kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Юные краеведы Алтая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Руководитель  Проекта: Голощапова Марина Викторовна, учитель начальных классов «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска  Алтайского края

Проект «Юные краеведы Алтая» принял участие во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации - 2009» - награжден медалью Януша Ковчека и дипломом.

Центральная идея проекта  заключается в развитии чувства патриотизма у младших школьников. Воспитание гражданина России, патриота своей малой Родины уважающего и любящего  свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Развитие чувства патриотизма школьников осуществляется через изучение курса краеведения, т.к. краеведение выполняет роль авангарда в воспитании патриотизма молодого поколения.

В основе проекта «Юные краеведы Алтая»  лежит модель творческой и исследовательской деятельности как модель педагогической технологии, которая  обеспечивает процесс социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности через воспитание патриотических и гражданских чувств детей.

Основное внимание уделено, знакомство с историей, культурой, природой своей малой Родины, воспитание уважения и гордости за своих земляков, за ту часть земли, где ты родился и живёшь.

Новизна и уникальность проекта «Юные краеведы Алтая» заключается в интегративном использовании направлений по географическому, историческому, природоведческому, литературному краеведению. Так как тесная взаимосвязь различных дисциплин создает полную картину родного края, помогает понять его многогранность. А главное – формируется чувство ответственности за настоящее и будущее своего города, края, а значит, и всей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Юные краеведы Алтая» »

Муниципальное учреждение «Управление образования

Администрации города Бийска»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийск, Алтайский край


СОГЛАСОВАНА

Методическим советом школы,

Протокол № 7 от 16. 10. 2010 г


УТВЕРЖДАЮ:

Директором МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17

с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска Алтайского края

Л.В. Разина





Проект «Юные краеведы Алтая»

(воспитание гражданина России, патриота малой Родины, уважающего

и любящего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры)







Руководитель Проекта: Голощапова Марина Викторовна, учитель начальных классов «Средняя общеобразовательная школа №17

с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска Алтайского края





г. Бийск

2014


СОДЕРЖАНИЕ



1. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА……………………………………………


1 – 2

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ………..


3

3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА……………………………………………...


3 – 8

4. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ………………...


9

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………..


9

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА…………...


10

7. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ………………………………………………


10

8. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА…………………………..


10

9. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….


11 – 40
























  1. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Название проекта

«Юные краеведы Алтая»

Адрес организации-заявителя, тел., факс, электронный адрес

659321, г. Бийск, Алтайский край,

ул. Советская, 212; тел. (3854) 362262

e-mail: [email protected]

сайт школы: www.alted.ru/oo392


Руководитель

учреждения

Разина Любовь Васильевна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска, Алтайского края

Руководитель

проекта

Голощапова Марина Викторовна

Исполнители

проекта

Администрация, педагогический коллектив школы, коллектив детей, коллектив родителей

Заказчик

Администрация и педагогический коллектив школы


Основание для

разработки проекта

  • Закон «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 22. 08. 2004г. № 122–ФЗ)

  • Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае», принятый Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004г. № 432)

  • Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

  • Материалы государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»

  • Национальная доктрина образования РФ до 2025

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г

  • Краевая целевая Программа «Развитие системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров в Алтайском крае на 2005-2010 гг.»

  • Программа развития образования в г. Бийске до 2010 года

  • Конституция Российской Федерации

  • Конвенция о правах ребенка

  • Закон РФ «О правах ребенка»

  • Устав школы


Работа над проектом велась

2008 – 2009 учебный год


Проект утвержден

на методическом совете МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска

Краткая аннотация проекта

Проект «Юные краеведы Алтая» принял участие во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации - 2009» - награжден медалью Януша Ковчека и дипломом.

Центральная идея проекта заключается в развитии чувства патриотизма у младших школьников. Воспитание гражданина России, патриота своей малой Родины уважающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Развитие чувства патриотизма школьников осуществляется через изучение курса краеведения, т.к. краеведение выполняет роль авангарда в воспитании патриотизма молодого поколения.

В основе проекта «Юные краеведы Алтая» лежит модель творческой и исследовательской деятельности как модель педагогической технологии, которая обеспечивает процесс социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности через воспитание патриотических и гражданских чувств детей.

Основное внимание уделено, знакомство с историей, культурой, природой своей малой Родины, воспитание уважения и гордости за своих земляков, за ту часть земли, где ты родился и живёшь.

Новизна и уникальность проекта «Юные краеведы Алтая» заключается в интегративном использовании направлений по географическому, историческому, природоведческому, литературному краеведению. Так как тесная взаимосвязь различных дисциплин создает полную картину родного края, помогает понять его многогранность. А главное – формируется чувство ответственности за настоящее и будущее своего города, края, а значит, и всей страны.

Подготовительный этап

с 01.09.2008 г. по 30.05.2009 г.


Срок реализации проекта

Июнь 2009г.



2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ


Лагерь дневного пребывания функционирует на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска. Школа № 17 была создана в 1987 г., с 1996 г. функционировала как учебно-воспитательный комплекс «Школа – детский сад» по типу дифференциации смешанная: школа раннего развития, малая школа искусств, классы продвинутого уровня обучения математике и литературе, классов углублённого изучения предметов музыки и изобразительного искусства, общеобразовательного блока 1 - 11 класс. В настоящее время является МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углублённым изучением музыки и ИЗО», имеет Устав, Лицензию. Учреждение аттестовано и аккредитовано. В 2007 году МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» стала победителем ПНПО «Образование», представив программу развития школы «Целый мир от красоты». Цель данной программы заключается в создании социально-психологических условий, необходимых для становления адаптивной личности учащегося по средствам искусства и арт-технологий, способного преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам духовности и гармонии.








  1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА


Обоснование необходимости проекта

Только став патриотом своей малой родины, своего края,
можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и
постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
И.В. Шахматова

Особенности развития России в последние десятилетия привели к реальной необходимости качественного улучшения патриотического воспитания молодого поколения российских граждан.

Проблема патриотического воспитания школьников является одной из актуальных в развитии современной России.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Выдающийся русский философ И. А. Ильин характеризовал патриотизм как «высшее выражение духовности человека», т. е. понятие, в котором заложены и мировоззрение, и духовно — нравственные качества человека.

А значит, чем раньше начнет ребенок знакомиться со своей малой Родиной, тем глубже и устойчивей развивается интерес к ней, тем сильнее корни, связывающие прошлое, настоящее и будущее.

Любовь к Родине нельзя воспитывать только громкими и широковещательными лозунгами, это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается оно с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» Родине, к дому, где он родился и рос, к родному краю.

Изучать свой край, обычаи своего народа люди стали в далёком прошлом. Тогда и зародилась такая наука – краеведение. Краеведение - это прежде всего краелюбие. Краеведение занимает важное место в воспитании патриотизма, т.к. оно является неотъемлемой частью в воспитании любви к своей «малой» Родине. Изучение истории родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданственности, пониманию исторической обусловленности и необходимости преобразований, помогает осмыслить сегодняшний день в контексте исторического опыта.

Наблюдения, социологические опросы, анкетирование, беседы, проведенные с учащимися МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска, показали, что ребята неактивно принимают участие в олимпиадах по краеведению, редко занимают призовые места. Причина заключается в том, что школьники плохо знают историю своего города, края, не ориентируются в народных традициях. У детей слабо развито чувство патриотизма.

Отсюда мы и выявили следующие проблемы:









На основании данных проблем возникла необходимость проведения краеведческой работы и в каникулярный период. Так был создан проект «Юные краеведы Алтая».

Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, уважающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:

  1. Образовательные задачи: ознакомление с историей и современной жизнью своего края, города; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.

  2. Развивающие задачи: развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своей малой Родины.

  1. Воспитательные задачи: формирование гражданских качеств, патриотического отношения, личностно-ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

В основу проекта заложены краеведческие принципы.

Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;

Принцип демократичности - достигается не только тем, что педагог определяет пути достижения планируемого программой результата деятельности, но и тем, что ребята избирают самостоятельно;

Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий;

Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентации, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.

Проект «Юные краеведы Алтая» имеет определенную предметную направленность.

«Я и мое Отечество», «Я и мой город», «Я и моя семья»

«Я и моя природа»


Внутренний механизм реализации проекта










Внешний механизм реализации проекта







Медиаплан проекта

Наименование этапа проекта

Наименование СМИ

Форма изложения информации

Дата

1

Подготовительный

Школьная газета «Пчела»

Статья

июнь

Школьное радио

Интервью с представителями проектной группы

июнь

2

Моделирующий

Сайт школы

Создание раздела посвященного реализации проекта

июнь

3

Деятельностный

Радиокомпания «Бийск»

Радиорепортаж

июнь

ТВ-КОМ, ТРК «РИФ»

Видеорепортаж

июнь

Журнал «Бийчанка», газета «Бийский рабочий»


Статья

июнь

Школьная газета «Пчела»

Фоторепортаж

июнь

4

Обобщающий

Школьная газета «Пчела», сайт школы

Публичный отчет

июнь


Логика развития

На стартовой линейке детей знакомят с маршрутом краеведческой экспедиции. Каждый отряд образует команду, придумывает название, эмблему и выбирает командира экспедиции.

Путешествуя по маршрутам, ребята познакомятся с историй своего края, города, традициями, памятниками истории и культуры, многообразием природы Алтайского края и его земляками.

Экспедиция рассчитана на 18 дней. В ней принимают участие, как дети, так и взрослые.

В конце путешествия самые активные участники экспедиции награждаются дипломами «Лучший знаток малой Родины» и призами. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает диплом «Лидер краеведческой экспедиции».

Рабочий план по подготовке и реализации проекта

Реализация проекта проходит в четыре этапа:

Наименование этапа проекта

Сроки

выполнения

Основное содержание этапа

Ответственные за выполнение

1

Подготовительный

Сентябрь - декабрь

Изучение литературы, создание инициативной группы, определение целей и задач проекта

Сокова С.И.

