Просмотр содержимого документа
«Программа обучения актива детского общественногообъединения "Огни будущего "Школа волонтера"»
Управление образования, молодёжной политики и спорта
Бутурлинского муниципального района
МБОУ Базинская ООШ имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягин
Детское общественное объединение «Огни будущего»
Принята на Общем Сборе
Детского общественного Объединения «Огни будущего»
Протокол №1 от 4.09.2016 года
Утверждено
Директор школы
__________С.Е. Санграева
Приказ №129 от 05.09.2016г.
Программа обучения актива детского общественного объединения «Огни будущего»
Срок реализации: сентябрь 2016 - август 2019 года
Возраст детей: 8 - 17 лет
Составила:
Стешина Юлия Николаевна
педагог организатор
р.п. Бутурлино
2016 год
Ведь если силы есть – нельзя им пропадать,
А лучше тратить их во благо – людям помогать.
Приятно видеть благодарность в лицах тех,
Кто для Победы Родины ковал успех,
Приятно видеть счастье радости в глазах детей,
И мир от этого становится светлей.
Ведь так приятно людям помогать,
И не за деньги, без награды – просто так!
Пояснительная записка
Социальная активность подрастающего поколения – проблема, которая является актуальной на государственном и на общественном уровне.
А это значит, что задача социального становления личности ребенка является первостепенной для современного общества. Период изменений и переориентации ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта у детей и подростков, их социальную активность. Сегодня важно не только предоставление ребенку возможности для самореализации личности, но и приобретение опыта социального общения, повышения уровня культуры общения детей и подростков друг с другом, развитие навыков сотрудничества с взрослыми, формирование активной гражданской позиции в обществе и патриотизм по отношению к государству, приобретение навыков владения современными информационными технологиями.
Детское общественное движение является важнейшими факторами социализации ребенка, позволяющими эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития государства в новом тысячелетии. В связи с этим з начительно возрастает роль общественной организации, органов самоуправления учащихся и общественного объединения детей, которые создают условия для адаптации детей в постоянно изменяющемся обществе, для активного социального становления, для творческого развития.
Понимая важность проблемы социальной адаптации, была разработана авторская программа обучения актива детского общественного объединения «Огни будущего» «Школа волонтера», которая готовит подростков к личностному и гражданскому определению, учитывает меняющиеся с возрастом ребячьи интересы, обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому члену объединения показать, на что он способен, добиться ему успехов в разных видах деятельности.
Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Спортивно-оздоровительная деятельность - организация соревнований, акций, агитбригад, мероприятий направленных на ЗОЖ;
Шефская деятельность – работа с ветеранами ВОВ, театрализованные представления и выступления в Доме милосердия;
Информационная деятельность – работа газеты «Наше время», выпуск объявлений, пресс-листов;
Анализ работы за 2012- 2013 учебный год по программе «Мы вместе», не только определи основные направления работы, но и показал, что лучший воспитатель - это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Именно поэтому, на совете детского объединения всеобщим голосованием было решено продолжить деятельность детского объединения по 4 направлениям (дорожкам), добиваться успеха в разных направлениях работы. На мой взгляд, гражданское воспитание детей успешно осуществляется через добровольческую деятельность.
Поэтому планируя свою деятельность на 2016-2019 учебный год, на совете детского объединения было решено продолжить работу по воспитанию будущих добровольцев (волонтёров), через активную социальную деятельность и познавательную. Ребята решили, что хотят стать волонтёрами, т.к нашей помощи ждут. Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве. Реализовать на практике свои умения может человек, имеющий определённый багаж теоретических знаний. Поэтому одним из направлений деятельности детского объединения «Огни будущего» является интеллектуально-познавательная деятельность, которая включает в себя – обучение актива детского общественного объединения «Школа волонтера». Помимо знаний о волонтёрах и их деятельности, дети получают на занятиях актива большой заряд энергии, желание применять полученные знания и умения на практике, поучаствуют в тренингах и научаться проводить их сами. С этой целью детское объединение тесно сотрудничает с психологом школы. Обучение актива детского объединения в школе волонтера так же способствует формированию лидерских качеств, освоение ребёнком различных форм и способов влияния на всех этапах деятельности (целеполагания, планирования, организации, оценки). Ребятам предлагается копить звёзды «Добрые дела» в нашем созвездии, т.е, которые станут своего рода презентацией каждого. Наличие звёзд даёт возможность ребятам к концу третьего года обучения в Школе волонтера получить свидетельство волонтёра детского объединения «Огни будущего».
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».
Цель: создание благоприятных условий для выявления развития и поддержки лидерских качеств, саморазвития и самореализации членов детского объединения «Огни будущего» через оказание помощи ближнему, волонтёрскую деятельность.
Задачи:
-способствовать формированию лидерских качеств, навыков руководства и умений руководить;
- вооружить детей социально значимыми навыками.;
-приобщить их к общечеловеческим ценностям: идеям доброты, милосердия, уважения к старости.
- вовлечь детей в трудовую деятельность.
-познакомить детей с волонтёрской деятельностью, привлечь к волонтёрскому движению учащихся школы;
- создать условия для нравственного становления детей, мотивации к социально-значимой деятельности
Содержание программы
В реализации программы участвуют дети и подростки от 8 до 16 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный ( январь-август 2013г)этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории развития волонтёрского движения, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом.
Основной( 2013-2016 г.) этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и активными волонтёрами, которые сами предлагают и организуют мероприятия. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении тренингов и занятий школы волонтёра, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
Формы подведения итогов:
№
Аспекты изучения
Используемая методика
1
Выявление мотивов детей в деятельности.
Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».
2
Уровень развития самоуправления в детском коллективе.
Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».
3
Сборы, Советы, массовые мероприятия, КТД, акции и социально – значимые дела.
4
Уровень воспитанности.
Н.П. Капустина «Уровень воспитанности»
Формы и режим занятий:
По интеллектуально – познавательному направлению занятия в «Школе актива» проводятся 1 раз в месяц для всего актива детского объединения.
Занятие состоит из двух частей - теоретической и практической.
На теоретической части занятия дети получают знания по основным направлениям деятельности, а полученные знания реализуют на практике.
Продолжительность занятия 45 минут.
Формы занятий:
беседы;
игры;
тренинги;
коллективная работа;
творческие задания.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- формирование положительного имиджа детского объединения;
- подготовка будущих волонтёров;
- достаточный уровень заполнения свободного времени детей социально-значимыми, интересными делами, реализация запланированных социальных проектов;
- активная пропагандистская деятельность детей, самостоятельное проведение тренингов в последний год обучения;
-создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности;
-- пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школы и населения микрорайона через газету «Школьная пора», листовки и буклеты;
- повышение познавательной и творческой активности детей;
-повышение уровня развития самоуправления в коллективе.
Для определения уровня развития самоуправления в коллективе мы использовали методику, подготовленную профессором М.И.Рожковым.
С целью выявления мотивов детей в деятельности, мы используем методику Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Наличие материально-технической базы ( комната школьника, спортивный зал, компьютерный класс, 2 магнитофона, видеомагнитофон, DVD, телевизор, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
Учебные пособия: наглядный дидактический и методический материал, стенды.
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, педагог – психолог, социальный педагог, библиотекарь, музыкальный и медицинский работники, старшая вожатая, члены детского объединения «Огни будущего».
2. Учебно – тематический план интеллектуально – познавательного направления «Дорожка знаний» - обучение актива.
№
Наименование темы
Количество часов
Теоретических
Практических
Всего
1
Правила деятельности волонтёра.
0,5
0,5
1
2
Мастер - класс «Интересные вещи из пластика», изготовление подарка для дома милосердия.
0,5
0,5
1
3
«Этика делового общения». Тренинг «Я – лидер»
0,5
0,5
1
4
«Социальная реклама в деятельности детского объединения»
0,5
0,5
1
5
Как организовать акцию. Акция «Спорт – это класс»
0,5
0,5
1
6
Мастер-класс «Чистые улицы пластиком любуются!»
-
1
1
7
«Целедостижение»
1
-
1
8
«Агитация», как одна из форм работы.
0,5
0,5
1
9
«Я – волонтёр!»
1
-
1
Итого:
5
4
9
2014-2015 учебный год
1
«Что такое добровольчество?»
1
-
1
2
«Лукошко добрых дел»
0,5
0,5
1
3
Мастер-класс, «Я – оформитель, секреты оформления сцены.»
0,5
0,5
1
4.
Личность и коллектив. Наука общения. Практикум «Как вести за собой»
0,5
0,5
1
5
«Я – мой образ жизни – моё здоровье»
0,5
0,5
1
6
«Подарок ветерану»
0,5
0,5
1
7
«Я знаю свои права»
0,5
0,5
1
8
Игра «Слово как оружие»»
0,5
0,5
1
9
«Что мы достигли, чему научились»
0,5
0,5
1
Итого:
5
4
9
2015-2016
1
«Я и другие»
0,5
0,5
1
2
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
0,5
0,5
1
3
Мастер-класс «Организация акций»
0,5
0,5
1
4
«Толерантность»
0,5
0,5
1
5
«Музыка и руки»
0,5
0,5
1
6
Мастер-класс « Что можно смастерить из бросового материала»»
1
1
7
Деловая игра «Пресс-Шоу»
0,5
0,5
1
8
«Использование агитации и средств массовой информации в работе волонтёра»
0,5
0,5
1
9
«Я выбираю успех»
0,5
0,5
1
Итого:
4
5
9
3. Содержание интеллектуально – познавательного направления «Дорожка знаний» - обучение актива.
Тема: «Правила деятельности волонтёра»
Теория
Практика
Знакомство с волонтёрским движением в нашей стране.
Выработка правил деятельности волонтёров. Поиск информации о волонтёрах Нижегородской области в газетах и Интернете. Выпуск статьи в газету.
Тема: Мастер - класс «Интересные вещи из пластика.»
Понятие толерантности.
Изготовление подарка в Дом милосердия (веер).
Тема: «Этика делового общения». Тренинг «Я – лидер»
Правила общения в группе.
Тренинг на выявление лидера.
Тема: «Социальная реклама в деятельности детского объединения»
Что такое социальная реклама.
Игра: «Солнышко», выбор социальной проблемы
Составление плаката «Моя малая Родина»
Составление фоторепортажа.
Тема: Как организовать акцию. Акция «Спорт – это класс»
Что такое акция. Формы проведения акции.
Печать календарей «Спорт – это класс!», распространение календарей среди населения микрорайон.
Тема: Социальный проект, «Чистые улицы пластиком любуются!»
Разработка плана действий по проекту.
План работы по социальному проекту «Чистые улицы пластиком любуются! »
Тема: «Целедостижение»
Этапы подготовки КТД. Постановка цели дела, её достижение.
Тема: «Агитация», как одна из форм работы .
«Агитация», как форма работы. Методика подготовки агитаций.
Подготовка агитбригады по здоровому образу жизни
Тема: «Я – волонтёр!».
Подведение итогов работы за год.
Подсчёт звёзд.
Составление альбома «Лукошко добрых дел»
Тема: «Что такое добровольчество?»
Понятие добровольчество. Из истории.
Статья в газету в рубрике «Страницы истории»
Тема: «Лукошко добрых дел»
Понятие доброты. Какого человека можно назвать добрым.
Изготовление подарка ветеранам.
Игра на образование малых групп. Работа в группах.
Обсуждение полученной информации.
Мастер-класс, «Я – оформитель, секреты оформления сцены.»
Что такое «оформление». Какой материал можно использовать для оформления сцены. Аэродизайн.
Выполнение в технике аэродизайна оформления зала для праздника.
Тема: Личность и коллектив. Наука общения. Практикум «Как вести за собой»
Понятие личности и существование личности в коллективе. Правила успешной реализации в коллективе.
Тренинг «Как вест за собой»
Тема: «Я – мой образ жизни – моё здоровье»
Статистика злоупотребления алкоголя, психотропными веществами в России. Опасность.
Упражнение «Молекулы – атомы»,
Игра «Я никогда – нет!»
Упражнение «Ассоциация»
Тема: «Подарок ветерану»
Внимание и доброе слово необходимы каждому из нас.
Изготовление подарка ветерану.
Флажок.
Тема: «Я знаю свои права»
Нужна ли нам конвенция ООН?
Рассмотрение статей 1-2. 12-24, 25-42
Викторина «Моё право»
Игра: «Слово как оружие»»
Что такое общение, виды общения. Виды КТД.
Игра «Слово как оружие»,
Составление «Синквейна»
Тема: «Что мы достигли, чему научились»
Подведение итогов работы Школы волонтёра за год.
Оформление альбома «Лукошко добрых дел»
Тема: «Я и другие»
Значение коллектива и коллективной работы. Взаимопонимание и взаимовыручка.
Работа в группах.
Игра «Комплимент»
Тема: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Что такое здоровье. Как уберечь своё здоровье.
Работа в группах. Кроссворд «Моё здоровье. Подготовка комплекса спортивной гимнастики.
Тема: Мастер-класс «Организация акций»
«Акция» как форма работы . Что нужно для организации акции.
Деление на рабочие группы. Подготовка акции.
Тема: «Толерантность»
Понятие «Толерантность». Толерантны ли мы?
Составление синквейна на тему «Толерантность».
Тема: «Музыка и руки»
Эмоциональная разгрузка с помощью музыки. Значение тактильного контакта в группе.
Тренинговое упражнение.
Мастер-класс « Что можно смастерить из бросового материала»»
Экология в опасности.
Изготовление подарка для Дома милосердия. Цветы из пластиковых бутылок.
Деловая игра «Пресс-Шоу»
Рубрики в газете. Приёмы оформления статей.
Работа в группах.
Оформление статьи в газету.
Тема: «Использование агитации и средств массовой информации в работе волонтёра»
Виды агитационного материала.
Выпуск буклетов для агитбригады.
«Я выбираю успех»
Подведение итогов работы «Школы волонтёра». Анализ наиболее успешных акций.
Подготовка презентации о деятельности детского объединения.
4. Содержание программы
Содержание программы предусматривает 3 основных направления деятельности: шефское, спортивно-оздоровительное и информационно – пропагандистское. Работая по данным направления ребята идут дорожками волонтёра, и могут её самостоятельно выбрать для себя .
Гражданско - патриотическое направление «Дорожка добра».
Работа по данному направлению включает в себя:
выступление с концертами и театрализованными представлениями в Доме милосердия;
проведение акций помощи ветеранам и пожилым людям;
проведение мероприятий с младшими школьниками;
экологическая и поисковая работа отряда «волонтёр» в рамках социальных проектов.
Задачи направления:
способствовать нравственному воспитанию на основе принципов гуманизма;
оказывать помощь одиноким, пожилым людям;
способствовать получению организационных навыков через работу с младшими школьниками.
Формы работы:
проекты;
игры;
конкурсы;
акции;
концерты.
Спортивно – оздоровительное направление «Дорожка здоровья»
Это направление реализуется в процессе досуговой деятельности детей.
Организуя интересный содержательный досуг для учащихся школы, мы прививаем навыки здорового образа жизни учащимся школы и населению микрорайона. Дети ощущают потребность в своей деятельности, желание реализовать свои способности. Ребята организуют группу поддержки для районной команды велосипедистов, что способствует привитию любви к спорту.
Задачи направления:
способствовать развитию коллективно – творческой деятельности в детском объединении;
создать условия для творческого потенциала детей;
разработать и организовать «зрелищные» массовые мероприятия, конкурсы направленные на пропаганду здорового образа жизни;
Формы работы:
конкурсы;
игровые программы;
КТД;
праздники;
выставки творческих работ.
Тренинги
Группа поддержки
Информационно – пропагандистское направление «Дорожка пропагандиста».
Ребята, работая в своих отрядах регулярно освещают население микрорайона и учащихся школы о своей деятельности в газете «Наше время». Выпускают агитационные материалы: буклеты, календари, листовки.
Задачи направления:
обучить детей основным приемам работы с различными источниками информации, приемам обработки и подачи информации;
5.1.Гражданско - патриотическое направление «Дорожка добра».
№п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственный
2014-2015 учебный год
1.
Игровая программа «Наш друг светофор!»
сентябрь
Отряд «Затейники»
2
Концерт в Доме милосердия к Дню пожилого человека.
октябрь
Отряд «Затейники»
3
Праздничная игровая программа для младших школьников «Осенняя сказка»
октябрь
Отряд «Затейники»
4
Новогоднее представление для Дома милосердия
декабрь
Отряд «Затейники»
5
Акция «Мусор не тает!»
январь
Отряд «Волонтёр»
6
Мастер-классы «Чистые улицы пластиком любуются!»
Январь - март
Отряд «Волонтёр»
7
Концерт в Доме милосердия «Трубят солдату сбор!»
февраль
Отряд «Затейники»
8
Концерт в Доме милосердия «Ваше величество женщина!»
март
Отряд «Затейники»
9
Акция по уборке территории «Бери семь, бери друзей и на субботник выходи скорей!».
Апрель- май
Отряд «Волонтёр»
11
Своя игра «Гигиена питания» для младших школьников
апрель
Отряд «Затейники».
2015-2016 учебный год
1
Игровая программа «Наш друг светофор!»
сентябрь
Отряд «Затейники»
2
Концерт в Доме милосердия «Осень золотая», посвящённый Дню пожилого человека.
октябрь
Отряд «Затейники»
3
Праздничная игровая программа для младших школьников «Осенняя сказка»
октябрь
Отряд «Затейники»
4
Новогоднее представление для Дома милосердия
декабрь
Отряд «Затейники»
5
Поисковая работа по проекту «Герой голубых просторов»
Октябрь -декабрь
Отряд «Волонтёр»
5
Акция «Подарок для дома милосердия»
январь
Отряд «Волонтёр»
6
Работа по реализации социального проекта «Герой голубых просторов»
февраль
Отряд «Затейники»
7
Выпуск поздравительной газеты для женщин в Доме милосердия.
март
Отряд «Пропагандист»
8
Акция «Протяни руку помощи!».
Апрель- май
Отряд «Волонтёр»
2016-2017 учебный год
1
Игровая программа «Наш друг светофор!»
сентябрь
Отряд «Затейники»
2
Театрализованное представление
Для Дома милосердия «А мы с бабушкой!»
октябрь
Отряд «Затейники»
3
Праздничная игровая программа для младших школьников «Калина красная»
октябрь
Отряд «Затейники»
4
Новогоднее представление для Дома милосердия
декабрь
Отряд «Затейники»
5
Концерт для Дома милосердия «У солдата выходной…»
февраль
Отряд «Затейники»
6
Конкурс среди учащихся школы
«Открытка для бабушки»
март
Отряд «Волонтёр»
7
Концерт в Доме милосердия «Для милых дам!»
март
Отряд «Затейники»
8
Акция «Лукошко добрых дел».
Апрель- май
Отряд «Волонтёр»
5.2. Спортивно-оздоровительное направление «Дорожка здоровья»
№
Мероприятие
Сроки
Ответственный
2014-2015 учебный год
2
Выступление агитбригады «Спорт – это класс!»
октябрь
Отряд «Волонтёр»
3
Игровая программа для младших классов «Территория здоровья»
январь
Отряд «Волонтёр»
4
Выпуск календарей «Спорт это класс!»,акция по распространению буклетов и календарей.
январь
Отряд «Пропагандист»
5
Выступление агитбригады «Мой выбор – жизнь!» для учащихся школы
февраль
Отряд «Волонтёр»
6
Выпуск листовок «Мой выбор – жизнь» для населения микрорайона.
март
Отряд «Пропагандист»
7
Участие в тренинговых занятиях «Айсберг», «Башня»
апрель
Все отряды
2015-2016 учебный год
1
Выступление агитбригады «Мы выбираем жизнь!» в младших классах, в РДК, в Доме милосердия
Сентябрь- октябрь
Отряд «Волонтёр»
2
Игровая программа для младших классов « Кто мы есть?»
ноябрь
Отряд «Волонтёр»
3
Выпуск билетов здоровья «Задумайся о своём здоровье» для населения микрорайона и учащихся школы
январь
Отряд «Пропагандист»
4
Выступление агитбригады «Ты выбираешь сам!» для учащихся школы
апрель
Отряд «Волонтёр»
5
Участие в тренинговых занятиях «Я – мой образ жизни – моё здоровье», «Башня»
апрель
Все отряды
6
Акция «Танцуй ради жизни»
апрель
Отряд «Волонтёр»
2016-2017 учебный год
1
Выступление агитбригады «Мы выбираем жизнь» для учащихся начальной школы на мероприятии «Наш друг светофор», и в Доме милосердия.
сентябрь
Отряд «Волонтёр»
2
Игровая программа для младших классов «Как предостеречь себя от вредных привычек», театрализованное представление «Как медведь трубку нашёл»
ноябрь
Отряд «Затейники»
3
Выпуск календаря на 2014 год «Советы от малышей»
декабрь
Отряд «Пропагандист»
4
Выступление агитбригады «Ты выбираешь сам!» для учащихся школы
март
Отряд «Волонтёр»
5
Подготовка и проведение тренингового занятия по здоровому образу жизни для учащихся школы.
апрель
Отряд «Волонтёр»
6
Проведение тренингового занятия для учащихся сельских школ.
апрель
Отряд «Волонтёр»
5.2. Информационно-пропагандистское направление «Дорожка пропагандиста»
№
Мероприятие
Сроки
Ответственный
2014-2015 учебный год
1
Выпуск газеты «Наше время», экологическая страничка.
сентябрь
Отряд «Пропагандист»
2
Организация встречи « С днём рождения Комсомол!», игра Брейн-ринг.
октябрь
Отряд «Затейники»
2
Выпуск статьи «С уважением к старости»
октябрь
Отряд «Пропагандист»
3
Разработка календарей к акции «Мусор не тает!»
ноябрь
Отряд «Пропагандист»
4
Выпуск газеты «Наше время» на тему «Территория здоровья»
декабрь
Отряд «Пропагандист»
5
Выпуск листовок и календарей «Спорт – это класс!», календарей и буклетов к акции «Мусор не тает!»
январь
Отряд «Пропагандист»
6
Объявление акции «Протяни руку помощи!»
апрель
Отряд «Пропагандист»
7
Выпуск листовок «Мой выбор – жизнь» для населения микрорайона.
март
Отряд «Пропагандист»
8
Выпуск газеты на тему « Тыл – фронту»
май
Отряд «Пропагандист»
2015-2016 учебный год
1
Выпуск газеты «Наше время» на тему: «Страницы истории волонтёрского движения»
сентябрь
Отряд «Пропагандист»
2
Выпуск газеты «Наше время» на тему «Помоги себе сам»
ноябрь
Отряд «Пропагандист»
3
Выпуск листовок «Помоги себе сам!» для населения микрорайона и учащихся школы
декабрь
Отряд «Пропагандист»
4
Объявление акции «Подарок для Дома милосердия»
январь
Отряд «Пропагандист»
5
Выпуск газеты «Наше время» на тему «Мои права»
февраль
Отряд «Пропагандист»
2016-2017 учебный год
Отряд «Пропагандист»
1
Выпуск газеты «Наше время» на тему: «Дорогой добрых дел»
сентябрь
Отряд «Пропагандист»
2
Выпуск газеты «Наше время» на тему: «СПИД –болезнь души»
ноябрь
Отряд «Пропагандист»
3
Выпуск календаря на 2014 год «Советы от малышей»
декабрь
Отряд «Пропагандист»
4
Объявление акции «Подарок для дома Милосердия»
декабрь
Отряд «Пропагандист»
5
Выпуск газеты «Наше время» на тему: «Ты гражданин своей страны»
февраль
Отряд «Пропагандист»
6
Выпуск газеты «Наше время» на тему: «Лукошко добрых дел»
апрель
Отряд «Пропагандист»
6. Методическое обеспечение.
6.1 Численность членов детского объединения «Огни
будущего» по годам:
6.2. Результаты диагностики уровня развития коллектива детского объединения «Огни будущего»
Для определения уровня развития коллектива мы использовали методику определения уровня развития самоуправления в коллективе, подготовленную профессором М.И.Рожковым
( Степанова Е.Н., воспитательный процесс: изучение эффективности. «Творческий центр сфера», М., 2003 г.)
В опросе за 2014-2015 учебный год принимали участие 54 человека, что составляет 92% от общего числа членов детского объединения.
Кроме выявления общего уровня развития самоуправления коллектива, мы рассматривали и развитие различных аспектов самоуправления, как в общем, так и в отдельности по отрядам
Уровень развития коллектива мы определяем в конце учебного года.
Таблица показателей уровней развития детского самоуправления 2012-2013 год
№
Отряды
Уровень развития саоуправления в отряда
Аспекты детского самоуправления ( Коэффициент)
Уровень самоуправления коллектива
Уровень развития самоуправления всей школы
Включенность детей в самоуправленческую деятельность
Организованность коллектива
Ответственность первичного коллектива за его дела
Включенность в дела общешкольного коллектива
Отношения с другими ученическими общностями
Ответственность учащихся за дела детского объединения.
1
Отряд «Волонтёр»
0,9
0,9
0,9
0,8
0,7
0,9
0,9
2
Отряд
«Затейники»
0,8
0,8
0,8
0,7
0,8
0,7
0,8
3
Отряд
«Пропагандист»
0,7
0,6
0,7
0,7
0,6
0,6
0,7
Уровень самоуправления коллектива отрядов - Коэффициент 0,5 и ниже – низкий уровень; от 0,5 до 0,8 – средний уровень; выше 0,8 – высокий уровень.
Из таблицы видно, что уровень развития детского самоуправления находится на среднем уровне (от 0,5 до 0,8) у ребят из отрядов «Затейники» и «Пропагандист», на высоком уровне у старших ребят из отряда «Волонтёр»
6.3. Результаты диагностики уровня воспитанности членов детского объединения «Огни будущего».
Вконце 2014-2015 учебного года была проведена диагностика уровня воспитанности.
Для определения уровня воспитанности мы использовали методику Н.П.Капустина, по которой ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает вожатая.
Цель: Определение уровня воспитанности детей
В опросе за 2014-2015 год принимали участие 62 человека.
Таблица распределения уровней воспитанности по отрядам за 2014-2015 год.
Отряды
Уровень воспитанности
Кол.
чел.
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
«Волонтёр»
21
13
8
«Затейники»
25
14
8
3
«Пропагандист»
16
12
2
2
62
39 (62%)
29 (37%)
8(13%)
6.4. Результаты диагностики изучения мотивов участия членов детскогообъединения в деятельности.
Вконце 2014-2015 учебного года была проведена диагностика мотивов участия детей в деятельности детского объединения.
Для определения мотивов мы использовали методику Л.В. Байбородовой, по которой детям предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Цель: выявление мотивов поступков учащихся в процессе их жизнедеятельности.
В опросе за 2014-2015 год принимали участие 62 человека.
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия детей в деятельности.
Коллективные мотивы
Личностные мотивы
Престижные мотивы
Отряд «Волонтёр»
10 25%
8 41%
3 33%
Отряд «Затейники»
15 41%
9 45%
1 14%
Отряд «Пропагандист»
8 62%
8 38%
7. Взаимодействие с различными социальными структурами.
В рамках реализации программы «Путь к успеху» детское объединение тесно взаимодействует с различными социальными структурами.
Детске объединение работает на базе Базинской ООШ . Особое место среди социальных партнеров занимает администрация школы. Социальное партнерство с ДООЦ «Бутурлинец» по оказанию методической помощи вожатым и детям, члены детского объединения обучаются ежемесячно в районной школе актива, ребята организуют группу поддержки для Спортивной школы во время соревнований велогонщиков.
В процессе реализации программы детское объединение тесно взаимодействует с Домом милосердия, реализуя акции по здоровому образу жизни сотрудничаем с Районным домом культуры, ОАО «Базинское», оказывают спонсорскую помощь.
Особое место среди социальных партнеров занимает школьная газета «Наше время», в которой детское объединение информирует о своей деятельности учащихся школы и население Базино.
8.Список литературы
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год).
Федеральный закон от 13.01.1996. №12-ФЗ «Об образовании».-Вестник образования, №7 / 1996.
Федеральный закон от 20.07.2000 №102 ФЗ «О внесение изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ «Об образовании».-Вестник образования, №18/2000.
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г.)
Федеральный закон РФ от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». – Проблемы школьного воспитания, №2/1995.
Методические рекомендации МО РФ во исполнении решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях». – Вестник образования №9/200.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 №574).- Внешкольник,№1/2000.