kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический портрет Интернет-зависимого ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой интернет-зависимость у подростков можно «снизить», если регулярно проводить профилактические  мероприятия, оказывающие системное воздействие на личность подростка.

            В первой главе работы  представлены теоретические основы интернет-зависимости, симптомы интернет-зависимого ученика и основные пути профилактики среди интернет-зависимых учеников.

Во второй главе проанализирована и выявлена интернет-зависимость среди учащихся 6, 9 классов, родителей и учителей. Выявлено на сколько мешает интернет учебному процессу. Как Интернет влияет на психику подростка. Разработаны мероприятия для профилактики  и информированности подростков и их родителей в области влияния сети Интернет на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека.

            Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение; эмпирические методы: тестирование, беседа, опытно-педагогическая работа; методы обработки данных: анализ результатов исследования.

Просмотр содержимого документа
«Психологический портрет Интернет-зависимого ученика»

АБСТРАКТ

В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» казахстанского общества, стала актуальной проблема патологического использования сети Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн режиме.

Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости.

По данным западных источников за 2015 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 91% – участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной.

Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет-зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет-зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости.

При написании данной работы был избран комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение;  эмпирические методы: тестирование, беседа, опытно-педагогическая работа; методы обработки данных: анализ результатов исследования. 

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Практическая значимость работы состоит в том, что составленная программа воспитательных мероприятий по профилактике интернет-зависимости может быть использована в любом образовательном учреждении. 

Организация исследования: в качестве опытно - экспериментальной базы были выбраны 6, 9 классы средней школы № 2.

Этапы исследования:

  1. Изучение и анализ научной литературы.

  2. Выборка анкет, проведение анкетирования.

  3. Обработка и анализ данных.

  4. Оформление исследовательской работы.

















ВВЕДЕНИЕ


Одним из самых значимых процессов современного Казахстана является переход к информационному обществу. Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия. Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий является уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Неуклонно растущая компьютеризация казахстанского об­щества все более актуализирует проблему патологического использования Интернета. Конечно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности.

В нашей школе стало много пользователей Интернетом подросткового возраста, что повлияло на их учёбу, для этого стала необходимость выявить интернет-зависимых подростков, изучить психологические характеристики их личности и разработать эффективные профилактические мероприятия.

Таким образом, актуальность моего исследования подтверждается наличием противоречия между возрастающим количеством интернет-зависимых пользователей подросткового возраста и отсутствием мер профилактики данного вида зависимости.

Это позволило сформулировать проблему исследования: каковы психологические характеристики личности интернет-зависимых подростков и основные направления профилактики интернет-зависимости у них?

Цель работы предопределила следующие задачи:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

  2. разработать комплекс мероприятий по профилактике интернет-зависимости среди подростков; 

  3. составить рекомендации для родителей подростков по профилактике интернет – зависимости; 

  4. проверить опытным путем рабочую гипотезу. 

Объектом исследования выступает интернет-зависимость.

Предметом исследования является профилактика интернет - зависимости среди подростков.

Учитывая сформулированную проблему, цель моего исследования - разработать воспитательные мероприятия по профилактике интернет-зависимости среди подростков в КГУ СШ № 2.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована рабочая гипотеза: интернет-зависимость у подростков можно «снизить», если регулярно проводить профилактические мероприятия, оказывающие системное воздействие на личность подростка. Работа основывается на статистических исследованиях КГУ СШ № 2 города Талдыкорган. При этом используются знания по статистики и построении диаграмм информатики. Исторические сведения, статистика и интересные факты взяты из интернета.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы были использованы следующие методы исследования: 

1. Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: тестирование, беседа, опытно-педагогическая работа.

3. Методы обработки данных: анализ результатов исследования. 

Практическая значимость работы состоит в том, что составленная программа воспитательных мероприятий по профилактике интернет-зависимости может быть использована в любом образовательном учреждении. 







ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Интернет и зависимость от него


В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий. Наша школа не стала исключением.

На самом деле Интернет представляет собой огромные возможности не только получения необходимой информации, но и является инструментом общения людей на разных континентах нашей планеты.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной системах, на зрении. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Все вышеперечисленные недуги, безусловно, отражаются и на психическом состоянии. Имеется в виду то влияние компьютера, которое напрямую связано с человеческой психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику влияют более виртуальные вещи, в первую очередь, Интернет. 


    1. Симптомы Интернет-зависимости


Можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией.

Сужение круга интересов, уход «сетевого клиента» от реальной жизни. Их болезнь, как правило, прогрессирует до определенного уровня, а затем протекает хронически. И вот кто-то уже днями и ночами навязчиво ищет общения в сети, кто-то слишком много времени уделяет сетевым играм и ест бутерброды, уткнувшись в монитор.

Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на Интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг, одна из главных специалистов по киберболезням, выяснила, что интернет-зависимые, как привило, «пасутся» в чатах. Янг отмечает, что если обычные пользователи занимаются преимущественно сбором информации, то интернет-зависимые «зависают» на общении.

Человек, заболевший интернет–зависимостью, стремится уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое состояние.

Как и любое заболевание, интернет-зависимость имеет свои психологические последствия. Одним из них является постоянное увеличение количества времени, которое человек проводит в виртуальной реальности и как следствие этого пренебрежение настоящими друзьями и семьей. Еще одним следствием Интернета является состояние депрессии без компьютера.

Интернет-зависимый игнорирует повседневные жизненные заботы так же, как и интересы близких людей. Причем влияние нормальных людей на больного приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета.

Таким образом, изучив литературу по проблеме исследования, я выяснила, какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей.

Это: 

  • эйфория за компьютером; 

  • невозможность остановиться; 

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

  • пренебрежение семьей и друзьями; 

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; 

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 

  • проблемы с работой или учебой. 

Опасными сигналами являются также: 

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; 

  • предвкушение следующего сеанса он-лайн; 

  • увеличение времени, проводимого он-лайн; 

  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. 

На основе всех полученных мною данных были составлены рекомендации родителям подростков по профилактике интернет-зависимости, которые представлены в СМИ.

  • Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени.

  • Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

  • Попробуйте и такой вариант, как альтернатива. Например, если ваших детей интересуют онлайновые игры на определенную тематику, предложите им их аналог. Таким аналогом может стать чтение книг на ту же тему.

  • Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Больше уделяйте времени ребенку.

Я считаю, если выполнять хотя бы частично эти рекомендации, то можно оградить своего ребенка от пагубного воздействия сети Интернет.


    1. О профилактике интернет-зависимости у подростков


Нас детей учат с раннего детства, как избежать опасностей, которые таят в себе океаны, моря и реки. Нам рассказывают о том, что можно утонуть, если не уметь плавать. Придумало противоядие, против ядов многих ядовитых животных.

А вот почему нас детей оставляют один на один с океаном Интернет?

Сегодня уже ведутся работы как по обеспечению всеобщего доступа к информации, так и по ограничению распространения незаконной информации, в частности угрожающей интересам детей. Пользователям с синдромом интернет–зависимости необходима психологическая и психотерапевтическая помощь. С этой целью необходимо разрабатывать профилактические мероприятия, в которые вовлекать как можно больше подростков, особенно тех, у кого уже наблюдаются симптомы интернет-зависимости.

Я вместе с руководителем проекта разработала воспитательные мероприятия по профилактике интернет-зависимости среди учащихся нашей школы и во время нашего исследования их апробировали.

Задачи, которые мы ставили на данном этапе:

  • подготовить сознание подростков к противодействию негативным воздействиям сети Интернет; 

  • помочь осознать подросткам их образовательные потребности, способы их удовлетворения с помощью Интернета (развлечение, снятие стресса, познание и др.); 

  • проинформировать родителей о проблемах Интернет-зависимости среди подростков. 

Предлагаемые мероприятия предназначены для подростков 6-х – 9-х классов и включают два направления: работа с учащимися, и работа с родителями.

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, внеклассных мероприятий, диспутов, и т.д. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Результатами проделанной работы, по моему предположению, должны стать: 

  • информированность подростков и их родителей в области влияния сети Интернет на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека; 

  • увеличение интереса подростков к различным сферам полезной досуговой деятельности; 

  • уменьшение процента подростков в наибольшей степени увлеченных Интернетом; 

  • осознание подростками и их родителями влияния сети Интернет на социально-психологическое здоровье. 

Предлагаемые мероприятия рассчитаны от одного до 2-х месяцев апробации в КГУ СШ№2. Занятия могут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания подростков или родителей. Мероприятия представлены ниже в таблице.


Таблица – План воспитательных мероприятий по профилактике интернет-зависимости

№ п/п

Тема 

Количество часов 

Работа с родителями учащихся 6-х-9-х классов 




Анкетирование для учителей и родителей «Мешает ли интернет учебному процессу» 

20 мин 



Просветительская беседа на тему «Может ли Интернет быть безопасным для детей?» 

1 час 



Проведение беседы на тему: «Безопасность ребенка в Интернете»

1 час 



Рекомендации родителям по профилактике Интернет-зависимости 



Работа с учащимися 6-х-9-х классов 




Проведение классного часа на тему: «Какую роль играет Интернет в твоей жизни» 

1 час 



Анкетирование для учеников «Мешает ли интернет учебному процессу» 

20 мин 


Тестирование учащихся 

30 мин 


Проведение акции «Неделя не Онлайн» 

1 неделя 



Подведение итогов акции, и её наглядная демонстрация на школьном информационном стенде. 

В течение всего времени 



Рекомендации учащимся по профилактике Интернет-зависимости. 



Итоговое занятие «Суд над Интернетом» 

1 час 

Я надеюсь, что разработанные мною внеклассные мероприятия, помогут всем, кто столкнулся с такой проблемой, а именно: помогут научить школьника понимать и осознавать, что происходит с человеком при развитии Интернет-зависимости, помогут преодолевать чувство тревоги, депрессии; формировать уверенность в себе, адекватную самооценку, стрессоустойчивость, нацеленность на успех в достижении поставленных целей; окажут помощь в противостоянии негативному влиянию, межличностному общению, мотивам и навыкам здорового образа жизни.
















































ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Организация и методы исследования


С целью проверки рабочей гипотезы была проведена опытно – экспериментальная работа, которая осуществлялась на базе КГУ СШ№2 в сентябре –декабре 2015 года. Во время моего исследования с руководителем проекта апробировали разработанные нами воспитательные мероприятия по профилактике интернет-зависимости среди подростков и использовали следующие методы: тестирование и беседу.

Проведенная мною опытно – экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:

  • констатирующий; 

  • формирующий; 

  • контрольный. 

На констатирующем этапе были определены классы, участвующие в исследовании. Наши мероприятия рассчитаны на 6-е – 9-е классы, эти классы и приняли участие в нашем эксперименте.

Для сбора данных я использовала тест на интернет-зависимость, разработанный профессором психологии Питсбургского университета Кимберли Янг, который представлен в Приложении..

На формирующем этапе проводились мероприятия по профилактике интернет-зависимости как среди учащихся, так и среди родителей подростков в соответствии с нашим планом.

На контрольном этапе мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты нашего исследования представлены ниже.


2.2. Анализ результатов исследования

Исследование 1 

Влияет ли Интернет на учебу? 


Диаграмма использования интернета в учебных и не учебных целях.


Вывод: из диаграммы видно, что 79% учителей и 92% учащихся считают, что всемирная паутина помогает им в учебе и работе, и все же 57% учащихся, по их мнению, увлечение Интернетом мешает учебе. 




Исследование 2



Вывод: из диаграмм видно, что 52% учащихся 9 –х классов используют интеренет в учебных целя, 46% учащихся 6-х классов, но 59% учащихся 6 классов все же используют и внеучебных целях что на 13% выше чем учащиеся 9 –х классов.4 % учащихся 9 классов и 5 % учащихся 6 классов не пользовались интернет на момент исследования обьясняя запретом родителей, отсутствием возможности и т.д.

Для определения интернет-зависимости подростков на начало исследования мною было проведено тестирование по тесту Кимберли Янг. В тестировании приняли участие учащихся из 6-х – 9-х классов. Результаты тестирования на констатирующем этапе представлены на рисунке



Рисунок 1- Результаты тестирования учащихся на констатирующем этапе


Исследование выявило наличие у некоторых учащихся признаков Интернет - зависимости, что подтверждает важность и актуальность рассмотренной темы. У них выявлена разная степень Интернет - зависимости. Значит, моя гипотеза верна.

Примерно 29% учащихся 9 классов и 27% учащихся 6 классов находится в пограничной (тревожной)зоне. Им нужно найти силы пользоваться интернетом меньше. Интернет-зависимость выявлена у 4 человек. Им нужна помощь. Зависимость пока не грозит половине учащихся, проходящих тестирование, они могут пользоваться Сетью.

Опрос 10 родителей свидетельствует, что большинство из них отрицательно относится к тому, что их дети много времени проводят в интернете. Они считают, что их дети используют интернет только для общения.

А 6 опрошенных учителей считают, что для образовательного процесса можно использовать интернет: узнать быстро много интересных фактов для использования учащимися их при подготовки рефератов, докладов, исторических сведений и т.д. «Продвинутые» школьники могут выйти за рамки учебника и блеснуть дополнительной информацией, показать свою эрудицию. В интернете есть словари, аудио-книги. Если всем умело пользоваться, то это даст прекрасный результат.

Однако учителя замечают, что на первых уроках учащиеся с пониженной активностью, возможно связанной с недосыпанием, так как они в позднее время находятся на сайтах интернета.

Анкетирование учащихся показало, что сами учащиеся считают, что интернет мешает учебному процессу, отнимает много времени и на подготовку к урокам остаётся меньше времени. 


Исследование 3.

Следующее мое исследование – это влияние Интернета на здоровье, по мнению самих анкетированных.


Вывод: из диаграммы видим, что больше половины учащихся обнаруживают у себя незначительные изменения от использования компьютера, вот учителя отмечают, что здоровье ухудшилось. Это серьезная проблема. А сейчас мнение специалистов. Я обратилась к школьному врачу за статистическими данными о состоянии здоровья (осанка, зрение) в 6 классе и 9 классе тех, кто принимал участие в анкетировании. Проанализировав данные, можно сделать выводв 6 классе у трех человек было слабое зрение, а в 9 классе зрение ухудшилось у 5 человек, причем все пользуются Интернет. Нарушение осанки: 6 класс один человек (имеющих компьютер), а в 9 классе их количество увеличилось до 6. Конечно, я не берусь утверждать, что это точно от увлечения компьютером, но думаю, стоит моим одноклассникам задуматься.


Одним из вопросов анкеты был такой. Должны ли родители контролировать общение детей с Интернетом? В диаграмме показаны мнения детей и учителей на этот вопрос.

Вывод: результат получился интересный - больше учащихся, чем учителей считают, что родители должны контролировать общение с Интернетом. Вследствие этого, я считаю необходимым провести профилактические мероприятия в этих классах.

В рамках проводимых мероприятий на формирующем этапе мы с руководителем проекта встречались с родителями учащихся 6-х-9-х классов в соответствии с планом воспитательных мероприятий. Основная наша работа заключалась в организации и проведении мероприятий по профилактике интернет-зависимости среди подростков. Все запланированные мероприятия мы провели.

С целью проверки рабочей гипотезы на контрольном этапе нами было проведено повторное тестирование учащихся. Результаты тестирования представлены на рисунке 2.

 




Рисунок 2 – Результаты тестирования учащихся на контрольном этапе


Как видно из данных диаграммы, достигнута положительная динамика снижения уровня интернет-зависимости среди учащихся. Тем, кто находится в тревожной зоне, и кто зависим, мною выданы рекомендации.

Таким образом, анализ всех полученных результатов позволил сделать вывод, что если регулярно проводить внеклассные мероприятия, оказывающие системное воздействие на личность подростка, то это поможет снизить у них интернет-зависимость.


Пути решения

Учащиеся нашей школы пришли к самому простому и доступному способу решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, обращение к спорту, занятиям музыкой, помогли вывести подростка из зависимости.

Я думаю, прежде всего, следует привести свой образ жизни к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр. 

Главное – доказать подростку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать подростка из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая. 










































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема интернет-зависимости особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно подростков) становятся психологически зависимыми от Интернета. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу», не контролируя время провождения в сети Интернет. Можно только предполагать, к чему это может привести человечество в своем дальнейшем развитии, и поэтому мы должны задуматься над этим уже сегодня.

Целью моей исследовательской работы являлась разработка программы воспитательных мероприятий по профилактике интернет-зависимости среди подростков. Цели своей я достигла и поставленные задачи выполнила.

Апробация разработанных мероприятий осуществлялась на базе КГУ СШ № 2 города Талдыкорган . Во время апробации я использовала методы тестирования и беседу.

На основании всех полученных результатов, я сделала вывод, что выдвинутая мною гипотеза: интернет-зависимость у подростков можно снизить, если регулярно проводить профилактические мероприятия, оказывающие системное воздействие на личность подростка, подтверждена в процессе исследовательской работы.




































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. – М.: 2000. – [ с.37].

2. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи/ Р.И. Азарова. – М.: Внешкольник, 2003. – № 10. – [с. 12 – 13].

3. Ахрямкина, Т.А. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп/Т.А. Ахрямкина, И.Л. Матасова.– Самара: Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов, 2005. – [с. 17 – 23].

4. Болховитинов, В.Н. Твое свободное время/ В.Н. Болховитинов. – М.: 2007. – [с.30].

5. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье подростков/ М. Куртышева. – СПб.: 2005. – [с.28].

6. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом/ Е. Корнеева. – М.: Мир семьи, 2008. – № 11. – [с. 20 – 21].

7. Польшакова, Е.Ф. Досуг надо организовывать/ Е.Ф. Польшакова. – М.: Физкультура в школе, 2005. – № 5. – [с. 10 – 12].

8. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий/ Ю.О. Прибылова. – Спб.: Естествознание в школе, 2008. – № 4. – [с. 13 – 16].

9. Собкин, В. Виртуальная атака/В.Собкин, Ю.Евстегнеева. – М.: Первое сентября, 2002. – № 8. – [с. 27 – 28].

10. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши подростки/ В.Н. Сонькин. – М.: Здоровье детей, 2006. – № 21. – [с. 9 – 11].

11. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете/ Е.В. Якушина. – М.: Педагогика, 2006. – № 4. – [с. 32 – 34].

12. Яманова, Т. Новый вид наркомании/ Т. Яманова. – М.: Аргументы и факты. Семейный совет, 2004. – № 17. – [с. 15 – 16].

13. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. (http://www. relarn. ru:8082 /human/motivation.txt.//)

14. Жичкина А.В. (2001). Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста.  (http://www.netaddiction.com/resources/internet_addiction_test.htm.//) 

15. www.wikipedia.org

16. www. flogiston.ru/articles/netpsy

17. www.nwpro.ru/nwpro/about/blog/

18. www. /psychology.net.ru/
















Приложение 1


Диагностика интернет-зависимости 

Тест Кимберли Янг 

Варианты ответов: 

Никогда или крайне редко
Иногда 
Регулярно 
Часто 
Всегда 

  1. Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал. 

  2. Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете. 

  3. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (своим парнем). 

  4. Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми). 

  5. Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете. 

  6. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому. 

  7. Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на «одноклассниках», «в контакте» или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам. 

  8. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе в выполнении домашних заданий. 

  9. Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа. 

  10. Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах. 

  11. Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет. 

  12. Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной. 

  13. Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким. 

  14. Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете. 

  15. Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете. 

  16. Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета. 

  17. Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете. 

  18. Ты пытаешься скрыть от других, сколько времени проводишь в Интернете. 

  19. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми. 

  20. Когда ты выходишь из Интернета, у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете. 

Ключ к тесту на интернет-зависимость: подсчет результатов по следующей шкале: 
Никогда или крайне редко - 1 балл 

Иногда - 2 балла 

Регулярно - 3 балла 

Часто - 4 балла 

Всегда - 5 баллов 

Интерпретация результата: 

20-49 баллов – Вы обычный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя (III группа). 

50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь (II группа). 

80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта (I группа).

I группа – зависимые

II группа – пограничные

III группа - нормальные









































Приложение 2


Анкета для родителей «Мешает ли интернет учебному процессу»


  1. Где ваши дети имеют доступ к сети Интернет? Вы можете выбрать несколько ответов

а)дома 
б) в школе

в) в Интернет-кафе

г) у друзей

Другое: 

2) Как вы относитесь к путешествиям ваших детей по глобальной сети Интернет?

Вы можете выбрать только один ответ

а) не пользуемся Internet

б) запрещаю

в) разрешаю

Другое:

3) Оказывают ли эти путешествия влияние на: школьные успехи вашего ребенка

а)да 
б) нет

его здоровье

а) да

б) нет отношения с семьёй и друзьями

а)да 
б) нет

4) Применяете ли Вы меры для повышения безопасности при посещении детьми сети

Интернет?

а) да

б)нет 
5)Если ДА, то какие? 
6) Установлена ли на Вашем домашнем компьютере фильтрация контента?

а)да 
б) нет

в)не знаю, что это такое

7) Что Вас больше всего настораживает при использовании вашим ребенком Интернета?

Вы можете выбрать не более двух вариантов

а) фишинговые и вредоносные сайты

б) ресурсы с негативным и противоправным контентом

в)"недобросовестные" интернет-магазины

г) размещение личной информации, которая может быть использована злоумышленниками

д) Другое:

8) Как Вы думаете, какой способ защиты детей от Интернет-угроз наиболее эффективен?

а) специализированные поисковые системы для детей

б) Специализированные системы фильтрации контента

в) Функции родительского контроля в антивирусных программах

г) Наблюдение взрослых

д) Другое:





Приложение 3


Анкета для учащихся на тему: «Мешает ли интернет учебному процессу?»


1. Пользуешься ли ты Интернетом?

-Как часто ты пользуешься?

-В какое время суток?

-Какое количество времени?

2. Для каких целей чаще всего ты используешь Интернет?

3. Как ты считаешь, нужен ли интернет в наше время?

4. Чем ты пользуешься для выхода в интернет (Компьютер/Телефон)?

5. Мешает ли Интернет учебному процессу?











































Приложение 4


Анкета для учителей


  1. Помогает ли интернет учащимся в учебном процессе?

  2. Отражается ли интернет на деятельности учащихся на занятиях? 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический портрет Интернет-зависимого ученика

Автор: Пуценко Светлана Сергеевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286677

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства