kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Сарафан "московский" 19 века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная работа стала дипломантом III степени в номинации "Научная конференция" на открытом  областном фестивале " Уральские прикрасы" который проводится под эгидой областной школы этнографии и фольклора. Руководит этой школой и фестивалем профессор Басккава Н.Н.".А как поют эти юные даования! Песня взлетает к небу под самые облака над гладью залитого солнцем озера Тургояк и возвращается в сердца слушателей, которые уже никогда не забудут её хрустального детского звона и на всегда сохранят этот миг восторга!."(Кудряшова С.К.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Сарафан "московский" 19 века". »

МОУ ДОД «Катав - Ивановская ДШИ» Катав – Ивановского муниципального района Челябинской области













Проектная работа по теме: « Сарафан «московский», 19 век» В номинации «Научная конференция»





Исполнитель:

Учащаяся 4(4)класса Катав – Ивановской ДШИ

Русина Александра



Руководитель:

Преподаватель отделения ИЗО

Катав – Ивановской ДШИ

Кудряшова С.К.



г. Катав – Ивановск

2011г.

Оглавление.

  1. Вступление……………………………………………………………………………………3

Жить и творить во благо своего города……………………………………….3



  1. Основная часть…………………………………………………………………………. 4

Из истории сарафана…………………………………………………………………....5

Описание сарафана из краеведческого музея………………………….… 6

Новое знакомство………………………………………………………………………...6



  1. Заключение………………………………………………………………………………....8

Наши работы…………………………………………………………………………………9

  1. Приложение………………………………………………………………………………..20

  2. Литература………………………………………………………………………………….42





































Катав-Ивановский сарафан конца 19 –начало 20 веков.

«Гляньте круг, Как в зелени лесных просторов, В золоте озёр, что солнцем напоённые, Возродилась Стрефил - птица поднебесная, В образе простых уральских девушек. В красны сарафаны обряженная!» (Кудряшова С.К.).


Введение.

Чем больше погружаешься в изучение истории аутентичного костюма, тем острее чувствуется потеря того исторического пласта культуры моего народа, который рассказывает о жизни моих самых близких людей, бабушек и прабабушек. Эта проблема актуальна в наше время не только для меня. Многие мои знакомые составляют генеалогическое древо своей семьи. Часами просиживают за компьютером, чтобы узнать происхождение своей фамилии, принадлежности своего рода к определенному сословию.

А для меня более интересна работа по изучению костюма. Потому что, изучая костюм невозможно обойти стороной исторические события, которые происходили, и до сих пор живут, в моем городе выражаясь в традициях и обычаях земляков. Особенно ярко это выражается в народных праздниках, как, например: «Масленица», «Рождество», «День города». Справляя народные праздники, в которых я учувствую с начальной школы, всегда хотелось максимально приблизить действо к истинно народным традициям и обычаям. Для этого нужно изучать культурное наследие своего народа, своего района.

Погружение в историю аутентичной культуры своего края, в первую очередь пробуждает в тебе патриотические чувства: гордость и уважение за своих предков, любовь к своему городу, желание жить и творить во благо своей школы, города, близких, земляков. Но и самое главное заразить своим творчеством других.

Если в начале изучения аутентичного костюма, который бытовал в Катав – Ивановском районе, мне пришлось познакомиться с одеждой разных губерний, в которых были закуплены крестьяне для работы на железоделательном заводе братьями Твердышевыми по исторической литературе, то в этом году я обратила своё внимание на сарафан, который находиться в нашем музее и принадлежал семье Мирсковых, ещё в конце 19 века, а носила его моя землячка. Особое, трепетное чувство испытываешь, когда прикасаешься к исторической вещи возраст которой более двухсот лет!

Много раз, посещая музей, я подолгу стояла и смотрела на этот сарафан. Представляла себя в нем на празднике. Мне захотелось узнать историю этого наряда. И почувствовать себя в образе девушке тех лет, одев изготовленный своими руками сарафан. Но хранительница нашего музея знала только, кто продал экспонат музею, и это явилось отправной точкой моей работы.

Изучая костюм, можно многое узнать о владельце, потому что костюм является показателем экономического развития края, материального положения семьи, принадлежность к сословию, религии. Костюм делает человека более красивым, более привлекательным, скрывая недостатки и подчеркивая достоинства.

Основная часть

  1. Из истории сарафана.

Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана. Существовала также и наиболее поздняя форма его – на кокетке. Поэтому здесь представлено пять типов, которые располагаются в хронологическом порядке от наиболее древнего к наиболее позднему. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак - цельные передние и задние полотнища. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик. Прямой сарафан. Более позднее «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятся к третьему типу. Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента. Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полу-платьем. Сарафан конца 19 века с лифом, как поздний вид, своей формой напоминает юбку с лифом или безрукавное приталенное платье. Названия сарафана большей частью русское, характеризуеться конструкцией (дольник, клиник, семиклиник, сорококлиник, лямошник, круглый, косыч- от слова «костыли»-клинья). Ткань из которой он изготовлен (сукман, кумашник, китаешник, атласник, шолковик, штофник, кашемирник, ситцевик, пестрядильник, клетовник, достольник – от слова «достоль» -бумага, самотканник, московник – из московского ситца, и др.). Цвет ткани (маренник, сандальник, набевник, троекрасочник). Прямой сарафан, как более легкий и удобный повсеместно вытеснял косоклинный. Такой сарафан на узких лямках назывался: круглый, раздувай, поддуванка, московский, подмосковник, шубка. Основным признаком у этого сарафана являлись цельные прямые полотнища, собранные по краю в складку или сборку. Часто переднее полотнище было выше и закрывало грудь почти до самой шеи. Такие сарафаны изготавливали из фабричной ткани: ситец, кумач, парча… . Сарафан из легких тканей делался без подкладки, а сарафан из более тяжелых тканей имели широкий подгиб (подпушка) (московский, шубка). «Подпушка» имела функциональное значение: она предохраняла лицевую часть подола, изнашивающуюся подпушку спарывали и пришивали новую, так как она сохраняла нижнюю часть платья от повреждения обувью и ещё она фиксировала по низу подола крупные складки. Основным признаком сарафана с лифом является наличие лифа в верхней части сарафана, облегающего грудь и спину или только спину. Иногда лиф изготавливали из другой ткани, получалось приталенное полу-платье без рукавов. Верхняя часть лифа подшивалась холщевой «подоплекой» (т.е. корсажной лентой). « Подоплека» была спрятана под лифом и тесьмой, поэтому в современном языке «подоплека» - это тайна, секрет. «Во второй половине 18 века симбирские купцы братья Твердышевы и Мясников создали на Южном Урале крупнейшее в России железоделательное производство. 256 лет работают заводы. Рабочие поселки превратились в города. Катав – Ивановск, Юрюзань, Усть-Катав, Сим, Белорецк, Аша, Миньяр с прилегающими селами и деревнями входят в состав Челябинской области и республики Башкортостан. Если в 1770 году здесь проживало 15 тысяч рабочих и членов их семей, то через 12 поколений, а именно столько поколений сменилось за период до наших дней, число жителей достигло 250 тысяч. В основном это потомки доменных и молотовых мастеров, рудокопов и углежогов, переведенных из различных российских регионов на башкирские земли при основании завода». (А.Ф. Мукомолов «На Южноуральских заводах» т.1)

Поселок Катав-Ивановск (с 1939 город) основан в 1755 году крепостными крестьянами из села Никольского (Шереметьево) и Архангельского (Шемурша), Рязанской, Нижегородской и Московской губерний. Крестьяне, закупленные купцами Мясниковым и Твердышевыми, селились своими кланами, выходцами из одного уезда, губернии, деревни. А к концу 19 века начался, начался новый приток украинских переселенцев. Так образовались населенные пункты, которые имели отличительные черты в ведении хозяйства, костюме, говоре. Поэтому один вид костюма выделить очень сложно. Тем более многонациональность населения Катав – Ивановского народа способствовала трансформации костюма, так как переселенцы из разных районов России заимствовали друг у дуга элементы костюма, со временем все более упрощая платье и приближая его к европейскому образцу. Но все же в Катав – Ивановском районе бытовало два вида сарафана: прямой «московский» в Катав –Ивановске, и косоклинный в Усть-Катаве. В конце 19 века в Катав-Ивановске больше было мещанского сословия, поэтому крой сарафана был проще, и одежда представляла собой европейский стиль и уже в начале 20 века, сарафан вытеснила «парочка». В Усть-Катаве же было больше помещичьего сословия, и сарафан там дольше сохранялся косоклинный, более богатый.

  1. Описание сарафан из краеведческого музея.

Предметом нашего изучения стал сарафан который находится в Катав - Ивановском музее. В этом нам оказали большую помощь работники музея. Главный научный сотрудник: Соколова Татьяна Анатольевна. Смотритель музея - Панова Надежда Петровна.

