Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.
Идея создания Компьютерного клуба возникла в связи со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, а так же повышением интереса к информатике современных школьников. Появилась необходимость объединить учащихся, заинтересованных в развитии собственной ИКТ-компетентности для дальнейшего использования навыков в будущей профессиональной деятельности.
Основной целью работы клуба является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление одаренных детей. Участие в различных состязаниях, конкурсах позволит учащимся расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Актуальность заключается в том, что реализация проекта Компьютерный клуб «СКиФ-CITY» позволяет приобщить учащихся к информационной культуре, проектной деятельности в сфере информационных технологий. Это оказывает благотворное воздействие на формирование нравственной сферы учащихся, предоставляет возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в области информатики и ИКТ, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Новизна проекта состоит в том, что она не просто знакомит учащихся с рядом областей информатики и информационных технологий, но и обеспечивает получение такого уровня знаний и навыков, который даёт выпускникам Компьютерного клуба возможность применения мастерства в будущей профессиональной деятельности.
Целевое назначение
Цель:
Создание условий для формирования ИКТ - компетентности учащихся по средствам участия в деятельности компьютерного клуба «СКиФ-CITY».
Задачи:
создать условия для работы компьютерного клуба;
формировать познавательный интерес к информатике и развивать компьютерную грамотность учащихся;
ü способствовать развитию логического мышления, творческого потенциала, коммуникативных способностей, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
ü выявить творчески активных, талантливых детей.
Механизмы реализации
1 этап– подготовительный
Анкетирование учащихся и родителей.
Анализ ситуации.
Изучение опыта создания компьютерных клубов в образовательных учреждениях.
Разработка концепции проекта.
Разработка нормативно-правовой базы.
Подготовка материально-технической базы.
Планирование деятельности клуба.
2 этап – практический
Организация деятельности клуба.
Создание и принятие Устава, символики.
Анализ эффективности работы клуба «СКиФ».
3 этап – заключительный
Подведение итогов, оценка результатов.
Проведение диагностики.
Оформление и распространение методического материала.
Просмотр содержимого документа
«Проект Компьютерный клуб «СКиФ- CITY»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Проект
Компьютерный клуб «СКиФ- CITY»
Содружество Компьютера и Фантазии
Автор: методист
Манвелян Инна Леонидовна
Ханты-Мансийск
2015
Содержание
Информационная карта
Аннотация
Аналитическое обоснование
3.1 Анализ ситуации 3.2 Актуальность
3.3 Новизна
3.4 Цель и задачи
Механизм реализации
Ожидаемые результаты
Материальное обеспечение
Социальный эффект
Заключение
12.
Список литературы
13.
Приложение
13.1 План реализации
13.2 Положение о компьютерном клубе
13.3 Устав
13.4 Смета расходов
Информационная карта
Полное название проекта
Компьютерный клуб «СКиФ-CITY» Содружество Компьютера и Фантазии
Учреждение, представившее проект
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников».
Ф.И.О. автора с указанием контактов
Манвелян И.Л. – методист
628012 Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского37
Целевая группа и механизм её формирования
Членами клуба могут быть все желающие средних и старших классов, увлеченные информационно-коммуникационными технологиями.
Возраст и количество участников проекта
Возраст участников – 10-17 лет
Состав 1 группы - 10 человек
Место реализации проекта
МБОУ ДОД «Станция юных техников»
Предполагаемые конечные результаты проекта
Повышение информационной культуры и компьютерной грамотности членов клуба.
Формирование навыков создания и оформления информационных материалов.
Выявление творчески активных, талантливых детей.
Показатели, по которым оценивается результативность проекта
Созданные цифровые продукты.
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проектах.
Выпуск печатных продуктов.
Создания единого банка мультимедийных презентаций, дидактических и методических разработок.
Цель проекта
Создание условий для формирования ИКТ - компетентности учащихся по средствам участия в деятельности компьютерного клуба «СКиФ-CITY».
Задачи проекта
Создать условия для работы компьютерного клуба.
Формировать познавательный интерес к информатике и развивать компьютерную грамотность учащихся.
Способствовать развитию логического мышления, творческого потенциала, коммуникативных способностей, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения.
Выявить творчески активных, талантливых детей.
Специализация проекта
Интеллектуальная, проектная, профориентационная
Официальные документы:
Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», Устав, Положение о компьютерном клубе.
Срок реализации проекта
Долгосрочный.
Механизм реализации
Информационная деятельность, занятия, мастер-классы, проведение коллективных творческих дел.
Этапы реализации проекта
1 этап– подготовительный
Анкетирование учащихся и родителей.
Анализ ситуации.
Изучение опыта создания компьютерных клубов
в образовательных учреждениях.
Разработка концепции проекта, нормативно-правовой базы.
Подготовка материально-технической базы.
Планирование деятельности клуба.
2 этап – практический
Организация деятельности клуба.
Создание и принятие Устава, символики.
Анализ эффективности работы клуба «СКиФ-CITY».
3 этап – заключительный
Подведение итогов, оценка результатов.
Проведение диагностики.
Оформление и распространение методического материала.
Формы и методы работы:
Групповые, индивидуальные, игровые.
Условия участия
Заявление, Договор (Членство клуба)
История осуществления проекта:
Идея создания Компьютерного клуба возникла в связи со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, а так же повышением интереса к информатике современных школьников. Появилась необходимость объединить учащихся, заинтересованных в развитии собственной ИКТ-компетентности для дальнейшего использования навыков в будущей профессиональной деятельности.
Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент ставится на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Аннотация
Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.
Идея создания Компьютерного клуба возникла в связи со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, а так же повышением интереса к информатике современных школьников. Появилась необходимость объединить учащихся, заинтересованных в развитии собственной ИКТ-компетентности для дальнейшего использования навыков в будущей профессиональной деятельности.
Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент ставится на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Использование ИКТ требует сформированности у учащихся необходимых ИКТ умений, связанных с получением для обработки информации, презентацией ее в виртуальном пространстве в виде индивидуальных и коллективных Web-сайтов, виртуальных журналов, альбомов, общения в режиме он-лайн, обмена письмами по электронной почте и выполнение всевозможных проектов.
Одной из эффективных форм развития творческих способностей может служить работа компьютерного клуба «СКиФ-CITY» - Содружество Компьютера и Фантазии. Именно в клубе проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности. Весьма важно, что разнообразная творческая деятельность в клубе позволяет приобщить учащихся к миру современной техники, помогает повысить познавательный интерес к информатике, развить компьютерную грамотность учащихся, поэтому желательно привлечь как можно больше детей. Важно, чтобы деятельность в клубе была интересной и ставила перед учащимися конкретные задачи, помогала находить их решение, давала простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Основной целью работы клуба является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление одаренных детей. Участие в различных состязаниях, конкурсах позволит учащимся расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Члены клуба активные участники Международной игры – конкурса «Инфознайка», Международного проекта videouroki.net “Дистанционная олимпиада по информатике», Всероссийского конкурса «Молодежное движение», а также многих других интеллектуальных конкурсов. Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении клуба, растет интерес к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.
Компьютерный клуб как площадка личностного самовыражения учащихся позволяет ребятам максимально проявлять свои способности, проверять качество своих знаний, а педагогам – создавать условия для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся, формирования конкурентоспособной личности.
Аналитическое обоснование проекта
Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.
Анализ ситуации
Проведенное среди учащихся и их родителей МОУ ДОД «Станция юных техников» анкетирование показывает:
у 7 % учащихся отсутствует познавательный интерес к информатике;
у 32 % учащихся отмечается средний уровень навыков работы на компьютере;
16 % учащихся любят принимать участие в интерактивных играх, конкурсах, онлайн-олимпиадах по информатике;
61 % учащихся хотят участвовать в деятельности компьютерного клуба;
21 % родителей не хотят, чтобы дети увлекались компьютерами, так как воспринимают компьютер как развлечение.
Результаты исследования показали необходимость усиления работы вовлечения детей в творческую деятельность, наполнить работу новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с увлекательным миром информатики, развитием творческих способностей по средствам разнообразной деятельности в компьютерном клубе.
Анализ ситуации позволил выделить следующие противоречия: с одной стороны, существует объективная потребность в воспитании интеллектуально-развитой личности, а с другой стороны, для его осуществления в учреждениях дополнительного образования используются традиционные методы и формы воспитательной работы. Из названных противоречий вытекает следующая проблема: какие современные формы и методы воспитательной работы можно использовать? Отсюда тема проекта Компьютерный клуб «СКиФ-CITY» - Содружество Компьютера и Фантазии.
На станции юных техников 40 учащихся посещают объединения «Основы компьютерной грамотности» и «Пользователи ПК» и по опросу ребят мы выявили, что в городе немного возможностей проявить свои знания и творческие возможности по ИКТ. Поэтому наше учреждение частично решает эту проблему, организуя компьютерный клуб. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации компьютерного клуба и правильного подбора заданий для возрастной категории.
Актуальность заключается в том, что реализация проекта Компьютерный клуб «СКиФ-CITY» позволяет приобщить учащихся к информационной культуре, проектной деятельности в сфере информационных технологий. Это оказывает благотворное воздействие на формирование нравственной сферы учащихся, предоставляет возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в области информатики и ИКТ, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Новизна проекта состоит в том, что она не просто знакомит учащихся с рядом областей информатики и информационных технологий, но и обеспечивает получение такого уровня знаний и навыков, который даёт выпускникам Компьютерного клуба возможность применения мастерства в будущей профессиональной деятельности.
Целевое назначение
Цель:
Создание условий для формирования ИКТ - компетентности учащихся по средствам участия в деятельности компьютерного клуба «СКиФ-CITY».
Задачи:
создать условия для работы компьютерного клуба;
формировать познавательный интерес к информатике и развивать компьютерную грамотность учащихся;
способствовать развитию логического мышления, творческого потенциала, коммуникативных способностей, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
выявить творчески активных, талантливых детей.
Механизмы реализации
1 этап– подготовительный
Анкетирование учащихся и родителей.
Анализ ситуации.
Изучение опыта создания компьютерных клубов в образовательных учреждениях.
Разработка концепции проекта.
Разработка нормативно-правовой базы.
Подготовка материально-технической базы.
Планирование деятельности клуба.
2 этап – практический
Организация деятельности клуба.
Создание и принятие Устава, символики.
Анализ эффективности работы клуба «СКиФ».
3 этап – заключительный
Подведение итогов, оценка результатов.
Проведение диагностики.
Оформление и распространение методического материала.
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проектах, играх.
Выпуск печатных продуктов (календари, буклеты, фотоколлажи).
Создания единого банка мультимедийных презентаций, дидактических и методических разработок.
Ожидаемые результаты
Повышение информационной культуры и компьютерной грамотности членов клуба.
Развитие навыков создания и оформления информационных материалов.
Выявление творчески активных, талантливых детей.
Материально-техническое обеспечение
Компьютерный класс
Интерактивная доска
Цифровая фотокамера, видеокамера
Принтер
Сканер
Музыкальный центр
Выход в Интернет
Кадровое обеспечение
Педагоги дополнительного образования
Учебно-методическое обеспечение
сайт МБОУ ДОД «Станция юных техников»
информационные стенды
карточки с заданиями
плакаты, таблицы
видеоуроки
презентации мастер-классов
Риски и угрозы
Недостаточность финансирования.
Недостаточность опыта педагогов
Устранение
Файндрайзинг
Обучающие семинары
Перспективы развития проекта
Выполнение заказов населения.
Оформление кабинетов и стендов станции.
Сетевое взаимодействие с другими компьютерными клубами.
Дистанционные компьютерные курсы.
Социальный эффект проекта
Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Проект Компьютерный клуб «СКиФ-CITY» - Содружество Компьютера и Фантазии, который включает в себя разнообразную творческую деятельность, связанную с информационно-коммуникационными технологиями, предусматривает то, что компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Правильная организация деятельности компьютерного клуба позволит эффективно развивать ИКТ- компетентность учащихся, будет способствовать повышению роли информационных технологий, научит решать ситуативные задачи и поможет выявить творчески активных, талантливых детей.
Список литературы
Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/М.: БИНОМ, 2006
Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л.,Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Просвещение, 2012. – 128 с.
Голышева О. Ю. Внеклассное мероприятие по информатике на тему: "Информационный марафон". http://festival.1september.ru
Горячев А.В Рабочая тетрадь “Информатика в играх и задачах”., карта путешествия, задания – карточки
Дуванов А. А. Азы программирования. Факультативный курс. Книга для учителя + CD. СПб.: БХВ-Петербург, 2005
Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. //Информатика. Первое сентября. № 23 2004 г.
Информатика. Первое сентября. № 8 2000 г.
Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей,
Омега-Л, 2008 г.
Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Пед. информатика.- 1993, N 2.- с.10-16
Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.
Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А., Фоминых Н.М. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников. Русское слово –учебник, 2013. – 96 с.
Пугач В., О. Пугач, “Информатика-9”.
Радченко Н.П., О.А. Козлов, “Экзаменационные вопросы и ответы”.
Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования, БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2012. – 192 с.
1.1 Основной целью деятельности Клуба является формирование ИКТ-компетентности
учащихся.
1.2. Основными задачами деятельности Клуба являются:
Формировать познавательный интерес к информатике и развивать компьютерную
грамотность учащихся.
Способствовать развитию логического мышления, творческого потенциала,
коммуникативных способностей, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения.
Выявить творчески активных, талантливых детей.
2. Органы управления клуба.
2.1. Органами управления клуба являются:
Совет клуба - высший орган управления Клуба. В него входят 5 учащихся и 2 педагога дополнительного образования, Почетные члены Клуба, Помощники Координатора и Координатор Клуба.
2.2. Основная функция Совета Клуба - обеспечить соблюдение Клубом целей, для достижения которых он создан.
2.3. К исключительной компетенции Совета Клуба относится:
- определение приоритетных целей Клуба;
- утверждение годовых и перспективных планов работы;
- присвоение звания Мастер Клуба по представлению Помощников Координатора.
3. Члены клуба.
3.1. В Клубе устанавливается пятиуровневое членство: действительный член Клуба, Мастер Клуба, Почетный член Клуба, Помощник Координатора, Координатор Клуба.
3.2. Все учащиеся, участвующие в решении задач Клуба, не пропускающие занятий, без уважительной причины, являются действительными членами Клуба. Уважительной причиной является только медицинская справка.
3.3. Победители и призеры городских, областных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов, являющиеся членами Клуба, или член Клуба, взявший шефство хотя бы над одним из действительных членов Клуба и внесший творческий взнос (авторская компьютерная программа или проект), принимаются в Мастера Клуба.
3.4. Мастер Клуба по окончании станции автоматически становится Почетным членом Клуба.
3.5 Помощник Координатора – учащийся станции, достигший больших личных успехов в области информатики и являющийся ответственным по одному из направлений Клуба. Помощник Координатора выбирается Координатором Клуба.
3.6. Координатор Клуба - педагог дополнительного образования объединения «Основы компьютерной грамотности». Координатор курируют работу Клуба.
3.7. Учащийся может быть исключен из клуба, если не участвует в работе (не посещает занятия) больше 1 месяца без уважительной причины.
3.8. Принимают или исключают учащихся из клуба на собрании Совета Клуба или Координатор Клуба.
4. Права и обязанности членов Клуба.
4.1. Все члены Клуба имеют право:
принимать участие во всех текущих мероприятиях Клуба;
организовать любую секцию, соответствующую профилю Клуба;
работать в любой из секций Клуба.
предлагать тематику любых клубных мероприятий с обязательным личным участием в их практической реализации;
выйти из членства в Клубе.
4.2. Все члены Клуба обязаны:
активно способствовать решению задач, стоящих перед Клубом;
выполнять требования настоящего Устава;
соблюдать моральные и юридические нормы членства в Клубе;
личным примером способствовать поддержанию высокого престижа члена Клуба.
5. Атрибутика и символика Клуба.
Официальными атрибутами и символами Клуба являются его название, эмблема. Использовать официальную атрибутику имеют право только члены Клуба.
Приложение 4
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД
«Станция юных техников»
Г.А.Божедомов_______
«____»__________2015 г. СМЕТА
расходов на реализацию проекта
компьютерный клуб «СКиФ-CITY»
№
Содержание
Сумма
1
Формирование МТБ Код 240100
Приобретение:
Цифровой фотоаппарат – 1 шт. х 40. 000 = 40 000 руб.
Цифровая видеокамера – 1 шт. х 50000 руб.=50000 руб.
Цветной принтер – 1 шт. х 10.000 = 10000 руб.
Блок бесперебойного питания 10 шт. х 5000 =50000 руб.