я добьюсь своей цели», «Технику я проверил с педагогом – здесь все в порядке», «Я спокоен и готов к старту», «Погодные условия бывали и похуже», «Все будет удачно» и т.д. Наибольший эффект от приемов саморегуляции может быть получен, если ими пользоваться не только при подготовке к ответственным соревнованиям, но и в процессе всей учебной деятельно-тренировочной работы. Иными словами, каждый картингист и педагог должны овладеть культурой психических функций. По мнению многих картингистов, отвлечься от навязчивых, угнетающих мыслей и улучшить психологическое состояние не так- то трудно, если в этом помогает педагог. Поэтому педагог должен постоянно находиться рядом с картингистами, вплоть до их выхода в предстартовую зону, внимательно следить за действиями своих подопечных, их состоянием, быть готовым в любую минуту прийти им на помощь. Всем своим спокойным, деловым видом вселять в своих воспитанников уверенность в том, что они хорошо подготовлены и могут успешно вести борьбу за достижение поставленных целей.

6. Результативность.

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию рассматривается как определенная система звеньев, основными элементами которой являются:

  1. Сбор достаточной информации о предстоящих соревнованиях, о противниках, их оснащенности, скоростных и технических возможностях;

  2. Пополнение сведений о тренировках соперников и команд;

  3. Правильное определение и формулировка цели участия в соревновании для команды и каждого участника;

  4. Формирование или конкретизация сформированных ранее общественно значимых мотивов выступления в соревнованиях;

  5. Вероятное программирование соревновательной деятельности.

Оно совершается в ходе умственных и практических действий с возможным моделированием предстоящих гонок и направлено на определение наилучшего варианта программы действий в условиях ожидаемых соревнований;

  1. Специальная подготовка к встрече в соревновании с препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными в их определении);

  2. Освоение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;

  3. Индивидуальный отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, восстановления ее в ходе соревнования.

Данная подготовка дает отличные результаты. Картингисты получают высокие результаты и призовые места в гонках. Только за последние два года ребята получили более 60 грамот и дипломов на соревнованиях различного уровня.

Перед заездом спортсмены вместе с педагогом осматривают и тщательно анализируют трассу, выявляют ее особенности, обращают внимание на места, где могут появиться неожиданные препятствия. Педагог напоминает участникам соревнования аналогичные трассы, которые встречались ранее на тренировках и соревнованиях. Вместе подбирают наиболее выгодные траектории прохождения каждого поворота, исходя из спортивно-технических возможностей гонщика. Каждый картингист, участвующий в соревновании старается пройти повороты по траекториям, и производят оптимальную настройку двигателя и ходовой части карта. Педагог подходит к каждому гонщику, говорит напутственные слова и провожает в предстартовую зону. Старается отвлечь гонщика от ненужных, навязчивых мыслей, помогает сосредоточиться на практических действиях, обрести боевую готовность к старту. Находится всегда вблизи старта, чтобы помочь подопечным. Чтобы гонщики знали, что за ними следят и им готовы помочь в случае необходимости. Во время гонки по возможности информирует ребят о ходе гонки. Своим видом и действиями настраивает их на успешное выступление до конца гонки, даже при явно неудачно складывающихся обстоятельствах. В перерыве между заездами помогает картингистам отдохнуть, прийти в себя, подготовиться к следующему заезду. Анализирует выступление спортсмена, отмечает удачные и ошибочные действия, упущения, указывает пути исправления ошибок. Осматривают и проверяют двигатель, ходовую часть, все крепления и органы управления. Сразу же устраняются обнаруженные неполадки. Настраивает картингиста на успешное выступление в следующем заезде.

После соревнований подробно разбираются результаты каждого участника и команды в целом, отмечаются ошибки, неудачные действия, наиболее эффективные решения, хорошее прохождение поворотов. Дается оценка проведенным соревнованиям. Педагог нацеливает спортсменов на исправление ошибок и повышение спортивно-технического мастерства в дальнейших тренировках и соревнованиях. Весь смысл мероприятий психологической подготовки картингистов заключается в том, чтобы в процессе тренировок и соревнований спортсмены приобрели способность и умения мобилизовать и концентрировать свои психические и физические возможности для эффективной реализации спортивно-технической подготовки в условиях напряженной гоночной борьбы на различных дистанциях. Самостоятельная работа спортсмена и компетентная, аргументированная, с учетом личностных качеств гонщика помощь педагога - основные факторы на пути достижения высших результатов в спорте.

Когда до старта остается буквально одна минута, спортсмену рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Голова приподнята, руки опущены, расслабить мышцы шеи, наклонить голову вперед, поднять голову, наклон головы вправо, наклон головы влево, наклон головы назад. Повторить 2 раза. При этом следить за расслаблением мышц шеи и про себя повторять: «Мышцы шеи расслаблены. Дыхание глубокое, свободное».

  2. Свободно откинуться на сиденье в пределах, допустимых ремнями безопасности, снять ноги с педалей, руки свободно опустить вниз. Мысленно повторить 2 раза: «Расслабить мышцы рук и ног, мышцы рук и ног расслаблены, дыхание свободное».

  3. Сесть нормально. Руки на руль. Сделать 3-4 полных вдоха, и каждый раз задерживать выдох на 2-3 секунды. Дыхание носом, челюсти сжаты, мышцы лба напряжены. Мысленно повторить 2-3 раза: «Этот участок я пройду, ка тот поворот». Надо обязательно запомнить какой-нибудь удачно пройденный поворот и представить себе его очень ярко, с подробностями действий за рулем.

Проведенный эксперимент показал следующие результаты: тренировочный эффект первого этапа подготовки составил 52 %, тренировочный эффект второго этапа подготовки составил 75 %, тренировочный эффект всей программы подготовки составил 91 %


7. Адресная направленность.

Представленный в работе опыт может быть с успехом применен при подготовке картингистов всех возрастов к соревнованиям.

Опыт представляет интерес для педагогических работников дополнительного образования спортивно-технической направленности, педагогам-психологам.

Опыт может быть использован в работе:

  • педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования спортивно-технической направленности.

Опыт может быть рекомендован:

  • специалистам учреждений дополнительного образования.











































ЛИТЕРАТУРА

1.Автомобильный спорт: Правила соревнований. / Сост. Б.Д. Блохин.- М.: ДОСААФ, 1987.

2.Ашмарин Б.А. Теория и методика исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры / Б.А.Ашмарин.- М.: Физкультура и спорт, 1978.

3.Бебинов СЕ. Методика подготовки юных картингистов в Азовском районе Омской области. / СЕ.Бебинов, О.П.Головченко // Развитие человеческого потенциала: Материалы регион, науч.-метод. Конф.- Омск, 1998.- С. 133-134.

4.Волков Н.И. Возрастная физиология физических упражнений: Учеб. пособие / Н.И.Волков.- Смоленск, 1978.

5.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В.Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

6.Глазунов С. Тренер и автомобильным спорт / С.Глазунов, А.Ипатенко.-ьVL: ДОСААФ, 1972.

7.Гуминер П.И. Принципы и методы регулирования физиологических функций у подростков в процессе деятельности. / П.И.Гуминер // Методы биокибернетического анализа функционального состояния спортсменов-подростков.-М., 1977.

8.Данилова H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие / Н.Н.Данилова.- ML: Издательство МГУ, 1992.

9.Матвеев Л.П. Проблемы выявления и формирования специфических закономерностей и принципов спортивной тренировки / Л.П.Матвеев // Сборник итоговых науч. материалов Всемирного науч. конгресса "Спорт в современном обществе".-Тбилиси, 1980.

10.Милющенко А.И. Организация учебно-тренировочного процесса юных картингистов /А.И. Милющенко, О.П. Головченко.- Омск, 1990.

11.Озолин НГ. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин.-М.: Физкультура и спорт, 1970.

12.Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов.-Киев: Вища школа, 1984.- 352 с.

13.Поваляева В.О. Методика спортивно-технической подготовки картингистов / В.О.Поваляева, О.П.Голвченко.- Омск, 1989.

14.Психология: Учебник для институтов физ.культуры / Под ред. П.А. Рудика.- М.: Физкультура и спорт, 1974.

15.Уриханян Х.П. Картинг - спорт юных / Х.П.Уриханян.- SVL, 1988.

16.Харитонова Л.Г. Типы адаптации в спорте / Л.Г. Хармтонова.- Омск, 1991.

17.Филин В.П. Основы многолетней подготовки юных спортсменов / В.П. Филин // Сборник итоговых науч. материалов Всемирного науч. конгресса "Спорт в современном обществе."-Тбилиси, 1980.- С.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Психологическая подготовка картингистов к соревнованиям в условиях ДДК «Дегтярёвец»

Автор: Бровкин Виктор Вадимович

Дата: 13.12.2019

Номер свидетельства: 531739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства