Просмотр содержимого документа
«Проект "Календарь - хранитель времени, страж памяти"»
Руководитель проекта: Ремизова Елена Леонидовна, учитель начальных классов
Верхнешибряйский филиал МБОУ Моисеево – Алабушской сош
Описание проекта
Название темы учебного проекта
«Календарь – хранитель времени, страж памяти»
Аннотация проекта
Проект «Календарь - хранитель времени, страж памяти» изучается в рамках программы по дополнительному образованию в разделе «Вселенная, время, календарь». Он направлен на приобретение обучающимися компетенций в рамках учебного предмета, опыта исследовательской работы. В ходе проекта обучающиеся получат возможность самостоятельно собирать, анализировать, обрабатывать информацию; работать в группе; оценивать себя и свою роль в ней, а также оценивать других обучающихся; оформлять итоговый продукт и участвовать в его защите.
Предмет, класс
2 класс – предмет «Окружающий мир» (УМК «Перспектива»)
Приблизительная продолжительность проекта
Проект рассчитан на 5 уроков.
Основа проекта
Образовательные стандарты
Данный проект соответствует требованиям ФГОС. Он может быть реализован как в урочной деятельности (окружающий мир), так и во внеурочной деятельности (Программа духовно-нравственного развития). Проект основан на принципе системно-деятельностного подхода, который является основой Стандарта. Проект ориентирован на становление следующих личностных характеристик обучающегося:
любящий свой народ и свою Родину;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
Цели: формирование представления о календаре как хранителе времени, воспитание толерантного отношения к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Задачи проекта:
дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей;
сформировать представление о народном православном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ценности многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры;
определять вид календаря и обосновывать своё мнение;
уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;
адекватно взаимодействовать и приходить к общему решению;
выполнять задания в рамках учебного диалога.
Предметные:
знать некоторые народные приметы на погоду и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств;
уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Как можно сохранить время?
Проблемные вопросы учебной темы
Какой прибор служит для определения времени?
У всех ли народов мира новый год начинается 1 января?
Как сложился православный календарь?
Учебные вопросы
Что такое календарь?
Что лежит в основе календаря?
Какие типы календарей вы знаете?
Какое время живёт, хранится в календаре?
Когда и где возникли первые календари?
Какие народные приметы погоды ты знаешь?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Формирующее оценивание:
вводная презентация
буклет для родителей
таблица «З-И-У»
Ученики работают над проектом и выполняют задания
Мозговой штурм (в группах)
Таблица продвижения по проекту
Лист самооценки для обучающегося
После завершения работы над проектом
Оформление итогового продукта
Защита проекта
Рефлексия итоговая:
таблица «З-И-У» (заполнение колонки «УЗНАЛ»)
суммарное оценивание
награждение
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Первоначальные навыки при работе с ПК (текстовый редактор и PowerPoint), поиск информации в Интернете, навыки осмысленного чтения, первоначальные знания о времени.
Учебные мероприятия
Предварительный этап - родительское собрание с вручением буклета для родителей.
I этап (1 урок) – создание рабочей группы - распределение ролей, составление плана исследовании, выбор критериев оценивания, стартовая презентация;
II этап – поиск ресурсов, исследование;
III этап ( 2,3 урок) – обработка информации;
IV этап ( 4 урок) – оформление итогового продукта;
V этап ( 5 урок) – защита проекта, рефлексия, итоговое награждение.
знать некоторые народные приметы на погоду и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств;
уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.
Метапредметные:
понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры;
определять вид календаря и обосновывать своё мнение;
уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;
адекватно взаимодействовать и приходить к общему решению;
выполнять задания в рамках учебного диалога.
Личностные:
осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ход урока
I.Организационный момент.
У: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычный урок – вы покажите результаты своей работы над проектом «Календарь-хранитель времени, страж памяти».
II.Актуализация знаний.
И прежде чем вы начнёте свои отчёты, давайте вспомним, как всё это начиналось 5 уроков назад.
Показ «Вводной презентации»
У: Для работы над проектом мы создали рабочую группу «Путешественники». Она работала над проблемными вопросами.
1.Какой прибор служит для определения времени?
2.Как сложился православный народный календарь?
3.У всех ли народов мира новый год начинается 1 января?
III.Основной этап урока. Отчёт по проекту.
Презентация «Календарь – хранитель времени, страж памяти»
1. Отчёт путешественников (слайды)
IV.Физминутка. (под музыку)
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
(Ответы детей)
-МОЛОДЦЫ! Вы поработали на славу!
У: -И в завершении нашей работы над проектом давайте посмотрим презентацию «Удивительные факты о календарях».
V.Итоги.
Заполнение таблицы «Знаю-Интересуюсь-Узнал».
-Ребята, вот и закончилась наша работа над проектом «Календарь – хранитель времени, страж памяти». Это были напряжённые дни работы. Сегодня мы увидели итоги этой работы. Как вы оцениваете результаты нашей общей работы.
(Ответы детей).
-А теперь покажите настроение на сегодняшнем уроке? (показывают карточки)
- И конечно, за такую плодотворную работу положено вознаграждение – настенные календари каждому участнику проекта. Но прежде давайте, всем присутствующим гостям, тоже подарим календарики на память.
- Спасибо всем за сотрудничество!
Уважаемые участники проекта!
Заполните, пожалуйста, первые две колонки. Третью колонку вы заполните после завершения проекта.
Что такое календарь?
1.Календарь (от лат. «калео») – провозглашать.
1.Имеет ли слово «календарь» другие древние значения?
1.
2.Календари нужны для того, чтобы определять день, месяц, год.
2.Для чего ещё людям нужен календарь?
2.
Исторические факты появления первого календаря?
1.Создали мудрые астрономы древности, наблюдая за движением Солнца , Луны и звёзд.