Обоснование актуальности
Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию нового человека, туризму принадлежит особое место в системе работы школ и других учреждений. В современном арсенале педагогической работы туризм продолжает оставаться одним из эффективных методов вовлечения молодого человека в мир новых знаний, воспитания таких общечеловеческих качеств, которые могут быть ему полезными и необходимыми в его жизни. Эффективность туризма – в его комплексности, доступности и притягательности для детей и молодежи, чья здоровая энергетика требует активного движения, ярких впечатлений, эмоциональных всплесков.
Детско-юношеский туризм позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия – это воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация.
В связи с этим актуальным представляется попытка рассмотрения и обоснования теоретических и практических аспектов проблемы туристской деятельности детей и подростков в Центре и создания системы организации туристской работы в Центре.
Цели проекта
- Изучить особенности организации туристской деятельности в ТОГКУ СОН ЦСПСД «Жемчужина леса»
- Найти способы повышения ее эффективности путем создания системы такой работы в ТОГКУ СОН ЦСПСД «Жемчужина леса»
Задачи проекта
1. Раскрыть сущность детско-юношеского туризма;
2. Провести исследование теоретических основ организации туристской
деятельности с получателями услуг;
3. Выявить алгоритм создания системы туристской работы в Центре;
- 4. Рассмотреть организацию туристской деятельности в ТОГКУ СОН ЦСПСД «Жемчужина леса» и способы повышения ее эффективности.
5. Разнообразить формы и виды туристской деятельности.
6. Охватить туризмом максимальное количество получателей услуг.
Участиники проекта:
- Администрация ТОГКУ СОН ЦСПСД «Жемчужина леса»
- Туристический кружок «Робинзон»
- Воспитатели отрядов, педагоги доп. образования.
Целевая группа:
Дети и подростки в возрасте от 6 до 16 лет.
Место и сроки реализации проекта:
ТОГКУ СОН Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса»
Сроки реализации проекта: 2015 – 2020 годы
Оборудование и инвентарь:
- Кабинет для туристкого кружка.
- Тренажерный класс.
- Спортивный зал.
- Спотривно-туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение. Лыжи. Коньки. Велосипеды.
- Наглядная агитация, плакаты, схемы, таблицы, карточки с заданьями, тесты.
Источники финансирования:
Проект реализуется на средства учреждения и спонсоров.
Нормативно – правовая основа проекта.
- Конституция РФ
- Закон об образовании
- Федеральный закон №114-ФЗ от 15.08.1996 г. с поправками 1999 и 2003 гг. Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности (Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293) с входящей в него "Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации";
- Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися (Письмо Министерства образования России от 9 июня 1994 г. №59-М);
- Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. №223), куда входят типовой перечень снаряжения и оборудования полевого туристского лагеря (из расчета на 50 человек), типовой перечень туристского снаряжения образовательного учреждения школы;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. №9/32-Ф "О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях".
- Приложение 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г., № 113 "Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда";
- Приказ Министра просвещения СССР от 15 октября 1985 г. №190 "О дальнейшем совершенствовании туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических институтов и педагогических училищ;
- Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.1998 г. N 769 "О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма" (Сборник нормативно-правовых…, 2006).
Этапы проекта:
- «Круглый стол» с администрацией Центра:
- Принятие нормативного обеспечение туристкой работы, и алгоритма действий администрации Центра.
- Включение вопросов туристской деятельности в ежегодный план работы Центра и в программу развития учреждения.
- Разработка и утверждение "Положения об организации туристской деятельности с получателями услуг" (это документ, раскрывающий цель и задачи туристской работы, определяющий систему массовых туристских мероприятий).
- Назначение туристского организатора Центра (ответственного за организацию туристской работы Центра и координацию работы воспитателей и педагогов).
- Материальное обеспечение туристской деятельности согласно Приказу Министерства образования РФ от 28 апреля 1995 года № 223 (туристское снаряжение, снаряжение и оборудование полевого туристского лагеря), а так же согласно Письму Министерства образования РФ от 11 января 1993 года № 9/32-Ф "О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях".
- Обеспечение и поддержка функционирования детско-юношеского туристского кружка в Центре.
- Осуществление контроля за планированием и ведением туристской работы контроля за безопасностью этой деятельности.
- Составление перечня туристских мероприятия, дополняющих и разнообразящих туристскую деятельность в Центре.
- «Круглый стол» с воспитателями и педагогами:
- Рассмотреть физическую способность каждого воспитателя и педагога
- Учесть идейно-туристские позиции;
- Выявить уровень теоретической подготовки (уровень знаний в области туризма) и практический туристский опыт.
- «Круглый стол» с получателями услуг.
- Провести беседу о важности и необходимости внедрения туризма.
- Провести анкетирование на выявление интересов подростков в туристской деятельности.
- Составление плана туристских мероприятий на 2015 – 2020 года.
- Составление планов, положений о туристских мероприятиях в начале каждого заезда
- Проведение туристских мероприятий согласно плану(программе) работы.
Механизм реализации проекта.
Соревнования, походы выходного дня, многодневные походы, экскурсии, экспедиции.
Ожидаемые результаты проекта
- налаживание взаимодействия с администрацией Центра с целью включения элементов турист. деятельности в план работы;
- привлечение воспитателей к работе по туристской направленности.
- обеспечение систематического проведения обучающих семинаров- практикумов по туризму для педагогических работников и воспитателей;
- увеличение количества и разнообразия массовых туристских мероприятий;
Оценка результатов и выводы
Оценка промежуточных и конечных результатов будут осуществляться в виде:
- Тест-опросов
- Анкетирования
- Наблюдение
Анализ тестов и анкет позволит скорректировать работу в области развития туризма в Центре «Жемчужина леса»
Долгосрочность.
Данный проект расчитан на 5 лет. Но при должном воплощении его в жизнь срок реализации может быть продлен еще на несколько лет.