Если основываться на выше изложенные исторические факты, то сарафан из Катав - Ивановского музея называется прямой, круглый, или «московский » - из-за кроя, «набивник» - из-за набивного рисунка. Сарафан прямой круглый из набивной шерсти. Одно полотнище спереди, 3 полотнища сзади. Складки на груди глубиной 2 см, через каждые 5 см. По 5 складок с каждой стороны заложены в стороны от центра. На спинке 30 складок с двойным загибом на все три полотнища. Подол имеет подгиб – «подпушка» 30 см. По верхней части сарафана обтачка - «подоплека» из грубого холста шириной 5 см. Лямки шириной 1,8 см., длинной 51 см. Верх сарафана, лямки и подол окантованы тесьмой с красным рисунком.

  1. Новые знакомства.

Сведения о сарафане мы получили от жителей города Катав-Ивановска, которые являлись родственниками или близкими знакомыми владельцев сарафана.

Полушкина (Носова) Ирина Николаевна 1929 года рождения. Учитель русского языка и литературы, ветеран труда, ныне пенсионерка. Проживает по улице Ленина кв.11.

Забродина (Трегубенкова ) Любовь Дмитриевна (дочь Трегубенкова Дмитрия Александровича) является племяницой Марии Петровны Мирсковой. 1951 года рождения. Работает в страховой компании АСКО.

Вятчина (Востротина) Вера Васильевна 1961 года рождения. Проживает по улице «Свердловская» 78. Работает рабочим ЖКХ вместе с мужем.

Жидова (Меньшикова) Татьяна Васильевна 1920 года рождения. Проживает по улице Свердловской 33. Учитель начальных классов, ныне ветеран труда, на пенсии.

Вот что они мне рассказали:

Сарафан изготовлен из дорогой шерстяной ткани с набивным рисунком, фабричного ткачества. Это подтверждает то, что семья Мирсковых была одна из самых зажиточных семей. Они были предпринимателями и держали свои торговые лавки. Сарафан принадлежал Мирсковой (Трегубенкова в девичестве) Марии Петровне. Родилась она в 1896 году в Катав-Ивановске. Проживала по улице Никольская (ныне улица «Дмитрия Тараканова» 31) в родительском доме всю жизнь. В Катав – Ивановске закончила школу и педагогическое училище. Муж Марии. После революции муж Марии Петровны, перешел на сторону большевиков, был членом городского совета депутатов. Занимался продразверсткой, собирал продналоги. Активно участвовал в жизни города, но не смотря на это был репрессирован и расстрелян 1937 году, как враг народа. Марии Петровне в год смерти мужа был 41 год. Детей она не имела и замуж больше не вышла. После того как ушла на пенсию в своем доме организовала учительскую библиотеку. Отец Марии Петровны Мирсковой (Тригубенковой), Петр Петрович Трегубенков был мастером доменной печи. Брат Марии Петровны, Александр Петрович депутатом народного просвещения в Катав – Ивановском районе. Многие годы ее племянник, Дмитрий Александрович Трегубенков, был директором средней школы №1 . Всю свою жизнь Мария Петровна проработала учителем начальных классов. Умерла она в 1974 году и после смерти сарафан достался её двоюродной сестре, учительнице начальных классов, Надежде Сергеевне Востротиной (Головой). А затем этот сарафан достался, дочери Надежды Сергеевны, Вере Васильевне Вятчиной (Востротиной), которая и продала сарафан музею. Но все-таки нам не удалось узнать, кто же носил этот сарафан. Скорее всего, этот сарафан принадлежал, матери Марии Петровны Мирсковой, так как М.П. Мирскову в этом сарафане никто не помнит. Знают только то, что сарафан, принадлежал их семейству, и пользовались им во время праздников и свадеб, как элементом народного костюма. К этому сарафану была сшита и рубаха. Со слов Вятчиной (Востротиной) Веры Васильевны рубаха была выполнена из белого тонкого льна, фабричного производства, но она не сохранилась, так как В.В. Вятчина (Востротина) ее износила вместо ночной сорочки. По её описанию мы восстановили крой рубахи.

Заключение.

Старинный русский костюм - состояние души…. Когда надеваешь старинную женскую одежду – сарафан с рубахой, уже невозможно идти быстрой, угловатой походкой, делать резкие движения. Невольно выпрямишься, поднимешь голову, ступаешь мягко, аккуратно, «будто пава». Я сама убедилась: снимать такую одежду не хочется, настолько в ней поет душа, настолько она уютная в своей простоте, свободном покрое. Любая женщина, любого возраста - в такой одежде становится просто красавицей – это отмечают даже современные парни. Одежда во все времена является своеобразной визитной карточкой человека. Недаром существует пословица: «встречают по одежке, провожают по уму».

В результате наших исследований, бесед с земляками, работы с архивными документами и экспонатами музея, мы узнали о жизни владельца сарафана Мирсковой (Трегубенковой) Марии Петровны и изготовили сарафан и рубаху, как один из примеров Катав – Ивановского женского платья. Но все-таки точной информации мы не смогли найти и тех людей, которые бы нам сообщили более точные сведения. Родственники Мирсковой (Трегубенковой) М.П. мало знают о своих корнях. Большую роль в разобщенности людей сыграл распад СССР. Нарушились родственные связи, так как близкие люди оказались в разных государствах. И восстановить исторические данные о своей семье очень сложно. Конечно, можно воспользоваться Интернетом, но для того, чтобы найти человека, нужны точные сведения о нем.

Я думаю, что нужную помощь может оказать любой человек, который хоть что- то знает о своей семье. В краеведческом музее нужно создать такие архивы, который будет состоять из сведений, полученных от жителей города. Хорошо было бы, если в музее была такая должность: исследователь исторических фамилий, который мог бы оказать любую помощь в установлении родственных связей, народных традиций, обычаев. Краеведческий музей должен стать активным центром изучение истории родного края. Каждый житель города должен внести свой вклад в эту работу.

Мы под руководством Кудряшовой С.К. уже давно занимаемся изучением аутентичного русского костюма, народных традиций и обычаев. Каждый раз мы дари музею электронный вариант своей работы.

В этом году мы изучали историю и способ изготовления сарафана, который находиться в нашем музее. Хотя нам не удалось узнать историю появления сарафана на свет, но мы конкретно узнали, кому принадлежал он, какая рубаха была с этим сарафаном. А ещё я собственноручно участвовала в изготовлении рубахи и сарафана.



Иллистрации:

Сарафаны и рубахи изготовлены моим руководителем и преподавателем изобразительного искусства и «Народоведения» Кудряшовой Светланой Кирилловной.





























































































Сарафан «московский», набойник. (19 век)









Сарафан «московский», набойник. (2011 год)

































Дом Востротиной (Головой) Надежды Сергеевны, матери Вятчиной (Востротиной) Веры Васильевны. Улица Дм. Тараканова (бывшая Никольская), дом 31.





Вятчина (Востротина) Вера Васильевна.1961года рождения.























Полушкина (Носова) Ирина Николаевна. 1929 года рождения. Проживает по улице Ленина кв.11.





















Забродина (Трегубенкова ) Любовь Дмитриевна. 1951 года рождения.

Дом Мирсковой (Тригубенковой) Марии Петровна. Находиться на ул. Дмитрия Тараканова (Никольская), 27.

























Кучина Елена Петровна 1936 года рождения. Учитель начальных классов на пенсии. Закончила Катав – Ивановское педагогическое училище 1951 году. Проживает по ул. Пугачевская.

































































Складки на груди сарафана. (19 век)



Складки на груди сарафана. (2011 год)







Вид сарафана с боку. (19 век)



























Вид сарафана с боку. (2011 год)





































Складки на спинке сарафана. (19 век)











































Крепление лямок с изнанки. (19 век)



«Подоплека» на верхней части сарафана. (19 век)













Крепление лямок с изнанки (2011год)



































«Подоплека» на верхней части сарафана. (2011 год)





















«Подпушка» на подоле. (19 век)

























«Подпушка» на подоле сарафана. (2011 год)













































Горловина рубахи.













Рукав

рубахи.































Рубаха.











Отделка подола рубахи.





Литература:

1. Беловинский Л.В. – «Типология русского народного костюма». Москва, ООО «Родник», 1997 г.

2. Круковский М.А. «Южный Урал. Путевые очерки. Москва. Издательство Тихомирова 1909 г.

3. Лазарева Л.Н. – «Календарно – обрядовые праздники Урала». Челябинск, 2000г.

4. Мария Харламова (Астрид) КИР Северный ветер г.Екатеринбург

5. Мукомолов А.Ф. – «На Южноуральских заводах». Москва, издательство «Территория», 2001 г.

6. Новости музеев 31. 2005. « Ты не шей мне матушка…»

7. Чиркасова Е. К. – «Традиционный костюм Южного Урала». Челябинск ГУК «ОЦНТ», 2006 г.

8. Шабалина Н.М. – «Народное искусство Южного Урала». Челябинск, 1997 г.



Сведения из интернета:

1.Традиции русской деревни. «Троицкие гуляния» bg – znanie. ru

2.Элементы костюма. Сарафаны. Cro.yar. ru resourcsdistant/music/kostum















41



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Проектная работа "Сарафан "московский" 19 века".

Автор: Кудряшова Светлана Кирилловна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства