Проектная работа Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевой игры «Строители»
Проектная работа Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевой игры «Строители»
Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми 5-6 лет. Он направлен на формировании взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Грибанова М. В. Тематический блок «Строение». Практическое пособие. Пермь, 2015 г.;
Деркунская В.А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие, 2015.).
Предполагаемые продукты
Продукты деятельности педагогов:
сценарии НОД познавательно-эстетического характера, содеятельности интегрированного характера, творческие работы детей;
проявление у детей интереса к проигрыванию
сюжетных игр по теме «Строение»;
Продукты деятельности детей и родителей:
костюмы строителей и атрибуты к сюжетным играм;
кормушки для птиц, рисунки и фотографии.
Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевой игры «Строители»
Цель: обогащение игрового опыта каждого ребёнка в сюжетно-ролевой игре «Строители».
Задачи:
Для детей:
формировать представления о строительных профессиях, о многообразии строений и строительных материалов;
изготовить ролевые атрибуты и подобрать предметы для игрового пространства;
способствовать творческому использованию представлений о постройках и различных трудовых процессах в сюжетно-ролевой игре, развивать умения изменять игровое пространство в зависимости от изменения замысла сюжета, вести конструктивный ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом
Для родителей:
привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, к участию в НОД, в изготовлении совместно с педагогами атрибутов и строительных предметов;
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах: «Кормушки для птиц», рисунков «Наш дом», фотографий с изображением красивых зданий и домов.
Для педагогов
обеспечить реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач проекта;
создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материал по теме «Строение».
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
В современной социокультурной ситуации остро наблюдается потребность в формировании взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества. В дошкольном возрасте большие возможности для формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми представляют сюжетно-ролевые игры.
Наблюдения показывают, что ролевые игры у детей ограничены в основном семейной тематикой. Бедность и примитивность игр пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение в основном происходит в совместной игре. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Предполагается, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников и её влияние на коммуникативные способности и умения являются крайне актуальной задачей.
Данная проблема требует расширенного изучения в целях социального развития дошкольника.
В связи с этим актуальной проблемой по самообразованию стала тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников».
Чтобы дети с желанием играли в ролевые игры воспитатель должен проводить работу по формированию представлений об окружающей общественной жизни. Дети дошкольного возраста не достаточно осведомлены о сущности строительной деятельности. В связи с этим и не проигрываются ролевые игры на «строительные темы».
Наблюдается также дефицит ролевой атрибутики для «профессионального строительного сюжета», что обедняет игру и не позволяет полноценно включиться в её содержание. Ролевая игра- создание и проигрывание сюжетов от имени персонажа- требует атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы игрового пространства.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется
комплексом существующих противоречий в практике работы дошкольных
образовательных учреждений:
– между признанием значимости сюжетно-ролевой игры для детей
дошкольного возраста и использованием ее преимущественно как формы
образовательной деятельности дошкольников;
– между существующим интересом дошкольников к сюжетно-ролевым
играм и тенденцией исчезновения игровой деятельности из жизни детей
На основании выявленных противоречий наметились следующие проблемы:
1. Поверхностные представления детей о профессий строителя, о её практической значимости.
2. Отсутствие ролевого атрибута для проигрывания «строительных сюжетов».
3. Бедность и примитивность сюжетно – ролевых игр.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевых игр детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение развития
сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие сюжетно-ролевой игры обеспечивается своевременным педагогическим руководством, предполагающей:
– диагностику особенностей игровой деятельности детей;
– проектирование педагогом вариативных и инвариантных игровых
сюжетов для совместной игровой деятельности с детьми;
– организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Этапы проведения
Содержание проекта
Результат
1 этап.
Целеполага-
ние
Предварительная беседа с детьми. (Определить у детей уровень знаний и представлений по теме «Строение»; определить базовый словарный запас по теме).
Знакомство родителей с предстоящей деятельностью.
Выявле-
ниеуров-няпредс-
тавлений по теме «Строение»
2 этап.
Подготови-
тельный
1.Подбор литературы.
2. Создание выставки о строительных профессиях.
3.Подготовка мультимедийных пособий (презентаций) по теме проекта.
4. Изготовление атрибутов для ролевых игр на тему «Строение»
5.Работа с родителями:
- привлечение к изготовлению костюмов для игры в строителей;
-конкурсы: «Кормушки для птиц», рисунков «Наш дом», фотографий «Самое красивое здание (дом)».
Выставка книг.
Атрибуты и предметы-заместители к сюжетно-ролевым играм
3 этап.
Реализация
проекта
1. Содеятельность интегрированного характера «Есть у каждого свой дом».
2. Содеятельность интегрированного характера «Домики трёх поросят».
3. НОД интегрированного характера «Лесные домишки».
4. Коллективная аппликация «Я б в строители пошёл, пусть меня научат».
5.Беседы с использованием презентаций:
Беседа «О строителях».
Цель: обогащение представлений детейо сущ-
ности строительной деятельности.
6. Выставка совместных творческих работ детей и родителей;
- Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
- Мониторинг развития игровой деятельности детей.
- Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2017»
Ожидаемые результаты:
Дети
имеют представления о строительных профессиях, о многообразии строений и строительных материалов;
имеют возможность выбрать необходимые атрибуты и предметы для игрового пространства;
используют представления о постройках и различных трудовых процессах в сюжетно-ролевой игре, умеют изменять игровое пространство в зависимости от изменения замысла сюжета, вести конструктивный ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом
Родители
приобрели знания и практические навыки при взаимодействии с ребёнком;
чувствуют себя партнёрами в отношении с педагогами в совместной организации жизни группы, проявляют интерес к работе ДОУ;
приняли активное участие в конкурсах «Кормушки для птиц», рисунков «Наш дом», фотографий «Самое красивое здание (дом)».
Педагоги
обеспечили реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач проекта;
создали условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проект;
пополнили и обогатили методический, дидактический и наглядный материал по теме «Строение»;
Литература
Арсентьева В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. Пособие – М.: ФОРУМ, 2009;
Грибанова М. В. Тематический блок «Строение». Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно-эстетическому развитию детей 3-7 лет: Пермь, 2015;
Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет;
Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста/ Авт.-сост. Н.В. Микляева. – М.:АРКТИ, 2015;
Интернет – ресурсы;
Каминцева Е. Мастер-класс на тему «Профессия – строитель». / Дошкольное воспитание, 2010.