kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ КУЗБАССА» (предметный курс для учащихся 8 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.

Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и природными особенностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ КУЗБАССА» (предметный курс для учащихся 8 классов)»






ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ КУЗБАССА»

(предметный курс для учащихся 8 классов)









.

















Кемерово 2018г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 50

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 51

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 52

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 55

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 57

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 58



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.

Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и природными особенностями.

В структуре программы заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Изучение географии в рамках элективного курса направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае.

  2. Создание условий для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности.

  3. Воспитание патриотического отношения к своему краю, позитивных установок для решения экологических и проблем своей местности.

Задачи можно сформулировать следующим образом:

  1. Дать представление о физико-географической характеристике и экологических проблемах Кемеровской области.

  2. Познакомить с историей Кемеровской области.

  3. Познакомить с культурой и бытом коренных народов Кузбасса, воспитывать чувства уважения к их традиционной культуре.

  4. Формировать практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

После изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:

- исторические особенности формирования нашей области;

- происхождение географических названий на карте области;

- особенности климата области;

- особенности рельефа области;

- основные полезные ископаемые и особенности их формирования;

- водные ресурсы, расположение их на карте;

- интересные природные объекты;

- национальные обычаи и традиции местных народов;

- экологические обстановку и проблемы Кемеровской области.

Уметь:

- вести собственные наблюдения и исследования окружающей среды;

- работать с картами, таблицами, с информационными источниками;

- работать с определителями растений, минералов, горных пород;

- соотносить события, процессы истории Кузбасса с определенными периодами истории России;

- решать творческие географические задачи;

- прогнозировать последствия воздействия человека на компоненты природного комплекса края;

- выполнять исследовательские задания;

- составлять конспект, готовить реферат, доклад, самостоятельно подбирать литературу.



СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение

  1. Физико-географическое положение Кемеровской области. Соседние субъекты федерации. Площадь. Протяженность с севера на юг и с запада на восток. Плотность и численность населения. Крупные города и промышленные центры Кузбасса.

  2. Телеуты и шорцы-коренные жители нашего края. История, быт и культура коренного населения Кузбасса.

Природа Кузбасса

  1. Геологическое строение территории. Геоморфологические районы Кемеровской области. Кузнецкая котловина. Кузнецкий Алатау. Салаирский кряж. Горная Шория. Западно-Сибирская низменность. Кузнецкий угольный бассейн. Распространение полезных ископаемых на территории Кемеровской области (уголь, нефть, торф, золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий).


  1. Климат Кемеровской области.

  1. Факторы, определяющие климатические условия Кузбасса. Континентальность климата. Господствующие ветра. Температурный режим. Средняя годовая температура для всей области. Температурный максимум. Температурный минимум. Период вегетации. Средняя продолжительность сплошного безморозного периода. Средняя годовая температура почвы.

  2. Неравномерность распределения атмосферных осадков на территории Кемеровской области. Факторы, влияющие на распределение осадков. Территории с максимальными и минимальными показателями выпадения осадков. Высота снежного покрова. Многолетние снежники Алатау и Горной Шории.


  1. Водные ресурсы Кемеровской области

  1. Речная сеть Кемеровской области. Питание рек. Неравномерность размещения. Ледовый режим. Томь: протяженность, площадь бассейн, годовой сток, исток, устье. Крупные реки: Мрассу, Кондома, Кия, Кожух, Яя, Урюп, Иня, Чумыш.

  2. Озера: Черное, Б. Берчикуль, М. Берчикуль, Атанаево, Телецкое, Утиное и др. Типы озер: пойменные, горные, высокогорные каровые и моренные, пруды, как искусственные озера и др. Преобладание пойменных озер на территории Кемеровской области.

  3. Болота, подземные воды, минеральные источники. Классификация болот: низинные (эвтрофные), переходные (мезотрофные) верховые (олиготрофные). Распространение болот на территории Кемеровской области. Понятие заболоченности озер. Распространение минеральных вод в Кузбассе

  4. Использование водных ресурсов Кемеровской области.


  1. Почвы Кемеровской области

  1. Три основных типа почв Кемеровской области: выщелоченные и деградированные черноземы; серые оподзоленные почвы лесостепи; подзолистые почвы горных районов. Факторы, влияющие на географию почв (климат, растительность, рельеф).

  2. Эрозия почв: ветровая, водная. Причины образования оврагов. Меры больбы с эрозией почв.


  1. Растительность Кемеровской области

  1. Горные ландшафты Кузбасса. Факторы, оказывающие влияние на формирование лесной растительности. Распространение темнохвойной (черневой) тайги на территории Горной Шории, южной части Алатау и по главному хребту Салаира. Темнохвойные виды: пихта, кедр, ель. Липа Сибирская-эндемик Западной Сибири (Горная Шория). Альпийские луга Кузнецкого Алатау.

  2. Равнинные ландшафты. Факторы, оказывающие влияние на формирование ландшафта. Сибирская лесостепь.

  3. Искусственные насаждения. Значения искусственных насаждений.


  1. Животный мир Кемеровской области.

  1. 43 вида рыб (осётр сибирский, хариус, щука, налим, окунь, пескарь, сазан, карась, лещ, карп и др.); около 325 видов птиц, как оседлых, так и перелётных (сокол (сапсан), орёл-беркут и чёрный коршун, филин, глухарь, дятел и рябчик); млекопитающих – 74 вида (бобр, лось, выдра, норка, кабарга, кабан, волк, косуля, медведь, олень, ондатра и др. Распространение животных по территории. Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

  2. Красная книга Кемеровской области.Животные Кемеровской области. Причины исчезновения. Системы мер по охране исчезающих видов животных и растений.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(18 часов)

Раздел

Урока

Тема

Количество

Часов

Компетенц.

