kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности «Моя Родина – Тольятти»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается актуальная проблема ценностного отношения у школьников к истории родного края. Расскрыт смысл необходимости формирования ценностного отношения к Родине. Представлены и охарактеризованы более успешные формы формирования ценностного отношнния у школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Моя Родина – Тольятти»»

Образцова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МБУ «Школа №66» г.о. Тольятти

Программа внеурочной деятельности «Моя Родина – Тольятти»

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема ценностного отношения у школьников к истории своей Родины. Раскрыт смысл необходимости формирования ценностного отношения к Родине. Представлены и характеризуются наиболее успешные формы формирования отношения к родному краю.

Ключевые слова: ценностное отношение, история родного края, патриотизм, малая Родина, внеурочная деятельность.


Обоснование актуальности программы. В настоящее время значительно увеличился интерес к познанию родного города и края. В Законе РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из основных принципов в области образования нашего государства.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» патриотизм определен как базовая национальная ценность, включающая любовь к своей Родине, народу, малой Родине. Одной из приоритетных направлений духовно-нравственного развития школьника является осознание и принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города [1].

Главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся возможность осознать малую родину. Опираясь на данный принцип была разработана программа внеурочной деятельности «Моя Родина – Тольятти». В программе значительное место уделяется изучению родного края. Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего края и города, исследовании местных природных ресурсов. Выбранные формы работы способствуют формированию ценностного отношения к своей малой Родине. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

Целью программы является воспитание патриота малой родины, знающего край, способного уважать традиции, желающего принять участие в развитии своего родного края, выражать активную жизненную позицию.

Программа разработана и составлена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. Именно в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению краеведческих знаний, норм, традиций.

 Программа внеурочной деятельности школьников «Моя Родина – Тольятти», представлена в пяти разделах, каждый из которых предусматривает реализацию ключевых вопросов программы: моя семья, родная школа, мой город, мой родной край и направлена на постепенное изучение родного края.

Особое внимание в программе уделялось подбору эффективных и интересных школьникам форм. Наиболее уникальными формами в программе являются творческая работа, экскурсии, выставка, фотовернисаж, родительский лекторий, семейная гостиная, праздники, путешествия (игровые, заочные), часы общения, встречи с интересными людьми, конференция, викторина, деловая игра, квест, мастер-класс.

Наиболее важным при формировании ценностного отношения к своему краю у школьников является познать ближайший круг отношений как родная семьей и более полно познакомиться с ее историей и корнями. Родительский лекторий опирается на рассказы родителей о семейных традициях и ценностях, помогает делиться опытом между поколениями, прививает любовь к родной семье, гордость и уважение, а также сохранение в памяти своих предков – защитников и героев Отечества, формирует знаний о генетических связях рода.

Проведение семейной гостиной с выставкой в первую очередь развивает творческие способности обучающихся, помогает выражению чувств и эмоций к своей семье. Экспонатами служат творческие работы, фотоиллюстрации, рисунки, сочинения, поделки своими руками. В этих работах можно проследить за проблемами, которые волнуют школьников. Более полное понимание выставки будет достигнуто, если ученики сами подготовят выставку: ее название, подбор места и его подготовка. Для проведения каждая семья подготавливает рассказ о своей семье и традициях, что поможет укреплению семейных ценностей и чувства важности семьи для каждого школьников.

При изучении развития школьной жизни интересной формой выступает заочное путешествие «Историческое прошлое школы» - это вид экскурсии, которому характерно отсутствие экскурсовода, может быть проведено как в реальных, так и в воображаемых условиях.

Более полную картину о школе дает игра–путешествие, направленная на исследование школы, ученики изучают школу в протяжении нескольких десятков лет, а также ее пространство, знакомя школьников с разными сторонами школьной жизни.

Вызвать и сформировать уважительное чувство к улице, где проживаешь, помочь школьникам приобщится к живущему там народу и осознать себя значимой частичкой, поможет «Праздник улицы» - это коллективное творческое дело с ярким, эмоциональным характером, где обучающиеся делают свою улицу интересной для себя, а также делают ее лучше.

Конференция «Городские новости» направлена на выявление и решение проблем края, путем обсуждения событий города на собрании школьников.

Интересной формой для школьников в познании родного края является игровая форма с выбранной темой о городе или квест, в ходе которой ученики выполняют ряд заданий, приобретая новые знания о городе.

Формирование ценностного отношения к истории края невозможно без повышения интереса школьников к родному краю, это способствует проведение викторины «Мой город» – это игра в вопросно-ответной форме о городе.

Завершающим в изучении истории родного края является деловая игра «Сила нашего края» - эффективный метод воспитания младших школьников, воспитывает ценностные отношения к своему городу, его истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству. Игра помогает познать жизнь края, его истории более привлекательным.

Использование данных форм работы помогают школьникам осмыслить свою ролевую позицию и место в жизни общества через проявление активности, личной ответственности за результаты собственной деятельности, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, заботу об окружающей среде родного края.


Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.

2. Еремина И.С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Народное образование. 2012. №9. С. 259-267.

3. Касьяненко А.А. Методическая разработка «Интерективные упражнения для формирования гражданской компетенции» // Классный руководитель. 2017. №2. С. 30-41.

4. Копылов В.В. Воспитание гражданственности и патриотизма. Клуб «Патриот» // Классный руководитель. 2017. №2. С. 42-47.

5. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42-59.

6. Махина Н.С. Основные этапы формирования гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. №9. С. 23-28.

7. Полетаева О.В. Морозова М.А. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях современности // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 51-52.

8. Селиванова Н.Ф. Современные проблемы воспитания в образовательных учреждениях // Воспитание школьника. 2012. №5. С. 5-11.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности «Моя Родина – Тольятти»

Автор: Образцова Наталья Викторовна

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства