Проект по литературному краеведению "Был и я среди донцов..."
Проект по литературному краеведению "Был и я среди донцов..."
Цель проекта: развитие интереса к литературному краеведению среди населения.
Задачи проекта: повышение интереса к чтению; пропаганда творчества писателей-земляков; воспитание мотивации к изучению творчества русских писателей, живших на донской земле; развитие исследовательской краеведческой деятельности учащихся; развитие ИКТ-компетенций; социализация учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по литературному краеведению "Был и я среди донцов..." »
Просветительский проект по литературному краеведению
«Был и я среди донцов...»
Данный проект реализуется с 2010 года силами организаторов и учащихся МБОУ СОШ №2.
Цель проекта:
развитие интереса к литературному краеведению среди населения
Задачи проекта:
повышение интереса к чтению;
пропаганда творчества писателей-земляков;
воспитание мотивации к изучению творчества русских писателей, живших на донской земле;
развитие исследовательской краеведческой деятельности учащихся;
развитие ИКТ-компетенций;
расширение кругозора учащихся;
социализация учащихся.
Все практические направления проекта адресованы широким массам общественности, доступны всем возрастным и социальным категориям граждан, разнообразны по тематике и реализуются с использованием различных каналов коммуникации.
Направления проекта:
1.НОУ «СократИК°» (научное общество учащихся) нашей школы полноправно работает с 2000 года. Именно на базе нашего научного общества намечается тематика детских работ, определяются шаги работы над исследованием, осуществляется подготовка к различным конкурсам и конференциям. С 2004 года появились первые краеведческие изыскания школьников, включающие самый широкий круг тем: литературное, историческое, культурологическое, музыкальное, экологическое, искусствоведческое. Одним из самых важных направлений школьного краеведения мы считаем именно литературное краеведение, особенно на фоне упадка интереса детей и общества в целом к чтению, снижения уровня грамотной речи, дилетантизма в области творчества региональных писателей. За последние несколько лет ребята посвятили более 25 тем изучению казачьего фольклора, жизни и творчества донских писателей и поэтов, а также тех литераторов, которые жили либо бывали в нашем регионе (см. список тем в приложении). Ребята не только сами открывают нового для себя писателя, но и популяризируют его творчество, представляя работу на классных часах, школьных «Сократовских Чтениях», научно-практических конференциях «Отечество», ДАНЮИ и других. Таким образом, цепочка прикоснувшихся к творчеству того или иного художника слова неуклонно растет, вероятность того, что после представления имени писателя слушающему захочется взять томик его стихов или рассказов, узнать больше о местах, связанных с его именем, побывать там лично – велика.
2.Объединение «Дон литературный». Детское объединение «Дон литературный» было создано в 2010 году на базе МБОУ СОШ №2 и МБОУ ДОД ГЦВР «Досуг». Программа, как нам кажется, отвечает настоятельной потребности привлечь внимание школьников к литературному наследию как уникальному памятнику русской культуры, «прикоснуться» к нему, понять и оценить его огромные возможности. Богатейший фольклорный материал: казачьи песни, сказки, пословицы – отличается самобытностью и разнообразием. Десятки прославленных писателей, поэтов, драматургов родились на нашей донской земле либо же посещали наш край, гостили у знакомых, следовали на Кавказ через нашу «малую» Родину (А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Чехов, С.Есенин, В.Маяковский, М.Шолохов и многие другие). Данный учебный курс дополняет и расширяет знания учащихся, изучающих литературу. Им представлена возможность раскрыть свой духовный, творческий потенциал на базе такого благодатного материала, каким является литературное краеведение. Здесь любой может найти нечто в творчестве и жизненном пути писателя, который ему близок. Основной принцип построения курса – очерково-лекционный. Воссоздаются наиболее яркие страницы жизни писателей и поэтов Донского края, их творчества, значения его в русской культуре и литературе. Широко используется принцип наглядности. После каждой пройденной темы обучающиеся готовят отчет в различных творческих формах (презентация, иллюстрации, проект, исследовательская работа). В связи с установкой на живое впечатление и приобщение к краеведению в программу курса включены экскурсии (Танаис, Новочеркасск, Ростов-на-Дону). Подведение итогов проводится путем анализа самостоятельной итоговой работы учащегося, его выступлений на краеведческой, научно-практической конференции научного школьного общества.
3.Участие в конкурсах и конференциях. Одним из первых общественных представлений исследовательской работы является школьная научно-практическая конференция «Сократовские Чтения», проводимая в декабре. Также в декабре подростки принимают участие в ежегодной районной краеведческой конференции «Отечество». Январь предлагает попробовать силы в районной конференции филиала ДАНЮИ. В феврале призёры районной конференции «Отечество» приглашаются на областную конференцию. Март традиционно закреплён за областной научно-практической конференцией ДАНЮИ.
В апреле проходит множество Всероссийских научно-практических конференций, в которых наши учащиеся успешно себя проявили. Трижды учащиеся нашей школы участвовали в конкурсе исследовательских работ Вернадского и также трижды были представлены на Всероссийский конкурс «Интеллектуальное Возрождение» (г. Санкт-Петербург).
Ежегодно мы расширяем области представления научно-исследовательских работ. Так, удивительным было участие в конференции православного направления под эгидой Калужской епархии «Мой род – мой народ» (г.Обнинск). Очень радушно встретили нас в школе-интернате для одарённых детей «Интеллектуал» под руководством Е.Маркелова на открытой гуманитарной конференции «Вышгород» (г.Москва). Дважды учащиеся были финалистами конференции «Звёздная эстафета» (Звёздный городок). Кроме того, два года подряд дети участвовали во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» (г. Москва) и Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле» (г. Москва). Также работы учащихся были представлены на конкурс «Человек – Земля – Космос» («Созвездие») (г.Королёв), заочную конференцию учащихся «Хранители Земли» (г. Москва), этногеографический конкурс «Славен Дон: природа, культура, этнос» (г. Ростов), телевизионный конкурс «Эрудит Дона» (г. Ростов), конкурс по проблемам толерантности «Кавказ – наш общий дом» (г. Ростов).
Из каждой поездки учащиеся нашего научного общества возвращаются с дипломами, грамотами, призами (см.приложение).
4.Экскурсии по литературным местам. В первую очередь наш край связан с именем А.П.Чехова, поэтому неоднократно был посещен город Таганрог с его достопримечательностями, связанными с именем великого земляка: домик и лавка Чеховых, гимназия и театр, библиотека и памятник именитому писателю. Также великое имя нашей донской земли – М.А. Шолохов. Ребята участвовали в празднике «Шолоховская весна», побывали в Государственном музее в Вешенской. В одной из поездок специально разыскали памятник Шолохову в Москве на Сивцевом вражке. Недавно была организована поездка в ст.Пухляковскую, связанную с именем донского писателя А.Калинина.
5.Социальное партнерство. Давно нашу школу связывают тесные отношения с районным центром внешкольной работы «Досуг». Наши дети – непременные участники кружков, мероприятий, проводимых центром. Также программа «Дон литературный» (см.выше) реализуется на базе этого учреждения дополнительного образования. Филиал областной ДАНЮИ существует именно на базе МБОУ ДОД РЦВР «Досуг», в конференциях которого наши ребята принимают участие с 2000 года.
История сотрудничества общеобразовательной школы (МБОУ СОШ №2) и музыкальной школы (МБОУ ДШИ №1) продолжается уже много лет. Дети общеобразовательной школы обучаются в самых различных классах музыкальной школы, а в рамках исследовательской деятельности готовят и проекты, связанные с музыкой и литературой (см.перечень тем в приложении).
Несомненными партнерами в рамках проекта являются библиотеки района. Источники информации, выставки книг к памятным датам, совместные библиотечные уроки – вот неполный перечень нашего взаимодействия.
Многие детские проекты основывались на сведениях, присланных из музеев, полученных из различных организаций или частных лиц, имеющих отношение к той или иной теме. Так, например, мы сотрудничали с пресс-секретарем ЦПК И.В.Роговой (Звездный городок), с директором музея школы-интерната В.И.Червонным (г.Богучары), с хранителем живописи и скульптуры Литературного музея ИРЛИ Е.В.Кочневой (г.Санкт-Петербург), с заместителем директора Природного парка «Нижнехоперский» А.А.Журавлевым (Волгоградская область), основателем музея И.Василенко в школе-интернате №10 И.Заком (г.Таганрог) и т.д.
Каждая исследовательская работа краеведческого плана обязывает авторов работать в районном архиве, сотрудничать с районным военкоматом, брать данные в различных административных службах города: архитектурном отделе, паспортном столе, отделе ЗАГС и т.д. Таким образом, дети получают еще и социальный опыт, узнают о службах родного города, учатся общаться с представителями власти, работать с деловой документацией.
6.Медиапродукты. Все исследовательские работы сопровождаются презентациями, выполненными в графическом редакторе PowerPoint, что позволяет проиллюстрировать результаты своего труда, а также свидетельствует и о степени погружения в основы информатики и ИКТ. Старшеклассники освоили работу в редакторе Windows Movie Maker, с помощью которых создают более насыщенные и мобильные слайд-шоу и видеофильмы. Также рисунки школьников мы оформляем в слайд-шоу, таким образом сохраняя труд ребят, а также позволяя всем желающим познакомиться с их творчеством на тему литературного краеведения.
Также создан сайт с одноименнымназванием «Был и я среди донцов» (http://donlit.ucoz.ru), где содержатся произведения донских писателей в аудио и текстовых файлах, иллюстрации детей к произведениям наших писателей, новости конференций и конкурсов.