1. Постановка проблемы | Рассматривание иллюстраций, проведение наблюдений, бесед, занятий по теме «Вода» , «Воздух», привлечение родителей к участию в проекте: экскурсии и прогулки совместно с детьми на речку и в поле. На занятиях по изобразительной деятельности – организация выставки «Водные скульптуры», «Ветряные мельницы». На музыкальном занятии – разучивание хоровода «Ветерок и березка», песни «Ручеек бежит-смеется», слушание в записи «Музыка ветра», «Музыка воды». Просмотр видеофильма "Где зарождалась жизнь? ", просмотр мультфильмов "В поисках воды", "Морские обитатели", дидактические игры. Диагностика социально-образовательной ситуации. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.
Обнаружить необычное в обычном, задавать вопросы |
2. Определение цели деятельности | Заметив интерес детей, педагог предлагает детям совместно организовать постояннодействующую «Метеоплощадку». Целью разработки стало становление у детей научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к воде и воздуху, как к источникам жизни на Земле. Выбрали тему исследования "Наши воздух и вода – неразлучные друзья". Наметили направления в работе с детьми: виды воды и воздуха, функции, характеристики, влияние на живую и неживую природу. | Находят ответ на вопрос для чего проводится исследование Решают практическую задачу |
3. Конкретный замысел | Помогает в решении задачи Поставили задачу: А какую же роль играют воздух и вода в жизни человека? Расширить знания о том, что без воздуха и воды погибает все живое, активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащать словарный запас, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей. Создание плана участка с объектами исследования: «Ловушки для ветра», «Ручейки», «Минибассейн». | Принятие задачи. дополнение задач проекта Выдвижение гепотиз, вариантов решения, уточняющие вопросы выявление непонятных явлений, подлежащих исследованиию |
4. Планирование | Помогает спланировать деятельность: «Как мы можем узнать что-то новое о неразлучных друзьях – воде и ветре?» Создание папки «Результаты исследований» с разделами: 1.Что мы прочитали 2.Что мы узнали 3.Наши наблюдения и опыты 4..Вопросы, которые возникли в ходе наблюдений и опытов. 5. Наши сообщения и выводы.
| Объединение детей в рабочие группы: «Веселые капельки» «Воздушные помощники»
Распределение амплуа: Капитанов, организаторов, Комментаторов-журналистов Гидрометеорологи Метеорологи |
5. Реализация проекта и Постоянная рефлексия | Организует деятельность. Практическая помощь (по необходимости) Направляет и контролирует осуществление проекта. «А воздух совсем ничего не весит?» «Почему летает шарик?» «Можно ли нарисовать Невидимку?» «Откуда прилетел ветер?» «Если позвать ветер – он прилетит?» «Умеет ли ветер работать?» «Для чего проветривают комнату?» «Почему у вертолета нет крыльев? Какая работа у вертолета?» «УУУУ-ураган!» «Что может закрутить вихрь?» «Чем измерить скорость ветра?» «Почему гремит гром?» «Сверкнуло и ударило!» «Что страшнее - гром или молния?» «Почему идет дождик?» «Реки, речки и моря на земле текут не зря!» «Откуда в море столько воды?» «Что таится внутри облака?» «Виды облаков» «Какие бывают времена года?» «Почему зимой не бывает дождика, а все снег, да снег?» «Зачем зимой снег?» «Со снежинками так весело!» Игры: «Погодные гонки» «Спрячься от грозы» «Назови пары»
«Какая сегодня погода – загляни на нашу «Метеостанцию» и узнаешь!» Во время прогулки на «Метеостанции» Поделитесь, пожалуйста, 1. Что мы сегодня успели понаблюдать? 2.Что запомнилось вам больше всего? 3.Хотели бы вы стать юными гидрометеорологами? 5. Что было самым простым, что вызвало трудности? Спасибо всем за общение и работу. Учить ежедневно проводить наблюдение. | Загадка: «Изучают люди тучи, Путь ветров, дороги гроз, Чтоб, узнав погоду лучше, Сделать правильный….» Наблюдение за гелевым и просто надутым шариком. Загадка: «Шарик, в космос не лети,- разорвет тебя в пути! Да и как не разорваться, - Ты же будешь раздуваться!» ИЗО: «Нарисуй-ка сам картинки про работу Невидимки!» Опыт: «Сделай воздушный барометр» - выдвижение гепотиз Опыты с флюгерами – исследование явлений Опыт «Торнадо в бутылке» Выявление непонятных явлений «Приборы-помощники» (анемометр, барометр, термометр, флюгер) Опыты с ложечным и чашечным анемометрами Загадка: «Грохочет без рук, Горит без огня, Это гром и…..» Дети излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос Дети сравнивают, обощают, Сопоставляют факты, Опыт «Ледовая ловля» Делают выводы из предлагаемых ситуаций Выявляют связь изучаемого явления с другими явлениями 1.Определяют температуру воздуха 2.Ставят напочвенный термометр в почву на 5 минут. 3.Измеряют температуру воды в минибассейне 4.Снимают показания с барометра. 5.Снимают показания с напочвенного термометра. 6.Определяют направление ветра. 7.Выставляют показания на стенде-календаре. 8.Делают прогноз погоды на текущий день. 9.Сообщают его педагогам и детям других групп. 10.Делают пометки в папке. Алгоритм проведения мастерилки |
6. Анализ результатов и презентация | Подготовка к презентации. Презентация «Метеостанции»: Воздушный, водный и напочвенный термометры, ложечный и чашечный анемометры, Воздушные барометры из банки, из пластиковой бутылки, Ловушки для ветра, флюгеры. | Продукт деятельности готовят к презентации. Проверяют как работает на «Метеостанции» оборудование. Приглашают детей соседних групп, воспитателей, родителей в качестве «экспертов», представляют продукт деятельности: «Метеостанцию». Для продолжения наблюдения за погодой вместе с родителями изготовить самодельные термометры и заниматься эспериментированием. |