Мультимед.

Примеч.

План

(часы)

Факт

(часы)

I раздел

Введение

(2часа)

1

Физико –географическое положение Кемеровской области на карте России

1


Коммуникатив

учебно-познавательная

рефлексивная

личностного саморазвития

смысла поисковая


Презентация 1


2

История, быт и культура коренного населения Кузбасса

(экскурсия в Музей-заповедник «Томская писаница»)

1


Коммуникатив

учебно-познавательная

личностного саморазвития

смысла поисковая



Урок-контр.

(1 час)

3

Физико-геогр. положение К.о., история и быт коренного населения

1





II раздел

Природа Кемеровской Области

(14 часов)

Тема 1

Рельеф Кемеровской области

(3часа)




Тема 2

Климат Кемеровской области

(3 часа)



Тема 3

Внутренние воды

Кузбасса

(3 часа)


4


Геологическое строение и рельеф Кемеровской области


1



Коммуникатив

учебно-познавательная

рефлексивная



5

Полезные ископаемые Кемеровской области

1


личностного саморазвития




6

Урок-экскурсия на «Кедровский бассейн»

1


Поисковая



7

Особенности температурного режима

1


Коммуникатив

учебно-познавательная

рефлексивная

личностного саморазвития

смысла поисковая

Презентация 2


8

Распределение осадков на территории Кемеровской

1


Коммуникатив

учебно-познавательная рефлексивная

Презентаци 3


9

Урок-экскурсия на метеорологическую станцию

1


личностного саморазвития



10

Реки Кузбасса.

1





11


Озера Кемеровской области.

Болота, подземные воды, минеральные источники.


1




Презентация 4



12

Использование водных ресурсов Кемеровской области. Значение для населения.

1



Презентация 5


13

Почвы Кемеровской области

Изучение типов почв Кемеровской области по коллекции

1


Коммуникатив

учебно-познавательная

рефлексивная

личностного саморазвития

смысла поисковая

Презентация 6


14

Эрозия почв Кемеровской области

1





15


Горные ландшафты

Равнинные ландшафты

1






16

Значение искусственных насаждений для природы Кузбасса

1





17


Млекопитающие,

птицы и рыбы Кузбасса

Урок-экскурсия в Музей экологии и этнографии КемГУ

1






Урок-контр.

(1 час)


18

Игра-викторина «Самое интересное о природе Кузбасса»

1








ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Кемеровская область. Атлас для школьников. М.: ФГУП «Издательство «Просвещение», 2002.

  2. Кемеровская область. Атлас. Кемерово-Новосибирск: ПО «Инженерная геодезия» Роскартографии, 1996.

  3. Карты Кемеровской области и г. Новокузнецка

  4. Кемеровская область. Часть 1. Природа и население: Коллективная монография / Под ред. В.П.Удодова. – Новокузнецк, 2008.- 117с.

  5. Северный, В.Я. Туризм в Кузбассе / В.Я.Северный (авт.-сост.) [и др.]. – Кемерово: ИПП «Кузбасс»: ООО «Скиф», 2009.

  6. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие /Л.И.Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006.

  7. Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области /Л.И.Соловьев. - Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003.

  8. Шаров, Г.Н., Надлер, Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области / Г.Н.Шаров, Ю.С.Надлер. – Новокузнецк: ООО «Геокон», 2001.

  9. Шуранов, Н.П. История Кузбасса/ Н.П. Шуранов - Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.-360 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
    1. Скалон, Н.В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области / Н.В.Скалон. – Кемерово: СКИФ; ИПП «Кузбасс», 2005. – 128 с.

    2. Скалон, Н.В. Животный мир Горной Шории / Н.В.Скалон. – Кемерово: СКИФ; ИПП «Кузбасс», 2007. – 64 с.

    3. Соловьёв, Л.И.География Кемеровской области: Природа / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»»: ООО «Скиф», 2009. – 348 с.

    4. Соловьёв, Л.И.География Кемеровской области: Население, хозяйство, города и районы (региональные образовательные программы / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»»: ООО «Скиф», 2009. – 348 с.

    5. История Кузбасса. Отв. ред. Н.П.Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006.

    6. Кемеровской области – 60 лет. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60 – летию Кемеровской области. Кемерово: Кузбассвузиздат,2003.

    7. Уголь Кузбасса. Страницы истории. Кемерово, 2005.

    8. Кемеровская область. Атлас для школьников. М.: ФГУП «Издательство «Просвещение», 2002.

    9. Кемеровская область. Атлас. Кемерово-Новосибирск: ПО «Инженерная геодезия» Роскартографии, 1996.

    10. Карты Кемеровской области и г. Новокузнецка

    11. Кемеровская область. Часть 1. Природа и население: Коллективная монография / Под ред. В.П.Удодова. – Новокузнецк, 2008.- 117с.

    12. Северный, В.Я. Туризм в Кузбассе [Текст] / В.Я.Северный (авт.-сост.) [и др.]. – Кемерово: ИПП «Кузбасс»: ООО «Скиф», 2009.

    13. Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области / Л.И.Соловьев. - Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003.

    14. Шаров, Г.Н., Надлер, Ю.С. Заповедные геологические памятники Кемеровской области / Г.Н.Шаров, Ю.С.Надлер. – Новокузнецк: ООО «Геокон», 2001.

    15. Шуранов, Н.П. История Кузбасса/ Н.П. Шуранов - Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006.-360 с.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малашина Екатерина Константиновна

Дата: 15.11.2020

Номер свидетельства: 563443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства