психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
В данной методической разработке представлены инновационные формы и методы, используемые педагогом группы раннего возраста для создания условий адаптации детей к детскому саду. особое внимание педагог уделяет взаимодействию с родителями воспитанников как в предадаптационный период, так и во время адаптации. В методической разработке представлены игры, конспекты совместной деятельности, тематические задания для организации продуктивной деятельности с детьми. Данная разработка может быть использована воспитателями дошкольных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 94 «Улыбка»
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Разработал: Шарова Алла Александровна, воспитатель
Великий новгород
2015
Оглавление
Введение 3
Актуальность 4
Адаптация 5
Организация психолого- педагогических условий в ДОУ №94 "Улыбка"………………………………………………………………..8
Вывод 9
Список использованной литературы 10
Введение
Одной из особенностей современного ритма жизни является то, что родители вынуждены отдавать ребёнка в детский сад в раннем возрасте. Решение отдать ребёнка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у детей тревожность, беспокойство. Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление не характерных для ребёнка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряжённый голос - масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребёнка. Передача чувств происходит моментально: ребёнок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу. Поэтому одной из важнейших проблем при поступлении ребёнка в детский сад, является проблема адаптации.
Одним из факторов успешного решения данной проблемы является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям дошкольного учреждения. Поэтому ЦЕЛЬЮ воспитателя является:
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Для достижения этой цели, важно выполнение следующих ЗАДАЧ:
создать для детей атмосферу психологического комфорта;
внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями.
Актуальность
На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни, как фундамента формирования его личности .[4]. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.[4]. В раннем возрасте складываются такие ключевые качества как: познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.[5].
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей) следует искать в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляют существенные трудности и требуют больших затрат, чем их предотвращение.[2]. Современные родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но, даже при самых образованных родителях, ребёнок растёт в изоляции от сверстников. Мимолётные встречи во дворе и парке, где гуляет ребёнок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, не могут создать условия для нормальной социализации ребёнка и становления доброжелательного отношения к другим детям и взрослым. В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребёнком детского учреждения, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе основной общеобразовательной программы, а также в основе заботы профессиональных педагогов и воспитателей [4].
Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. При жизни в определённых, устойчивых условиях ребёнок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребёнка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Проблема. Родители хотят, чтобы дети посещали ДОУ, но дети раннего возраста психически и эмоционально еще к этому не готовы.
Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стрессу). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) ( Р.В Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:
острая фаза – приводит к снижению веса, частые заболевания, нарушение сна, снижение аппетита (длится в среднем один месяц);
подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка (длится 3-5 месяцев);
фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [1].
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, более не чаще обычного;
адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней;
тяжелая адаптация длится от 2-6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонкова- Ямпольская, Т.А. Куликова, Н.М. Аскарина, Т.В. Костяк и многие другие.
Н.Д. Ватутина в своем пособие рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Многочисленные исследования ученых (Э.Торндайк, И.П.Павлов, В.Штерн ) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации (Д.Б.Эльконин) в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае, если:
будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;
будут учтены психические и физические особенности ребенка, с учетом эмоционального настроения и состояние его здоровья;
будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду [3].
В ДОУ № 94 «Улыбка» работа по адаптации начинается уже за несколько месяцев до поступления ребенка в детский сад. Организация психолого - педагогических условий адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения предполагает несколько этапов:
в мае проводится родительское собрание, в котором принимают участие: заведующий детским садом, методист, медик, воспитатели группы раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей
затем воспитатели приглашают родителей осмотреть групповые помещения: показываем шкафчики, кровати, игрушки. Рассказываем, чем ребенок будет заниматься, во что играть; знакомим с режимом дня. Воспитатели подготавливают памятки для родителей: «Питание в детском саду», «Формирование культурно - гигиенических навыков», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры». Воспитатели и родители вместе обсуждают, как облегчить период адаптации. Воспитатели предлагают родителям заполнить анкеты «Готов ли ребенок к посещению ДОУ» и «Социальная».
Результат второго этапа устанавливает взаимоотношения между родителями и воспитателями. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателем, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Необходимо сформировать у ребенка чувство уверенности в окружающем, положительную установку, желание идти в детский сад.
3.Знакомство ребёнка с ДОУ. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя осуществляется в привычной обстановке, в присутствии близкого человека. Детей мы принимаем постепенно, с небольшими перерывами, т.к. каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного и индивидуального подхода. Также мы делаем экскурсии по группе, в которых участвуют воспитатели, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение, оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и детском учреждении. Мы (воспитатели) уточняем у родителей до приёма режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка. Не нарушаем в первые дни, имеющиеся у ребёнка привычки (сосать палец, пустышка), разрешаем приносить с собой любимые игрушки и т.п. Режим меняется постепенно. Родителям советуем приблизить домашние условия к особенностям детского сада : внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности.
Первую неделю ребёнок приходит в детский сад и остаётся в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением ребёнка в листе адаптации. Лист адаптации - это оценка психоэмоционального состояния ребёнка;.
Вторую неделю малыш остаётся в группе в течение такого же времени, но уже без мамы.;
Третью неделю ребёнок остаётся на дневной сон, и родители забирают его вскоре после пробуждения.;
Четвёртую неделю ребёнок остаётся на целый день и уходит домой вместе со всеми детьми.
На протяжении всего этого времени проводятся индивидуальные беседы и консультации по запросу родителей. На протяжении всех этапов ведётся лист адаптации ребёнка. В период адаптации я использую такие формы и методы работы:
создаю эмоциональную атмосферу в группе;
взаимодействие с родителями начинаю ещё до поступления ребёнка в дошкольное учреждение.
Обустраивая групповое помещение для малышей, я стараюсь организовать пространство так, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада. В группе размещены разные игровые уголки, например : «игровой уголок», « книжный уголок», «спортивный», « уголок ряженья» и т.п. Они мне помогают переключить внимание детей с одной деятельности на другую. Вношу разнообразные игрушки: куклы, резиновые игрушки (животные), строительные наборы, детские конструкторы, машинки, мозаики, игры со шнуровками, мячи разного размера и т.д. При этом учитываю возраст детей: игры, пособия, игрушки – яркие, красочные, доступны для малышей в любое время.
Строю свои отношения с детьми на доверии, открытости, доброжелательности, понимании друг друга. К каждому ребёнку подхожу индивидуально. Работая с детьми, использую разнообразные потешки, пальчиковые игры, песенки. Они помогают мне установить контакт с детьми, снимают напряжение у детей. Для знакомства использую игру, например: «как тебя зовут?» С помощью этой игры дети знакомятся друг с другом и воспитателем. Ежедневно использую в своей деятельности 3-4 пальчиковые игры, например: «теремок», «семья», «братья» и т.д.
Знакомя детей с новым ребёнком, использую потешку «Кто у нас
хороший?» С помощью пальчиковых игр вызываю у детей радость, снимаю беспокойство.
Наблюдая за каждым ребёнком, выявляю степень его активности в новой для него обстановке. Считаю, что активность ребёнка влияет на процесс адаптации. Активность детей хорошо видна в развивающих играх. Первые игры провожу фронтальные, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я. Игры выбираю с учётом возможностей детей, места проведения и т.д.
В своей работе в период адаптации применяю следующие дидактические игры: «ловись рыбка», «передай колокольчик»; подвижные : «раздувайся пузырь», «поезд», «солнышко и дождик». Дидактические игры помогают мне в адаптационный период установить доверительные отношения между детьми. Также они способствуют развитию у детей внимательности, ловкости. В результате подвижных игр, я увидела, что дети с большим желанием встают играть, идут на контакт.
При проведении развивающих игр я учитываю и обеспечиваю следующие условия:
добровольное участие в игре;
многократное повторение игр;
наличие наглядного материала;
предоставление ребёнку возможности проявлять, выразить свой взгляд на мир.
Таким образом, можно сказать, что организация успешной адаптации ребёнка к детскому саду – это кропотливая, плановая, объёмная работа, которая даёт хороший результат лишь при совместной деятельности воспитателей и родителей. Адаптация ребёнка к детскому саду – это адаптация в первую очередь семьи. Если поменять отношение родителей к детскому саду, они станут доверять воспитателям, тогда адаптация ребёнка будет проходить легче и быстрее.
Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и лёгкая степень адаптации. Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, согласованная работа с семьёй – позволит решать проблему адаптации на должном уровне.
Вывод: создание специальных психолого – педагогических условий по адаптации снимает противоречие между необходимостью посещения ДОУ детей раннего возраста и их психической и эмоциональной неготовностью к этому.
Список использованной литературы
Н.Д. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад /М.: Просвещение, 1983;
Популярная психология для родителей/ под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989;
С.Теплюк. Как подготовить малыша к детскому саду/ дошкольное воспитание. 1992, №8;
Л.Н. Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г. Пилюгина. Ранее детство. Познавательное развитие. 1-3 года. Методическое пособие/ Мозаика – Синтез, 2000;
Л.В. Белкина. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Воронеж: Учитель, 2004.