Наблюдения, социологические опросы, анкетирование учащихся

Кучеревская Е.Ю.

Анализ материалов СМИ, подбор литературы, поиск информации в сети Интернет.

Казакеева Д.Н.

Грушникова Е.В.

2

Моделирующий

Январь- май


Подготовка документации и материальной базы для открытия лагерной смены; подготовка кадрового потенциала, обучение вожатых.

Сокова С.И.

Разработка программы действий, выбор возможных тем для исследовательской работы; разработка программ и сценариев мероприятий

Казанцева Е.В.

3

Деятелъностный

Июнь


Оформление заявки на участие в конкурсе

Сокова С.И.

Составление плана мероприятий, праздников, экскурсий по краеведению, организация работы краеведческих секций.

Емельянова В.В.

Реализация проекта.

Залалиева Н.Г.

Организация внешней взаимосвязи, посещений и общих мероприятий с другими летними детскими площадками

Сокова С.И.

4

Обобщающий

Июль-август

Подведение итогов, оценка результатов реализации проекта обоснование выводов, создание портфолио проекта.

Грушникова Е.В.

Оформление отчетных материалов, фото-отчетов, выставок, участие в конкурсах и олимпиадах по краеведению.

Казакеева Д.Н.


4. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Для оценки результативности проекта «Юные краеведы Алтая» в целом, а также оценки достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе реализации проекта и по его окончанию сформированная мониторинговая группа из числа участников проектной группы.

Эффективность проекта можно просмотреть через следующие:

  • Социальная значимость проекта;

  • Актуальность и новизна проекта;

  • Реалистичность проекта;

  • Данные диагностик по определению знаний о своей малой Родине, об уровне развития чувства патриотизма;

  • Соблюдение графика реализации проекта;

  • Отзывы всех участников проекта, фото- и видеоматериалы, публикации в прессе.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение активности и результативности участия детей в конкурсах, олимпиадах по краеведению;

  • Расширение и углубление знаний о родном крае, его природе, традициях, памятниках истории и культуры;

  • Повышения уровня развития чувства патриотизма у младших школьников;

  • Расширение взаимодействия с разными организациями;

  • Вовлечение в работу проекта максимального количества педагогов,

школьников, а также их семей:







6. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.;

  • Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «О правах ребенка» 1989г.;

  • Устав школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска;

  • Положение о Службе мониторинга МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска;

  • Положение о творческих группах учителей и Положение об Управляющем Совете и Службе проектирования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска


7. ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Буклеты, телерепортажи, информационные листы, стенгазеты, статьи в СМИ «Бийский рабочий», «Бийчанка», «Деловой Бийск».

8. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

  • Низкий уровень коммуникативной культуры воспитателей и вожатых;

  • Формальный подход педагогов к работе;

  • Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в реализации проекта;

9. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

  • Летняя работа продолжиться в новом учебном году в виде творческих отчетов, оформления и защиты исследовательских проектов, фестивалей, выставок творческих работ и может стать фундаментом создания в школе экспериментальной площадки;

  • Организация и проведение в рамках реализации проекта мероприятий и праздников патриотической направленности;

  • Организация научно-практических конференций, фотоконкурсов, конкурсов рисунков, сочинений о Родине, крае;

  • Организация тематических недель;

  • Организация работы краеведческих клубов на базе школы;

  • Участие школьников в конкурсах и олимпиадах по краеведению на различных уровнях.

Проект «Юные краеведы Алтая» может быть использован в любой детской организации, целью которой является патриотическое воспитание юных граждан, проект может быть изменен в соответствии с потребностями социума, с существующими особенностями территории.

















































Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой

только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни.

Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней»

Д.С. Лихачев


1. Динамика развития чувства патриотизма школьников, участвующих

в реализации проекта «Юные краеведы Алтая»





Для определения уровня развития чувства патриотизма школьников, использовались различные тестовые методики.


Оценивали степень проявления качеств у детей по 5-ти балльной системе.

«1» - качество не проявляется.

«2» - качество проявляется редко.

«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя.

«4» - качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива.

«5» - качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.

Затем все результаты были посчитаны в процентах.


Из приведенной выше диаграммы видно, что участие в реализации проекта «Юные краеведы Алтая» способствуют развитию чувства патриотизма у ребят на более высокий уровень (с низкого – на средний, со среднего – на высокий). Но, несмотря на это, опыт работы показывает, что остаются еще дети с низким уровнем развития чувства патриотизма (около 5%). Поэтому работу в данном направлении целенаправленно продолжим и в процессе внеклассных занятий в течение учебного года.




2. Осведомленности детей о знаниях природы, истории и культуры

своей малой Родины

На основании анализа анкеты было выделено 4 уровня осведомленности школьников о знаниях природы, истории и культуры Алтайского края: высокий, достаточный, недостаточный и низкий уровень осведомленности.

Анкетные данные показали, что у учащихся младших классов до начала реализации проекта «Юные краеведы Алтая» недостаточно знаний о своей малой Родине. Низкий уровень осведомленности о своем крае у 16% школьников, 54% имеют недостаточный уровень знаний о своем крае, и лишь 26% - достаточный уровень и у 4% - высокий уровень знаний. По окончанию работы проекта отмечается положительная динамика, знания детей углубились и расширились.


3. Участие школьников в конкурсах, олимпиадах по краеведению

за 2005 – 2008 года










4. Количество школьников не участвующих в олимпиадах, конкурсах

по краеведению


2005 – 2006 уч.г.

53%


От общего числа учащихся

2006 – 2007 уч.г.

48%

2007 – 2008 уч.г.

42%


Анализ участия младших школьников нашей школы в различных научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по краеведению не радует.

Несмотря на то, что количество школьников участвующих в различных научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по краеведению с каждым годом увеличивается, общий процент количества участников остается низким от общего количества обучающихся.


  1. Ценностные отношения личности к важнейшим сферам бытия


п/п

Объект отношения ценности

Учащиеся школы

Родители

Педагоги

Семья (Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию)

6%

10%

10%

Отечество (Патриотизм, гражданственность)

4%

7%

8%

Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

10%

7%

10%

Культура (Интеллигентность)

3%

8%

14%

Физическое здоровье

12%

11%

13%

Труд (Трудолюбие, стремление к творчеству)

5%

9%

9%

Модная одежда.

21%

7%

5%

Деньги и материальный успех

22%

11%

8%

Популярность среди людей.

3%

4%

5%

Вера в Бога

6%

6%

7%

Образованность и эрудиция.

8%

10%

11%


Из данной таблицы видны взгляды подростков, педагогов и родителей в оценке предложенных ценностей.

Деньги, материальный успех, модная одежда входят в тройку самых существенных ценностей у учеников.

Совпали взгляды на физическое здоровье – как существенную ценность у педагогов, родителей и детей.

Все одинаково отмечают неважность популярности среди людей.

Патриотизм не в почете у всех категорий опрашиваемых. В связи с этим в реализацию проекта «Юные краеведы Алтая» будут привлекаться как можно больше детей, их родителей и педагогов.


5. Опросник по изучению интересов детей

Для ответов на вопросы используйте такие обозначения:

Очень нравится «++» О

Нравится «+»

Не нравится «_»

Совсем не нравится «_ _»

Ответить на вопрос: нравится ли вам…

1. Читать книги по занимательной физике или математике?

2. Читать книги о химических открытиях?

3. Выяснять устройство электрических приборов?

4. Читать журналы «Техника – молодежи» и «Юный техник»?

5. Узнавать о жизни народов зарубежных стран?

6. Знакомиться с жизнью растений?

7. Читать классиков литературы?

8. Обсуждать текущие события в нашей стране и за границей?

9. Читать книги о сверстниках?

10. Знакомиться с работой врачей?

11. Заботиться о домашнем уюте?

12. Ходить в театры и на выставки?

13. Читать военные мемуары?

14. Читать книги об открытиях в физике?

15. Выполнять домашние задания по химии?

16. Чинить бытовые электроприборы?

17. Слушать и смотреть передачи о новинках техники?

18. Ходить в походы, чтобы изучать родной край?

19. Делать уроки по биологии?

20. Читать критические статьи по литературе?

21. Участвовать в общественной работе?

22. Объяснять товарищам домашние задания?

23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

24. Готовить пищу и наводить в доме порядок?

25. Читать об искусстве?

26. Знакомиться с военной техникой?

27. Ставить опыты по физике?

28. Делать химические опыты?

29. Читать о новинках радио?

30. Чинить велосипед?

31. Коллекционировать камни и минералы?

32. Работать в огороде и саду?

33. Письменно излагать свои мысли и наблюдения?

34. Читать книги по истории?

35. Заниматься с младшими школьниками?

36. Ухаживать за больными?

37. Помогать по хозяйству?

38. Заниматься в литературном, театральном или художественном кружке?

39. Участвовать в военных играх?

40. Заниматься в математическом кружке?

41. Готовить растворы для опытов?

42. Собирать радиоприемники?

43. Собирать модели машин?

44. Участвовать в географических и геологических экскурсиях?

45. Наблюдать за жизнью животных?

46. Изучать иностранный язык?

47. Выступать с политинформацией?

48. Работать пионервожатым?

49. Возиться с маленькими детьми?

50. Делать покупки?

51. Беседовать с товарищами об искусстве?

52. Заниматься спортом?

53. Участвовать в физических или математических олимпиадах?

54. Решать химические задачи?

55. Работать с измерительными приборами?

56. Конструировать модели, применяя расчеты?

57. Знакомиться с географическими открытиями?

58. Работать на пришкольном участке?

59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60. Изучать политический строй зарубежных стран?

61. Обсуждать вопросы воспитания?

62. Наблюдать за поведением животных?

63. Убеждать в чем-либо товарищей?

64. Знакомиться с историей искусств?

65. Быть организатором в играх и походах?

66. Вычислять по формулам?

67. Находить и наблюдать химические явления в окружающем мире?

68. Разбираться в радиосхемах?

69. Чертить?

70. Снимать план местности?

71. Ухаживать за животными?

72. Готовить доклады по книгам?

73. Знакомиться с историей культуры?

74. Отвечать на вопросы младших?

75. Узнавать о причинах разных болезней?

76. Знакомиться и общаться с новыми людьми?

77. Участвовать в художественной самодеятельности?

78. Соблюдать режим дня?

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78


Обработка результатов

Подсчитать по каждому столбцу общее количество плюсов, затем минусов.

От нуля до 4 плюсов – зона слабо выраженного интереса,

От 4 до 8 – средний интерес,

От 8 до 12 – зона повышенного интереса.

Перечень столбиков, обозначающих тот или иной интерес:

1. Физика и математика.

2. Химия.

3. Электроника.

4. Техника.

5. География.

6. Биология.

7. Литература и журналистика.

8. История.

9. Педагогика и воспитание.

10. Медицина.

11. Сфера обслуживания.

12. Искусство.

13. Военное искусство, спорт.

6. Тест «Два домика» для детей младшего школьного возраста

Цель: выявление межличностных отношений в отряде

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своего отряда ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.


7. Анкета «необитаемый остров»

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.

1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?

2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?

3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?

4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?

5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?

6. Хотели бы вы вернуться домой?

7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?

8. Ваши любимые предметы в школе и почему?

9. Ваши нелюбимые предметы и почему?

10. Что вы прочитали за последние два месяца?

11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?

12. На кого хотели бы быть похожим?

13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?

14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?

15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?

16. Чем вы занимаетесь в свободное время?

17. Чем бы вы хотели заниматься?

Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.


8. Тесты по изучению личности ребенка. Методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем уч-ся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).







Рисунок к методике

 





























































Примерный тематический план


п/п

Содержание

(теория и практика)

Виды работ

Отслеживание

результатов

С чего начинается Родина.

Мой край на карте страны.

Крупные города Алтая.

Символика земли алтайской.

Алтайский край как часть единой России.

Просмотр видеофильма

Обсуждение

Работа с картой

Исследование


Рисунки

Игра

Достопримечательности г. Бийска: памятники культуры, музеи, парки. Охрана памятников культуры.


Экскурсия

Исследование

Отзывы детей

Создание слайдов

Население Алтайского края: обычаи, характерные особенности быта. Предметы быта.


Практикум

Экскурсия в школьный музей

Творческие проекты

Моя семья. Мир нашей семьи.

Моя семья. Семейные традиции. Твое участие в жизни семьи.


Беседа

Фотовыставка.

Создание слайдов о семье

Труд людей родного города, профессии, характерные для нашей местности. Уважение к труду людей. Их именами названы наши улицы


Экскурсия на предприятие

Встреча с людьми труда

Презентация «Профессии»

Многообразие растений Алтайского края. Выставка «Цветы приносят радость». Учимся правильно собирать лекарственные растения.

Конкурс «Лучший знаток лекарственных растений»

Жалобная книга природы


Исследование Диспут

Сбор

Познавательная игра Издание книжки-малышки о лекарственных растениях

Разработка памятки

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Водоемы моей Родины.

Животный мир водоемов.


Заочная экскурсия на водоемы края

Исследование

Познавательная игра

Разгадывание кроссвордов

Народное творчество: алтайские сказки о природе, сказки о стихиях, реках, озерах, горах.

Чтение

Работа с литературой


Выставка рисунков. Сочини свою сказку.

Музыкально-песенное творчество алтайцев.


Обзор

Песенные состязания

Поездка в с. Боровое Алтайского края. Памятники природы. Охрана памятников природы.


Экскурсия

Просмотр

видеофильма

Отзывы детей

Экскурсия в краеведческий музей им. В.В. Бианки. Многообразие животных.

Наблюдение

Исследование

Отзывы


Знаменитые люди Алтая:

Шукшин В.М.


Беседа

Презентация биографии В.М. Шукшина

Экскурсия в городскую библиотеку им. В.М. Шукшина.

Учимся работать с краеведческой литературой. Викторина «Всё обо всём».


Информация

Чтение

Работа с литературой

Викторина

ВОВ в истории моего края, моего города, моей семьи. Операция «Радость ветеранам». Встреча с ветеранами. Их именами названы наши улицы


Поход к местам боевой славы

Обмен мнениями Выпуск стенгазеты

Охраняемые природные территории Алтайского края: заповедники, заказники.

Экскурсия

Викторина

Анкетирование

Экскурсия на поляну «Хоровод берез». Экологическая операция « Сделаем поляну еще чище, чем была»


Наблюдение

Трудовой десант

Чтение стихов о березах

Колесо истории города Бийска

По дорогам памяти


Диспут

Презентация

Народные гуляния «О край родной, ты сердцу милый»


Праздник

Фотовыставка












































ЗАНЯТИЕ: «ГОЛУБОЙ АЛТАЙ»

Автор разработки: М.В. Голощапова


Цели: Образовательные: расширить и углубить знания детей о реках Большого Алтая, который включает в себя Алтайский край, Республику Алтай, Казахстан, Китай и Монголию.

Развивающие: создать условия для развития

  • психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь;

  • познавательной активности учащихся;

  • коммуникативных навыков в ходе групповой работы;

  • умения полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать свое мнение.

Воспитательные: обеспечить

  • воспитание интереса к изучению природы Алтая, уметь ценить и беречь его красоту;

  • воспитание гордости за право сказать: «Моя Родина – Алтай!»;

  • воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, умение работать дружно, согласовано с одноклассниками через групповую форму работы;

Оборудование: Фотовыставка «Голубой Алтай», музыкальные записи, географические атласы, карта Алтайского края, Республики Алтай, Казахстана, Китая и Монголии. Картины природы и картины рек Алтая, анкеты, справочный материал, энциклопедии.

Ход мероприятия


I Организационый момент

У. Пусть сегодняшняя встреча принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.


II Эмоциональный настрой (Стихотворение читает ребенок)

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы родиной зовем

У. Наша Родина – Алтай. Велик и могуч Алтай, он включает в себя Алтайский край, Республику Алтай, Казахстан, Китай и Монголию. Разные народы, разные обычаи, разные традиции, но объединяет нас одно, Алтай – наш общий дом.

(На доске помещается картина о дружбе детей разных национальностей)




У. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь представить картины природы.

/Тихо играет напевная музыка/

- Какие картины вы представили?


III Определение темы и целей занятия

У. Рассмотрите пейзажи, помещенные на доске.

(На доске помещаются картины с изображением рек Алтая)

- Скажите, что у них общего?

Д. На них изображены реки.

У. Кто догадался, какова тема сегодняшнего занятия?

Д. Тема нашего занятия: «Реки».

У. Верно тема занятия «Реки», но не просто реки, а реки нашей родины, реки Алтая.

Сегодня я вам предлагаю попробовать себя в роли исследователей. Мы будем изучать реки Алтая.


IV Определение области знаний детей

- Что вы знаете о реках Алтая?

- Чтобы хотели узнать о реках?

(Каждая река имеет исток и устье, долину и русло, притоки и бассейн, пойму. В основном принято выделять, на крупных реках, верхнее, среднее, нижнее течение. Реки, которые не впадают в другие реки, а впадают в какой-нибудь водоем - озеро, море, океан, или теряются в песках, называются главными, а впадающие в них - притоками. Река - это естественный водный поток, который течет по поверхности земли. Реки питаются атмосферными осадками, подземными водами, ледниками.


V Работа по теме

1. Частично-поисковая работа с атласом

(В каждой группе на столах находятся географические атласы)

- Рассмотрите внимательно карту Алтайского края, Республики Алтай, Казахстана, Китая и Монголии.

- Как обозначены на картах реки?

- Выпишите отдельно название рек каждой территории.

- Название, каких рек вы выписали? (Название рек учитель фиксирует на доске)

Реки Алтайского края: Обь, Катунь, Би́я, Ануй, Але́й, Барнау́лка, Бердь, Бурла́, Власиха, Ка́менка, Касмала, Чумы́ш, Чары́ш, Пивоварка.

Реки республики Алтай: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, Мрас-су.

Реки Казахстана: Иртыш, Ишим, Урал, Сырдарья, Или, Чу, Тобол, Нура.

Реки Китая: Янцзы, Хуанхэ, Хэйлунцзян, Чжуцзян, Ляохэ, Хайхэ, Хуайхэ Сунгари, Амур, Красная река, Керулен, Ялуцзян, Цзялинцзян, Фучуньцзян, Инд Уссури. Или, Брахмапутра.

Реки Монголии: Керулен, Онон, Орхон, Селенга́, Чико́й, Ха́лхин-Гол.

- Какие реки Алтая вам еще известны, но вы их не увидели на карте?

- Из каких источников мы можем получить знания о реках Алтая?

2. Самостоятельная практическая работа

- Предлагаю поработать в группах.

(10-15 минут школьники самостоятельно в группах изучают реки Алтая, работают с картами, энциклопедиями, с различным справочным материалом. По окончанию работы от каждой группы, выступающие у доски делятся с классом своими открытиями)

1 группа – изучает и готовит сообщение о реках Алтайского края и Республики Алтай;

2 группа – реки Казахстана

3 группа – реки Китая

4 группа – реки Монголии

- Какой вывод можно сделать о реках Большого Алтая?

3. Первичное закрепление знаний Игра «Я — река»

Пример: Я — река Обь, крупнейшая река Западной Сибири. Моя Родина Алтай, в районе г. Бийска, где сливаются реки Бия и Катунь. Моя длина 3650 км. Впадаю в Карское море, а дальше - Северный Ледовитый океан

Задание группам:

1 группа - Я — река Би́я …..

2 группа - Я — река Хуанхэ…

3 группа - Я — река Ирты́ш…
4 группа - Я — река Онон…

3. Охрана рек

У. - Несмотря на наличие государственно-политических границ

Большой Алтай объединяют реки, которые протекают на протяжении нескольких территорий. Реки – это не только источник жизни на земле. Это еще и источник красоты на земле. Мы их должны беречь и охранять.

Река - одно из самых удивительных созданий природы. Ведь посудите сами - издавна на берегах рек создавались людские поселения, река кормила, поила, давала жизнь людям. Не было бы рек, так не было бы и всего живого. На реках устанавливались мельницы, чтобы молоть зерно, реки служили путями для переправки грузов, для путешествий. На реках устанавливались ГЭС для выработки электричества. Но в последнее время люди стали забывать о ценности рек. С каждым годом человек все больше и больше загрязняет водоемы. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия химии и нефтехимии, машиностроения, теплоэнергетики.

Особую проблему представляет охрана малых рек от обмеления и загрязнения. За счет сокращения лесистости происходит увеличение водной эрозии, вызывающей обмеление русла. Многочисленные мелкие речушки подвергаются загрязнению хозяйственно-бытовыми стоками населенных пунктов и животноводческих комплексов. С каждым годом рек становится все меньше и меньше. Реки исчезают с лица земли. - Что мы с вами можем сделать для охраны рек? (Чистить берега водоемов, самим не засорять их и т. д.)


VI Физкультминутка

У. Предлагаю отдохнуть. /Тихо играет спокойная музыка, дети выполняют упражнение/.

«Поза дерева»

И.п. – стоя. Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох – выдох и плавно поднять руки вверх, ладонями друг к другу. Потянутся всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (удерживать 15 – 20 секунд). Руки плавно опустите, расслабьтесь, занимайте свои места.

VII Включение в систему знаний и повторение

1. Самостоятельная работа. Игра «Шифровальщик»

(У каждого ученика карточка)

- Найди и выпиши названия рек Алтая, которые здесь зашифрованы.

П

У

К

В

Е

О

Ж

И

В

Р

К

А

А

У

Р

Д

Л

Ч

О

Е

Т

П

Ы

Х

Ч

И

А

Л

О

У

Т

А

О

У

Х

Р

А

О

Н

О

Н

Н

Я

У

Ы

О

Б

Ь

Ь

У

Н

Н

А

Ш

А

Г

Э

Б

Й

Е

Ц

Н

Ю

И

Р

Т

Ы

Ш

К

З

Х

Ж

А

О

Д

Ю

Ы

А

Ы

Э

У


(Катунь, Обь, Иртыш, Или, Онон, Орхон, Чуя, Ануй, Чарыш, Янцзы, Хуанхэ.)

2. Кроссворд «Реки Алтая» (Коллективное разгадывание кроссворда)

1. Крупнейшая река Монголии, впадающая в Байкал (Селенга)

2. Река Алтайского края, которая вытекает из Телецкого озера (Бия)

3. Крупнейшая река Китая (Янцзы)

4. Основная водная артерия Горного Алтая (Кату́нь)

5. Самая полноводная река в Южном Китае (Чжуцзян)

6. Желтая река Китая (Хуанхэ)

7. Эта река образуется от слияния рек Бии и Катуни (Обь)

8. Самая крупная река Казахстана протекает и по территории России (Иртыш)

9. Река в Монголии и Китае, впадает в оз. Далайнор. (Керулен)


VIII.Рефлексия учебной деятельности (Итог занятия)

(Стихотворение читает ученик)

Речки
Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой.
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.

- Наше занятие подошло к концу.

- Какую цель ставили?

- Что нового узнали о реках Алтая?

- С кем бы вы хотели поделиться своими знаниями?

IХ. Задание: - Конкур плакатов «Сохраним водоемы Голубого Алтая»












ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ: «О КРАЙ АЛТАЙСКИЙ, СЕРДЦУ МИЛЫЙ»


Цель: Расширить представление детей об Алтайском крае, о своей малой Родине.

Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

План проведения:

1. Литературно – музыкальная композиция.

2. Игра – путешествие.

Оборудование: музыкальные композиции, карта путешествий, справочный

материал, энциклопедии

Ход мероприятия:

Ведущий: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь ... Без всего этого человеку жить просто невозможно. Но среди самого заветного есть у человека Родина. А что вы ребята, понимаете под словом «Родина?» Родина – это и земля, город, село в которых вы родились и живете друзья, соседи ваши. Это ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. С давних времен, как возникла наша Отчизна, ее прославляют поэты и музыканты. О Родине много песен и стихов сложено.

1. Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая.

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя.

2. Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе народ родимый,

Герой труда неутолимый,

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

3.Родина – слова не знаю чудесней,

В нем – наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что мы до сих пор не забыли,

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя,

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими.

Исполнение песен о Родине.

Россия – это белая береза

И девушка, румяная с мороза,

И в жаркий день веселый звон ручья...

Россия – это ты и я!

Идем на встречу зною и метелям,

Беду и радость поровну мы делим.

Мы все – одна великая семья.

Россия – это ты и я!

Ведущий: Где бы люди меня не спросили,

Я отвечу им так – не саму!

Дети хором: Мне не жить без России,

Мне не жить без России,

Я дышать без неё не могу!

Игра – путешествие

Территория школьного двора разбивается на станции:

1. Историческая

2. Литературная

3. Музыкальная и игровая

4. Ботаническая

5. Экономическая

6. Финальная

Ведущий представляет участников игры и объявляет о начале путешествия.

Командиры отрядов по очереди бросают кубик и определяют на какую станцию они отправляются.

На каждой станции ребят ожидает консультант, он задает вопросы.

Ответив на вопросы, ребята получают отметку в путевом листе и продолжают путешествие дальше.

Примерные вопросы по станциям:

1. Историческая

  • Назвать край в котором мы живем?

  • Какие традиции и обычаи существуют у вашего народа?

  • Назовите как располагаются цвета на российском флаге?

  • Что является символом нашего государства (герб, гимн, флаг)?

  • В каком году основан наш город?

  • Назвать города Алтайского края?

  • Главный город Алтайского края?

  • В каком государстве мы живем?

2. Литературная

Назвать пословицы и поговорки о Родине?

(Нет в мире краше Родины моей.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Земля кормит людей, как мать детей.

Москва – сердце России.).

Отгадать загадки:

  • Что две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает? (рожь).

  • Кто в году четыре раза переодевается? (земля).

  • Шел домовяз в сыру землю увяз? (дождь).

  • Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят, не воротятся назад? (дни недели).

3. Музыкальная и игровая

  • Исполнить один куплет р.н. песни? (маленьким одну строчку).

  • Какие народные игры знаете? (провести одну игру).

4. Ботаническая

  • Какие животные обитают в крае?

  • Какие растения растут в нашем?

  • Какого цвета Красная книга?

  • Что вы можете сделать, чтобы уберечь природу?

  • Каких животных выращивают на фермах нашего края?

  • Какие культуры выращивают в крае?

5. Экономическая

  • Назовите предприятия на территории нашего края?

  • Какими полезными ископаемыми богат край?

В это время жюри подводит итоги, получив путевые листы от отрядов, и определяет победителей. Награждаются победители, отличаются активные участники игры.






































  1. Игра «Сыщики»

Данную игру лучше проводить на улице. Педагог заранее разрабатывает маршруты для нескольких групп и прячет сверток с призами в одном месте, к которому должны подойти все команды с разных точек отсчета. Например, 1 -я команда: 3 шага вправо, 4 шага влево, 1 шаг назад и т.д. Дается установка и определяется средний шаг.

  1. Игра «Аукцион признаков»

Можно провести работу в паре. Пара выбирает картинку с изображением животного или растения, к которому необходимо подобрать соответствующие признаки. Выигрывает тот, кто больше и наиболее точно подберет признаки.

  1. Игра «Аукцион летних примет»

Кто больше назовет осенних примет, получает осенний приз – яблоко и т.п.

  1. Фенологический рассказ «Осень»

Прослушать рассказ, отметить, ошибки и аргументировано выступить с их опровержением. Вот и кончилось теплое лето. Хорошо в лесу осенью, да и есть, зачем туда ходить: там и земляника, и брусника, и грибы. Слышны в саду трели соловья. Не шумят листья на ветках, а пестреют разными красками. Трепещут ярко красным осинки. Дни становятся длиннее. Все звери готовятся к спячке и делают припасы.

  1. Дискуссия «Вода - враг или друг» проводится во время изучения

темы в 1 классе «Значение воды в природе и жизни человека».

Учащиеся делятся на две команды.

1-я команда доказывает, что вода - друг.

2-я команда доказывает, что вода - враг.

  1. «Художники»

Нарисовать картину с ошибкой (например, изучили тему «Растительный и животный мир водоема» и среди обитателей болота нарисовать белку). На следующем уроке желающие показывают свои работы, а остальные находят «ошибку» художника. «Ошибки художников» могут быть и географические, связанные с расположением материков и т.д.


  1. «Новоселье»

Эта игра вызывает большой интерес. Например, тема «Пустыня». Заселить пустыню растениями и животными. В этой работе дети выполняют рисунки, а так же элементы аппликации

  1. «Перевоплощение»

Педагог называет природных обитателей, учащиеся изображают их, учитывая повадки и характер называемого животного.

  1. «Перевертыши»

Переставь буквы так, чтобы получилось географическое название:

остров (Ростов) ласта (атлас)

веки (Киев) сало (Лаос)

мура (Амур) пенал (Непал)

вена (Нева) леди (Дели)

дно (Дон) найду (Дунай)

мир (Рим) дни (Инд)

игра (Рига) Куба (Баку)

раки (Каир) боги (Гоби)



















42



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Юные краеведы Алтая»

Автор: Голощапова Марина Викторовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства